Научная статья Original article УДК 339.543
DOI 10.55186/25876740_2023_7_2_21
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГАРНОГО СЕКТОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
CUSTOMS REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE AGRICULTURAL SECTOR IN PROVIDING FINANCIAL AND
ECONOMIC STATE SECURITY
Качанова Людмила Сергеевна, доктор экономических наук, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected]
Шабашева Юлия Евгеньевна, преподаватель кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected].
Kachanova Lyudmila Sergeevna, Doctor of Economics, PhD in Technical Sciences, associate professor, professor of the chair «Financial Management», Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]
Shabasheva Yulia Evgenievna, Lecturer of the chair «Financial Management», Russian Customs Academy, Lyubertsy, Россия, Email:
Аннотация. В условиях развития международной торговли таможенное регулирование агарного сектора экономики занимает основополагающее место в обеспечении финансово-экономической безопасности государства, поскольку содействует ограничению или расширению импорта товаров и услуг на внутренний рынок, а также на сдерживание или поощрение экспорта товаров и услуг из страны. Выявлено, что таможенная политика и таможенное регулирование направлены на повышение конкурентоспособности национальных производителей и улучшение товарной структуры внешней торговли, стимулирование инвестиционных процессов и сдерживание инфляционных последствий значительных ценовых колебаний на международных рынках. Таможенные риски, возникающие при несоблюдении таможенного законодательства, создают негативную и опасную ситуацию для государства: проникновение на внутренний рынок контрабандной и некачественной продукции, запрещенных веществ и товаров, а также снижение собираемости доходов федерального бюджета ввиду уклонения от уплаты таможенных платежей. В результате анализа инструментов таможенной политики выявлены проблемные вопросы и предложены пути их решения. Проанализирована угроза финансово-экономической безопасности - снижение доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами.
Annotation. In the context of the development of international trade, customs regulation of the agricultural sector of the economy occupies a fundamental place in ensuring the financial and economic security of the state, since it helps to restrict or expand the import of goods and services to the domestic market, as well as to restrain or encourage the export of goods and services from the country. It is revealed that customs policy and customs regulation are aimed at increasing the competitiveness of national producers and improving the commodity structure of foreign trade, stimulating investment processes and curbing the inflationary consequences of significant price fluctuations in international markets. Customs risks arising from non-
compliance with customs legislation create a negative and dangerous situation for the state: the penetration of contraband and low-quality products, prohibited substances and goods into the domestic market, as well as a decrease in the collection of federal budget revenues due to customs evasion. As a result of the analysis of customs policy instruments, problematic issues have been identified and ways to solve them have been proposed. The threat of financial and economic security is analyzed - a decrease in federal budget revenues administered by customs authorities.
Ключевые слова: таможенное регулирование, таможенная политика, таможенно-тарифное регулирование, финансово-экономическая безопасность государства, нетарифные меры таможенного регулирования
Keywords: customs regulation, customs policy, customs and tariff regulation, financial and economic security of the state, non-tariff measures of customs regulation
Введение. В многополярном постоянно меняющемся мире возникают риски потери финансовой стабильности и экономической устойчивости государства, поэтому в целях предотвращения данных рисков следует наращивать, эффективно использовать, планировать и применять ресурсы государства для обеспечения финансово-экономической безопасности Российской Федерации.
Обеспечение финансово-экономической безопасности является неизменно важным направлением деятельности государства, что особенно остро рассматривается в условиях непрерывного изменения экономической конъюнктуры и нарастающей неопределенности. Многогранность экономической деятельности определяет необходимость изучения различных аспектов финансово-экономической безопасности государства и нахождения новых механизмов противодействия вызовам и угрозам. Потому актуальным в рамках тематики данного исследования является изучение возможностей применения механизмов воздействия инвестиционной политики на процесс обеспечения финансово-экономической безопасности государства.
Материалы и методы исследования. В настоящее время в условиях ин-
тенсивного развития международной торговли таможенная политика занимает основополагающее место в обеспечении финансово-экономической безопасности государства, поскольку в соответствии с поставленными задачами направлена на ограничение или расширение импорта товаров и услуг на внутренний рынок, а также на сдерживание или поощрение экспорта товаров и услуг из страны [1].
Средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование) [2].
На данный момент в Российской Федерации таможенная политика реали-зовывается в условиях санкционной политики, проводимой со стороны недружественных стран в отношении России. В связи с текущей ситуацией направлениями таможенной политики должны стать выполнение фискальных задач, поддержка российских производителей, повышение привлекательности для новых иностранных инвесторов, содействие сдерживанию роста внутренних цен, снижение издержек участников ВЭД [3]. Основные цели таможенной политики представлены на рисунке 1.
В целях достижения целей таможенной политики и для решения задач, поставленных в текущих политических и экономических ситуациях, необходимо формировать в рамках таможенной политики предпосылки импорттозаме-щения, развития производственно-технологического сотрудничества в рамках ЕАЭС. При обеспечении финансово-экономической безопасности государства разрабатываемые меры таможенной политики координироваться с реализуемой национальной политикой.
Цели таможенной политики
обеспечение эффективного использования инструментов таможенно-тарифной политики в сочетании с нетарифными мерами по защите внутреннего рынка и отечественных производителей создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на таможенной территории ЕАЭС
рационализация товарной структуры ввоза товаров обеспечение условий для эффективной интеграции ЕАЭС в мировую экономику обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования
Рисунок 1 . Совокупность целей таможенной политики
Источник: составлено авторами на основе [3]
В настоящее время ввиду введения со стороны недружественных стран ограничений на ввоз товаров в Россию характерной чертой внешней торговли является повышение привлекательности для иностранных участников ВЭД через снижение значений таможенных пошлин для повышения уровня импорта в целях регулирования предложения товаров на внутреннем рынке. Однако либерализация этих отношений может привести к возможности потери финансово -экономической безопасности государства.
Стоит отметить, что для защиты финансово-экономической безопасности государства уполномоченными органами государственной власти разрабатывается таможенная политика, которая взаимосвязана с государственной политикой внешней торговли.
Глобальные преобразования в современном мире повышают значимость и роль таможенных органов в обеспечении финансово-экономической безопасности государства, формируя новые приоритетные направления развития тамо-
International agricultural journal 2/2023
женного дела. На рисунке 2 приведена схема, характеризующая укрупненную структуру национальной безопасности государства и место таможенной политики в ней.
Национальная безопасность
Экономическая безопасность
Финансовая безопасность
Внешнеэкономическая безопасность
Информационная безопасность
Продовольственная безопасность
Финансовая по- Внешнеэкономическая Внешнеторговая
литика политика политика
Таможенная политика
Таможенное регулирование
Таможенно-тарифное регулирование
Нетарифное регулирование
Таможенный тариф
Тарифная квота
Тарифные льготы
Тарифные преференции
Запрет ввоза и (или) вывоза товаров
Количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров
Исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров
Автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров
Разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров
Рисунок 2. Таможенная политика и таможенное регулирование в обеспечении национальной безопасности государства Источник: составлено авторами на основе [3]
Таможенная политика занимает центральное место в обеспечении финан-
сово-экономической безопасности государства, поскольку с помощью нее осуществляется контроль и регулирование внешнеэкономических операций.
В рамках реализации таможенной политики определена система правоотношений между объектами и субъектами рассматриваемой политики. К субъектам таможенной политики относятся законодательные и исполнительные органы государства (Президент, Федеральное собрание, Правительство РФ, министерства и государственные службы), коммерческие банки, неправительственные и негосударственные международные организации, союзы предпринимателей.
Объектами таможенной политики являются участники внешнеэкономической деятельности и другие социальные группы, интересы которых затрагивает таможенная политика.
Нетарифные меры таможенной политики — это инструменты ограничения внешней торговли, которые не используют таможенные пошлины, оказывают влияние на внешнюю торговлю. Методы нетарифного регулирования являются в большей степени административными и призваны выполнять функцию защиты национального производства [4].
Согласно статье 46 Договора [5] к мерам нетарифного регулирования относятся:
- запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
- количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
- исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
- автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Таможенно-тарифная политика представляет собой инструмент регулирования внешней торговли через применение тарифных мер (таможенный тариф, тарифная льгота, тарифная квота и тарифные преференции). Ограничивая или стимулируя экспорт и импорт определенной продукции, решаются разные государственные задачи (рисунок 3). В соответствии с общегосударственной
International agricultural journal 2/2023
внешнеэкономической стратегией в рамках реализации таможенно-тарифного регулирования формируют принципы, порядок и методологию таможенного обложения экспортно-импортных товаров; устанавливают виды таможенных тарифов, уровень ставок таможенных пошлин; порядок оценки стоимостной базы для расчета таможенных платежей; условия предоставления таможенных преференций и льгот в отношении импортируемых иностранных товаров [6].
Основные задачи таможенно-тарифного регулирования стран-участниц ЕАЭС
и
о
«
о
X
о cö
« н
К %
х «
2 2
о
с
о
С
<и
К к
X X
а ю о CÖ О О <и * о
с К с ч
X ч
в о (U
с <и с с
РМ К
ET К S о X о
а
eö Л
^ ь -
о о « (и о Ь ' X о
CÖ
с о
СО
к
н о о
С
ю *
к
et «
о н
£
и о <и ET
к S о
X §
v S о ^ sj.
X CÖ К U X
л CP
rn
5 2
~ E О и1 H
к ö ^ ET ю S йщ CÖ s с H
c §
и
о «
о (Ii
(U А
ix к <SJ
<D X и
н (Ii К
щ и Ч
К И о
CÖ н К О <и ЕГ и S3
(Ii о
н и О с
CÖ с
СП
£ m
<u
к
о
(U
и о X Ю а Рн
Рисунок 3. Основные задачи таможенно-тарифного регулирования стран-
участниц ЕАЭС [7]
Таможенно-тарифное регулирование выступает ведущим компонент ом государственного регулирования международной торговли.
В Российской Федерации в рамках членства в ЕАЭС и ВТО используются инструменты таможенно-тарифного регулирования международной торговли, основанные на положениях международного и национального таможенного законодательства, реализуемые через регламентированный комплекс элементов (рисунок 4).
В Российской Федерации таможенный тариф является главным инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государства. Таможенный тариф представляет собой упорядоченную в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности систему ставок таможенных пошлин [8].
На таможенной территории ЕАЭС применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС, утверждаемые Комиссией и являющиеся инструментами торговой политики Союза [5].
Основные цели применения Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза представлены на рисунок 5.
Инструменты таможенно-тарифного регулирования ВЭД, применяемые таможенными органами Российской Федерации
Таможенный тариф
Единый таможенный тариф ЕАЭС
Закон РФ «О таможенном тарифе»
Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС
Таможенные
пошлины
Вывозные таможенные пошлины
Ввозные таможенные пошлины
Тарифные квоты
Тарифные льготы
Тарифные преференции
I
I
I
Рисунок 4. Основные инструменты таможенно-тарифного регулирования международной торговли, применяемые таможенными органами РФ [9]
В Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин: адвалорные, специфические, комбинированные [5].
Значимая цель Единого таможенного тарифа ЕАЭС состоит в исключении стоимостного неравенства товаров российских и зарубежных производителей.
Исчисление размера таможенных пошлин, подлежащих уплате, производится на основе базы для начисления таможенных пошлин и соответствующего
вида ставки таможенных пошлин. Таможенный тариф выполняет защитную функцию для отечественных товаров от импортной конкуренции, а также способствует поступлению средств в доходную часть федерального бюджета от взимания таможенных пошлин [7].
Рисунок 5. Цели применения ЕТТ ЕАЭС
Источник: составлено авторами на основе [5]
В отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров. Предоставление тарифных льгот осуществляется в соответствии с положениями приложения № 6 к Договору о ЕАЭС [5].
В отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, допускается установление тарифных квот, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на таможенной территории Союза.
В отношении таких товаров, ввозимых на таможенную территорию Сою-
за в пределах установленного объема тарифной квоты, применяются соответствующие ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза [5].
Ввод тарифных квот способствует регулированию объема ввоза отдельных видов сельскохозяйственной продукции на таможенную территорию Союза и обеспечивает защиту отечественных производителей данной продукции. С помощью тарифных квот поддерживается требуемый объем импортной продукции сельского хозяйства на территории страны для обеспечения внутреннего спроса.
Результаты исследования и их обсуждение. Среди проблемных вопросов финансово-экономической безопасности государства при реализации таможенной политики отметим следующие:
- несоответствие действующих мер таможенного регулирования актуальным текущим задачам государства, в частности мероприятиям по им-портозамещению;
- неверное применение кода ТН ВЭД;
- ввоз товаров на территорию Российской Федерации под видом товаров, включенных в перечень товаров в отношении которых применяются условия параллельного импорта;
- ввоз контрафактных (поддельных) товаров на территорию Российской Федерации под видом оригинальных товаров, включенных в перечень товаров в отношении которых применяются условия параллельного импорта.
Кроме того, в рамках проводимой таможенной политики существует угроза финансово-экономической безопасности - снижение доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами.
Проблемный вопрос «несоответствие действующих мер таможенного регулирования актуальным текущим задачам государства, в частности мероприятиям по импортозамещению» складывается, например, в отношении принятой меры по коду ТН ВЭД 0304 95 100 0 (сурими рыбы семейств Ь^тасего^ае,
euclichthyidae, gadidae, macrouridae, melanonidae, merlucciidae, moridae и muraenolepididae, кроме минтая (theragra chalcogramma), мороженое).
С 01.09.2018 по 30.04.2023 по коду ТН ВЭД 0304 95 100 0 установлена ставка таможенной пошлины в размере 0%, однако, импорт указанного товара невысок, а в 2021 году составил наименьшее значение за последние 8 лет.
Тем не менее, Россия начала производить собственный фарш для крабовых палочек сурими, об этом сообщила Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ), так в 2021 году было произведено около 10 тыс. тонн сурими. Согласно прогнозам ВАРПЭ в ближайшие пять лет объем российского производства фарша сурими может превысить 55 тыс. тонн.
Наращивание отечественного производства мяса (в том числе фарша) рыб связано, в том числе, введением в эксплуатацию 21 из 24 рыбоперерабатывающих предприятий в рамках реализации программы инвестиционных квот. В рамках указанных инвестиционных квот планируется построить дополнительно около 8-10 крупных рыбоперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке.
Стоит отметить, что увеличение объемов переработанной продукции из рыбы позволило увеличить экспорт данного продукта.
Ввиду намеченного роста отечественного производства сурими (в т.ч. из минтая, как самого ценного вида сурими), а также снижения импорта сурими по коду ТН ВЭД 0304 95 100 0, применение нулевой ставки таможенной пошлины на сурими (ТН ВЭД 0304 95 100 0) носит неэффективный характер, поскольку создает конкуренцию отечественному производителю сурими, а так же приводит к недополучения доходов федерального бюджета.
Проблемные вопросы «неверное применение кода ТН ВЭД» и «ввоз товаров на территорию Российской Федерации под видом товаров, включенных в перечень товаров в отношении которых применяются условия параллельного импорта» связаны с деятельностью недобросовестных участников ВЭД, которые в целях собственной выгоды подают декларацию на товар с заведомо неверным определением кода ТН ВЭД на товар и (или) пытаются провести товар
в рамках параллельного импорта, но не отвечающего требованиям установленным законодательством Российской Федерации.
В 2022 году в связи с санкционным давлением со стороны недружественных стран Российской Федерацией приняты меры, направленные на стабилизацию экономической ситуации, в том числе установление временных нулевых ставок ввозных таможенных пошлин на товары и утверждение перечня групп товаров для параллельного импорта.
Недобросовестные участники ВЭД принятие указанных мер таможенной политики используют в своих интересах, тем самым нарушают законодательство Российской Федерации и наносят ущерб государству, в т.ч. в виде недополучения доходов федерального бюджета.
Данная проблема требует принятия быстрых и эффективных решений в целях предупреждения и противодействия правонарушениям в сфере таможенного дела в целях обеспечения финансово-экономической безопасности государства.
Проблемный вопрос «ввоз контрафактных (поддельных) товаров на территорию Российской Федерации под видом оригинальных товаров, включенных в перечень товаров в отношении которых применяются условия параллельного импорта» также связан с деятельностью недобросовестных участников ВЭД, однако наносит ущерб потребителям импортируемой продукции, поскольку такой товар не соответствует параметрам качества оригинального товара, небезопасен, не прошел сертификацию и т.д.
Стоит отметить, что режим параллельного импорта распространяется на оригинальную продукцию и предоставляет участникам ВЭД возможность ввоза таких товаров без согласия правообладателей.
По данным ФТС России с января по сентябрь 2022 года таможенными органами выявлено около 7,0 млн индивидуальных единиц контрафакта и возбуждено 432 дела об административном правонарушении в сфере прав интеллектуальной собственности. При этом за аналогичный период 2021 года таможенными органами было выявлено 4,9 млн индивидуальных единиц контра-
факта, 2020 года - 7,9 млн индивидуальных единиц контрафакта, что указывает на рост количества нарушений таможенного законодательства.
В связи с этим существует необходимость совершенствования инструментов таможенной политики для пресечения указанных нарушений в области таможенного дела.
Кроме выявленных в рамках данного исследования проблемных вопросов в рамках проводимой таможенной политики существует угроза финансово-экономической безопасности государства - «снижение доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами».
Ввиду введения со стороны недружественных стран ограничений по импорту в Россию товаров, а также принятия Россией мер по установлению нулевых ставок таможенных пошлин может возникнуть риск сокращения сумм платежей, взимаемых при импорте товаров. Данное обстоятельство может оказать негативное воздействие на объем доходов федерального бюджета и тем самым спровоцировать сокращение финансирования социально и экономически значимых государственных программ.
В целях недопущения возникновения указанной ситуации следует принять решения для поддержания оптимального уровня администрируемых таможенными органами доходов.
Выводы. Существует необходимость разработки мер таможенной политики, позволяющих обеспечивать финансово-экономическую безопасность государства и создающих климат для промышленного развития России и поддержания стабильности международной торговой системы.
Инструментарий таможенной политики не пересматриваются и не совершенствуются, может вызвать ряд негативных последствий:
- дефицит необходимых импортных товаров;
- профицит импортных товаров, создающий препятствия для расширения производств отечественных производителей;
- сокращение или закрытие отечественных производственных мощностей;
- меры таможенной политики не отвечают текущим целям и задачам государства и создают препятствия для внешней торговли и производителей продукции;
- снижение инвестиционной привлекательности государства для иностранных участников ВЭД из-за устаревших и неподходящих под текущую ситуацию инструментов таможенной политики;
- рост криминализации в области таможенного дела в целях получения незаконной личной выгоды при нарушении установленных мер таможенной политики;
- снижения доходов администрируемых таможенными органами в федеральный бюджет.
На основании вышеизложенного, инструменты таможенной политики нуждаются в совершенствовании для создания благоприятных условий внешней торговли, рационализация товарной структуры импорта товаров, развития собственных промышленных мощностей, обеспечения условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику, пополнения федерального бюджета, а также обеспечения финансово-экономической безопасности государства.
Таможенная политика выступает определяющим инструментом формирования экономики России в контексте инновационного пути развития и повышения глобальной конкурентоспособности отечественных производителей.
Ускорение интеграционного процесса и глобализация экономических отношений формируют предпосылки к качественным изменениям цели, задач и функций таможенного дела в рамках реализации внешней и внутренней политики, организации таможенных союзов и межгосударственных зон для свободной торговли.
Таможенная политика, выполняя фискальную, регулятивную и защитную функции обеспечивает регулирование международного торгового обмена, своевременное и полное пополнение федерального бюджета, способствует пресече-
нию незаконного ввоза и вывоза товаров. Формирование и реализация таможенной политики государства является важнейшей задачей государства в сфере обеспечения национальной безопасности государства.
Предложенные направления совершенствования инструментов таможенной политики направлены на обеспечение финансово-экономической безопасности государства через защиту отечественного производителя, выявление нарушителей таможенного законодательства, поддержание уровня собираемости доходов таможенными органами в государственный бюджет и созданию актуальных мер таможенной политики, соответствующих поставленным задачам для противодействия текущим вызовам и угрозам.
Список использованных источников
1. Меньшикова Е.А. Экономическая безопасность: учеб. Пособие/Е.А. Меньшикова// - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. - 327 с.
2. Грушанин А.А. Формирование финансовой политики современного государства на примере Российской Федерации/А.А. Грушанин// Успехи современной науки. - 2017. - №4 (8). - С. 61-64.
3. Гордеева Д.В., Глекова В.В. Таможенная политика как приоритетное направление государственной политики России/Д.В. Гордеева, В.В. Глекова// Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2015.- №18. - С. 24-28.
4. Новикова С. А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС: учебник для вузов /С.А. Новикова// - Москва: Издательство Юрайт. -2020. - 376 с.
5. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/. (дата обращения 12.03.2023 г.).
6. Джабиев, А. П. Основы таможенного дела: учебник для вузов /А.П. Джабиев // - Москва: Издательство Юрайт. - 2020. - 489 с.
7. Покровская В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В.В. Покровская // - Москва: Издательство Юрайт. -
2018. -298 с.
8. Куликова И.В. Современная система таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС как фактор развития внешнеторговой деятельности/ И.В. Куликова, И.В. Украинцева, Л.Н. Рощина//Экономика: вчера, сегодня, завтра. -
2019. - №11 (9). - С. 266-279.
9. Колесников А.А., Лушкевич О.В. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования в Евразийском экономическом союзе/ А.А. Колесников, О.В. Лушкевич// Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности). - 2018. - №1 (11). - С. 122-132.
10. Российский статистический ежегодник. 2022: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2021 - 691 с. Текст: электронный // — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Eiegodnik 2022.pdf . (дата обращения: 02.02.2023 г.).
11. Российский статистический ежегодник. 2021: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2021 - 692 с. Текст: электронный // — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Eiegodnik 2021 .pdf. (дата обращения: 02.02.2023 г.).
12. Российский статистический ежегодник. 2019: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2020 - 700 с. Текст: электронный // — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2020.pdf. (дата обращения: 02.02.2023 г.).
References
1. Menshikova E.A. E'konomicheskaya bezopasnosf: ucheb. Posobie/E.A. Menshikova// - Xabarovsk: Izd-vo Tixookean. gos. un-ta, 2015. - 327 s.
2. Grushanin A.A. Formirovanie finansovoj politiki sovremennogo gosu-darstva na primere Rossijskoj Federacii/A.A. Grushanin// Uspexi sovremennoj nauki. - 2017. - №4 (8). - S. 61-64.
3. Gordeeva D.V., Glekova V.V. Tamozhennaya politika kak priori--tetnoe napravlenie gosudarstvennoj politiki Rossii/D.V. Gordeeva, V.V. Glekova// Gosudar-stvennoe i municipaFnoe upravlenie v XXI veke: teoriya, metodologiya, praktika. -2015.- №18. - S. 24-28.
4. Novikova S. A. Tamozhennoe delo i tamozhennoe regulirovanie v EARS: uchebnik dlya vuzov /S.A. Novikova// - Moskva: IzdateFstvo Yurajt. - 2020. - 376 s.
5. Dogovor o Evrazijskom e'konomicheskom soyuze (Podpisan v g. Astane 29.05.2014) [ETektronny'j resurs]. — URL: http://www.consultant.ru/. (data obrash-heniya 12.03.2023 g.).
6. Dzhabiev, A. P. Osnovy' tamozhennogo dela: uchebnik dlya vuzov /A.P. Dzhabiev // - Moskva: IzdateFstvo Yurajt. - 2020. - 489 s.
7. Pokrovskaya V. V. Tamozhennoe delo v 2 ch. Chasf 1: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / V.V. Pokrovskaya // - Moskva: IzdateFstvo Yurajt. -2018. -298 s.
8. Kulikova I.V. Sovremennaya sistema tamozhenno-tarifnogo reguliro-vaniya v EAE'S kak faktor razvitiya vneshnetorgovoj deyateFnosti/ I.V. Kulikova, I.V. Ukrainceva, L.N. Roshhina//E'konomika: vchera, segodnya, zavtra. - 2019. -№11 (9). - S. 266-279.
9. Kolesnikov A.A., Lushkevich O.V. Sovershenstvovanie mexanizma tamozhenno-tarifnogo regulirovaniya v Evrazijskom e'konomicheskom soyuze/ A.A. Kolesnikov, O.V. Lushkevich// Rynok transportny'x uslug (problemy' povy'sheniya effektivnosti). - 2018. - №1 (11). - S. 122-132.
10. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2022: Stat.sb./Rosstat. - R76 M., 2021 - 691 s. Tekst: eTektronnyj // — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2022.pdf . (data obrashheniya: 02.02.2023 g.).
11. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2021: Stat.sb./Rosstat. - R76 M., 2021 - 692 s. Tekst: eTektronnyj // — URL:
https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2021 .pdf. (data obrashheniya: 02.02.2023 g.).
12. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2019: Stat.sb./Rosstat. - R76 M., 2020 - 700 s. Tekst: e'lektronny'j // — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2020.pdf. (data obrashheniya: 02.02.2023 g.).
© Качанова Л.С., Шабашева Ю.Е., 2023. International agricultural journal, 2023, № 2, 766-784
Для цитирования: Качанова Л.С., Шабашева Ю.Е. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности аграрного сектора в обеспечении финансово-экономической безопасности государства// International agricultural journal, 2023. №2, 766-784.