Столыпинский вестник №5/2023
Научная статья Original article УДК: 339.543
ПРОЦЕСС ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДОХОДОВ, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ ФТС РОССИИ
THE PROCESS OF FORECASTING REVENUES ADMINISTERED BY THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA
Лукина Валентина Дмитриевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected] Семеннова Юлия Алексеевна, студентка 4 курса направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected]
Lukina Valentina Dmitrievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Financial Management, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]
Semenova Yulia Alekseevna, 4rd year student of the training direction 38.03.02 «Management» of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]
Аннотация. ФТС России является главным администратором доходов бюджета, что предполагает осуществление таможенными органами
Столыпинский вестник
2825
фискальной функции. Механизм администрирования таможенных доходов неразрывно связан с планированием и прогнозированием, которые в свою очередь позволяют оценить результаты деятельности таможенных органов. Annotation. The Federal Customs Service of Russia is the chief administrator of budget revenues, which implies the implementation of fiscal functions by customs authorities. The mechanism of customs revenue administration is inextricably linked with planning and forecasting, which in turn allow assessing the results of the activities of customs authorities.
Ключевые слова: прогнозирование доходов, таможенные платежи, Федеральная таможенная служба, федеральный бюджет Keywords: revenue forecasting, customs payments, Federal Customs Service, federal budget
Введение. Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свои полномочия в сфере таможенного дела (регулирование, контроль и надзор), а также выполняющим функции агента в сфере валютного контроля и специальные функции по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями [1-2].
Кроме того, ФТС России обладает статусом главного администратора доходов бюджета (ГАДБ). Так, администрирование таможенных доходов является важным направлением деятельности таможенных органов, так как таможенные платежи в структуре бюджета занимают значительную долю (около 35%), что в свою очередь позволяет государству стабильно осуществлять свою деятельность [3].
Материалы и методы исследования. Администрирование доходов в сфере таможенного дела включает в себя 2 основных направления:
- управление денежными средствами (анализ и прогнозирование таможенных платежей, ведение оперативного и бюджетного учета и т.д.);
2826
- контроль за правильностью исчисления, своевременностью уплаты таможенных платежей, ставок и пошлин в отношении товаров, перемещаемых через границу Союза.
Планирование можно представить как процесс постановки будущих целей и средств их достижения. То есть планирование позволяет установить актуальные цели и выбрать оптимальные и эффективные средства их достижения, результатом планирования, как правило, является план, стратегия или концепция.
Непосредственно в таможенных органах прогнозирование позволяет установить размер будущих таможенных доходов (на определенный период времени) для обоснованного выбора направления деятельности (планирования) и исполнения поставленных задач на основе полученных прогнозных оценок.
Правовой основой государственного планирования и прогнозирования является Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в котором закреплены участники стратегического планирования и их полномочия, документы стратегического планирования, которые разрабатываются в процессе планирования и программирования на каждом уровне РФ [4].
В настоящее время планирование осуществляется на трехлетнюю перспективу, что закреплено в Бюджетном кодексе РФ, то есть проект федерального бюджета составляется на очередной финансовый год и плановый период (последующие 2 года) [5-6].
Основными нормативно-правовыми документами при планировании являются Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О федеральном бюджете», программа социально-экономического развития РФ, а также Приказ Минфина от 27.11.2007 № 120н «О порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году» и иных правовых актах Российской Федерации. В указанных выше
2827
документах определены общие правила и требования к организации планирования таможенных доходов в составе федерального бюджета.
Составление проекта федерального бюджета находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России). Особую роль в этом процессе играют ГАДБ, которые обеспечивают полноту и своевременность составления проекта бюджета. Так, ФТС России, как ГАДБ собирает и предоставляет необходимую информацию для составления проекта в пределах своих компетенций (прогноз поступлений доходов с его обоснованием, различные аналитические материалы и сведения, необходимые для кассового плана).
В рамках ФТС России данная деятельность относится к компетенции Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТДиТР), входящего в структуру таможенных органов. Также прогнозом кассовых поступлений по доходам ФТС России занимается Финансово-экономическое управление.
ФТС России в обязательном порядке представляет Министерству финансов РФ прогноз поступлений на очередной финансовый год и плановый период вместе с обоснованием не позднее 26 апреля текущего финансового года в рамках системы «Электронный бюджет». Показатели обоснований прогноза поступления доходов и показатели прогноза должны соответствовать друг другу [6].
Результаты исследования и их обсуждение. В общем виде бюджетный процесс с участием ФТС России выглядит следующим образом: Минфин РФ на основе прогнозных значений ФТС России и своих расчетов составляет проект бюджета и направляет его Правительству РФ. Далее проект рассматривается в Государственной Думе в трех чтениях, принимается и отправляется в Совет Федерации. После одобрения проекта закона о федеральном бюджете, он подписывается президентом РФ и обнародуется. Так, в конечном итоге на основе Федерального закона «О федеральном
2828
бюджете» происходит формирование планового задания для ФТС России в части перечисления таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета (рисунок 1).
Рисунок 1 - Схема взаимодействия ФТС России и иных органов в бюджетном
процессе [7]
Далее распределение установленных значений по суммам сбора таможенных платежей (в рамках каждого их вида) происходит между региональными таможенными управлениями (РТУ) и таможнями непосредственного подчинения (ТНП) поквартально с момента утверждения параметров и показателей федерального бюджета. Координаторами процесса планирования и прогнозирования на данном уровне выступают службы федеральных таможенных доходов и отделы таможенных платежей.
В течение отчетного периода также ведется постоянный контроль за исполнением установленных показателей, а также дается оценка качеству деятельности каждого таможенного органа. Уровень выполнения планового задания по поступлению таможенных платежей в федеральный бюджет складывается из значений показателей таможенных пошлин, НДС на
2829
импортные товары, акцизов и таможенных сборов соответствующего периода. Так, на рисунке 2 представлена динамика уровня выполнения прогнозируемого задания по администрированию ФТС России доходам в федеральный бюджет за 2020-2022 гг. [8]
8
7 6
ко 5 а = 4
п ^ „
н 3 2 1 0
123.90%
107.69%
4.4
4.8
7.2
5.8
102.40%
6.05 6.2
140.00% 120.00% 100.00% 80.00% 60.00% 40.00% 20.00% 0.00%
2020 г. 2021 г. 2022 г.
План Факт % выполнения плана
Рисунок 2 - Динамика перечислений доходов ФТС России в федеральный бюджет и выполнение контрольных показателей в 2020-2022
гг. [8]
По данным рисунка 2 можно заключить, что отклонения фактически перечисленных таможенных платежей от установленных (плановых) за весь период времени составили в пределах от 2-23%. При этом стоит подчеркнуть, что в настоящее время законодательно не установлен показатель фактических и запланированных объемов доходов в федеральный бюджет, однако принято считать целевыми ориентиром расхождения в ±15%.
Выводы. Рассматривая итоги 2020 года можно отметить, что плановый показатель был превышен на 7,69% или 4 млрд. рублей, что может быть обусловлено заниженными рыночными ожиданиями и падением цен на нефть (которые оказывают значительное влияние на торговлю), на фоне которых
2830
осуществлялся прогноз. В целом по итогам года был отмечен рост поставок продуктов питания и драгоценных металлов, за счет которых и произошел такой скачок.
В 2021 году отмечается самый высокий показатель по уровню выполнения планового показателя - 123,9%, что является больше негативным фактором для таможенных органов. В целом значительный рост таможенных платежей связан с увеличением экспортных ставок на топливно-энергетические ресурсы и мировой инфляцией. Стоит подчеркнуть, что перевыполнение установленных контрольных показателей может свидетельствовать о неэффективном прогнозировании и планировании в частности. Однако при этом в силу сырьевой специфики российской экономики, варьирование цен оказывает существенное влияние, как на прогнозные значения, так и на качество выполнения контрольных заданий.
В 2022 году ФТС России перевыполнила план лишь на 2,4%, несмотря на сложную экономическую и политическую обстановку, ряд наложенных санкций и переориентации российской экономики на развитие параллельного импорта. Можно отметить, что незначительное перевыполнение плановых показателей считается нормой, в силу того, что установленные контрольные задания в течение года корректируются в соответствии с меняющимися условиями, а также уточняются (к концу отчетного года).
Таким образом, резюмируя все вышесказанное можно отметить, что процесс планирования и прогнозирования таможенных доходов остается приоритетным направлением деятельности таможенных органов, позволяющим устанавливать достижимые показатели поступления таможенных доходов и осуществлять контроль и анализ их выполнения с целью корректировки доходов бюджета или принятия управленческих решений по повышению эффективности деятельности таможенных органов.
2831
Список использованных источников
1. Кузминова О.А. Развитие материально-технической базы Федеральной таможенной службы для реализации задач по обеспечению экономической безопасности России/ О.А. Кузминова, Л.С. Качанова, Т.А. Саадулаева // Экономическая безопасность. - 2022. - Том 5. - № 4. -С. 1549-1564.
2. Качанова Л.С. Повышение эффективности единой хозяйственной политики ФТС в контексте реализации задач по обеспечению экономической безопасности России / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Ю.Е. Шабашева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №2. - С. 37-41.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 № 2591-р «Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета». https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 395728. Дата обращения 15.04.2023 г.
4. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 30.06. 2014 №26 (часть 1). Ст. 3378.
5. Качанова Л.С. Мониторинг качества финансового менеджмента в Федеральной таможенной службе России / Л.С. Качанова, Е.Ю. Гончарова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №11. - С. 243-245.
6. Чернышова Е.А., Сокольникова О. Б. Прогнозирование и планирование таможенных доходов: курс лекций / М.: РИО Российской таможенной академии. - 2020. - 120 c.
7. Игнатьева Г.В., Курмакаева Е.Ш., Прошунин П.И. Анализ доходов, администрируемых ФТС России в федеральный бюджет // Современные
2832
векторы развития таможенного дела и внешнеэкономической деятельности. - 2022. - №51-49. - С.51-59.
8. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru//. Дата обращения 20.04.2023 г.
List of sources used
1. Kuzminova O.A. Development of the material and technical base of the Federal Customs Service for the implementation of tasks to ensure the economic security of Russia / O.A. Kuzminova, L.S. Kachanova, T.A. Saadulaeva // Economic security. - 2022. - Volume 5. - No. 4. - pp. 1549-1564.
2. Kachanova L.S. Improving the efficiency of the unified economic policy of the Federal Customs Service in the context of the implementation of tasks to ensure the economic security of Russia / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, Yu.E. Shabasheva // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No. 2. - pp. 37-41.
3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2591-r dated 16.09.2021 "On Approval of the List of Chief Administrators of Federal Budget Revenues". https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395728. Date of formation 15.04.2023
4. Federal Law No. 172-FZ of 28.06.2014 "On Strategic Planning in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation No. 26 of 30.06. 2014 (Part 1). Article 3378.
5. Kachanova L.S. Monitoring the quality of financial management in the Federal Customs Service of Russia / L.S. Kachanova, E.Y. Goncharova // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No.11. - pp. 243-245.
6. Chernyshova E.A., Sokolnikova O. B. Forecasting and planning of customs revenues: a course of lectures / M.: RIO of the Russian Customs Academy. -2020. - 120 p.
2833
7. Ignatieva G.V., Kurmakaeva E.Sh., Proshunin P.I. Analysis of revenues administered by the Federal Customs Service of Russia to the federal budget // Modern vectors of development of customs and foreign economic activity. -2022. - No.51-49. - pp.51-59.
8. Official website of the Federal Customs Service [Electronic resource]. URL: https://customs.gov.ru//. Accessed 20.04.2023.
© Лукина В.Д., Семеннова Ю.А. 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.
Для цитирования: Лукина В.Д., Семеннова Ю.А. ПРОЦЕСС ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДОХОДОВ, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ ФТС РОССИИ//Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.
2834