Научная статья Original article УДК: 339.543
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ
DIRECTIONS OF FINANCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT ACTIVITIES OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Кузминова Ольга Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected]
Коц Данил Денисович, студент 4 курса направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected]
Kuzminova Olga Alekseevna, PhD in Economics, associate professor, head of the chair «Financial Management», Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]
Kotz Danil Denisovich, 4th year student of the training direction 38.03.02 «Management» of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]
r\
Столыпинский вестник
2541
Аннотация: В данной статье подробно проанализированы особенности финансово-хозяйственной деятельности Федеральной таможенной службы РФ. В период исследований обосновано качественное использование финансовых ресурсов, выделенных ФТС России. Проанализирована динамика поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет с 2018 по 2022 г, и рассмотрены основные направления расходной части бюджета на нужды ФТС России.
Abstract: This article analyzes in detail the features of the financial and economic activities of the Federal Customs Service of the Russian Federation. During the research period, the qualitative use of financial resources allocated by the Federal Customs Service of Russia was justified. The dynamics of receipts of customs payments to the federal budget from 2018 to 2022 is analyzed, and the main directions of the expenditure part of the budget for the needs of the Federal Customs Service of Russia are considered.
Ключевые слова: ФТС России, таможенные платежи, бюджет, финансовые ресурсы, финансово-хозяйственная деятельность
Keywords: Federal Customs Service of Russia, customs payments, budget, financial resources, financial and economic activity
Введение. В 2022 году Федеральная таможенная служба Российской Федерации функционировала в непростых условиях. Из-за экономических и логистических ограничений, введенных недружественными странами, деятельность таможенных органов перенастраивалась с целью минимизации негативных последствий санкций для бизнеса и экономики, увеличения объемов внешнеторгового оборота, предотвращения дефицита критически важных и социально значимых товаров, а также обеспечения всесторонней поддержки Министерства обороны Российской Федерации и предприятий военно-промышленного комплекса в решении их задач [1, 2].
2542
Столыпинский вестник №5/2023
Материалы и методы исследования. Внешнеэкономическая деятельность представляет собой одно из приоритетных направлений увеличения доходной части федерального бюджета. Налоги, совместно с пошлинами, направляются в федеральный бюджет, при пересечении товаров таможенной границы РФ. С целью гарантированного своевременного взимания таможенных платежей и формирования достоверной отчетности, необходим как учет, так и контроль таможенных платежей.
На рисунке представлена динамика таможенных платежей за 2018 - 2022 гг.
2022
2 2021
к к а ю о
| 2020
о о
К «
О
к
& 2019 С
2018
70028
!480.6
731.5 2
2664
й9/7 13 а. 9
755.9_
3421.5
6222.2
2701.6
Ш 618.2
2291.3
2613.4
4571.8
578.6
2255.5
729.1
6063.2
7156.9
0
1000
7000
2000 3000 4000 5000 6000 Таможенный платежи, млрд руб.
□ Иные платежи
□ Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами
□ Акцизы при ввозе товаров
□ Вывозная таможенная пошлина
□ Ввозная таможенная пошлина
□ НДС
8000
Рис. Динамика поступлений таможенных платежей за 2018-2022 гг.,
млрд руб. [3]
2543
На основе представленных данных считаем, что среди всех видов таможенных платежей наибольший вклад в общую сумму вносят НДС и вывозная таможенная пошлина. Сумма НДС с 2018 по 2020 год показывала устойчивый рост, однако в 2021 году значительно выросла до 3421,5 млрд рублей, а в 2022 году снизилась до 2664,2 млрд рублей. Акцизы при ввозе товаров и иные платежи вносят наименьший вклад в общую сумму таможенных платежей, но в целом показывают устойчивый рост за период с 2018 по 2022 год. В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2021 года № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и сводной бюджетной росписью, выделены бюджетные ассигнования Федеральной таможенной службе Российской Федерации на содержание и развитие таможенной системы более 91 млрд. рублей на 31 декабря 2022 года, в то время как, в 2021 году выделено более 89 млрд рублей. Основные направления расходования средств представляли следующие [3].
1. Бюджет в размере 50,7 млрд. рублей (55,3%) предназначен на оплату труда должностных лиц и работников таможенных органов. В 2021 году этот пункт составил 47,6 млрд. рублей.
2. Текущие расходы занимают в бюджете 24,3 млрд. рублей (26,5%). В 2021 году этот показатель составил 26,0 млрд. рублей.
3. На социальные выплаты и выполнение публичных нормативных обязательств выделяется 11,3 млрд. рублей (12,3%). В 2021 году этот пункт составил 9,2 млрд. рублей.
4. На материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих выделено 4,01 млрд. рублей (4,4%). В 2021 году этот показатель составил 4,9 млрд. рублей.
5. Инвестиционные расходы занимают в бюджете 1,05 млрд. рублей (1,2%). В 2021 году этот показатель составил 1,3 млрд. рублей.
6. Субсидии Фонду «Сколково» составляют 0,2 млрд. рублей (0,3%). В 2021 году этот показатель остался неизменным - 0,2 млрд. рублей.
2544
Благодаря выделенным объемам финансирования обеспечено функционирование всех элементов таможенной системы. По состоянию на 31 декабря 2022 года, получатели финансирования из федерального бюджета, находящиеся под юрисдикцией ФТС России, расходовали 98,8% от выделенных бюджетных средств. Кроме того, ФТС России следит за равномерным расходованием средств федерального бюджета, а также за заключением и исполнением контрактных обязательств таможенных органов и учреждений, находящихся в ее ведении. Основные цели, изложенные в различных документах, включают в себя усовершенствование управления государственными финансами, улучшение системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, обеспечение надежного функционирования системы внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок. Эти цели также описаны в плане Федеральной таможенной службы на 2022-2024 годы, который включает меры по борьбе с коррупцией в таможенных органах, а также в представительствах таможенной службы в других странах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России. Данные цели также отражены в таких документах, как «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» [4], Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»»[5] и «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [6].
Основными задачами контрольно-ревизионных подразделений таможенных органов являются проверка процедур закупок товаров, работ и услуг для таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России. Кроме того, они проводят анализ бюджетных процедур, который влияет на качество финансового менеджмента, оценивают надежность внутреннего финансового контроля, проверяют достоверность бюджетной отчетности и соответствие методологии бюджетного учета.
2545
Результаты исследований и их обсуждение. Федеральная таможенная служба РФ определила несколько основных направлений развития своей финансово-хозяйственной деятельности, к ним относятся следующие [3].
1. Обеспечение более строгого контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, в том числе в отношении планирования и проведения закупок товаров, работ и услуг для нужд таможенных органов и учреждений, подведомственных ФТС России.
2. Повышение уровня управления государственными финансами, включая создание необходимых условий для надежного функционирования системы внутреннего финансового аудита
3. Развитие и совершенствование информационных систем, используемых в работе таможенных органов, с целью улучшения эффективности их деятельности.
4. Поддержание стабильности финансовой деятельности таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, за счет оптимизации бюджетных расходов и повышения доходов.
5. Расширение международного сотрудничества в сфере таможенного контроля и борьбы с контрабандой, а также участие в международных проектах, направленных на модернизацию и улучшение таможенной деятельности.
Выводы. Федеральная таможенная служба Российской Федерации полноценно выполняет возложенные на нее обязанности. Определенные ФТС России основные направления развития финансово-хозяйственной деятельности соответствуют как целям экономической безопасности государства, так и стимулирования экономической активности в Российской Федерации. Планомерно и постоянно развиваясь по данным направлениям, Федеральная таможенная служба России достигнет всех поставленных перед собой целей.
2546
Список использованных источников
1. Качанова Л.С. Повышение эффективности единой хозяйственной политики ФТС в контексте реализации задач по обеспечению экономической безопасности России / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Ю.Е. Шабашева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №2. - С. 37-41.
2. Кузминова О.А. Развитие материально-технической базы Феде-ральной таможенной службы для реализации задач по обеспечению экономической безопасности России/О.А. Кузминова, Л.С. Качанова, Т.А. Саадулаева// Экономическая безопасность. - 2022. - Том 5. - № 4. -doi: 10.18334/ecsec.5.4.116331.
3. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: https ://customs. gov.ru/activity/results/ezhe godnyj -sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii [Эл. Ресурс] (Дата обращения: 26.04.2023).
4. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13). Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/news/34168/ [Эл. Ресурс] (Дата обращения: 26.04.2023).
5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Официальный сайт Гарант. URL: https://base.garant.ru/70644234/ [Эл. Ресурс] (Дата обращения: 26.04.2023).
6. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. №2 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Официальный сайт Гарант. URL:
2547
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ [Эл. Ресурс] (Дата обращения: 26.04.2023).
List of sources used
1. Kachanova L.S. Improving the efficiency of the unified economic policy of the Federal Customs Service in the context of the implementation of tasks to ensure the economic security of Russia / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, Yu.E. Shabasheva // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No. 2. - pp. 37-41.
2. Kuzminova O.A. Development of the material and technical base of the Federal Customs Service for the implementation of tasks to ensure the economic security of Russia/O.A. Kuzminova, L.S. Kachanova, T.A. Saadulaeva// Economic security. - 2022. - Volume 5. - No. 4. - doi: 10.18334/ecsec.5.4.116331.
3. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation". Official website of the Federal Customs Service. URL: https ://customs. gov.ru/activity/results/ezhegodnyj -sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii [El. Resource] (Accessed: 04/26/2023).
4. The main activities of the Government of the Russian Federation for the period up to 2024 (approved By the Government of the Russian Federation on 29.09.2018 N 8028p-P13). Official website of the Russian Government. URL: http://government.ru/news/34168 / [Email Resource] (Accessed: 04/26/2023).
5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 320 dated April 15, 2014 "On Approval of the State Program of the Russian Federation "Public Finance Management and Regulation of Financial Markets". The official website of the Guarantor. URL: https://base.garant.ru/70644234 / [Email Resource] (Accessed: 04/26/2023).
6. Decree of the President of the Russian Federation No. 208 dated May 13, 2017 "On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030". The official website of the Guarantor. URL:
2548
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608 / [Email Resource] (Accessed: 04/26/2023).
© Кузминова О.А., Коц Д.Д., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.
Для цитирования: Кузминова О.А., Коц Д.Д. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.
2549