Столыпинский вестник №5/2023
Научная статья Original article УДК: 339.543
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВЫХ СЛУЖБ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
IMPROVING THE ACTIVITIES OF FINANCIAL SERVICES IN THE IMPLEMENTATION OF THE FUNCTIONS OF CUSTOMS
AUTHORITIES
С.М. Буттаева, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: sm.buttaeva@customs-academy.ru К.А. Азаркевич, студентка 4 курса направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: ka.azarkevich@customs-academy.ru
S.M. Buttayeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Financial Management, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: sm.buttaeva@customs-academy.ru K.A. Azarkevich, 4th year student of the training direction 38.03.02 «Management» of the State Educational Institution of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: ka.azarkevich@customs-academy.ru
Столыпинский вестник
2271
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы деятельности финансовой службы таможенных органов. Проведен анализ, на основе которого были выявлены проблемы и даны рекомендации по совершенствованию деятельности финансовой службы таможенных органов.
Annotation. The article discusses the theoretical foundations of the financial service of customs authorities. An analysis was carried out, on the basis of which problems were identified and recommendations were made to improve the activities of the financial service of customs authorities.
Ключевые слова: финансовая деятельность, финансовая служба таможенных органов, финансовая политика, таможенные платежи.
Keywords: financial activity, financial service of customs authorities, financial policy, customs payments.
Введение. Актуальность темы определяется тем, что финансовая деятельность таможенных органов является неотъемлемой часть финансовой деятельности всего государства. Финансовая служба осуществляет финансовую деятельность таможенных органов, она выполняет важные функции по распределению и использованию средств государственного фонда, а также учувствует в составление проекта федерального бюджета. Все это необходимо для выполнения таможенными органами задач, которые на них возложены. Финансовая служба занимает важное место в структуре таможенных органов, ее основные направления ориентируют таможенные органы на выполнения важных государственных задач [1, 2].
Целью исследования является анализ и выявление проблем деятельности финансовой службы Внуковской таможни, а также предложения по ее улучшению.
Результаты исследования. Финансовая деятельность таможенных органов является процессом получения, распределения и образования бюджетных средств федерального бюджета, который проявляется при
2272
выполнении таможенными органами таких функций как фискальная и правоохранительная, через которые также реализуется таможенная политика. На сегодняшний день финансовая деятельность таможенных органов направлена на создание единой финансовой политики. Финансовая политика формирует методы управления финансово-экономической системой, которая в свою очередь является важным элементом всей финансовой деятельности таможенных органов. Данная система многообразна и реализуется по таким направлениям как: планирование, прогнозирование, финансирование и расходования средств бюджета [3].
Финансовая деятельность таможенных органов реализуется в двух направлениях. Первое направление это формирования доходной части федерального бюджета и второе направления представляет собой финансирование государством таможенных органов, необходимое для реализации таможенными органами возложенных на них задач.
Подразделения таможенных органов активно взаимодействует друг с другом тем самым образует единую, целостную систему таможенных органов, деятельность которых также составляет целостную систему. Каждое из имеющихся подразделений таможенных органов так или иначе связано с финансовой деятельностью и имеет определенные полномочия в данной сфере.
ФТС России, а также его подразделения являются окончательными исполнителями своих определенных полномочий, либо первичными звеньями при установлении правил и наделении полномочиями [4]. В сфере финансовой деятельности большая часть полномочий и обязанностей ложиться на финансовую службу таможенных органов. Финансовая служба таможенных органов является важным подразделение регионального таможенного управления и реализует руководство над финансовыми подразделениями. Финансовая служба осуществляет функции по разработки предложений
2273
установлению финансовой политики, которая включает в себя управления финансово-экономической системой таможенных органов [5].
В состав финансовой службы входят подразделения показано на рисунке [4]: бухгалтерского учета и контроля; пенсионное обеспечение; финансово-экономическое .
Рисунок - Структура финансовой службы таможенных органов
Внуковская таможня является таможенным органом Российской Федерации и находится в подчинении ФТС России. Она входит в целостную централизованную систему таможенных органов, реализует и осуществляет функции и задачи ФТС России. Во Внуковской таможни существует отдельное подразделение финансовой службы, оценка деятельности которой будет проводится [5].
Для проведения оценки деятельности финансовой службы проведем анализ основных показателей" эффективности деятельности таможенных органов, которыми являются перечисления в доходы федерального бюджета. Анализ поступлении" в бюджет показан в таблице 1 и 2.
Таблица 1 - Анализ поступлении" в бюджет 2019-2020 гг.[6]
Показатели На 31.12.2019 На 31.12.2020 Изменение
2274
сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млрд руб. уд. вес, % сумма, млрд руб. уд. вес, %
Административные штрафов 96932 5,91 84425 4,82 -12507 11,23
Невостребованные остатки денежных средств 1489 0,09 1202 0,07 -287 0,26
Прочие таможенные платежи 1541255 94,00 1665446 95,11 124191 111,49
Перечисления в бюджет, итого 1639676 100,00 1751073 100,00 111397 100
На основании приведённых в таблице 1 данных можно сделать вывод, что за отчётные" период 2020 года перечисления таможенных органов в доходы федерального бюджета повысился на 111397 млрд руб. что является положительной характеристикой".
Положительная динамика вызвана увеличением прочих таможенных платежей, которые составили 1665446 млрд руб., по сравнению с 2019 годом больше на 124191. Но одновременно с этим наблюдается снижение поступлений от административных штрафов и невостребованных остатков денежных средств.
Таблица 2 - Анализ поступлений в бюджет 2020-2021 гг.[6]
Показатели На 31.12.2020 На 31.12.2021 Изменение
2275
сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млрд руб. уд. вес, % сумма, млрд руб. уд. вес, %
Административные штрафов 84425 4,82 119938 3,50 35513 2,12
Невостребованные остатки денежных средств 1202 0,07 281 0,01 -921 -0,05
Прочие таможенные платежи 1665446 95,11 3309801 96,50 1644355 97,94
Перечисления в бюджет, итого 1751073 100,00 3430020 100,00 1678947 100,00
На основании приведённых в таблице 2 данных можно сделать вывод, что за отчётные" период 2021 года перечисления Внуковской таможни в доходы федерального бюджета выросли на 1678947 млн руб., что является положительной" характеристикой".
Положительная динамика вызвана увлечением поступлений от административных штрафов и прочих таможенных платежей, которые увеличились по сравнению с 2020 годом на 35513 млн руб. и 1644355 млн руб. Одновременно произошло снижение невостребованных остатков денежных средств, в 2021 году составил 281 млн руб. По сравнению с 2020 годом уменьшились на 921 млн руб.
Таким образом, можно сделать вывод о том, итоговые поступления в бюджет, находятся в положительной" динамике. Это означает, что деятельность финансовой службы Внуковской таможни, в целом эффективна. Но при этом наблюдалось и снижение отдельных показателей таких как поступление от административных штрафов и невостребованные остатки
2276
денежных средств, этот фактор характеризует деятельность финансовой службы Внуковской таможни с отрицательной стороны.
Деятельность финансовой службы таможенных органов является сложным процессом и сталкивается с рядом проблем, основными из которых являются:
• тенденция к увеличению объема товарооборота, что приводит к постоянному увеличению нагрузки на таможенные органы и их должностных лиц;
• государство ежегодно увеличивает плановые показатели по доходам в федеральный бюджет и требует их безусловного выполнения
• финансовое и организационное обеспечение исполнительной власти и контроль ее деятельности.
Для решения данных проблем можно предложить следующие рекомендации по улучшению деятельности финансовой службы таможенных органов [7, 8]:
• усиление правоохранительной сферы таможенных органов. Перечисления таможенных органов в федеральный бюджет складываются из таможенных платежей, а основная часть нарушений в таможенной сфере совершается с целью занизить объем предполагаемых к уплате таможенных платежей или совсем уклониться от них. Значимость работы подразделений, исполняющих правоохранительные функции, в этом плане должна быть велика.
• эффективное распределение финансовых ресурсов в виде направления доходов бюджета на содержание таможенных органов. Этот фактор предопределяет мониторинг достаточности затрат, имеющих непосредственное отношение к таможенной службе.
Вывод. Финансовая служба таможенных органов является важным подразделением таможен. Она осуществляет финансовую деятельность таможенных органов и выполняет важные функции по распределению и
2277
использованию средств государственного фонда, а также учувствует в составление проекта федерального бюджета. Все это необходимо для выполнения таможенными органами задач, которые на них возложены. Как и любая деятельность, деятельность финансовой службы сталкивается с различного рода проблемами. Для преодоления указанных проблем финансовая служба таможенных постоянно развивается и совершенствуется в тенденциях современных законов экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Качанова Л.С. Мониторинг и оценка уровня финансовой безопасности региона / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Т.А. Саадулаева // Экономика и предпринимательство. - 2021. - №9 (134). - С. 528-531.
2. Качанова Л.С. Повышение эффективности единой хозяйственной политики ФТС в контексте реализации задач по обеспечению экономической безопасности России / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Ю.Е. Шабашева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №2. - С. 37-41.
3. Толикова Е.Э. Финансовые аспекты деятельности таможенных органов: монография / Е.Э. Толикова, О.А. Кузминова, Б.А. Синельников. -Москва: РИО Российской таможенной академии. - 2020. - 238 с.
4. Недосекова Е.С. Финансовая деятельность таможенных органов и перспективы их реформирования/Е.С. Недосекова//Вестник Российской таможенной академии. - 2016. - №1. - С. 143 -148.
5. Шохин С. О. Финансовая деятельность таможенных органов: состояние и проблемные вопросы электронный ресурс режим доступа/С.О. Шохин// Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2014. - №4. - С. 70-73.
6. Официальный сайт Внуковской таможни [электронный ресурс]. Режим доступа https://vnk.customs.gov.ru/7ysclid4grpctrgd5852125195. Дата обращения: 21.03.2023 г.
2278
7. Качанова Л.С. Мониторинг качества финансового менеджмента в Федеральной таможенной службе России / Л.С. Качанова, Е.Ю. Гончарова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №11. - С. 243-245.
8. Качанова Л.С. Механизм обеспечения финансово-экономической безопасности регионов/ Л.С. Качанова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2023. - №3. - С. 38-41.
LIST OF SOURCES USED
1. Kachanova L.S. Monitoring and assessment of the level of financial security of the region / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, T.A. Saadulaeva // Economics and entrepreneurship. - 2021. - №9 (134). - P. 528-531.
2. Kachanova L.S. Improving the efficiency of the unified economic policy of the Federal Customs Service in the context of the implementation of tasks to ensure economic security of Russia / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, Yu.E. Shabasheva // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No. 2. - pp. 37-41.
3. Tolikova E.E. Financial aspects of the activities of customs authorities: monograph / E.E. Tolikova, O.A. Kuzminova, B.A. Sinelnikov. - Moscow: RIO of the Russian Customs Academy. - 2020. - 238 p.
4. Nedosekova E.S. Financial activity of customs authorities and prospects for their reform/E.S. Nedosekova//Bulletin of the Russian Customs Academy. -2016. - No. 1. - pp. 143-148.
5. Shokhin S. O. Financial activity of customs authorities: state and problematic issues electronic resource access mode/S.O. Shokhin// Bulletin of the O.E. Kutafin University (MGUA). - 2014. - №4. - Pp. 70-73.
6. The official website of Vnukovo customs [electronic resource]. Re-press access https://vnk.customs.gov.ru /?ysclid=lgrpctrgd5852125195. Date of application: 03/21/2023
2279
7. Kachanova L.S. Monitoring the quality of financial management in the Federal Customs Service of Russia / L.S. Kachanova, E.Y. Goncharova // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No. 11. - pp. 243-245.
8. Kachanova L.S. Mechanism for ensuring financial and economic security of regions/ L.S. Kachanova // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2023. - No. 3. - pp. 38-41.
© Буттаева С.М, Азаркевич К.А., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.
Для цитирования: Буттаева С.М, Азаркевич К.А. Совершенствование деятельности финансовых служб при реализации функций таможенных органов // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.
2280