Научная статья на тему 'МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖНИ С ПОЗИЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ'

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖНИ С ПОЗИЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГУТО / ТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЗАКУПКИ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саадулаева Татьяна Анатольевна, Царева Анна Сергеевна

В данной статье проанализированы функции и задачи таможенных органов по материально-техническому обеспечению своих подразделений, дан анализ финансовым показателям деятельности по закупкам за последние три года, выявлены наиболее значимые проблемы, связанные с материально-техническим обеспечением и выявлены основные сложности и новые задачи, которые будут способствовать совершенствованию материально-технического обеспечения в соответствии с целями развития таможенной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саадулаева Татьяна Анатольевна, Царева Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT OF CUSTOMS FROM THE PERSPECTIVE OF EFFECTIVE USE OF BUDGET FUNDS

This article analyzes the functions and tasks of the customs authorities for the logistics of their units, analyzes the financial performance of procurement activities over the past three years, identifies the most significant problems related to logistics and identifies the main difficulties and new tasks that will contribute to the improvement of logistics in accordance with the goals of the development of the customs service.

Текст научной работы на тему «МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖНИ С ПОЗИЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ»

Столыпинский вестник №5/2023

Научная статья Original article УДК: 339.543

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖНИ С ПОЗИЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ

СРЕДСТВ

MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT OF CUSTOMS FROM THE PERSPECTIVE OF EFFECTIVE USE OF BUDGET FUNDS

Саадулаева Татьяна Анатольевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: t.saadulaeva@customs-academy.ru Царева Анна Сергеевна, студент 4 курса ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, E-mail: as.careva@customs-academy.ru, +7 (920) 884 73 58.

Saadulaeva Tatiana Anatolyevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Financial Management, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: t.saadulaeva@customs-academy.ru Careva Anna Sergeevna, 4th year student of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, E-mail: as.careva@customs-academy.ru, +7 (920) 884 73 58.

Аннотация: В данной статье проанализированы функции и задачи таможенных органов по материально-техническому обеспечению своих

Столыпинский вестник

2259

подразделений, дан анализ финансовым показателям деятельности по закупкам за последние три года, выявлены наиболее значимые проблемы, связанные с материально-техническим обеспечением и выявлены основные сложности и новые задачи, которые будут способствовать совершенствованию материально-технического обеспечения в соответствии с целями развития таможенной службы.

Abstract: This article analyzes the functions and tasks of the customs authorities for the logistics of their units, analyzes the financial performance of procurement activities over the past three years, identifies the most significant problems related to logistics and identifies the main difficulties and new tasks that will contribute to the improvement of logistics in accordance with the goals of the development of the customs service.

Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, ГУТО, таможенная инфраструктура, закупки, бюджетные средства, усовершенствование, цифровизация, материально-техническая база.

Keywords: logistics, GUTO, customs infrastructure, procurement, budget funds, improvement, digitalization, material and technical base.

Введение. В общем понимании материально-техническое обеспечение представляет собой комплекс мероприятий по планированию, своевременным закупкам и комплексному обеспечению объектов инфраструктуры какой-либо организации, предприятия, службы необходимыми ресурсами и материальными средствами с целью обеспечения полноценного бесперебойного функционирования и выполнения поставленных задач. Нарушения, связанные с материально-техническим обеспечением, могут привести к техническим сбоям, несвоевременному и некачественному выполнению текущих задач, отставанию. В свою очередь постоянный контроль за материально-технической базой способен вывести рабочие процессы на новый, более качественный уровень, способствовать выполнению

2260

сложных задач. Материально-технические обеспечение - явление, которое присуще всем организациям и государственным структурам, включая Федеральную таможенную службу [1].

Целью исследования является выявление существующих проблем, связанных с материально-техническим обеспечением таможенных органов.

Результаты исследования. Важной составляющей в развитии таможенной службы Российской Федерации до 2030 года является выполнение комплекса мероприятий, направленных на совершенствование системы тылового и социального обеспечения таможенных органов и развитие таможенной инфраструктуры [2]. Следует понимать, что акцент на быстрое внедрение в работу таможенной службы процессов на основе автоматизации и цифровизации никак не противоречит тому факту, что большинство важнейших таможенных операций, в частности, касающихся проведения фактического контроля, а также деятельность, связанная с аналитикой и управлением информацией, останется за человеком.

Отсюда вытекает необходимость дальнейшего усовершенствования развития материально-технической базы таможенных органов. Даже более того, такие задачи по обеспечению выходят на первый план. Поскольку ориентир на цифровизацию и интеллектуализацию таможенных процессов требует качественного контроля за состоянием технической составляющей и за ее своевременным обновлением.

Ответственность за решение задач в области контроля за состоянием и обновлением материально-технической базы в таможенных органах Российской Федерации лежит на Главном управлении тылового обеспечения ФТС России (ГУТО, Управление), а также на соответствующих подразделениях региональных таможенных управлений и таможен. По своим функциям они схожи, однако именно ГУТО имеет больше полномочий и ответственности.

Среди направлений деятельности ГУТО выделяют следующие [3].

2261

1. Развитие и укрепление материально-технической и социальной базы таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России.

2. Координация деятельности таможенных органов в части решения вопросов эксплуатации, текущего и капитального ремонта объектов таможенной инфраструктуры.

3. Проектирование и строительство объектов таможенной инфраструктуры.

4. Материально-техническое обеспечение таможенных органов, включая обеспечение вещевым имуществом, продовольствием, печатной продукцией и т.д.

Данные направления свидетельствуют о том, что ГУТО имеет полномочия в части сохранения и реновации объектов таможенной инфраструктуры, а также развитии материально-технической базы. Соответственно, Управление является и конечным распорядителем бюджетных средств, которые выделяются на обеспечение деятельности таможенных органов Российской Федерации [3].

Стоит подчеркнуть, что полномочия Управления значительно шире, а его функции можно представить несколькими блоками, как показано на рисунке 1.

2262

_

е яи

н не

еч

ле

вп

ас

ре

^ -

е о

ог

но

вв

ао

ла л

Планирование деятельности ФТС России по основным направлениям тылового обеспечения и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований в соответствии с утвержденными планами по направлениям тылового обеспечения

Участие в работе контрактной службы ФТС России в соответствии с установленным порядком

Разработка нормативов цены, нормативов количества и требований к закупаемым товарам, работам и _услугам по направлениям тылового обеспечения._

Организация и координация работы

Оснащение ТО материально-техническими средствами по установленным направлениям деятельности в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом правил определения нормативных затрат на обеспечение функций таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС

России

. Определение потребности таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России, в бюджетных ассигнованиях на капитальное строительство, содержание, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов таможенной инфраструктуры, учет использования выделенных бюджетных ассигнований в соответствии

с утвержденными планами

Реализация социальных гарантий должностных лиц и работников таможенных органов, организаций,

находящихся в ведении ФТС России:

Рисунок 1 - Основные функции Главного управления тылового обеспечения ФТС России [3] Помимо перечисленных выше также имеется функций, связанных с организацией и координацией работы самого Управления (например, организация программ обучения для должностных лиц таможенных органов, организация закупок, социальное обеспечение работников, сотрудников и государственных служащий, ведение различных реестров и т.д.).

Что же касается основных функций, то планирование деятельности, а также участие в работе контрактной службы подразумевает собой процесс осуществления закупок, который состоит из нескольких этапов. В упрощенном виде он представлен на рисунке 2.

2263

Рисунок 2 - Схема проведения мероприятий по осуществлению закупок [3]

Но прежде чем подходить к этапу закупок, необходимо определить потребности таможенной службы. Для этого совместно со структурными подразделениями ФТС России проводится составление прогнозов развития таможенной инфраструктуры, определение уровня возможного снижения издержек в целях оптимизации расходов и повышения эффективности использования имеющихся материальных и финансовых ресурсов, а также организация соблюдения таможенными органами правил определения нормативных затрат на обеспечение функций, находящихся в ведении ФТС России, при планировании децентрализовано приобретаемых материально-технических средств.

Еще одной важной задачей ГУТО является осуществление мер по оптимизации расходов и обеспечению эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на содержание и развитие таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России, на приобретение материально-технических средств, проектирование и строительство объектов таможенной инфраструктуры, оплату других работ и услуг.

Проанализируем динамику закупочной деятельности ФТС России за 2020-2022 года (таблица 1).

2264

Таблица 1 - Анализ динамики закупочной деятельности ФТС России [4, 5]

Период исследования, год Всего закупочных процедур, шт./ Сумма закупочных процедур, млрд руб. Количество, шт. / Сумма заключенных контрактов млрд руб. Количество / общая сумма особых закупок* (млн руб.) Экономия бюджетных средств, млн руб. Экономия бюджетных средств на одну закупку, млн руб.

2022 95 / 6,2 85 / 5,8 33 /4,2 125 1,3

2021 111 /6,3 101 / 6 38 / 8,6 302 2,7

2020 117 / 7,7 — 28 / — 319,7 2,7

*особые закупки - закупки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального

закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ1 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (особые закупки, не превышающие 600 тыс. руб.).

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что 2022 год является антилидером по показателю экономии бюджетных средств, несмотря на то, что количество и суммы контрактов и общие показатели закупок либо остались на том же уровне, либо уменьшились. Можно предположить, что свою роль сыграли такие факторы, как скачки курса доллара, рост цен и инфляция, санкционное давление на российскую экономику. Однако с другой стороны государственные закупки должны стимулировать и поддерживать внутреннего производителя без убытков. Например, в 2021 году доля закупок российских товаров составила 87 %, при плановом показателе 47%.

Несмотря на то, что показатель экономии денежных средств по части закупок является положительным, однако представляется необходимым

2265

проанализировать на какие статьи расходов были потрачены средства и оправданы ли подобные траты [6, 7].

Данная информация является закрытой и провести такой анализ особенно за последний год крайне сложно, однако можно выявить некоторые проблемы, связанные с материально-техническим обеспечением, которые очевидны участникам ВЭД. Например, устаревшая компьютерная техника. На сегодняшний день должностное лицо таможенного органа обрабатывает огромные массивы данных, что требует мощного компьютера, а также обновленной операционной системы. Кроме того, необходима установка большого количества программных средств, в том числе и вспомогательных, которые имеют платный доступ. К сожалению такие трудности встречаются, особенно в регионах [8, 9].

Второй очевидной проблемой является наличие устаревших технических средств фактического таможенного контроля (ТСТК) на многих (особенно географически удаленных) таможенных постах. Современные технологии достигли высокого уровня развития и предлагают широкий ассортимент досмотровых технических средств, которые являются весьма дорогостоящими.

Исходя из вышеизложенного, основными целями материально-технического обеспечения должны быть - совершенствование таможенной инфраструктуры для создания необходимых условий профессиональной деятельности должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации и достижение необходимого для выполнения возложенных на таможенные органы задач уровня обеспеченности таможенных органов материальными ресурсами с учетом объективных региональных факторов.

План-график закупок товаров, работ, услуг на очередной финансовый год и на плановый период 2023-2025 гг. размещен на официальном сайте ФТС

2266

России [5]. Как можно узнать из данных, план корректировался на данный момент уже 6 раз. Всего заложено 213 позиций (таблица 2).

Таблица 2 - Итого для осуществления закупок, руб.

Всего На 2023 год На 2024 год На 2025 год На последующие годы

11 802 972 960,35 1 804 481 960,92 4 538 515 385,83 5 459 975 613,60 -

О результатах исполнения плана и об эффективности расходования денежных средств можно будет судить лишь в последующие года.

Вывод: ГУТО необходимо учитывать три основополагающих аспекта при проведении мероприятий по материально-техническому обеспечению таможенных органов, а именно:

- современный уровень развития техники и технологий для совершенствования работы таможенных органов и ускорения совершения ими любых видов таможенных операций и/или таможенных процедур.

- поиск новых поставщиков с учетом санкционного давления без ущерба для качества поставляемых ресурсов и ориентация на отечественных производителей

- устранение коррупционной составляющей и эффективный контроль за расходованием бюджетных средств.

Таким образом, на сегодняшний день таможенная служба стоит перед сложной миссией - выполнить масштабные задачи, заложенные Стратегией развития до 2030 года в нынешних сложных экономических условиях. В данной ситуации выходов станет качественное планирование и надежное управление, что требует полной отдачи и высокого профессионализма от руководящих лиц таможенных органов Российской Федерации.

2267

Список использованных источников

1. Качанова Л.С. Повышение эффективности единой хозяйственной политики ФТС в контексте реализации задач по обеспечению экономической безопасности России / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Ю.Е. Шабашева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №2. - С. 37-41.

2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года^/URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 353557/ Дата обращения: 15.02.2023 г.

3. Приказ ФТС России от 26.11.2018 № 1918 «Об утверждении Положения о Главном управлении тылового обеспечениям/URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 312472/. Дата обращения: 15.02.2023 г.

4. Кузминова О.А. Развитие материально-технической базы Федеральной таможенной службы для реализации задач по обеспечению экономической безопасности России/ О.А. Кузминова, Л.С. Качанова, Т.А. Саадулаева // Экономическая безопасность. - 2022. - Том 5. - № 4. -С. 1549-1564.

5. Официальный сайт ФТС России / Госзакупки / URL: https ://customs. gov.ru/activity/goszakupki/informacziya-po-ito gam-zakupochnoj-deyatel-nosti-fts-rossii. Дата обращения: 21.02.2023 г.

6. Качанова Л.С. Мониторинг качества финансового менеджмента в Федеральной таможенной службе России / Л.С. Качанова, Е.Ю. Гончарова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №11. - С. 243-245.

7. Качанова Л.С. Механизм обеспечения финансово-экономической безопасности регионов/ Л.С. Качанова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2023. - №3. - С. 38-41.

2268

8. Попова П. Г., Соколикова П. К. Повышение эффективности тылового обеспечения при реализации Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года/П.Г. Попова, П.К. Соколикова // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2022.- №3. - 35.

9. Дмитриева О.А. Основные направления совершенствования материально-технического обеспечения таможенных органов: сборник трудов конференции/О.А. Дмитриева // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 137141.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Kachanova L.S. Improving the efficiency of the unified economic policy of the Federal Customs Service in the context of the implementation of tasks to ensure the economic security of Russia / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, Yu.E. Shabasheva // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No. 2. - pp. 37-41.

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated 05/23/2020 No. 1388-r "Strategy for the development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030"/URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557 / Date of application: 02/15/2023

3. Order of the Federal Customs Service of Russia dated 26.11.2018 No. 1918 "On approval of the Regulations on the Main Logistics Department'VURL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312472 /. Date of application: 02/15/2023

4. Kuzminova O.A. Development of the material and technical base of the Federal Customs Service for the implementation of tasks to ensure the economic security of Russia / O.A. Kuzminova, L.S. Kachanova, T.A. Saadulaeva // Economic security. - 2022. - Volume 5. - No. 4. - pp. 1549-1564.

2269

5. Official website of the Federal Customs Service of Russia / Public Procurement / URL: https://customs.gov.ru/activity/goszakupki/informacziya-po-itogam-zakupochnoj-deyatel-nosti-fts-rossii. Date of application: 02/21/2023

6. Kachanova L.S. Monitoring the quality of financial management in the Federal Customs Service of Russia / L.S. Kachanova, E.Y. Goncharova // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No. 11. - pp. 243-245.

7. Kachanova L.S. Mechanism of ensuring financial and economic security of regions/ L.S. Kachanova // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2023. - No. 3. - pp. 38-41.

8. Popova P. G., Sokolikova P. K. Improving the efficiency of logistics support in the implementation of the Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2030/P.G. Popova, P.K. Sokolikova // International Journal of Applied Sciences and Technologies "Integral". - 2022.- №3. - 35.

9. Dmitrieva O.A. The main directions of improving the logistics of customs authorities: proceedings of the conference/O.A. Dmitrieva // Economics and management: problems, trends, development prospects: materials of the International Scientific and Practical Conference - Cheboksary: CNS "Interactive Plus", 2015. - pp. 137-141.

© Саадулаева Т.А., Царева А.С., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.

Для цитирования: Саадулаева Т.А., Царева А.С. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖНИ С ПОЗИЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.

2270

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.