Научная статья на тему 'Философия и идеология журнала «Новый Град»'

Философия и идеология журнала «Новый Град» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия и идеология журнала «Новый Град»»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Е. ПАШКИНА, аспирант Московский педагогический государственный университет

Многочисленные объединения и группы эмиграции в 1920—1930-х гг. пытались на страницах своих изданий выразить собственное видение истории и современности, найти свой путь в борьбе за ту Россию, которую они хотели бы видеть в будущем. Значительное место эти издания отводили спорам с оппонентами внутри самой эмиграции. Журнал «Новый Град», выходивший в Париже с 1931 по 1939 гг., стал попыткой преодоления этих разногласий, но не на путях объединения и немедленных совместных действий, к которым призывали некоторые деятели эмиграции (П. Струве), а на путях признания за каждым течением его права бороться с большевиками своим собственным способом. Предполагалось, что процесс разрушения советского строя будет длительным - на основе подрыва духовного фундамента советского здания с разных сторон.

В современной историографии отмечается, что журнал «занимал особое место в пестрой политической мозаике эмиграции» [1, с. 26], и его значение «в духовной жизни эмиграции трудно переоценить» [2, с. 434].

Основателями журнала были Илья Исидорович Фондаминский (18811942), Федор Августович Степун (18841965) и Георгий Петрович Федотов (1886-1951).

Выходец из богатой семьи московских торговцев, Илья Исидорович Фондаминский (псевдоним - Бунаков) к началу 1930-х гг. был человеком с богатым издательским опытом. С детства его идеалом был старший брат, народово-

Философия и идеология журнала «Новый град»

лец Матвей Фондаминский, приговоренный к каторге и умерший в Иркутске от туберкулеза. Илья, окончив гимназию, в 1990 г. уехал в Германию, где изучал философию в университетах Берлина и Гейдельберга. Там он вместе с А.Р. Гоцем, В.М. Зензиновым и

Н.Д. Авксентьевым вошел в кружок молодых социалистов-революционе-ров (эсеров).

В 1903 г. на семинаре профессора Элзенганса в Гейдельберге Фондамин-ский познакомился с Ф.А. Степуном, сыном главного директора Кондровс-кой писчебумажной фабрики. Окончив московское Михайловское реальное училище, отбыв воинскую повинность, в 1902 г. Ф.А. Степун становится студентом Гейдельбергского университета. В 1903-1904 гг. Ф.А. Степун и И.И. Фондаминский вместе посещали лекции профессора В. Виндельбанда по психологии, этике, метафизике и теории познания, истории греческой философии, а также лекции профессора Г. Еллинека «Основания философии права».

Получив диплом, в конце 1904 г. Фондаминский вернулся в Москву, где стал одним из руководителей Московского городского комитета партии со-циал-революционеров. Как член Боевой организации партии, он принимал активное участие в революционных событиях 1905-1906 гг., затем эмигрировал во Францию [3].

Вторая встреча Фондаминского со Степуном состоялась в 1906 г. в том же Гейдельберге, куда Фондаминский прибыл для выступления совместно с од-

ним из лидеров меньшевиков Львом Дейчем и членом Боевой организации партии эсеров Абрамом Гоцем. Степун в своих воспоминаниях отмечает, что Гоц и Бунаков очень изменились за те годы, что прошли с их первого знакомства: «Было очевидно, что за истекшие три года они в чем-то весьма преуспели, что-то совершили и заслужили» [4, с.90].

О деятельности Фондаминского в годы первой русской революции слышал и Г.П. Федотов, до которого долетели лишь отголоски легенды - о Лас-сале Непобедимом, как тогда называли Фондаминского в партийных и революционных кругах [5]. Сам Г.П. Федотов, сын управляющего канцелярией саратовского губернатора, рано лишился отца и мог получить образование лишь за казенный счет. С началом первой русской революции Федотов становится активным членом социал-демократической партии. В конце 1905 г. он был арестован и выслан в Германию. В университетах Берлина и Йены он посещал лекции и семинары по философии и истории. В конце 1908 г. Федотов возвращается в Россию и поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета [6].

В отличие от Федотова, срок ссылки которого закончился, Фондаминс-кому во избежание ареста пришлось надолго задержаться в эмиграции. С 1909 г. он стал членом Заграничной делегации ЦК партии социалистов-рево-люционеров, выступал в качестве технического и финансового посредника в сношениях партии с Б.В. Савинковым, принявшимся после исчезновения Азефа за восстановление партийных террористических предприятий [7].

В эмиграции Фондаминский вместе с Н.Д. Авксентьевым выпускал журнал «Почин», сотрудничал в «Знамени труда», редактировал газеты «Новости» и «Призыв».

П осле Февральской революции Фондаминский вместе с Авксентьевым и Савинковым вернулся в Петроград. В апреле 1917 г. он стал товарищем председателя Исполкома Совета крестьянских депутатов, затем - генеральным комиссаром Временного правительства при Черноморском флоте, членом редакции газеты «Дело народа», был избран в Учредительное собрание от Черноморского флота. После разгона собрания Фондаминский работал в Москве, Петрограде, Костромской губернии, с 1918 г. являлся членом антибольшевистского «Союза возрождения России» [3].

Сразу после Октября 1917 г. в России существовала почти абсолютная свобода слова. В газетах того времени Степун отмечает наличие прямых призывов к низвержению господствующего строя, в том числе и его собственных печатных выступлений против власти большевиков [4]. В это время правые эсеры решили издавать в Москве большую политическую и литературную газету. Фондаминский, являвшийся организатором нового предприятия, предложил Степуну место редактора культурно-философского отдела, что последнего вполне устраивало, так как Степун считал для себя неприемлемым идти на службу в какое-нибудь большевистское учреждение. А «вполне достаточное месячное вознаграждение за интересную работу сразу же разрешало все трудности практической жизни», - писал он в своих мемуарах [4, с. 470-471].

Работа в газете, которую решено было назвать «Возрождение», выявила много общего в позициях Степуна и Фондаминского. Статьи Степуна, чуждые, по его мнению, эсеровской идеологии, безоговорочно печатались благодаря Фондаминскому. Степун полагал, что уже в 1918 г. Фондаминский должен был двигаться в том же направ-

лении, что и сам Степун, которому, в свою очередь, нравились статьи Фон-даминского. Степун был благодарен Фондаминскому еще и за то, что работа в газете избавляла его от тягостного чувства, связанного с принятием решений, от которых зависит жизнь других людей, - того чувства, которое так угнетало его во время работы начальником Политического управления возглавляемого Савинковым Военного министерства Временного правительства. Газетная же работа представлялась Степуну безвластной над жизнью и смертью людей [4].

Газета с осени 1918 г. была закрыта и возобновлена под названием «Сын Отечества», однако та также вскоре была закрыта. Фондаминский с женой эмигрировали во Францию и поселились в Париже.

В конце 1920 г. Фондаминский совместно с Н.Д. Авксентьевым, М.В. Вишняком, А.И. Гуковским и В.В. Рудневым основали журнал «Современные записки». В дальнейшем на средства Фондаминского было организовано одноименное издательство, публиковавшее книги Бунина, Алданова, Осор-гина, Набокова, Вишняка, Зензинова, Цетлина и др. [8].

Фондаминский много сил отдавал работе в «Современных записках», но журнал имел выраженную политическую принадлежность - правоэсеровскую, и это ограничивало Фондаминс-кого в выборе авторов и тем для журнала. Даже для публикации стихов какого-либо автора необходимо было навести о нем справки [9].

В 1923 г. Фондаминский, не желавший видеть «Современные записки» узкопартийным эсеровским изданием, предложил место заведующего литературно-художественным отделом Ф. Степуну, высланному в ноябре 1922 г. из Советской России вместе с большой группой российской интелли-

генции. Степун, живя в Германии, присылал в редакцию свои заключения по всем поступавшим рукописям, а также публиковал в журнале свои статьи и цикл очерков «Мысли о России». По словам М.В. Вишняка, «безоговорочную поддержку Степун неизменно встречал со стороны лишь одного Фон-даминского» [10, с. 192].

В 1925 г. из Советского Союза в Париж приехал историк европейского Средневековья Г.П. Федотов, эмигрировавший по своей воле в связи с отсутствием возможности свободно публиковать в России свои научные и публицистические работы. С Фондаминс-ким Федотов познакомился почти сразу по приезде.

«Не могу сказать, при каких обстоятельствах наше знакомство произошло, - писал Федотов в 1948 г., - но с тех пор, как помню себя в эмиграции, вижу себя в уютной столовой Фондаминских за чашкой чая, среди немногих гостей, или в кабинете Ильи Исидоровича в беседе с хозяином, почти всегда деловой или идеологической, почти всегда связанной с одним из его многочисленных литературных или общественных предприятий» [5, с. 317]. Благодаря Фондаминскому с 1927 г. Федотов начинает печататься в «Современных записках», несмотря на то, что Вишняк был недоволен противоречивостью мыслей Федотова, из-за которой «его отношение к предмету часто менялось на протяжении той же статьи» [11, с. 244].

В апреле 1927 г. Степун с женой гостили у Фондаминских на их вилле Бельведер в Грассе. В письме известной эмигрантской публицистке Е.Д. Кусковой Степун пишет, что в Париже «все друг друга хуже и сквернее понимают, чем могли бы при очень небольшом усилии воли. Отсутствие доброй воли прикрывается тезисом: борьба требует отчетливости. Но так как борьбы в

сущности никакой нет, а есть только прения, то на меня взаимное расхождение производит печальное впечатление.

Впрочем, может быть я и не прав, мне со многими мнениями и людьми так легко мириться, потому что я построен на пересечении очень многих линий, так что, защищая примиренчество, я лишь упорно защищаю самого себя» [12].

Это «пересечение многих линий», свойственное Степуну, а также парадоксальность и завораживающая талантливость Федотова [13] как нельзя лучше подходили к новому замыслу Фондаминского.

Посетив в Дрездене Степуна, Фон-даминский поделился с ним своими соображениями. 12 октября 1930 г. Степун писал об этом Кусковой: «Был у нас тут Илья Исидорович, много мы говорили с ним. При всем моем согласии с его точкой зрения, что эмиграции нужно, прежде всего, создавать такое целостное духовное миросозерцание, которое, когда исполнятся сроки, вышлет против большевиков кадры борцов, я чувствую в себе какой-то протест против этой спокойной тактики далекого прицела» [12].

Но Степун все-таки преодолел свой протест и вошел вместе с Федотовым в редакцию задуманного Фондаминским нового издания - журнала «Новый Град».

Основания, по которым Фондамин-ский решился на создание нового журнала, он подробно изложил в письме Кусковой от 30 октября 1931 г.: «С[ов-ременные]. З[аписки]. относятся осторожно к тому течению, которое представлено такими лицами, как Бердяев, Степун, Федотов и близкие им», а потому этим авторам дают на страницах «Современных записок» очень ограниченное место, подвергают строгой цензуре и «стараются отвести на “неопасные” темы» [13]. Исходя из этого Фон-

даминский считает, что нужен новый «плацдарм», новая идейная «лаборатория» для того, чтобы дать простор для творчества новым идейным течениям. Это будет на пользу и «Современным запискам», «сделает их смелее и терпимее» [14].

В первом номере «Нового Града» в статье «Пути освобождения» Фонда-минский указал, что задача формулирования политической программы и тактики, которую ставят перед собой различные эмигрантские организации, является недостаточной. Перед эмиграцией должна быть поставлена другая задача: не отказываясь ни от каких форм борьбы, даже вооруженных, в основном вести борьбу за души советских людей.

«Надо духовно взорвать те устои, на которых держится советское здание: миллионы душ, верующих в святость коммунистического учения» [15, с. 46]. Для этого нужно восстановить Орден русской интеллигенции, создать духовные ценности - выработать целостное миросозерцание. «Говоря о миросозерцании, я не думаю, что оно будет единым. В новом Ордене, как и в старом, будут различные миросозерцательные течения; но все они будут иного духа, чем господствующее [в Советской России], и все будут противостоять ему» [15, с.47]. Славянофилы и западники, либералы и консерваторы, крайние и умеренные - все должны найти свое место в борьбе с большевиками. Фондаминский надеется, что когда-нибудь «духовное влияние обязательно передастся на родину. И эмиграция станет центром притяжения для всех освободительных течений в России» [15, с. 48].

Подводя итоги, можно сказать, что редакция журнала «Новый Град» в лице его основателя И.И. Фондаминс-кого в начале 30-х гг. XX столетия встала на путь политического и идеологи-

ческого плюрализма и толерантности, полагая, что разнообразие создаваемых многочисленными течениями эмиграции проектов будущего не должно являться препятствием в достижении общей цели - разрушения духовных устоев советской системы любыми возможными способами.

Литература

1. Киселев А.Ф. Страна грез Георгия Федотова. - М., 2004.

2. Политическая история русской эмиграции. 1920-1940 гг.: Документы и материалы: Учеб. пособие / Под ред. А.Ф. Киселева. - М., 1999.

3. Зензинов В. М. Памяти И.И. Фон-даминского-Бунакова // Новый журнал. - Нью-Йорк, 1948.

4. Степун Ф.А. Бывшее и несбывше-еся. - СПб., 2000.

5. Федотов Г.П. И.И. Фондаминский в эмиграции // Новый журнал. - Нью-Йорк, 1948.- №18.

6. Федотова Е. Георгий Петрович Федотов (1886-1951) // Г.П. Федотов. Лицо России: Статьи 1918-1930 гг. -Париж, 1988.

7. гА РФ. Р-5831 (Савинков Б.В.). Оп. 1. Ед. хр. 208. Л. 1-108.

8. Вишняк М.В. Годы эмиграции 1919-1969.- СПб., 2005.

9. ГА РФ. Р-6065 (Постников С.П.). Оп. 1. Ед. хр. 39. Л. 1.

10.Возвращенный мир. Т. 1. - М., 2004.

11.Вишняк М.В. «Современные записки»: Воспоминания редактора. -Блюмингтон, 1937.

12.ГА РФ. Р-5865 (Кускова Е. Д.). Оп. 1. Ед. хр. 475. Л. 8-13.

13.Степун Ф.А. Г.П. Федотов // Новый журнал. - Нью-Йорк, 1957. -№49.

14.ГА РФ. Р-5865 (Кускова Е. Д.). Оп. 1. Ед. хр. 526. Л. 10-12.

15. Бунаков И. Пути освобождения // Новый Град. - Париж, 1931. - № 1.

Ю. БАЛЫБЕРДИН, доцент Вятский государственный гуманитарный университет

В конце XIX в. большую роль в жизни Вятской губернии играло местное земство. Оно занималось главным образом экономическим подъёмом крестьянства и народным образованием. В мужицком краю, где 94% населения составляли неграмотные и полуграмотные крестьяне, эти вопросы были приоритетными.

Самый плодотворный и яркий период в жизни вятского земства связан с именем Авксентия Петровича Батуева, о котором В.Г. Короленко писал: «Можно без преувеличения сказать, что пятилетие, протекшее со времени его избрания (1891-1896 гг.), составляет одну из самых блестящих страниц в

Выдающийся вятский земец

истории не только вятского земства, но и русского земского дела вообще» [1, с. 237].

А.П. Батуев родился 17 (29) августа 1863 г. в семье прогрессивного и образованного по тем временам купца, который вел обширную торговлю, в том числе книжную. Будучи гимназистом, А.Батуев встретился на книжной ярмарке в Нижнем Новгороде с известным книгоиздателем И.Д. Сытиным, который впоследствии вспоминал: «В Нижнем, на ярмарке, у меня началось интересное знакомство с семьей мал-мыжского купца Батуева. Однажды Батуев зашел не один, а с сыном-гимна-зистом. Очень смышленый, дельный и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.