А.А. Галямичева. Издательская деятельность Г.П. Федотова в годы эмиграции
УДК 1(470)+929 Федотов
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г.П. В ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ
А.А. Галямичева
Саратовский государственный университет, кафедра отечественной истории в новейшее время E-mail: [email protected]
В статье рассматривается одна из сфер многогранной общественно-политической деятельности Г.П. Федотова в годы его эмиграции - его вклад в издательское дело. На примере издания журнала «Новый град» рассматриваются представления Г.П. Федотова о роли периодической печати в духовной жизни эмиграции, особенности стиля его работы в качестве редактора и издателя.
Ключевые слова: Г.П. Федотов, русская эмиграция, издательское дело, «Новый град», эмигрантские журналы, редакция.
Publishing Activity of G.P. Fedotov during the Period of Emigration
A.A. Galyamicheva
This article relate about a publishing activity of P.G. Fedorov during the period of his emigration. The author of this work discribe a journal “New Hail” and his publisher. In this article the author investigate Fedorov’s ideas about a role of press in spiritual life of Russian emigration and peculiaritys of his editor of his editors style.
Key words: G.P. Fedotov, Russian emigration, publication, the «New Hail», emigrant’s journals, editorial office.
Издательская деятельность представляла собой важнейшее звено духовной жизни русской эмиграции послеоктябрьской волны. По справедливому замечанию американского историка Марка Раева, «изгнанники, оказавшиеся за пределами России, видели в изобретении Гуттенберга основное средство решения своих специфических проблем: сохранить и приумножить культурное наследие родины в надежде использовать его впоследствии на благо освобождённой от большевизма России»1. Значение издательской деятельности определялось тем, что подавляющее большинство покинувших Советскую Россию людей принадлежало к образованным слоям общества, занимавшимся на Родине интеллектуальным трудом, и чтение для них являлось первейшей жизненной потребностью. Видное место среди эмигрантов, посвятивших себя издательской деятельности, принадлежит Георгию Петровичу Федотову (1886-1951), который ещё в 1918 г. в России заявил о себе как энергичный и вдумчивый издатель журнала «Свободные голоса»2.
Журнал, главным голосом которого являлся голос Федотова, выпускался участниками религиозно-философского кружка Александра Александровича Мейера «Воскресение», и на
его страницах были впервые опубликованы такие яркие произведения Федотова-публициста, как «Лицо России» и «Мысли по поводу Брестского мира».
В период эмиграции талант Федотова-издателя развернулся в полном блеске. Главным его детищем в области издательской деятельности стал журнал «Новый град. Философский, религиозный и культурный обзор», который издавался в Париже с 1931 по 1939 г. при финансовой поддержке Союза христианских молодых людей. За время его существования свет увидело 14 номеров. В качестве соредакторов «Нового града» выступили такие известные общественнокультурные деятели, как Илья Исидорович Бунаков-Фондаминский (1880-1942) и Фёдор Августович Степун (1884-1965), но главной фигурой редакции, несомненно, являлся Георгий Петрович Федотов, что единодушно отмечают исследователи. Прежде всего Федотов оказал огромное влияние на формирование идейномировоззренческого направления журнала, выступив в качестве автора ряда программных статей и талантливого редактора.
Одной из главных причин возникновения журнала стало обострение внутреннего кризиса эмиграции. К тому времени перед эмигрантским сознанием появился ряд серьёзных проблем, главной из которых стала проблема повседневного существования.
Резкое ухудшение экономической ситуации в Западной Европе, вызванное мировым экономическим кризисом, обусловило, как известно, падение жизненного уровня населения. В первую очередь пострадали самые незащищённые слои общества, среди которых оказались русские эмигранты. К этому же времени обострилась так называемая проблема «отцов и детей»: если абсолютное большинство эмигрантской молодёжи уже воспринимало себя частью западной цивилизации3, то для старшего поколения делом чести и долга было сохранение духовной связи с Родиной, её традициями и культурой4.
Идея журнала, предложенная Федотовым и его коллегами, состояла в том, чтобы, с одной стороны, сохранить духовные ценности русской эмиграции, сплотив вокруг издания всех тех, кто был обеспокоен этой проблемой, а с другой - дать возможность авторам зарабатывать на жизнь своим профессиональным искусством - литера-
© ДА Галямичева, 2008
турным трудом. Речь шла о том, чтобы с помощью нового издания возродить «орден русской интеллигенции», именно «орден - сообщество людей, подчинивших себя определённому образу жизни, основанному на определённом мировоззрении», как пояснял в одной из своих статей Фёдор Степун5.
«Новый град» ставил перед собой задачу найти путь к обновлению раздираемого противоречиями мира. Его создатели пытались определить вектор третьего пути для России и Европы, а в идеале - для всего человечества, минуя капитализм и социализм, казармы тоталитаризма и бездуховность материализма. Своё понимание «исторической ответственности» философы и публицисты, объединившиеся вокруг журнала, выразили уже в самом названии. «Новый град», - заявляли они, -это земной город, новое общество - cite nouvelle,
- долженствующее сменить разлагающийся мир враждующих между собой империалистически-капиталистических государств»6.
Основной же темой оставалась тема России: «России отдаём мы наши самые заветные мысли... Мы хотим уловить образ подлинной
- это не значит чистой и безгрешной - России и определить основы, на которых должна сложиться её историческая жизнь. Если хоть некоторые из наших страниц дойдут до неё и помогут кому-нибудь там в мучительном деле национального и социального самоопределения, мы будем сторицей вознаграждены за наш труд»7. Таким манифестом открыл Г.П. Федотов первый номер основанного им журнала.
Несмотря на нелёгкие материальные условия и сокращающийся круг читателей8, «Новый град» стал одним из самых популярных журналов и обрёл мировую известность.
Несомненно, главная заслуга в таком результате принадлежала Георгию Федотову. Пожалуй, именно 1931 г. можно назвать кульминационным в его творческой биографии: основание «Нового града» совпало с завершением одного из главных трудов его жизни - книги «Святые Древней Руси». К этому времени Федотов уже прочно вошёл в плеяду наиболее известных и влиятельных деятелей русской эмиграции. Его авторитет обеспечил «звёздный» состав авторов, публикующих свои работы в «Новом граде».
Федотов приглашал к сотрудничеству только самых ярких и талантливых эмигрантских публицистов. В «Новом граде» были опубликованы статьи, рецензии и заметки более сорока авторов. Среди них были философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.Н. Ильин, историк П.М. Бицил-ли, религиозные мыслители Б.П. Вышеславцев, Е.Ю. Скобцова, известная как мать Мария9, экономист Б.С. Ижболдин, правовед Н.Н. Алексеев, писатель В.С. Яновский, поэтесса М.И. Цветаева, литературные критики К.В. Мочульский, Ю.П. Иваск, В.В. Вейдле и многие другие. Редакторская политика Георгия Федотова преследовала
своей целью создать такое издание, на страницах которого русский читатель мог бы познакомиться со всем богатством духовной жизни эмиграции не только в области политической публицистики, но и в области научного и художественного творчества.
Успеху редакторской работы Федотова в огромной степени способствовали особенности его личности. Будучи глубоко верующим человеком, обладавшим мягким, ровным характером, он пользовался всеобщим доверием и уважением10. Эти же качества помогали ему решать и сложные финансово-производственные вопросы.
Яркий свет на работу Федотова-редактора проливают материалы его переписки с Мариной Ивановной Цветаевой 1932-1933 гг.11
Строки писем М. Цветаевой свидетельствуют прежде всего о редкой деликатности стиля работы Федотова-редактора. Так, например, в ряде писем обсуждался ход работы М.И. Цветаевой над статьёй «Эпос и лирика современной России (Владимир Маяковский и Борис Пастернак)», напечатанной в журнале «Новый град» (1932. № 6-7).
Поэтесса неоднократно благодарила Г.П. Федотова «за такое человечное редакторство»12. На протяжении всей работы происходил постоянный обмен мнениями между автором и редактором, благодаря которому статья постепенно приобрела свой окончательный вид.
Взаимоотношения Цветаевой и Федотова не ограничивались сугубо деловой сферой. Это были отношения дружбы и взаимопомощи. Имевший возможность её оказать, Георгий Петрович заботился о своевременной выплате Цветаевой гонорара, когда она особенно остро нуждалась в нём13 и даже в поиске необходимой для написания статьи литературы14.
Помимо редакторского труда необходимо отметить особую роль Г.П. Федотова как автора публицистических работ, посвящённых историкофилософскому осмыслению прошлого, настоящего и будущего России и всего человечества15.
Вокруг журнала выросло влиятельное в среде русской эмиграции течение, получившее название новоградство. Обретение социальной стабильности и гармонии в обществе новоградцы связывали с обращением к истинному христианству.
Как уже упоминалось выше, журнал прекратил свое существование в 1939 г. в непосредственной связи с началом Второй мировой вой-ны16. Однако сделанного оказалось достаточно, чтобы оставить глубокий след в судьбах русской эмиграции и в развитии русской общественнополитической и философской мысли ХХ века.
Эмигрировавший после фашистской оккупации Франции в США Федотов отошёл от редакторско-издательской деятельности и сосредоточил свои усилия на написании фундаментальных научных исследований по истории духовного развития русского Средневековья17.
62
Научный отдел
А.А. Галямичева. Издательская деятельность Г.П. Федотова в годы эмиграции
Таким образом, парижский период жизни
и творчества Георгия Петровича Федотова стал
своеобразным «звёздным часом» его издательской
деятельности.
Примечания
1 Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции, 1919-1939. М., 1994. С. 97.
2 В литературе присутствуют разночтения относительно количества вышедших номеров данного журнала. Наиболее достоверным нам представляется свидетельство Н.П. Анциферова, вспоминавшего, что свет увидело два номера журнала. Первый номер датирован 22 апреля (5 мая) 1918 г., второй - 23 июня (6 июля) того же года. См.: Анциферов Н.П. Из дум о былом. М., 1992. С. 448.
3 См.: Kelly C. Russian Culture and Emigration, 19211953 // Russian Cultural Studies. Oxford, 1998. P. 304.
4 Приостановить процесс утраты русского национального самосознания пытались многие видные деятели русской эмиграции в Париже. Так, например, Надежда Тэффи в завоевавшем симпатии сборнике рассказов «Городок» (1927) нарисовала иронические картины жизни Парижа, отражавшие все страхи за эмиграцию: потерю достоинства и «национального лица». См.: Kelly C. Op. cit. P. 300-301.
5 Цит. по: Ананьев О.В., Ермичев А.А. «Новый град»: проект духовного переустройства мира//Философия и общество. 1999. № 1. С. 155-156.
6 Цит. по: Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало ХХ века. М., 1980. С. 137-138.
7 Федотов Г.П. Новый град // Литературная учёба. 1989. № 4. С. 133.
8 В обстановке экономического кризиса создать новое издание было непростой задачей. Ещё сложнее было организовать его распространение среди разобщённых и небогатых читателей. Цены нужно было устанавливать как можно более низкие, что также было проблемно, поскольку тиражи были небольшими, а сбыт - сложным и дорогостоящим. Книжные магазины отказывались брать большое число экземпляров книг или журналов. Непроданные экземпляры возвращались в издательство, которое должно было в таких случаях компенсировать все издержки. См. подробнее: Раев М. Указ. соч. С. 97-98.
9 В 10-м и 11-м номерах «Нового града» были опубликованы отчёты о заседаниях религиозной организации «Православное дело», в которую входили Г.П. Федотов, мать Мария, И.И. Бунаков-Фондаминский и другие. Общество издавало сборник «Круг», в редактировании которого принимал участие Федотов.
10 Уместно в этой связи привести очень показательное свидетельство Ф.А. Степуна: «Впервые я услышал
имя Георгия Петровича Федотова от Семёна Ильича Штейна, очень умного, саркастического историка, специалиста по средним векам, который мало о ком отзывался положительно. От Федотова же, которого он знал ещё по Петербургу, он был в восторге. Хвалил его глубокую эрудицию, его исключительный писательский талант и его чуткое, даже нежное, сердце». (Степун Ф.А. Г.П. Федотов // Степун Ф.А. Сочинения. М., 2000. С. 747).
11 Впервые письма были опубликованы в «Новом журнале», до сих пор издающемся в США. См.: Новый журнал. Нью-Йорк, 1961. № 63. С. 164-172. В нашей стране эти материалы были впервые опубликованы журналом «Литературное обозрение» (1990. № 7. С. 107-112), а затем в семитомном собрании сочинений М.И. Цветаевой (М., 1995. Т. 7. С. 427-437).
12 Письмо М.И. Цветаевой Г.П. Федотову от 15 февраля 1933 года//Цветаева М.И. Собр. соч.: В 7 т. М., 1995. Т. 7. С. 431. См. также письмо М.И. Цветаевой Г.П. Федотову от 14 февраля 1933 года: «Большое спасибо за чудное обращение, так хорошо со мной, с времён Воли России, НИКТО не обращался» (Там же).
13 См.: Письмо М.И. Цветаевой Г.П. Федотову от 4 марта 1933 года: «Умоляю ещё раз (подчёркнуто нами. - А.Г) написать Фондаминскому о гонораре, нас уже приходили описывать - в первый раз в жизни». (Цветаева М.И. Собр. соч. М., 1995. Т. 7. С. 432).
14 См.: Письмо М.И. Цветаевой Г.П. Федотову от 26 ноября 1932 года: «В Тургеневской Библиотеке я не записана. Так что обращусь к Вам с просьбой: достать что можете. Чем больше достанете - тем живее будет вещь. Моя дочь часто бывает в городе, напишите когда и куда ей зайти, - а м.б. проще переслать, вернее пересылать по мере поступления - по почте? Книг задерживать не буду, тут же выпишу что нужно и верну - Вам». (Цветаева М.И. Собр. соч. М., 1995. Т. 7. С. 427).
15 На страницах «Нового града» были опубликованы такие важные работы Георгия Федотова, как «Сумерки отечества» (1931. № 1), «Россия, Европа и мы» (1932. № 2), «В плену стихии» (1932. № 4), «О национальном покаянии» (1933. № 6), «Основы христианской демократии» (1934. № 8), «Молодая Англия» (1934. № 9), «Борьба за искусство» (1935. № 10), «Христианин в революции» (1937. № 12), «К смерти или к славе?» (1939. № 14).
16 О резком изменении условий издания русских эмигрантских журналов с началом войны см. подробнее: Kelly C. Op. cit. P. 304.
17 Fedotov G.P. A Treasury of Russian Spirituality. N.Y., 1948; Idem. The Russian Religions Mind: Kievan Christianity. The Tenth to the thirteenth Centuries. Cambridge, 1946; Idem. The Russian Religions Mind. Vol. II. The Middle Ages. The Thirteenth to the Fifteenth Centuries. Cambridge, 1966.
Отечественная история
63