Анастасия ГАЛЯМИЧЕВА
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ:
Г.П. ФЕДОТОВ И Е.Ю. КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА (МАТЬ МАРИЯ)
НА ПЕРЕКРЕСТКАХ ЖИЗНЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СУДЕБ
В статье рассматривается вопрос о взаимоотношениях видных деятелей русской эмиграции - матери Марии
(ЕЮ. Скобцовой) и Г.П. Федотова. Рассматривается их совместная деятельность в различных эмигрантских организациях.
Предпринимается попытка найти точки соприкосновения их творчества и следы творческого взаимовлияния.
The article considers the relationship of such a notable figures of Russian emigration, as G.P. Fedotov and Mother Maria (E.Ju. Skobtsova). The author examines their mutual aid in common cause in emigration. The author tries to compare their beliefs and articles and to understand how this prominent people influenced each other.
Ключевые слова:
русская эмиграция, Г.П. Федотов, Е.Ю. Кузьмина-Караваева (Скобцова, мать Мария), религиозно-философское общество «Круг», «Православное дело», Русское студенческое христианское движение; Russian emigration, G.P. Fedotov,
E.U. Kuzmina-Karavaeva (Skobtsova, Mother Maria), religious-philosophical society «Circle», «Orthodox cause», Russian Student Christian Movement in Emigration.
В истории русской эмиграции есть две фигуры, о которых написано и известно достаточно много. Каждый из них сам по себе получил значительное признание: известная поэтесса, художница, журналистка, общественный деятель Елизавета Юрьевна Скобцова (в первом браке — Кузьмина-Караваева, в монашестве — мать Мария) и историк, религиозный философ и публицист Георгий Петрович Федотов.
Остается, однако, один аспект, мало изученный до настоящего времени: вопрос об их взаимоотношениях. Его рассмотрение может открыть немало нового и интересного, ведь долгие годы они шли рука об руку по дороге жизни, занимались делом просвещения молодого поколения эмигрантов, размышляли над одними и теми же проблемами, постоянно поддерживали друг друга в трудные моменты.
Е.Ю. Скобцова родилась 8 декабря 1891 г. в Риге в семье товарища прокурора Ю.Д. Пиленко. После скоропостижной смерти отца в 1906 г. Елизавета Юрьевна с матерью и братом Дмитрием переехала в Петербург. В 1909 г. окончила с серебряной медалью Стоютинскую гимназию Петербурга и была зачислена на историко-филологический факультет Бестужевских курсов. В 1910 г. вышла замуж за родственника Н.С. Гумилева Д.В. Кузьмина-Караваева.
Благодаря знакомствам мужа (брак продолжался до 1913 г.) она сблизилась со многими деятелями культуры Серебряного века, стала активной участницей «Цеха поэтов» и объединения художников «Союз молодежи». Большое влияние на становление ее личности оказал А.А. Блок. Весной 1917 г. Кузьмина-Караваева вступила в партию эсеров. В годы Гражданской войны она принимала участие в белом движении на Юге России, в 1919 г. вышла замуж за председателя Кубанской краевой рады, видного казачьего деятеля Д.Е. Скобцова, а в 1920 г. навсегда покинула Россию. Первоначально семья Скобцовых нашла приют в Сербии, а в январе 1924 г. переехала в Париж.
ГАЛЯМИЧЕВА Анастасия Александровна — к.и.н., старший преподаватель кафедры истории и этно-конфессиональных отношений ПАГС им. П.А. Столыпина Ualyaman @rambler.ru
Г.П. Федотов оказался в Париже годом позже. Родившийся 1 октября 1886 г. в Саратове в семье управляющего канцелярией губернатора, он закончил историко-филологический факультет Петербургского университета в 1912 г. и был оставлен при кафедре всеобщей истории для подготовки к профессорскому званию. Областью научных интересов Г.П. Федотова являлась духовная жизнь западного средневековья. В годы революции и Гражданской войны Г.П. Федотов не примыкал ни к одному из противоборствующих лагерей, а в 1920 г. стал профессором кафедры всеобщей истории в Саратовском университете. Федотов надеялся найти свое место в новой России, рассчитывая на старые дореволюционные связи среди саратовских большевиков. (В 1905 г. он был одним из самых активных пропагандистов большевистской партии в Саратове.)
К 1917 г. Г.П. Федотов, однако, уже расстался с увлечением марксизмом и революционным движением, вернулся к глубокой вере в Бога. Попытка найти себя в Советской России оказалась для Федотова безуспешной, и в 1925 г. он навсегда покинул Родину, обосновавшись, как и тысячи других русских эмигрантов, в Париже.
Таким образом, жизненные пути наших героев еще до их отъезда из России были отмечены чертами сходства: оба они вышли из среды провинциального чиновничества, оба выросли в религиозных семьях, а в молодые годы испытали увлечение социалистическими идеями.
Знакомство Г.П. Федотова и Е.Ю. Скобцовой состоялось на V съезде Русского студенческого христианского движения в Клермоне, который проходил 12—18 сентября 1927 г. По словам супруги Г.П. Федотова Елены Николаевны, их дружба «оставалась ни чем не омраченной до конца»1. С этого же года можно говорить и о тесном переплетении их творческих судеб.
В 1927 г. в Париже увидели свет две брошюры Е.Ю. Скобцовой под общим названием «Жатва духа (Жития святых)»2. Г.П. Федотов опубликовал рецензию,
1 Федотова Е.Н. Георгий Петрович Федотов // Г.П. Федотов. Собрание статей в 6 т. — Париж, 1988, т. 1.
2 Кузьмина-Караваева Е.Ю. Жатва духа. — СПб., 2004.
в которой дал работе очень высокую оценку3.
Рецензия Г.П. Федотова до сих пор остается незамеченной исследователями его творческого пути, а, между тем, она, на наш взгляд, занимает значительное место на самом важном повороте творческого пути мыслителя — обращении воспитанника петербургской школы историков западного средневековья к русской агиографической традиции. Его знаменитая книга «Святые Древней Руси», вышедшая в свет в 1931 г. в Париже, является во многих отношениях и продолжением, и дополнением, и своеобразным диалогом автора с книгой Е.Ю. Скобцовой. Г.П. Федотов уделил главное свое внимание другому измерению православной святости: на страницах его книги перед читателем предстает плеяда аскетов, мистиков, отшельников, «мастеров молитвы» — тех, кто воздействовал на общество личным примером служения Богу4.
Главным делом, объединявшим Г.П. Федотова и Е.Ю. Скобцову, было их участие в деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД). Георгий Петрович внес особый вклад в деятельность РСХД как организатор молодежного кружка по изучению истории и культурного наследия России через произведения русских писателей, поэтов, а также историков и философов. Елизавета Скобцова приняла активное участие в работе кружка, по преимуществу в его литературоведческом семинаре, посвященном раскрытию русского национального самосознания в русском слове и изучению духовного состояния современной России в ее художественной литературе.
Ярким свидетельством созвучия мыслей и идеалов Г.П. Федотова и Е.Ю. Скобцовой являются две статьи о кружке по изучению истории и культурного наследия России РСХД. Весьма показательно, что они носят одинаковое название — «Изучение России»5.
3 Федотов Г.П. Рецензия на книгу: Скобцова Е. Жатва духа. Вып. 1—2 // Современные записки, Париж, 1927, № 35, с. 554-555.
4 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. — Париж, 1931. Для современного читателя наиболее доступно последнее отдельное издание книги (М., 1990).
5 Скобцова Е.Ю. Изучение России // Вестник РСХД, Париж, 1927, № 9, с. 17—19; Федотов Г.П. Изучение России // Вестник РСХД, Париж, 1928, № 2, с. 29—32.
Другой точкой соприкосновения идейных исканий Е.Ю. Скобцовой и Г.П. Федотова было религиознофилософское общество «Круг», собиравшее за одним столом писателей, поэтов, критиков и философов русского Парижа. Возник «Круг» в 1935 г. и просуществовал до начала Второй мировой войны. Основополагающим источником наших сведений о работе этого творческого объединения является составленный Г.П. Федотовым отчет о его заседаниях в период со 2 декабря 1935 г. по 3 мая 1936 г1. Основной формой работы «Круга» была беседа. Вступлением неизменно становился доклад одного из участников на философские, исторические или мировоззренческие темы. Состав участников «Круга» был непостоянным, однако и Г.П. Федотов и Е.Ю. Скобцова были непременными участниками всех его заседаний. В отчете Г.П. Федотова особое место занимает сообщение о докладе Е.Ю. Скобцовой, уже матери Марии (16 марта 1932 г. она приняла монашеский постриг), «Злое чудо», который был прочитан 20 апреля 1936 г. Доклад был посвящен вечной проблеме жизни и смерти. Именно последнюю мать Мария назвала «злым чудом» — чудом торжества зла над добром в земном мире. Как сообщает Г.П. Федотов, участники заседания высказали мысль о том, что смерть придает человеку осознание уникальности и хрупкости жизни, а значит, и ее ценности, а бессмертие бы, наоборот, «обескрасило жизнь». По-видимому, характер обсуждения доклада был вызван стремлением участников поддержать мать Марию, испытавшую страшную трагедию — смерть 4-летней дочери Анастасии в 1926 г., а затем, по условиям французского законодательства, вынужденную присутствовать при эксгумации и перезахоронении тела дочери в 1931 г. Трагедия послужила главным мотивом принятия решения о постриге. Свое монашеское служение мать Мария понимала как материнское служение: «Я увидала перед собою новую дорогу и новый смысл жизни: быть матерью всех, всех, кто нуждается в материнской помощи, охране, защите»2.
Стремление воплотить свои убеж-
1 Федотов Г.П. Отчет о работе «Круга» // Новый Град, Париж, 1936, № 11, с. 136—160.
2 Кузьмина-Караваева Е.Ю. Избранное. — М.,
1991, с. 420-421.
дения в практические дела вызвало к жизни благотворительную организацию «Православное дело». Первой благотворительной акцией новой организации стало открытие осенью 1932 г. общежития для одиноких женщин. Митрополит Евлогий, лично благословивший это начинание, вспоминал: «Мать Мария наняла особнячок в глубине переулка (9, villa de Saxe), светлый, удобный, с маленьким садом, и за дешевую плату стала принимать пансионерок. Нужда в дешевом русском общежитии была большая, и дом быстро наполнился. При общежитии м. Мария устроила церковь Покрова Пресвятой Богородицы; обитательницы дома стали ее охотно посещать... Скоро особняк уже не мог вместить всех желающих в нем поселиться тружениц, размеры его не позволяли м. Марии развернуться во всю широту ее планов, и через два года основательница перебралась на рю Лурмель, № 77, в большой дом»3.
В этом доме 27 сентября 1935 г. состоялось торжественное заседание, на котором официально было объявлено о создании организации «Православное дело». Одним из самых деятельных ее участников стал Г.П. Федотов, который был рядом с матерью Марией во всех многообразных начинаниях «Православного дела». Профессора Парижского богословского института часто можно было увидеть на центральном парижском рынке, где он выступал в качестве носильщика матери Марии, покупавшей продукты для благотворительной столовой. Он же являлся самым популярным лектором на литературных собраниях «Православного дела», неутомимым организатором бесплатных экскурсий по музеям Парижа для русской молодежи, приезжавшей в столицу Франции из провинции.
Начало Второй мировой войны навсегда разделило судьбы Г.П. Федотова и матери Марии. Г.П. Федотов воспользовался приглашением Американского еврейского рабочего комитета и сумел выехать из оккупированной фашистами Франции в США. Что же касается матери Марии, то она решила остаться во Франции и бороться против фашизма. Она говорила: «Только теперь начнется настоящая
3 Евлогий (митрополит). Путь моей жизни. — М., 1994, с. 493.
работа, и не только среди русских, но и среди французов, и даже немцев»1.
«Православное дело» продолжало работать в новых, гораздо более сложных условиях. При этом есть основания предполагать, что Г.П. Федотов продолжал оказывать влияние на мать Марию. На наш взгляд, на это указывает уникальная для ее художественного творчества вышивка «Святой Филипп митрополит Московский», выполненная в 1940 г. для церкви Покрова Пресвятой Богородицы на улице Лурмель. Уникальность этой работы состоит в том, что все остальные художественные произведения матери Марии были связаны с евангельскими и ветхозаветными текстами. Появление русского святого, привлекшего в свое время особое внимание Г.П. Федотова, могло являться отражением нерушимых духовных уз между двумя видными деятелями русской эмиграции. В 1928 г. в Париже вышла в свет книга Г.П. Федотова «Святой Филипп митрополит Московский», ставшая событием в духовной жизни русской эмиграции.
Участие матери Марии в движении Сопротивления привело ее в 1943 г. в концлагерь Равенсбрюк. Она жила ожиданием победы, продолжая творческую деятельность за колючей проволокой, но 31 марта 1945 г. была казнена в газовой камере2.
Даже после трагической гибели матери Марии Г.П. Федотов оставался для ее родных и близких одним из самых дорогих и
1 Федотова Е.Н. Указ. соч., с. 28.
2 Существует легенда, что мать Мария пере-
ступила в тот день порог газовой камеры вместо другой узницы Равенсбрюка, осужденной на смертную казнь.
уважаемых людей. Не случайно именно к нему через океан из послевоенного Парижа обратилась мать Е.Ю. Скобцовой Софья Борисовна Пиленко с просьбой стать редактором задуманного ею собрания работ дочери. Это издание не было осуществлено при жизни С.Б. Пиленко. Лишь в 1992 г. в Париже был опубликован двухтомник статей Е.Ю. Скобцовой.
Статью будет уместно, на наш взгляд, завершить строками из письма Г.П. Федотова к С.Б. Пиленко. 9 января 1948 г. он писал: «Дорогая Софья Борисовна! Я был очень тронут, получив Ваше письмо, и благодарен Вам, что Вы обратились ко мне. Конечно, я сделаю, что могу, для редакторства ее наследства. Ведь я ее очень любил, несмотря на разность наших характеров. Скажу более: в Париже, может быть, у меня не было более близкого человека, помимо семьи... Какое это было замечательное место — “Православное Дело”, и все это создано, то есть объединено м. Марией»3.
Общность судеб Г.П. Федотова и м. Марии проявилась и в истории их возвращения в Россию. Оно было неразрывно связано с возрождением Русской православной церкви и русской религиозности на исходе ХХ в. Имя Г.П. Федотова заняло видное место в истории русской религиозно-философской мысли, а духовный подвиг матери Марии стал основанием для причисления ее к лику святых 16 января 2004 г.
3 Письмо Г.П. Федотова С.Б. Пиленко // Вестник Русского Христианского движения. — Париж; Нью-Йорк; М., 1992, № 166 (III), с. 154.