Научная статья на тему 'Журнал «Новый Град» в идейно-политической жизни русской эмиграции'

Журнал «Новый Град» в идейно-политической жизни русской эмиграции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
259
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журнал «Новый Град» в идейно-политической жизни русской эмиграции»

ЖУРНАЛ «НОВЫЙ ГРАД» В ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ

Е.Г. Пашкина

Революция сознания» [1], начавшаяся во второй половине 1980-х годов, была главным содержанием «перестройки» в СССР. Эта революция требовала отказа от устойчивых представлений, сложившихся в советском обществе, и замены их новым плюралистическим мышлением. Но создать такое мышление без заранее подготовленных разнообразных концепций крайне трудно, поэтому выглядит вполне закономерным обращение многих идеологов «перестройки» к пластам эмигрантской общественно-исторической и философской мысли [2], в которых изучение процессов, происходивших в Советской России, велось с самого начала с критических позиций.

Многочисленные объединения и группы эмиграции в 1920-1930-х годах пытались на страницах своих изданий выразить собственное видение истории и современности, найти свой путь в борьбе за ту Россию, которую они хотели бы видеть в будущем. Значительное место эти издания отводили спорам с оппонентами внутри самой эмиграции. Журнал «Новый Град», выходивший в Париже с 1931 по 1939 год (№ 1-14), стал попыткой преодоления этих разногласий, но не на путях объединения и немедленных совместных действий, к которым призывали некоторые деятели эмиграции [3], а на путях признания за каждым течением его права бороться с большевиками своим собственным способом, полагая, что процесс разрушения советского строя

будет длительным и разрушить его можно, подрывая духовный фундамент советского здания с разных сторон [4].

В современной историографии отмечается, что журнал «занимал особое место в пестрой политической мозаике эмиграции» [5], и его значение «в духовной жизни эмиграции трудно переоценить» [6].

Основателями и редакторами «Нового Града» были публицист и издатель Илья Исидорович Фондаминс-кий (1881-1942), писавший под псевдонимом Бунаков, философ Федор Августович Степун (1884-1965) и историк, агиограф Георгий Петрович Федотов (1886-1951).

Журнал был основан при поддержке международной организации YMCA (Young Men Christian Association - Христианский Союз Молодых Людей). Эта организация в 1920 году учредила издательство YMCA-Press, целью которого был выпуск печатной продукции для России. Инициа- -

тором этого предприятия был видный американский протестантский деятель, президент YMCA Джон Мотт (1865-1955). «Организация «YMCA-Press» по своему началу и по корням своим есть дитя протестантского миссионерского пафоса», - отмечалось спустя 70 лет в юбилейной брошюре YMCA-Press [7].

«Апостол экуменизма» [8] Джон Мотт еще в 1917 году стал тем человеком, которому президент США В. Вильсон поручил ответственную миссию специального посла для Русской Православной Церкви, чтобы

помочь «своей новой сестре - демократической России» [9], свергшей в Феврале монархию. Отделения YMCA при Временном правительстве переживали бурный рост, но с установлением власти Советов они были вынуждены покинуть Россию [10].

В 1925 году в Париже YMCA-Press начинает издавать журнал «Путь» под редакцией Н.А. Бердяева. В издательстве выходят книги Н.А. Бердяева, Г.П. Федотова, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Л. Шес-това, И.А. Бунина, А.М. Ремизова, М.А. Алданова, М.А. Осоргина и др. В 1931 году YMCA приступает к изданию журнала «Новый Град» [11].

Г.П. Федотов в программной редакционной статье в компаративной форме дает характеристику Европы и России. «В Европе экономический кризис - в России безвыходная нищета и голод. В Европе борьба классов - в России уничтожение их. В Европе насилие - в России кровавый террор. В Европе покушение на свободу - в России каторжная тюрьма для всех. В Европе помрачение культуры - в России систематическое ее истребление. И Россия, жертва безумного самоубийства, готовится стать палачом всего мира, собирая взрывчатые материалы для последней катастрофы» [12].

Недооценка европейской культуры и демократии, свойственная некоторым молодым течениям эмиграции, для «новоградцев» недопустима. П.М. Бицилли, постоянный сотрудник журнала, на страницах первого номера «Нового Града» говорит о внутренней порочности воззрений той молодежи, в частности коллектива сотрудников парижского журнала «Утверждения», которая считает, что русская православная культура есть

задание, возложенное на Россию самим Провидением, и ради выполнения этого задания необходимо сохранить государственное бытие России. Бицилли возражает «утвержденцам», полагая, что европейская культура обладает универсальным и вечным значением, а превознесение национально-государственной мощи России сводится «к превознесению организованного насилия, творимого во имя конечной супранатуральной цели» [13].

Основатель журнала И.И. Фонда-минский в статье «Пути освобождения» определил основную задачу эмиграции в борьбе с большевистским государством: «Надо духовно взорвать те устои, на которых держится советское здание: миллионы душ, верующих в святость коммунистического учения» [14]. Для этого нужно восстановить Орден русской интеллигенции, сокрушивший монархию в России, и использовать его опыт, чтобы «взять могущественную твердыню большевистской власти» [15]. Орден должен создать новые духовные ценности - выработать новое миросозерцание. «Говоря о миросозерцании, я не думаю, что оно будет единым. В новом Ордене, как и в старом, будут различные миросозерцательные течения; но все они будут иного духа, чем господствующее [в Советской России], и все будут противостоять ему» [16]. Славянофилы и западники, либералы и консерваторы, крайние и умеренные - все должны найти свое место в борьбе с большевиками. Фондаминс-кий надеется, что когда-нибудь из эмиграции «духовное влияние обязательно передастся на родину...» [17].

Редакция журнала провозгласила своими основными принципами свободу личности и социальную правду, которые могут быть внутренне и органи-

чески примирены только в христианстве, понимаемом в духе экуменизма протестантских церквей: «мы не связываем приходящих к нам никакою ис-поведною формулой, довольствуясь наличностью известного духовного единства. Мы спрашиваем не о том, во что человек верует, а какого он духа» [18].

Помимо Федотова и Фондаминс-кого, в «Новом Граде» постоянно публиковали свои статьи Ф.А. Степун, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, высланные в 1922 году из России, а также С.И. Гессен, П.М. Бицилли, С.П. Жаба, Б.С. Иж-болдин. В журнале принимали участие Б.П. Вышеславцев, Е.Ю. Скобцова (мать Мария), П.Н. Савицкий, М.И. Цветаева, Е.Д. Кускова, В.Н. Ильин, В.В. Вейдле, К.В. Мочульский, В.С. Варшавский, Н.Н. Алексеев, В.С. Яновский, Ю.П. Иваск и др.

Журнал предоставил свои страницы людям различных взглядов, подчас далеких от взглядов его основателей, о чем редакция уведомляла своих читателей уже во втором номере: «Новый Град» допускает очень широкую возможность дискуссии» [19]. Внутренние противоречия не остались незамеченными читателями журнала, что вынудило редакцию поместить уже в №3 следующее сообщение: «Некоторые из критиков «Нового Града» упрекают его за противоречия во взглядах сотрудников между собой. По этому поводу необходимо сказать следующее. «Н. Гр.» не партия, и даже не политическая группа, связанная единством программы. <...>Поэтому разногласия между авторами «Н. Гр.» неизбежны. Это касается как частных, экономических и политических вопросов, так и теоретических обоснований. В особенности следует подчеркнуть, что авторы, рабо-

тающие над религиозно-философскими основами построения Нового Града, не несут ответственности за проекты или оценки сотрудников» [20].

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что редакция журнала «Новый Град», прежде всего в лице его основателя И.И. Фондаминского, в начале 30-х годов ХХ столетия встала на путь политического и идеологического плюрализма и толерантности, полагая, что разнообразие создаваемых многочисленными течениями эмиграции проектов будущего не должно являться препятствием в достижении общей цели - разрушении духовных устоев советской системы любыми возможными способами.

Спустя много лет, уже после смерти многих авторов «Нового Града», в эмиграции сохранялась надежда на то, что ее труды дойдут до России. Ю.П. Иваск, имя которого появилось на страницах последнего, 14 номера «Нового Града» [21], писал в 1952 году о скончавшемся в США Г.П. Федотове: «Его фрагменты истории русской культуры - лучший университет свободной России (через 25-50-100 лет...)» [22]. inn Прошло всего 20 лет, и Ю.П. Иваск уже смог написать: «Мы знаем, вопреки всем трудностям книги из нашего мира все же доходят до русского читателя. Мы слышали об интересе там к Бердяеву, Булгакову. Я очень хотел бы, чтобы в России лучше ознакомились с трудами Федотова» [23].

Многие из книг, о которых писал Иваск, были изданы все той же YMCA. Появление в Советском Союзе диссидентского движения и самиздата, быстро превратившегося в тамиздат, позволило YMCA-Press стать издательством, находящимся в центре мирового внимания. Публикации ран-

них произведений А.И. Солженицына были своеобразной подготовкой к главному событию - изданию по поручению Солженицына, в кратчайший срок и в полнейшей тайне, первого тома «Архипелага ГУЛАГ» [24].

Один из руководителей издательства YMCA-Press Н.А. Струве полагает, что высылку Солженицына Брежневым можно поставить в один ряд с высылкой философов Лениным в 1922 году. «В YMCA-Press через полстолетия соединились две традиции, религиозно-философская и литературно-пророческая: обе, невыносимые для советского режима...», - писал Струве в 1990 году, в 70-летний юбилей издательства [25]. Общественно-политический удар, нанесенный Солженицыным, был усилен изданиями других авторов, в том числе и тех, кто когда-то печатался в «Новом Граде»: Г.П. Федотова, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, С.Н. Булгакова, Матери Марии, М. Цветаевой и др. Часть тиража выходила в малом формате, в основном для переправки в Россию.

Таким образом, посредством издательства YMCA-Press русская эмиграция 1920-1930-х годов передавала эстафету диссидентскому движению в СССР, подготавливая «перестройку» в ее идеологическом отношении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня. 1 июля 1988 г.- М., 1988. - С. 23.

2. См., например, книги серии «Перестройка: гласность, демократия, социализм», в частности: На пути к свободе совести/ Сост. и общ. ред. Фурмана Д.Е. и о. Марка (Смирнова). - М., 1989.

3. См.: СтрувеП.Б. Еще о необходимом объединении // Россия и славянство. -1929. - № 57. 28 декабря; Струве П.Б. Дневник политика (1925-1935). - М.:

Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2004. - С. 499.

4. Бунаков И. Пути освобождения // Новый Град. - Париж, 1931. - №1. -С. 31-48.

5. Киселев А..Ф. Страна грез Георгия Федотова. - М., 2004. - С. 26.

6. Политическая история русской эмиграции. 1920-1940 гг.: Документы и материалы. - М., 1999. - С. 434.

7. Карташев А.В., Струве Н.А. 70 лет издательства Ymca-Press: 1920-1990. - Париж: Ymca-Press, 1990. - С. 1.

8. Зеньковский В.В. Памяти д-ра Джона Мотта // Вестник РСХД. - Париж, Нью-Йорк, 1955. - № 36. - С. 32.

9. Августин (Никитин), архим. Методизм и православие. - СПб., 2001. - С. 158.

10. Гуськов М.Д. «YMCA» в России: история и настоящее // Религия и право. - М., 1999. - № 3. - С. 26.

11. ГА РФ. Ф. Р-5865 (Кускова Е.Д.). Оп. 1. Ед. хр. 526. Л. 11.

12. Федотов Г. Новый Град // Новый Град. - Париж, 1931. - №1. - С. 4.

13. Бицилли П. Что следует отрицать в «Утверждениях»// Новый Град. - Париж,

1931. - №1. - С. 82.

14. Бунаков И.И. Пути освобождения // Новый Град. - Париж, 1931. - №1. - С. 46.

15. Там же. - С. 47.

16. Там же.

17. Там же. - С. 48.

18. Федотов Г.П. Указ. соч. - С. 7.

19. Нашим критикам (от редакции) // Новый Град. - Париж, 1932. - №2. -С. 90.

20. От редакции // Новый Град. - Париж,

1932. - № 3. - С. 86.

21. Иваск Ю.П. Апология пессимизма// Новый Град. - Париж, 1939. - №14. -С. 89-100.

22. Иваск Ю.П. Молчание (Памяти Георгия Петровича Федотова) // Федотов Г.П. Святой Филипп Митрополит Московский. - М., 1991. - С. 118.

23. Иваск Ю.П. Эсхатология и культура // Вестник РСХД. - Париж - Нью-Йорк, 1972. - № 103. - С. 107; См. также: Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. -Benson (Vermont): Khronika press, 1984.

24. Струве Н.А. И еще 35 лет... // Карташев А.В., Струве Н.А. 70 лет издательства «Ymca-Press»: 1920-1990. - Париж: Ymca-Press, 1990. - С. 30-31.

25. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.