www.lex.uz. 2019.
2. Хдсанов Р. Мактабда тасвирий санъатни у^итиш методикаси.-Т.: «Фан», 2004. - 250 б.
3. Аманжолов С.А. Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству. Дисс. д.п.н. - Шымкент.: 2004. - 440 с.
4. Кайсина И.Ю. Развитие художественно - творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства. - https://infourok.ru
© Хайров Р.З., Султанов А.А., 2020
УДК 331.101.3
Д.И. Целюк
курсант факультета ИАэО ВУНЦ ВВС «ВВА»
г. Воронеж, РФ П.М. Моргачев
ст. преподаватель кафедры (К и ОМР) ВУНЦ ВВС «ВВА»
г. Воронеж, РФ С.Н. Смеянов
доцент кафедры (К и ОМР) ВУНЦ ВВС «ВВА»
г. Воронеж, РФ
ФАКТОРЫ МОТИВАЦИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация
В статье рассматривается значение факторов мотивации в учебном процессе вуза в формировании сознательное и активного сотрудничества обучающегося с преподавателем при изучении учебного материала.
Ключевые слова:
Обучающийся, преподаватель, мотивация, группа мотивов.
Парадигма современного высшего профессионального образования обуславливает нацеленность учебного процесса на результат, то есть на формирование специалиста, обладающего необходимыми компетенциями для дальнейшей профессиональной деятельности. Это означает, что в учебном процессе во главу угла ставится не выдача обучающимся багажа знаний, умений и навыков, а формирование у него способности нешаблонно действовать в быстро меняющейся обстановки современного мира.
Это, в свою очередь, возможно лишь в случае формирования у них умения творчески и активно мыслить, применять методику научного исследования (анализ, систематизация, синтез, решение, обоснование) в своей повседневной практике. Несомненно, это более сложный и «тонко» настраиваемый уровень подготовки, не достижимый только тренировками и «натаскиванием». Здесь необходимо активно применять методики и технологии личностно-ориентированного обучения.
Одной из них является технология мотивации обучающихся к познавательной деятельности. Мотивация - это формирование необходимых мотивов, побудительных импульсов для выполнения каких либо действий. Мотивация обучения подразумевает побуждение обучающихся к активной познавательной деятельности.
В соответствии с пирамидой потребностей, предложенной американским психологом А. Маслоу, человека побуждает (мотивирует) к действию комплекс потребностей, имеющих строгую иерархию: от примитивных к более сложным (рис. 1).
Рисунок 1 - Пирамида иерархии человеческих потребностей по А.Маслоу
В процессе обучения человек также находится под воздействием такой иерархии потребностей, которые формируют у него свою многоуровневую структуру мотивов обучения.
Первую группу мотивов нижнего уровня можно условно назвать рациональная мотивация: если я учусь хорошо, то получаю определённые бонусы (повышенная стипендия, лояльное отношений педагогов на предстоящих экзаменах и зачетах и пр.), то есть обеспечиваю определённую себе безопасность и комфорт на период обучения в вузе.
Данная группа мотивов формируется потребностями нижнего базового уровня пирамиды Маслоу, носит сиюминутный характер, то есть на период обучения в вузе, или еще более краткосрочный - на период изучения конкретной дисциплины: экзамен сдал - все забыл. Эта группа мотивов, как правило, не имеет нацеленности на будущую перспективу профессиональной деятельности. Эту группу можно назвать внешней мотивацией, так как она является реакцией на внешнее воздействие: учишься хорошо - получишь бонус.
Вторая, группа мотивов, социальная определяется более высокими потребностями пирамиды Маслоу: я должен доказать здесь и сейчас свою конкурентоспособность, быть первым или в числе первых, что позволит получить более высокий статус в коллективе.
В этом же уровне присутствует и рациональный мотив: первые получают больше бонусов.
Это группа мотивов более высокого уровня, здесь прослеживается перспектива на формирование лидерских качеств у обучающегося. Их сила во многом определяется психологическими особенностями личности обучающегося, поэтому - это группа мотивов внутренней мотивации.
Однако при этом, данная группа мотивов не способствует пониманию важности глубокого и осознанного изучения учебного материала для предстоящей деятельности. Очень часто сила мотивации определяется уровнем подготовки обучающихся в учебной группе или потоке.
В «слабенькой» группе лучше подготовленный курсант расслабляется, так как, не прилагая особых усилий, выходит в лучшие и, зачастую, незаметно для себя снижает уровень своей подготовленности до общего уровня. Он не может осознать, что за пределами этого коллектива в дальнейшем будут встречаться более подготовленные специалисты.
Это, к слову, часто становится серьезной психологической травмой для перфекционистов, в просторечии - «отличников». Человек, привыкший быть лучшим среди слабых, попадая в общество равных или более сильных, теряет уверенность в своих силах, так его ожидания не совпадают с реальностью. А поскольку нет опыта конкуренции с равными, это может психологически надломить его.
И наоборот, «троечник», не имеющий на свой счет иллюзий, попав в привычное общество более сильных и успешных, окажется в «своей тарелке» и будет без лишних комплексов на свой счет выполнять профессиональные обязанности на уровне своей компетентности и возможно будет успешнее бывшего однокурсника-отличника.
Таким образом, эти две группы мотивации, несомненно, очень важны для достижения целей обучения, но все же не решают полностью задач формирования сознательного и творческого отношения к обучению.
К третьей группе мотивации можно отнести мотивы, обусловленные пониманием каждым обучающимся важности того, чем он занят в вузе сейчас, для его успешности в дальнейшей жизни. Эта группа мотивов поглощает и первую и вторую группу мотивов, так как тут присутствует и рационализм первой группы мотивов, и социальная мотивация второй группы.
Только благодаря такой мотивации обучаемый становится обучающимся. Он изучает учебный материал не для получения высокой оценки или удовлетворения честолюбия, а для самореализации в дальнейшем как высококлассного специалиста, готового к выполнению любых задач по предназначению. Это группа мотивов определяется высшим уровнем потребностей пирамиды Маслоу - потребностями в самореализации.
Создать такую мотивацию гораздо сложнее, чем предыдущие, поскольку вчерашним школьникам свое профессиональное будущее представляется достаточно туманно и не вызывает активных позывов к сегодняшней настойчивой учебной работе.
Таким образом, из выше изложенного следует, что важным условием успешного изучения дисциплины и в целом обучения в вузе является наличие системы мотивации к обучению, включающей все три названых группы мотивов.
Каждый современный педагог в своей повседневной практической работе должен знать и уметь применять методики мотивации обучающихся, поскольку только это позволит сформировать сознательное и активное сотрудничество обучающегося с преподавателем при изучении учебного материала. Список использованной литературы:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., «Мысль», 1976 - 158 с.
2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер,
3.И. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.
3. Коровин В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: монография / В. М. Коровин. - Воронеж: ВГУ, 2002. - 192 с.
© Целюк Д.И., Моргачев П.М., Смеянов С.Н., 2020
УДК 377
Чумаков С. А.
преподаватель, член Российской Академии Естествознания,
ГБПОУ МО «Ногинский колледж» Россия, г.Балашиха
К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся. Приводятся доводы о необходимости соответствующего методического обеспечения и его смысловом содержании.
Ключевые слова:
Методика преподавания, исследовательская деятельность, проектная деятельность
Современный этап развития системы профессионального образования характеризуется постановкой
-( 204 ]-