Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Таким образом, эти две группы мотивации, несомненно, очень важны для достижения целей обучения, но все же не решают полностью задач формирования сознательного и творческого отношения к обучению.

К третьей группе мотивации можно отнести мотивы, обусловленные пониманием каждым обучающимся важности того, чем он занят в вузе сейчас, для его успешности в дальнейшей жизни. Эта группа мотивов поглощает и первую и вторую группу мотивов, так как тут присутствует и рационализм первой группы мотивов, и социальная мотивация второй группы.

Только благодаря такой мотивации обучаемый становится обучающимся. Он изучает учебный материал не для получения высокой оценки или удовлетворения честолюбия, а для самореализации в дальнейшем как высококлассного специалиста, готового к выполнению любых задач по предназначению. Это группа мотивов определяется высшим уровнем потребностей пирамиды Маслоу - потребностями в самореализации.

Создать такую мотивацию гораздо сложнее, чем предыдущие, поскольку вчерашним школьникам свое профессиональное будущее представляется достаточно туманно и не вызывает активных позывов к сегодняшней настойчивой учебной работе.

Таким образом, из выше изложенного следует, что важным условием успешного изучения дисциплины и в целом обучения в вузе является наличие системы мотивации к обучению, включающей все три названых группы мотивов.

Каждый современный педагог в своей повседневной практической работе должен знать и уметь применять методики мотивации обучающихся, поскольку только это позволит сформировать сознательное и активное сотрудничество обучающегося с преподавателем при изучении учебного материала. Список использованной литературы:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., «Мысль», 1976 - 158 с.

2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер,

3.И. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.

3. Коровин В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: монография / В. М. Коровин. - Воронеж: ВГУ, 2002. - 192 с.

© Целюк Д.И., Моргачев П.М., Смеянов С.Н., 2020

УДК 377

Чумаков С. А.

преподаватель, член Российской Академии Естествознания,

ГБПОУ МО «Ногинский колледж» Россия, г.Балашиха

К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся. Приводятся доводы о необходимости соответствующего методического обеспечения и его смысловом содержании.

Ключевые слова:

Методика преподавания, исследовательская деятельность, проектная деятельность

Современный этап развития системы профессионального образования характеризуется постановкой

-( 204 ]-

ряда приоритетных задач, среди которых потребность в такой организации учебного процесса, которая способна стимулировать развитие творческого мышления будущего специалиста, формирование у него основных способностей к проектной и исследовательской деятельности. Актуальность этих направлений непосредственно следует из анализа нормативных документов, таких как как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральная целевая программа развития образования на 2016 -2020 годы и т.п.

Иными словами, формирование проектно-исследовательских умений у студентов СПО можно по праву назвать одной из актуальных проблем педагогики. Для её решения необходимо конструирование качественно иных методических рекомендаций и информационных условий, напрямую вытекающих из попытки теоретического анализа самой сути явления. В данной статье предпринята попытка кратко обобщить уже имеющиеся сведения по данному вопросу.

Под проектно-исследовательскими умениями учащихся сегодня принято понимать особое интегративное качество личности, которое отражает совокупность действий проектирования и исследования в их единстве[1]. Единство достигается исключительно благодаря тому факту, что при решении актуальных задач процессы исследования и проектирования не только существуют параллельно, но и дополняют друг друга, а это предполагает возможность объединять их в рамках проектно-исследовательских процессов.

Все известные проектно-исследовательские умения на основе общности признаков объединяют в две группы - умения проектной и исследовательской деятельности. Их формирование зависит не только от имеющейся информации, полученной в результате обучения и первичного знакомства с новым объектом или массивом информации, но и от овладения студентами рядом приёмов, среди которых анализ предполагаемой проблемы, формулирование гипотезы, способы постановки и проектирования концепции решения.

При этом следует отметить, что в связи с некоторыми особенностями индивидуальных образовательных траекторий, позитивным или негативным опытом обучения в школе, готовность студентов СПО к выполнению проектно-исследовательской деятельности разной степени сложности, может находиться на разных уровнях. К причинам подобной неоднородности можно так же отнести особенности содержания курсов учебных дисциплин, различные детали учебного процесса. Многие обучающиеся могут испытывать затруднения разного уровня сложности и поэтому задачей преподавательского состава может быть реализация системы средств и мер помощи различного характера. Отсюда следует необходимость создания учебно-методического комплекса по содействию проектно-исследовательской деятельности.

По мнению автора, существующая учебная литература и пособия, соответствующие требованиям стандартов, не могут стать единственными источниками для формирования навыков проектной и исследовательской деятельности. Необходимо вырабатывать единые примерные требования к содержанию методических пособий, которые должен использовать педагог на стадии подготовки обучающихся к практической реализации комплекса действий по подготовке проекта или исследовательской научной работы.

Хотелось бы выделить следующие основные темы, которые должны освещаться в различных методических материалах. Основным смысловым содержанием таких работ целесообразно сделать обзор приёмов и методов, направленных на рациональный сбор, обработку и интерпретацию информации, которая необходима на определённых стадиях подготовки проекта или исследовательской статьи. В связи с распространением на данный момент в информационном пространстве псевдонаучных концепций (астрология, нумерология, альтернативная история и т.п.)[2], представляется важным уделить внимание критериям, по которым и студенты и преподаватели смогут избежать влияния псевдонауки на свою деятельность.

Методические указания в целом могут ориентироваться на методы и приёмы, позволяющие сформировать следующие навыки:

1. Поиск информации. В каких конкретно источниках, с помощью каких приёмов можно получить актуальную информацию; навык работы с книгами и научными журналами, в том числе - особенности

разных видов научных журналов, в том числе реферативных;

2. Базовые основы библиографии. Правильное составление списка использованной литературы;

3. Методы статистической обработки имеющихся данных и подготовка результатов с использованием знаний по математике;

4. Новые информационные технологии. Широкий спектр современного программного обеспечения для моделирования процессов, расчёта моделей.

Особое внимание необходимо уделить вопросам психологической поддержки и стимулирования самостоятельной деятельности студентов в рамках проектной и исследовательской деятельности. Здесь, на взгляд автора, важно дать учитывать особенности познавательных способностей человека в подростковом возрасте и уровень сформированной общей структуры знаний. Поэтому методическое обеспечение должно включать так же рекомендации, которые отражают основные принципы поддержки стремления молодёжи к формированию новых объектов, информационных продуктов. Необходимо задуматься о преодолении негативного опыта, который может возникнуть в процессе проектной и исследовательской работы и в дальнейшем значительно снизить готовность молодых специалистов к самообразованию. Список использованной литературы:

1.Таргамадзе Анна Вахтангиевна Использование метода проектов в формировании исследовательских умений у студентов // Научные исследования в образовании. 2012. №6.

2.Пунченко Олег Петрович Псевдонаука в структуре вненаучного знания и стратегии ее воздействия на общественное сознание // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2016. №5 (187).

3.Савельева Юлия Владимировна, Хоперсков Александр Валентинович Научные журналы и эффективность научной работы: поисковые системы и базы данных // УБС. 2013. №44.

© Чумаков С.А., 2020

УДК 37

А. М. Шамес

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Студент, юридический факультет, II курс; Санкт-Петербург

Е. Ю. Калинина,

доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

кандидат юридических наук, Санкт-Петербург

УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ

Аннотация

В статье описывается различие в участие государства в становлении, развитии и реализации школьной медиации. Ситуация рассматривается на примере таких стран как Россия и Финляндия. Описываются возможные заимствования принципов поддержки государством школьную медиацию.

Ключевые слова:

школьная медиация, молодежная политика, ненасильственное решение противоречий, мониторинг,

урегулирование конфликтов.

Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №193-Ф3 «Об

-( 206 J-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.