УДК 37
Р.З.Хайров
Преподаватель Гулистанского ГУ, г.Гулистан. РУз А.А.Султанов
Заведующий кафедры «Музыкальное обучение»
Гулистанского ГУ, г.Гулистан. РУз
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УЧЕНИКАМ НА УРОКАХ ИСКУССТВА
В ШКОЛАХ УЗБЕКИСТАНА
Аннотация
В данной статье показаный индивидуально-психологические различии детей, технология индивидуального подхода к ученикам на уроках искусства в школах Узбекистана.
Ключевые слова:
Индивидуальный подход, различия, методика, технология, узбекская национальная одежда, учитель,
ученики, карточки-задания.
Суть государственной политики Республики Узбекистан, приоритет системной реформы образования и духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения. Повышения интеллектуального и эстетического развития на качественный новый уровень. Совершенствование методики обучения, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса [1, с.1].
Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе. Интересные открытия и выводы мы находим в работах Я. Коменского, Ж-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Р. Оуэна. Данная проблема получила развитие и в учениях прогрессивных педагогов России: К.Ушинского, Л.Толстого, Е.Водовозовой, А.С. Макаренко, Я.Ковальчук [4, с.5]. Некоторыми аспектами проблемы по дифференцированному подходу на уроках изобразительного исскуства занимались и видные педагоги Узбекистана: Р.Хасанов, Б.Азимов, С.Абдуллаев, Б.Орипов, О.Худоёрова, Х.Эгамов [2, с.8].
На уроках предметов эстетического цикла изобразительного искусства и музыки каждый ученик имеет шанс на успех. Ситуация успеха в значимой для ребёнка деятельности - важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребёнка, пробудить веру в себя, в успех своих усилий. Этим и объясняется интеграция изобразительного искусства, музыки с психологией. Продукт художественной и музыкальной деятельности ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть индивидуальными особенностями цели, к которой он стремится в процессе своей деятельности.
В данной статье представлен лишь остов к изобразительному искусству, имея который каждый творческий педагог сможет расширить и усовершенствовать данный материал, наполнив его новым содержанием. Возможно, наш опыт пригодится учителям изобразительного искусства.
В зависимости от индивидуальных особенностей [3, с. 280] учащихся класс можно разделить на следующие группы:
- в первую группу (слабую) включают школьников, имеющих слабую подготовку к изобразительной деятельности. В их работах можно обнаружить грубые ошибки. К этой группе относятся также дети с неразвитым художественным вкусом и творческим воображением.
- во вторую группу (среднюю) включают учащихся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны. Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда. К этой группе относятся дети со слабо развитым художественным вкусом, творческим воображением.
- третью группу (сильную) составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности. Работы детей этой группы интересны композиционно и
-( 200 J-
живописно. Задачи, поставленные учителем, выполняются. Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию.
В работах ученых-педагогов [4, с.2] выделяются 2 направления индивидуального подхода к занятиям изобразительного искусства:
1) предупреждение и устранение пробелов в успеваемости учащихся;
2) формирование индивидуально «своеобразных способностей, индивидуального стиля учения»
Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные
перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованный, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше.
Основные задания обязательны для всех учащихся, дополнительные - для более способных, а также для слабых с целью восполнения пробелов в знаниях. Для нахождения общего равновесия можно использовать также способы работы с детьми: а) подготовить карточки-задания для учащихся; б) применять дополнительные задания после выполнения обязательных фронтальных заданий.
Ниже мы предлагаем методические раздаточные материалы для индивидуального подхода ученикам по изобразительному искусству для 5 - классов.
Тема: «Узбекская народная праздничная одежда».
Материалы: бумага, картон, цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти.1. Для учащихся первой группы: «Обведи по шаблону узбекскую народную тюбетейку по образцу и раскрась цветными карандашами».
2. Для учащихся второй группы: «Нарисуй фигурку людей в народном костюме, нарисуй карандашом внутренний контур и раскрась по образцу гуашью».
3. Для учащихся третьей группы: «При помощи карточки нарисуй и раскрась акварелью и гуашью людей в национальных костюмах, танцующих узбекский народный танец. Наклей рисунки на картон и составь из них панно» (Рис. 1).
Учителю просто необходимо в современной школе применять различные методики, технологии, усовершенствования, с тем, чтобы повысить качество знаний и творческую направленность учеников. Грамотное применение методических приёмов индивидуального подхода к ученикам на занятиях изобразительного искусства повышает эффективность процесса обучения, так как все ученики без исключения находятся под пристальным и чутким вниманием преподавателя; благодаря индивидуальному подходу к ученикам на занятиях изобразительного искусства активизируется учебная и творческая деятельность школьников, возрастает степень их самостоятельности в работе, интерес к обучению и приобретению новых знаний становится более действенным и стойким.
Список использованной литературы: 1. Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. - Ташкент:
www.lex.uz. 2019.
2. Хдсанов Р. Мактабда тасвирий санъатни у^итиш методикаси.-Т.: «Фан», 2004. - 250 б.
3. Аманжолов С.А. Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству. Дисс. д.п.н. - Шымкент.: 2004. - 440 с.
4. Кайсина И.Ю. Развитие художественно - творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства. - https://infourok.ru
© Хайров Р.З., Султанов А.А., 2020
УДК 331.101.3
Д.И. Целюк
курсант факультета ИАэО ВУНЦ ВВС «ВВА»
г. Воронеж, РФ П.М. Моргачев
ст. преподаватель кафедры (К и ОМР) ВУНЦ ВВС «ВВА»
г. Воронеж, РФ С.Н. Смеянов
доцент кафедры (К и ОМР) ВУНЦ ВВС «ВВА»
г. Воронеж, РФ
ФАКТОРЫ МОТИВАЦИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация
В статье рассматривается значение факторов мотивации в учебном процессе вуза в формировании сознательное и активного сотрудничества обучающегося с преподавателем при изучении учебного материала.
Ключевые слова:
Обучающийся, преподаватель, мотивация, группа мотивов.
Парадигма современного высшего профессионального образования обуславливает нацеленность учебного процесса на результат, то есть на формирование специалиста, обладающего необходимыми компетенциями для дальнейшей профессиональной деятельности. Это означает, что в учебном процессе во главу угла ставится не выдача обучающимся багажа знаний, умений и навыков, а формирование у него способности нешаблонно действовать в быстро меняющейся обстановки современного мира.
Это, в свою очередь, возможно лишь в случае формирования у них умения творчески и активно мыслить, применять методику научного исследования (анализ, систематизация, синтез, решение, обоснование) в своей повседневной практике. Несомненно, это более сложный и «тонко» настраиваемый уровень подготовки, не достижимый только тренировками и «натаскиванием». Здесь необходимо активно применять методики и технологии личностно-ориентированного обучения.
Одной из них является технология мотивации обучающихся к познавательной деятельности. Мотивация - это формирование необходимых мотивов, побудительных импульсов для выполнения каких либо действий. Мотивация обучения подразумевает побуждение обучающихся к активной познавательной деятельности.
В соответствии с пирамидой потребностей, предложенной американским психологом А. Маслоу, человека побуждает (мотивирует) к действию комплекс потребностей, имеющих строгую иерархию: от примитивных к более сложным (рис. 1).