Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧЕНИКАМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧЕНИКАМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальный подход / педагог / дети / группы / учитель / ученики / поурочная разработка / карточки-задания. / individual approach / teacher / children / groups / teacher / pupils / lesson development / task cards.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайров Расим Золимхон Углы

В статье показана научная значимость методических приёмов индивидуального подхода к ученикам на уроках изобразительного искусства. Проанализирована деятельность учёныхпедагогов по данной проблеме. Научно обоснованы технология индивидуального подхода к ученикам и поурочные разработки для уроков изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF THE INDIVIDUAL APPROACH TO PUPILS IN THE FIGURES OF THE FINE ARTS

In the article is discussed the methods of individual approach to students in the lessons of fine art and scientific significance. The activity of scientists and teachers on this issue is analyzed. There is scientifically based technology for an individual approach to students and classwork for visual arts lessons.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧЕНИКАМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Хайров Расим Золимхон углы, преподаватель

ИЗО кафедры «Изобразительное искусство и инженерная графика» Гулистанского государственного университета

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧЕНИКАМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

УДК: 37.042

ХАЙРОВ Р.З. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧЕНИКАМ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье показана научная значимость методических приёмов индивидуального подхода к ученикам на уроках изобразительного искусства. Проанализирована деятельность учёных-педагогов по данной проблеме. Научно обоснованы технология индивидуального подхода к ученикам и поурочные разработки для уроков изобразительного искусства.

Ключевые слова и понятия: индивидуальный подход, педагог, дети, группы, учитель, ученики, поурочная разработка, карточки-задания.

ХАЙРОВ Р.З. ТАСВИРИЙ САНЪАТ ДАРСЛАРИДА УЦУВЧИЛАРГА ИНДИВИДУАЛ ЁНДАШУВНИНГ МЕТОДИК УСУЛЛАРИ

Мак,олада тасвирий санъат дарсларида укувчиларга индивидуал ёндашишнинг методик усуллари ва унинг илмий ах,амияти курсатилган. Муаммо юзасидан педагог-олимлар фаолияти тах,лил килинган. Укувчиларга индивидуал ёндашиш технологияси ва тасвирий санъат дарс-лари учун дарс ишланмалари илмий асосланган.

Таянч суз ва тушунчалар: индивидуал ёндашув, укитувчи, болалар, гурух,лар, укувчилар, дарс ишланмалар, таркатма-топшириклар.

KHAIROV R.Z. METHODS OF THE INDIVIDUAL APPROACH TO PUPILS IN THE FIGURES OF THE FINE ARTS

In the article is discussed the methods of individual approach to students in the lessons of fine art and scientific significance. The activity of scientists and teachers on this issue is analyzed. There is scientifically based technology for an individual approach to students and classwork for visual arts lessons.

Key words and concepts: individual approach, teacher, children, groups, teacher, pupils, lesson development, task cards.

Актуальность темы. В соответствии с Концепцией развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года в ряду основных направлений государственной политики Республики Узбекистан в системе образования определено совершенствование методики обучения, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса1.

Краткий анализ научной литературы по теме. Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу индивидуального подхода к обучению. Интересные открытия и выводы мы находим в работах Я.А.Коменского, Ж-Ж. Руссо, Г.Песталоцци, Р.Оуэна. О том, что процесс обучения необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, которые нужно выявлять путем систематических наблюдений, первым заговорил Я.А.Коменский. Данная проблема получила развитие и в учениях прогрессивных педагогов России: К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Е.Н.Водовозовой, А.С.Макаренко,

Я.И.Ковальчука2. Обширную методику приемов индивидуального подхода к детям разработал К.Д.Ушинский. Некоторыми аспектами проблемы по дифференцированному подходу на уроках изобразительного исску-ства занимались и видные педагоги Узбекистана: Р.Х.Хасанов, Р.Р.Чориев, Б.Н.Орипов, Х.Х.Эгамов3.

Современная тенденция к индивидуализации обучения, воспитанию свободной творческой личности, максимальному учету возрастных и индивидуальных особенностей ребенка получает все большее распространение. Но, несмотря на большое количество публикаций, вопрос весьма скудно раскрыт; больше декларативных лозунгов о необхо-

1 Указ Президента Республики Узбекистан 29 апреля 2019 года №УП-5712 «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года». - https://lex.uz/docs/4312783

2 Цыбанова Т.Н. Психолого - педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста. - https:// knowledge.allbest.ru/pedagogics

3 Хайров Р.З. Тасвирий санъат дарсларида иктидорли укувчиларга индивидуал ёндашувнинг илмий-методик асослари. Магистрлик диссертацияси. - Т.: ТДПУ. 2006. -102 б.

димости персонифицированного подхода к детям и совсем мало о сущности этого принципа. Уж тем более о технологии осуществления индивидуального подхода - условий, методов, приемов на уроках изобразительного исскуства.

Основная часть. На уроках изобразительного искусства каждый ученик имеет шанс на успех. Ситуация успеха в значимой для ребёнка деятельности - важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребёнка, пробудить веру в себя, в успех своих усилий.

Наблюдения за работой учащихся показывают: работы одних ребят отличаются большим количеством ошибок, другие не справляются с заданием, третьи - старательны, и их работы отвечают поставленной на уроке цели. Одни учащиеся полно проявляют себя в тематических рисунках, другие - в декоративных, третьи - в скульптуре, четвёртые - в рисовании с натуры. Материалы, которыми предпочитают работать дети, также различны.

В творческом развитии проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями - индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот, мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.

Решение данной проблемы определяет цель нашей научной работы: теоретически обосновать, методически разработать и экспериментально проверить необходимость реализации индивидуального подхода к ученикам на занятиях изобразительным искусством.

На разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы исследования:

- педагогические наблюдения, анализ продуктов изобразительно-творческой деятельности учеников 5-6-7 классов (рисова-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 5 (90)

ние на темы, иллюстрирование и декоративное рисование);

- изучение индивидуально-возрастных различий учеников путем психодиагностических методик для осуществления индивидуального подхода в изобразительной деятельности1.

Продукт художественной деятельности ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть, индивидуальными особенностями цели, к которой он стремится в процессе своей художественной деятельности.

В данной статье представлен лишь остов, имея который каждый творческий педагог сможет расширить и усовершенствовать данный материал, наполнив его новым содержанием. Возможно, наш опыт пригодится учителям изобразительного искусства.

В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся класс можно разделить на следующие группы:

• в первую группу (слабую) включают школьников, имеющих слабую подготовку к изобразительной деятельности. В их работах можно обнаружить грубые ошибки. Замысел часто повторяется у нескольких учеников или часто встречается у детей этого возраста. Без словесных пояснений рисунки непонятны. К этой группе относятся также дети с неразвитым художественным вкусом и творческим воображением;

• во вторую группу (среднюю) включают учащихся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны. Тема, сюжет, изображения редко повторяются у других детей. Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда. К этой группе относятся дети со слабо развитым художественным вкусом, творческим воображением;

• третью группу (сильную) составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобрази-

1 Аманжолов С.А. Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Шымкент: 2004. - 440 с.

тельной деятельности. Работы детей этой группы интересны композиционно и живописно. Задачи, поставленные учителем, выполняются. Заметно стремление передать на рисунках действия (движения) или чувства изображенных персонажей. Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию.

В работах педагогов2 выделяются два направления индивидуального подхода к занятиям изобразительного искусства:

1) предупреждение и устранение пробелов в успеваемости учащихся;

2) формирование индивидуально своеобразных способностей, индивидуального стиля учения.

Основные задания обязательны для всех учащихся, дополнительные - для более способных, а также для слабых с целью восполнения пробелов в знаниях.

Структура занятий по методике преподавания изобразительного искусства может иметь три варианта3:

Вариант 1:

Занятие начинается с изложения нового материала для всех учащихся, затем выдаются карточки-задания слабой группе. Во время наблюдения за работой даются индивидуальные советы учащимся средней и сильной групп. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.

Вариант 2:

После объявления темы задачи занятия предлагается задание для самостоятельной работы сильной и средней группам учащихся, проводится индивидуальная работа со слабой группой. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.

Вариант 3:

Учащиеся сильной группы сразу приступают к выполнению задания, о теме которого слышали на прошлом уроке. С учащи-

2 Швецова Н.А. Индивидуализация обучения на уроках изобразительного искусства (из опыта работы). - https:// www.metod-kopilka.ru

3 Кайсина И.Ю. Развитие художественно - творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства. - https:// infourok.ru

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 5 (90)

г ч.

мися слабой и средней групп проводится индивидуальная работа с выдачей карточек заданий. В конце занятия - анализ детских работ.

Как показало наблюдение за работой учащихся 5-6-7 классов общеобразовательных школ №9 и №2 городов города Гулистана Сырдарьинской области и сельской школы №34 Заминского района Джизакской области в 2019-2020 учебном году, на уроках изобразительного искусства одни ученики быстро и хорошо выполняли поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работали быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справлялись с поставленными задачами, делали грубые ошибки, потому что не организованны, плохо слушали учителя; четвертые работали медленно, не успевали закончить работу, так как старались выполнить ее как можно лучше.

Для нахождения общего равновесия на уроках мы рекомендовали использовать1 способы работы с детьми:

а) подготовить карточки-задания для

учащихся;

б) применять дополнительные задания

после выполнения обязательных фронтальных заданий;

в) проводить беседы с учащимися, с учетом их индивидуальных особенностей.

Структура занятий начиналась с изложения нового материала, затем выдавались карточки-задания для всех учащихся. Одарённым ученикам, исходя из их индивидуальных способностей, предлагались более сложные композиции. Во время наблюдения за работой давались индивидуальные советы. По окончании занятия проводился анализ работ учащихся.

Ниже мы предлагаем методические раздаточные материалы для индивидуального подхода ученикам по изобразительному искусству для 5-6-7 классов.

Индивидуальные карточки-задания.

Тема: «Узбекская народная праздничная одежда». 5-класс.

Материалы: бумага, картон, цветные

карандаши, гуашь, акварель, кисти.

1. Для учащихся первой группы:

«Обведи по

шаблону узбекский народный костюм по образцу и раскрась цветными карандашами».

2. Для учащихся второй группы: «Нарисуй фигурку людей в народном костюме, нарисуй карандашом внутренний контур и раскрась по образцу гуашью».

3. Для учащихся третьей группы: «При помощи карточки нарисуй и раскрась акварелью и гуашью людей в национальных костюмах, танцующих узбекский народный танец. Наклей рисунки на картон и составь из них панно» (Рис. 1).

Тема: «Искусство дизайна. Эскизы костюмов» 7-класс.

1 Кайсина И.Ю. Развитие художественно - творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства. - https:// infourok.ru

Материалы: бумага, картон, цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти.

1. Для учащихся первой группы: «Обведи по шаблону эскиз одного из костюмов и раскрась цветными карандашами»

2. Для учащихся второй группы: «Нарисуй эскиз одного из костюмов и раскрась акварелью»

3. Для учащихся третьей группы: «Нарисуй несколько эскизов современного костюма к школьному спектаклю и для лет-

ней прогулки по парку. Добавь свои элементы и раскрась гуашью» (Рис. 2).

Тема: «Колорит в изобразительном искусстве». 6-класс.

Материалы: бумага, цветные карандаши, акварель, гуашь, кисти.

1. Для учащихся 1 группы: «Нарисуйте и раскрасьте фрукты»

2. Для учащихся 2 группы «Нарисуйте фруктовый сад с богатым урожаем, раскрасьте акварелью используя тёплые тона» (Рис. 3).

3. Для учащихся 3 группы (акварель, гуашь) «Нарисуй 2 пейзажа (по представлению) с

разным колористическим решением, т.е. один в теплых тонах, другой в холодных, используя фигурки животных или людей, не забывая о композиционном решении. О каких временах года можно говорить, судя о выбранных тонах?»

Тема: «Натюрморт в живописи. Рисуем цветы» (5-класс).

Материалы: бумага, акварель, гуашь, кисти.

1. Для учащихся 1 группы: «Нарисуй цветок и раскрась» (Рис. 4)

2. Для учащихся 2 группы

'Весенний букет" «Нарисуйте и

Рисунок 5.

Нарисуй цветок и раскрась. Рисунок 4.

раскрасьте акварелью 2 цветка используя тёплые тона»

3. Для учащихся 3 группы: «Создай и нарисуй композицию букета по представлению из весенних цветов. Раскрась гуашью в тёплые тона» (Рис. 5)

Тема: «Скульптура фигуры человека (спортсмена) в движении» (6-класс) Материалы: пластилин, стеки, проволока.

1. Для учащихся первой группы: «Вылепи фигуру стоящего человека»

2. Для учащихся второй группы: «Используя каркас из проволоки и пластилина, вылепи фигуру человека (спортсмена)»

3. Для учащихся третьей группы: «Используя проволоку, сделай каркас для фигуры, вылепи две фигуры человека (спортсмена) в движении (Рис. 6). Набери на каркас пластилин (используя образ по памяти).

Также при анализе детских работ выявляется существенная ошибка при изображении фигур людей и животных, так как жанр портрета по программе изучается в середине 5-классов, то следует проводить индивидуальную работу для предотвращения ошибок при изображении фигур людей. Такие упражнения можно давать учащимся 6-7 классов. Материалы: бумага белая, простые карандаши (М, ТМ), тушь, перо.

1. Для первой группы: «Соединить пятна таким образом, чтобы у тебя получились фигура стоящего человека»

2. Для второй группы: «Соединить пятна таким образом, чтобы у тебя получились фигуры людей в движении»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Для третьей группы: «Нарисуй две-три фигуры человека в движении схематическими геометрическими фигурами»

Выводы. Методические приёмы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача учителя изобразительного искусства — отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной

ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ученика. В исполнения задуманного большую помощь могут оказать предложенные нами индивидуальные карточки-задания.

Грамотное применение методических приёмов индивидуального подхода к ученикам на занятиях изобразительного искусства повышает эффективность процесса обучения, так как все ученики без исключения находятся под пристальным и чутким вниманием преподавателя; исходя из знаний индивидуальных особенностей школьников, педагог может таким образом организовать обучение, чтобы все его подопечные получили не только минимальный необходимый багаж знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, но, кроме того, максимально развили свой творческий потенциал, свои художественные способности, достигая определенной степени мастерства.

Благодаря индивидуальному подходу к ученикам на занятиях изобразительного искусства активизируется учебная и твор-

ческая деятельность школьников, возрастает степень их самостоятельности в работе, интерес к обучению и приобретению новых знаний становится более действенным и стойким.

Таким образом, после анализа экспериментального опыта и изученной литературы, мы можем сделать вывод о том, что все три группы учеников активно участвовали в выполнении творческих и тематических задании. Изучение изобразительных умений и навыков позволило констатировать значительную динамику улучшения показателей изобразительной деятельности путём применения методов индивидуальных подходов. Следовательно, поставленная цель в работе достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Список литературы:

1. Указ Президента Республики Узбекистан 29 апреля 2019 года №УП-5712 «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года». - https://lex.uz/docs/4312783

2. Хасанов Р. Мактабда тасвирий санъатни укитиш методикаси.-Т.: «Фан», 2004. -250 б.

3. Аманжолов С.А. Индивидуальный подход в обучении младшних школьников изобразительному искусству. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Шымкент.:2004. - 440 с.

4. Цыбанова Т.Н. Психолого - педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста. - https://knowledge. allbest.ru/ pedagogics

5. Швецова Н.А. Индивидуализация обучения на уроках изобразительного искусства (из опыта работы). - https://www.metod-kopilka.ru

6. Кайсина И.Ю. Развитие художественно - творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства. - https://infourok. ru

7. Хайров Р.З. Тасвирий санъат дарсларида иктидорли укувчиларга индивидуал ёндашувнинг илмий-методик асослари. Магистрлик диссертацияси. - Т.: ТДПУ. 2006. -102 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.