КОНЦЕПТ
Щепин Д. С. Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изобразительного искусства // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75266. - 0,27 п. л. - URL: http://e-
49965Pt.rU/N015/75l2260)<htm. - Гос. реГ. ЭЛ № ФС 77"
ART 75266 УДК 372.8
Щепин Денис Сергеевич,
студент факультета технологии и дизайна ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров Shepin [email protected]
Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изобразительного искусства
Аннотация. В статье рассмотрены приёмы по развитию психических и физических процессов на уроках изобразительного искусства для учащихся начальных и средних классов.
Ключевые слова: методические приёмы, психические процессы, развивающие задачи. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Уроки изобразительного искусства в школе являются уникальной возможностью для развития различных психических процессов учащихся. На основе изученной педагогической литературы и программ, опыта работы педагогов были составлены методические приёмы по развитию психических процессов. В Таблице 1 представлены «Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изобразительного искусства для начального и среднего звена». Представлена информация о том, какими методическими приёмами развивать у учеников определённый вид психического процесса с учетом возраста. При составлении таблицы были использованы рабочие программы Б. М. Неменского, В. С. Кузина, Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой.
Таблица 1
Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изобразительного искусства для начального и среднего звена
Развитие внимания
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание направлено на развитие: - сосредоточенности и направленности психической деятельности на определённом объекте; - выбора объекта внимания сознательно, преднамеренно; - способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей; - возможность осознанного переключения с одного объекта на другой [3].
Вид внимания Приёмы для развития внимания 1-4 классов Приёмы для развития внимания 5-9 классов
Произвольное внимание Закрытыми глазами назвать и описать все предметы натюрморта, форму, цвет, который предстоит нарисовать [8]. Усложнить предыдущее задание: закрытыми глазами назвать все предметы натюрморта, который предстоит нарисовать, назвать форму, фактуру, цвет, размер [8].
Раскрасить и дорисовать вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина [9].
Опосред-ственное внимание Рисовать одновременно обеими руками. Причем одновременно начиная и заканчивая [2]. При рисовании натюрморта выделить, какой предмет на главном плане, а какой на заднем. Уметь определять плотность предметов [7].
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 75266_УДК 372.8
Щепин Д. С. Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изобразительного искусства // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75266. - 0,27 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75266.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Дано: изображенная по клеточкам фигура. Задание: срисовать предложенную фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал [5]. Дано: пластилин или глина, стеки, каркас. Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером [9].
Задание: прорисовать достаточно сложные, но повторяющиеся узоров на листе бумаги красками, карандашами [8].
Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной перспективы [5].
Развитие мышления
Мышление - это высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности; способность человека мыслить. Мышление направлено на развитие: - знаний, которые не могут дать органы чувств; - соотношение определенных ощущений и восприятий; - открытие чего-то нового;
Вид мышления Приёмы для развития мышления 1-4 классов Приёмы для развития мышления 5-9 классов
Наглядно-образное Дано: картинка с абстрактным изображением. Задание: нарисовать как можно больше ассоциаций на каждую картинку [7]. Задание: воспроизведение сложного рисунка с узорами рисунка относительно симметричной оси [9].
Дано: несколько палочек. Задание: составить заданную фигуру из этих палочек [4].
Словесно-логическое Дано: лист бумаги, краски, отрывок из художественной литературы Задание: нарисовать иллюстрацию к литературному произведению [8]. Задание: проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, разворота журнала, сайта [8].
Дано: серия картинок, определяющаяся по общему признаку и одна лишняя Задание: нарисуй лишнюю картинку [5].
Развитие воображения
Воображение - (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение направлено на развитие: - способности человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов; - созданию именно нового, еще не существовавшего предмета; - созданию образов, отвечающих внутренним потребностям личности.
Вид воображения Приёмы для развития воображения 1-4 классов Приёмы для развития воображения 5-9 классов
Произвольное Задание: придумать наряд, прическу предложенному детям персонажу [5]. Задание: выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках [2].
Дано: гуашь, кисти, бумага. Задание: создать натюрморт, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет» [4].
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 75266_УДК 372.8
Щепин Д. С. Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изобразительного искусства // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75266. - 0,27 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75266.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Дано: детям предлагается капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Задание: увидеть в своей кляксе, на что (кого) она похожа [8].
Воссоздающее Дано: на листке бумаги изображены хаотично разбросанные части фигур. Задание: нарисовать предмет, на который похож этот набор фигур [9]. Дано: на листке бумаги изображены различные части фигур. Задание: подумать, как можно дорисовать эти фигуры, чтобы превратить в подарки для твоих друзей [7].
Дано: наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур: несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Задание: разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение, приклеить его на лист бумаги [1]. На основе одного элемента или фигуры предлагается дорисовать другие или же создать целый образ, который будет кардинально отличаться от заданного [1].
Дано: детям предлагается обвести красками собственную ладошку и раскрасить ее [9]. Задание: пофантазировать «Что это может быть?» Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек [5]. Задание: придумать сюжет по мотивам предложенной детям сказки [8].
Развитие восприятия
Восприятие - это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие направлено на развитие: - творчески думающей, социально-активной личности; - двигательных и речевых механизмов; - сенсорных (чувствительных) механизмов; - способности воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Вид восприятия Приёмы для развития восприятия 1-4 классов Приёмы для развития восприятия 5-9 классов
Тактильное Дано: детям предлагаются прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, и т. П. Задача: изучить фактуру каждого кусочка и приклеить на листке бумаги по группам похожие по фактуре ткани [5]. Дано: детям предлагаются прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, и т. п. Задача: изучить фактуру каждого кусочка и составить коллаж- пейзаж [7].
Зрительное Дано: Детям предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур. Задание: определите, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов и т.д. [9]. Дано: ткань, клей, карандаш, гуашь, бумага. Задание: рисунок-портрет интерьера одного из общественных мест [4].
Дано: набор геометрических фигур. Задание: назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово и зарисовать [7].
Слуховое Задание: ребенок на слух должен воспроизвести на листе бумаги то, что скажет учитель (в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник и т.д.) [9]. Задание: ребенок на слух должен воспроизвести на листе бумаги то, что скажет учитель (в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник и т.д.) [2].
Задание: нарисовать точно такую же предложенную фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал [8].
ru Q м
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 75266 УДК 372.8
Щепин Д. С. Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изобразительного искусства // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75266. - 0,27 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75266.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Посещение музеев изобразительного искусства [2].
Развитие памяти
Память - одна из функций психического аппарата, благодаря которой осуществляется сохранение и воспроизведение полученных человеком в процессе жизни впечатлений. Память направлена на развитие способности запоминать, хранить, воспроизводить, забывать и узнавать в сознании прежние впечатления.
Вид памяти Приёмы для развития памяти 1-4 классов Приёмы для развития памяти 5-9 классов
Словесно-логическая Дано: учитель с детьми изучают определенный предмет (часы, ключ и т.д.), обсуждают его. Задание: нарисовать этот предмет с точностью до мелочей [9]. Дано: на доске крупными буквами написать любое слово. Задание: нарисовать предметы, которые вызывают ассоциацию предложенного слова [5].
Образная Дано: краски, бумага. Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, солнце) [4]. Дано: бумага, уголь, краски, карандаш, гелиевые ручки. Задание: изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений [5].
Дано: бумага, краски, карандаш. Задание: создать автопортрет близкого человека [7].
Двигательная Дано: ткань, игла с нитью. Задание: отработка швов «вперед иголку», «тамбурный», «через край» [3]. Дано: карандаш, лист бумаги, гипсовое наглядное пособие. Задание: изображение фигуры в тоновом решении, отработка штриха [2].
Благодаря этой таблице педагог с лёгкостью выполнит развивающую задачу на уроках изобразительного искусства. Опираясь на таблицу, даётся примерное планирование темы урока, который предлагается провести. Л. А. Неменская рекомендует: «следует предупредить педагога, что они разработаны с учётом способностей среднего ученика. Возможно, познакомившись с учащимися поближе, талантливый педагог разработает для каждого ребёнка абсолютно индивидуальные задания, которые будут соответствовать именно его уровню подготовки и интеллектуальных возможностей» [6]. Использовать методические приёмы преподавателю при подготовке к урокам следует именно как рекомендации, фундамент, на котором будет строиться «здание урока» со своей неповторимой «архитектурой», со своим индивидуальным подходом.
Ссылки на источники
1. Галагжина Е. С., Кащаева Г. С. Начальная школа. 1 класс. Изобразительное искусство: рабочие программы. - М.: Планета, 2013. - 88 с.
2. Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов Е. В. и др. Изобразительное искусство. 5-9 класс: программа для общеобразовательных учреждений. - М.: «Дрофа», 2007. - 46 с.
3. Лебедева Л. А. Развитие мелкой моторики руки у младших школьников // Начальная школа. -2012. - № 10. - С. 44-48.
4. Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006. - 251 с.
5. Неменский Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. - 140 с.
6. Неменская Л. А. Уроки изобразительного искусства: поурочные разработки. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.- С. 141.
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Щепин Д. С. Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изобразительного искусства // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75266. - 0,27 п. л. - URL: http://e-
k°ncePt:ru/2015/75i26nvh tm. - Гос.рег. Эл № ФС 77
49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75266 УДК 372.8
7. Программы четырехлетней начальной школы / под ред. Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 144 с.
8. Рабочие программы по изобразительному искусству. 5-7 классы / под ред. И. В. Булановой, Н. М. Рыжкова. - 3-е изд. - М.: Планета, 2013. - 48 с.
9. Рябшина Т. Н. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. -2002. - № 20 (260). - С. 15-17.
„ . , . ISSN 2304-120Х
Denis Shchepin,
Student, Technology and Design Department, Vyatka State University of Humanities, Kirov
Shepin [email protected]
Instructional techniques for development of mental processes at fine arts lessons
Abstract. The paper discusses techniques for the development of mental and physical processes at fine arts lessons for primary and secondary children.
Key words: instructional techniques, mental processes, developmental tasks. Рекомендовано к публикации:
Г. Н. Некрасовой, доктором педагогических наук, членом редакционной колллегии журнала «Концепт»
PU г м
977230412015940