Научная статья на тему 'Индивидуальный подход к ученикам как средство развития их познавательной активности и самостоятельности на уроках изобразительного искусства'

Индивидуальный подход к ученикам как средство развития их познавательной активности и самостоятельности на уроках изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / РАЗЛИЧИЯ / МЕТОДИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / УЗБЕКСКИЙ ОРНАМЕНТ / УЗОР / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИКИ / КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайров Р. З., Якубова Н. О.

В данной статье показаный индивидуально-психологические различии детей, технология индивидуального подхода к ученикам на уроках изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный подход к ученикам как средство развития их познавательной активности и самостоятельности на уроках изобразительного искусства»

УДК.372.874

Р.З.Хайров

Преподаватель Гулистанского ГУ, г.Гулистан. РУз

Н.О.Якубова

Преподаватель Гулистанского ГУ, г.Гулистан. РУз

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УЧЕНИКАМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация

В данной статье показаный индивидуально-психологические различии детей, технология индивидуального подхода к ученикам на уроках изобразительного искусства.

Ключевые слова

Индивидуальный подход, различия, методика, технология, узбекский орнамент, узор, учитель, ученики, карточки-задания.

Суть государственной политики Республики Узбекистан, приоритет системной реформы образования и духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения. Повышения интеллектуального и эстетического развития на качественный новый уровень. Совершенствование методики обучения, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса. [1].

Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе. Интересные открытия и выводы мы находим в работах Н.Э. Унт, Е.С.Рабзшский, Н.В. Промоторова, И.Б. Закирова индивидуальный подход как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. [2, с. 3] Некоторыми аспектами проблемы по дифференцированному подходу на уроках изобразительного исскуства занимались и видные педагоги Узбекистана: Р.Х.Хасанов, Б.А.Азимов, Р.Р.Чориев, Б.Н.Орипов, Х.Х.Эгамов. [4, с.4]

Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся класс можно разделить на следующие группы:

- в первую группу (слабую) включают школьников, имеющих слабую подготовку к изобразительной деятельности;

- во вторую группу (среднюю) включают учащихся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны;

- третью группу (сильную) составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности.

Как показало экспериментальная работа и наблюдение учащийхся 7 классов в 2019-2020 учебном году, которая проводилась на базе общеобразовательных школ № 9 и 2 городов города Гулистана Сырдаринской области и в сельской школе № 35 Заминского района Джизакской области Республики Узбекистан. На уроках изобразительного искусства одни ученики быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованный, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше.

Для нахождения общего равновесия можно использовать карточки-задания для учащихся 7-класса. [2] Ниже мы предлагаем карточки-задания [3] для индивидуального подхода ученикам по

:ххххххххх

Рисунок 3. Узор "Зенджира"

изобразительному искусству для 7 классов. Тема урока: Узбекский национальный орнамент.

Цель урока: Познакомить учащихся с художественными особенностями национального народного промысла. Расширить их кругозор знаний.

Материалы: бумага, картон, цветные карандаши, гуашь, акварель, кисти.

Теоретическая часть урока. Преподователь знакомит учеников узбекским орнаментом, применяемый в художественной чеканке по меди. Анализирует узбекский орнамент, всю сложность исторического пути, во время которого развивалось и совершенствовалось это искусство (рис.1). Знакомит наиболее распространёнными элементами растительного орнамента, растительных извивов «Ислими» (рис 2), простейшими геометрическими узорами. О декоративной роле в узбекском национальном орнаменте обрамляющую или дополняющие каёмки, полоски и пояски «Зенджира» (цепочка) (Рис.3), кружковой узор «Тугма» (рис.4). Без этих орнаментов не обходится ни одна композиция.

По ходу урока проходит демонстрация различных образцов орнамента. Показываются изделия, выполненные чеканщиками, образцы узбекской национальной вышивки, фотографии работ различных мастеров.

Практическая часть урока: Раздаются копии различных орнаментов. Задания распределяются в зависимости от способностей учеников. Практическое задание даётся по карточкам.

Для «слабой» группы: «Обведи простой орнамент «занджир» (цепочка) различных видов: волнистые, зубчатые, точками, параллельными линиями по шаблону. Нарисуй и раскрась орнамент по образцу».

Для «средней» группы: «Обведи узор «Тугма» (кружковой узор), по шаблону, составь узор для её росписи. Раскрась узор»

Для «сильной» группы: «Воспроизведи часть сложного «Тугма» (кружковой узор) и «Ислими» (растительные побеги) «Ислими» бесчисленное множество вариантов - вьющийся стебель, плавная линия, спираль для узбекской шкатулки (рис.5) и вышивки "Сузана"» (рис 6).

Таким образом, все школьники выполняют задания на одну тему, но получается разные композиции. Каждый ребенок ищет по-своему способы решения выразительности. Что характерно, в процессе выполнения рисунка дети достаточно самостоятельны, потому что каждый рисует только свой вариант композиции. Задание на дом: Закончить часть орнамента.

Проведённый анализ показал, что учителю просто необходимо в современной школе применять индивидуальный подход, с тем, чтобы повысить качество знаний и творческую направленность учеников на уроках изобразительного искусства. Полученные результаты экспериментального урока по тематическому рисованию орнаментов подтвердили эффективность индивидуального подхода, а также правильности нашей позиции исследования.

Список использованной литературы:

1. Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. - Ташкент: (www.lex.uz) 2018.

2. Аманжолов С.А. Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. -Шымкент.:2004. -440 с.

3. Индивидуализация обучения на уроках изобразительного искусства. - https://www.metod-kopilka.ru

4. Хайров Р.З. "Тасвирий санъат дарсларида и^тидорли у^увчиларга индивидуал ёндашувнинг илмий-методик асослари". Магистрлик диссертацияси. -Т.: ТДПУ. 2006. - 102 б.

© Хайров Р.З., Якубова Н.О., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.