Научная статья на тему 'Традиционный текстиль кунгратов южных регионов Узбекистана'

Традиционный текстиль кунгратов южных регионов Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
425
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУНГРАТЫ / ТЕКСТИЛЬ / TEXTILE / ВОЙЛОЧНЫЕ КОВРЫ / FELT / КОВРОТКАЧЕСТВО / CARPET WEAVING / ВЫШИВКА / EMBROIDERY / ОРНАМЕНТ / ORNAMENT / KUNGRATS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нодир Бинафша

В статье анализируются основные виды традиционного текстиля одной из крупных этнических групп узбекского народа кунгратов, проживающих на территории Южного Узбекистана в конце XIX XX вв. Прикладное искусство кунгратов, ведущих в прошлом полукочевой образ жизни, представляет собой самобытный и в то же время малоизученный феномен национальной культуры Узбекистана. Автор подробно исследует технологические, художественные приемы изготовления, типологические и локальные особенности таких отраслей кунгратского текстиля как кошмоваляние, вышивка и ковроткачество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционный текстиль кунгратов южных регионов Узбекистана»

4. Головянц Т.А. Камерно-инструментальная ансамблевая музыка Узбекистана. Ташкент, 1990.

5. Юденич Н. О двух ладо-гармонических оборотах в музыке Г.А. Мушеля. Вопросы музыковедения. Вып. I. Ташкент, 1967.

6. Кон Ю. Гармония в обработках Г.А. Мушеля. Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и ее гармонизации. Ташкент, 1979.

ТРАДИЦИОННЫЙ ТЕКСТИЛЬ КУНГРАТОВ ЮЖНЫХ РЕГИОНОВ УЗБЕКИСТАНА Нодир Б. Email: [email protected]

Нодир Бинафша - искусствовед, соискатель, отдел изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются основные виды традиционного текстиля одной из крупных этнических групп узбекского народа - кунгратов, проживающих на территории Южного Узбекистана в конце XIX - XX вв. Прикладное искусство кунгратов, ведущих в прошлом полукочевой образ жизни, представляет собой самобытный и в то же время малоизученный феномен национальной культуры Узбекистана. Автор подробно исследует технологические, художественные приемы изготовления, типологические и локальные особенности таких отраслей кунгратского текстиля как кошмоваляние, вышивка и ковроткачество. Ключевые слова: кунграты, текстиль, войлочные ковры, ковроткачество, вышивка, орнамент

TRADITIONAL TEXTILE OF THE KUNGRATS OF THE SOUTHERN REGIONS OF UZBEKISTAN Nodir B.

Nodir Binafsha - art historian, external doctoral candidate, DEPARTMENT OF FINE AND APPLIED ARTS, INSTITUTE OF FINE ARTS OF THE ACADEMY OF SCIENCES OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the key types of traditional textile of one of the large ethnic groups among the Uzbek nation - the Kungrat, people inhabiting the southern parts of Uzbekistan in the late nineteen and twentieth centuries. The applied arts of the Kungrat, formerly a seminomadic ethic group, represents an original yet little-studied phenomenon in the national culture of Uzbekistan. The author explores in detail the manufacturing process technology and artistic techniques, as well as typological and local specificities of the branches of the kungrats textile such as felt-making, embroidery, and carpet weaving. Keywords: kungrats, textile, felt, carpet weaving, embroidery, ornament.

УДК: 745.52:391 (=512.121)

Процесс взаимодействия оседло-земледельческих и кочевых культурных традиций играл большую роль на протяжении многовековой истории прикладного искусства Узбекистана. К концу XIX - начала ХХ в. в связи с процессами урбанизации региона и постепенным переходом кочевых и полукочевых народов к оседлому образу жизни наблюдается естественное исчезновение многих отраслей и видов традиционной

культуры в прошлом кочевых этносов. Между тем их роль в формировании национальной культурной идентичности узбекского народа велика. Это утверждение в полной мере относится к культурному облику кунгратов - одной из крупных этнических групп Узбекистана, населяющих сегодня районы Сурхандарьинской, Кашкадарьинской и Хорезмской областей. Вопрос о происхождении кунгратов и о времени их переселения на территории Узбекистана неоднократно рассматривался в трудах и статьях многих ученых и исследователей [1].

Кунграты обладают уникальной самобытной ремесленной и культурной традицией, изученной пока недостаточно полно. Особый интерес представляет их традиционный текстиль, связанное с бытовым и хозяйственным укладом, характером взаимодействия с оседлыми народами, который в основном сохранили кунграты, проживающие на территории южных регионов Узбекистана. Наиболее распространены в быту кунгратов тканые и войлочные ковры, небольшие ковровые изделия, вышивка, поделки из кожи и дерева. Своеобразны покрой и декоративное оформление одежды кунгратов. Значительная часть изделий прикладного искусства была связана с оформлением интерьера кочевого жилища кунгратов - юрты - «кора уй». Полы юрт застилали войлочными коврами - кигизами, поверх которых укладывались тканые ковры или ковры, выделанные из шкуры домашних животных - пустак.

Обработка и выделка изделий из шерсти занимала ведущее место в художественном ремесле кунгратов. Кигизы и сейчас можно встретить практически в каждом селе, каждом доме, где проживают кунграты. В юртах войлок применяется как для внешнего, так и для внутреннего убранства. Основу войлочного ковра обычно составляет грубая шерсть темных тонов, а узор выкладывается из светлых тонов шерсти, часто окрашенных в красный, зеленый и синий цвета. У кунгратов так же, как у некоторых кочевых и полукочевых племен, существует несколько технических приемов изготовления войлочных изделий [2 стр, с.63]. Первый из них -это вкатывание в основной фон войлока узоров из цветной шерсти, для чего окрашенную в разные цвета шерсть выкладывают узором на ткань, составляя композицию. Затем шерсть приминают и покрывают слоем неокрашенной шерсти. Все это сворачивается в рулон, обильно поливается горячей водой, утрамбовывается и раскатывается с помощью локтей. Процесс повторяется несколько раз [3, стр.173]. Второй прием - наложение аппликации, при этом на войлочную основу пришивается узор из окрашенного войлока или из ткани. Третий прием сводится к так называемой мозаичной технике, когда сшиваются все элементы одного узора, вырезанные одновременно из двух разных по цвету кусков войлока. При этом одни из них - это узор, а другие - фон, и наоборот.

Орнаменту на войлочных коврах присущи простота, четкость, лаконичность и декоративность узора, сравнительно крупные размеры, придающие ковру монументальность. При небольшом количестве узоров мастерицы создают бесчисленное множество вариантов орнамента. Войлочные ковры отражают мировоззрение кочевых народов - в основном это стилизованные зооморфные мотивы, среди которых выделяется узор «цучцор шохи» - рога барана, «цурбацагул» - узор лягушки, а также различные геометрические фигуры - треугольники, ромбы, меандровые мотивы, вихревые свастики, солярные знаки, розетки, цветочные узоры и т.д.

Важное значение в быту имели и тканые ковры - неотъемлемая часть декоративного убранства юрты.

В настоящее время кунграты занимаются производством лишь безворсовых ковров, хотя, по словам многих старых пожилых мастериц, в прошлом у них было развито и ворсовое ковроткачество. Наряду с паласными коврами, в быту кунгратов распространены такие ковровые изделия для быта, как переметные сумки - хурджины, попоны - диг-дига(дик-дика), тканые мешки в форме сундука для хозяйственных предметов и одежды - напрамачи, скатерти, комплекты тканых декоративных полос для обтягивания юрты - бов, цур и т.д.

По виду и технике изготовления безворсовые ковры бывают нескольких типов: цоцма гилам (от слова кдкма - толкать, утрамбовывать, то есть уток прибивается киличем), декор которого составлен из ровных рядов полос, одинаковых по цвету и с лицевой и изнаночной сторон; тацир-гилам, где уточные нити являются цвето- и узорообразующими, а ковер создается за счет обвязывания нитей основы; «терме гилам» (терме - отборный, лучший, этот тип ковра имел несколько разновидностей, один из них -«гажари», лицевая сторона которого состоит из гладкого узора, а с изнаночной стороны имеются свободные нити основы, не участвующие в создании этого узора), орнаментированный безворсовый ковер, где общую композицию создают неорнаментированные однотонные полосы в сочетании с двухцветными орнаментированными; «оц энли гилам» - ковер с использованием смешанной техники, которая состоит из тканых полос белой шерсти с вышитым на них узором, чередующимся с орнаментированными полосами, выполненными в технике гаджари [3, стр.153].

В красочной гамме ковров и ковровых изделий кунгратов преобладают красный и синий цвета, которые даются глубоко приглушенных тонов. Кроме них, в качестве дополнительных используются также желтый, оранжевый, зеленый, белый и черный цвета. К сожалению, в настоящее время среди кунгратских ковровых изделий можно встретить ковры с яркой, порой даже, ядовитой палитрой, в то время как ранние их образцы были лишены пестроты, выделяясь гармоничным сочетанием контрастных тонов и оттенков, свидетельствуя о высоком художественном мастерстве и тонком вкусе мастериц. Ковры ткали преимущественно из шерстяной, реже -хлопчатобумажной пряжи. Мастерицы долгое время пользовались для окраски шерсти, войлока и ниток растительными красителями, полученными из корней дикорастущих растений: руян (марена), урюк, джида, листья фисташки, дикорастущий испарак (живокость желтая) и др. С конца XIX в. стали внедряться в практику изготовления ковровых изделий дешевые анилиновые красители, применение которых заметно ухудшило их качество.

Орнаменты кунгратских безворсовых ковров по своей форме разделяются в основном на геометрические и зооморфные. Геометрические фигуры состояли из простых, ступенчатых ромбов, из меандровых мотивов, W и S-образных знаков, восьмилучевой звезды, треугольников, солярной и астральной символики - крестов, квадратов, крестообразный мотивов и др. Зооморфная группа узоров была связана с изображениями птиц, диких и домашних животных. При этом в орнаменте использовались только отдельные части тела по принципу pars pro toto (часть за целое) - рога, лапы, когти, глаза, а иногда и просто их условное изображение -кучкоршохи или кучкорак (бараньи рога), туя буйин (шея верблюда), ит изи (след собаки), кеклик-туш (грудь куропатки), курбакагул (узор лягушки), хокуз кузи (глаз быка), и т.д. [3, стр. 159-160].

Растительные орнаменты в безворсовых коврах использовались только в ок энли гилам. Как отмечают некоторые исследователи «...своеобразие декора окэнли-гиламов заключается в синтезе "кочевнических" и "городских" элементов: с одной стороны, здесь присутствуют древние племенные зооморфные и астральные символы, с другой - цветочные пальметты, присущие "городскому" искусству.» (3, с.160). По нашему же мнению, это относится больше к ок энли, изготовленным начиная с середины ХХ в. Долгие годы совместного проживания оседлого и полукочевого населения способствовало тому, что в композициях ок энли отмечается своеобразный культурный симбиоз - сочетание узоров, характерных для искусства оседлых и кочевых народов. В более же ранних образцах этих ковров и некоторых вышивок, мотивам растительного орнамента присущ больше степной характер: примитивные изображения растений, которые можно встретить в степи и на горных холмах - полевые цветы, тюльпаны, колючки и т.д [4, стр.25]. Исходя из этого, следует отметить, что кунграты и ранее использовали в ок энли растительные мотивы, не связанные с «городским» искусством.

Одним из самых интересных и своеобразных видов бытовой культуры кунгратов является вышивка. Такие виды крупной декоративной вышивки, как настенные панно или покрывала, не были распространены у кунгратов, но вышивка использовалась для украшения мужской и женской одежды, оформления интерьера юрты, а также небольших бытовых изделий. Виды вышивок очень разнообразны, каждый из них имеет свое назначение и название.

К наиболее распространенным и популярным среди них относятся ойнахалта и торба, квадратной или ближе к ней, прямоугольной формы небольшие мешки для зеркал и складывания мелких вещей, а также маленькие вышитые мешочки для чая и соли - чойхалта, тузхалта. Особое место в быту кунгратов занимают бугджома -крупные полотна из ковровой или же из обычной ткани, в которые заворачивали одеяла или одежду во время перекочевок. Вышивкой украшался лишь один угол, который был открыт для обозрения и свисающие на передней части две широкие ленты с множеством кисточек.

Вышивкой, которая выполняла охранно -магическую функцию, также украшались некоторые части и детали традиционной одежды. Своеобразны мужские пояса - тенгмат, покрытые сплошной вышивкой, вышедшие на сегодняшний день из употребления, а также налобные повязки - майна кашта, которые украшали накосную шапочку - кийгич.

По словам некоторых информаторов из узбекских племен, в прошлом полукочевников, сохранивших свое родоплеменное деление, многие элементы декора головных накидок повторяли изображение тамги, определявшей племенную принадлежность хозяйки костюма [5, стр.18].

Для кунгратской вышивки характерны и свои художественные характеристики относительно материала и технических приемов. Основой для вышивки служили хлопчатобумажные ткани, а в более ранний период - и шерстяное сукно домашнего производства. Нити для вышивания были шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные.

Характерной стилистической составляющей локальной художественной традиции кунгратской вышивки является орнамент и, в частности, сюжеты и мотивы. Узоры кунгратского народного шитья довольно разнообразны. Орнаментальный комплекс вышивки кунгратов включает в себя геометрические, зооморфные, растительные мотивы. В этих группах, в свою очередь, выделяются более древние пласты орнаментики и мотивы, распространившиеся в конце XIX - начале XX в.

В вышивке встречается много орнаментальных мотивов, общих с другими видами кунгратского прикладного искусства: различные вариации рогообразного узора кучкор шохи (рога барана); мотива кушоёк (когти ворона) в виде трехпалой лапы; а также узоры ит изи (след собаки), илон изи (след змеи), от туёк (копыта лошади) туморча (амулет), джиллик (альчик), растительно-цветочные мотивы и т.д [6, стр.118]. Преобладающее значение зооморфной тематики - характерная черта орнаментального состава традиционного текстиля кунгратов. Это является отражением общетюркского кочевого скотоводческого мировоззрения, исторически сложившегося и формировавшегося в условиях природного ландшафта с преобладанием не флоры, а фауны. Зооморфные образы носили полисемантический характер: а) сакральное значение как объекты культового поклонения; б) апотропеически-охранительное значение и в) персонификация физических достоинств тюркского воина - сила, ловкость, мужество и др.

Один и тот же орнаментальный мотив, трактованный каждой мастерицой индивидуально, мог совершенно по-разному выглядеть в общем строе вышитого изделия, сообщать ему умиротворенность, спокойствие, строгость или бурное движение, динамичность.

Анализ ковроткачества, кошмоваляния и вышивки кунгратов позволяет говорить, с одной стороны, о сохранении традиций этих видов художественного ремесла, а с

другой - о появлении, к сожалению, тенденции к нарушению их орнаментального строя и колористического решения. Но, в целом, ремесла кунгратов сохранили в значительной мере своебразие и уникальность вековых традиций, которые не теряют своей историко-культурной и художественной ценности и на современном этапе.

Список литературы /References

1. Ситняковский Н.Ф. К генеалогической таблице узбекского рода Кунград // ИТОРГО, т. VII, 1907. С.; Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М.: Наука, 1976. 324 с.

2. Джанибеков У. Культура казахского ремесла. Алма-Ата: Онер, 1982. 144 с.

3. Хакимов А., Гюль Э. Байсун. Атлас художественных ремесел. Ташкент. 2006. 208 с.

4. Фелькерзам А. Старинные ковры Средней Азии (окончание) // Старые годы, Петроград: 1915.

5. Нодир Б. Традиционная одежда кашкадарьинских женщин первой половины XX в. // San'at, 2005, № 2.

6. Fitz Gibbon K., Hale A. Uzbek embroidery in the nomadic tradition (The Jack A. and Aviva Robinson collection at the Minneapolis Institute of Arts). Singapore: 2007. 208 с.

ОБ ОРКЕСТРАХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ УЗБЕКИСТАНА Абдуллаев У.С. Email: [email protected]

Абдуллаев Уткир Саъдуллаевич - преподаватель, кафедра эстрадного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в годы независимости произошло обновление форм работы старейших профессиональных оркестровых коллективов. Государственный академический оркестр народных инструментов Узбекистана имени Т.Джалилова, бессменным художественным руководителем и дирижером которого является народный артист Узбекистана, профессор Ф.Садыков, ведет разнообразную концертно-исполнительскую деятельность, расширяет репертуар, совершенствует исполнительское мастерство. Репертуар коллектива составляют произведения композиторов Узбекистана, мировая классика, обработки среднеазиатских народных песен и мелодий.

Ключевые слова: оркестр, музыка, форма, музыкант, исполнитель, инструмент, деятель.

ABOUT ORCHESTRA PUBLIC INSTRUMENT UZBEKISTAN

Abdullaev U.S.

Abdullaev Utkir Sadullaevich - Teacher, DEPARTMENT OFPOP INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: at years of independence has occurred the renovation of the forms of the work the most old professional orchestral group. The State academic orchestra public instrument Uzbekistan name T.Djalilov, permanent artistic leader and дирижером which is a public actor Uzbekistan, professor F.Sadykov, leads varied concert-performance activity, increases

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.