Научная статья на тему 'Роль социально-культурного развития декоративной вышивки в формировании эстетической культуры подростков'

Роль социально-культурного развития декоративной вышивки в формировании эстетической культуры подростков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАСЛЕДИЕ / ИСКУССТВО / ТРАДИЦИ / ВЫШИВКА / УЗОРЫ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ / ПРОМЫСЕЛ / КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ / ESTHETICAL CULTURE OF HERITAGE / ART / TRADITIONS / EMBROIDERY / PATTERNS / AESTHETIC IDEALS / CRAFT / COMPOSITIONAL TECHNIQUES / ЗАВқИ ЗЕБОИПАРАСТӣ / МЕРОС / САНЪАТ / АНЪАНА / ГУЛДӯЗӣ / НАКШУ НИГОР / СӯЗАН / ТАРҳ / ГАЗВОР / ГОЯҳОИ ЭСТЕТИКӣ / ОРОИШОТ / ҳУНАРМАНДОН / СУЖЕТ / МАҳОРАТ / УСУЛУБИ КОМПОЗИТСИОНӣ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исломов Озод Азимович, Тошходжаева Сурайё Акрамджоновна

В данной статье рассматривается роль социально-культурного развития декоративной вышивки в формировании эстетической культуры подростков. Отмечается, что проблема передачи молодежи опыта старшего поколения мастеров, сохранения и приумножения национальных традиций, неустанного исследования, освоения и совершенствования сложившихся художественных традиций является важным и неотъемлемым условием формирования этнического самосознания молодежи, ее мотивации на сохранение и возрождение культурных традиций и формирование в них активного личностного отношения к отечественной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Socio-Cultural Development of Decorative Embroia Formation of Aesthetic Culture of Teenagers

The article under consideration dwells the role of socio-cultural development beset with decorative embroidery in the formation of aesthetic culture of adolescents. It is underscored that the problems dealing with transformation the experience of the older generation of masters to the youth, the preservation and enhancement of national traditions, tireless research, development and improvement of existing artistic traditions is considered to be an important and integral condition for the formation of ethnic identity of youth and their motivation for the preservation and revival of cultural traditions and the formation of the active personal relation to the national culture.

Текст научной работы на тему «Роль социально-культурного развития декоративной вышивки в формировании эстетической культуры подростков»

УДК 371.01 ББК 74.20

МАВКДИИЦТИМОЙ-МАДАНИИ Исломов Озод Азимович, д.и.п., профессор;

РУШДИ ГУЛДУЗИИ ОРОИШЙ Тошхоцаева Сурайё Акрамцоновна, унвонцуи

ДАР ТАШАККУЛИ ЗАВКИ кафедраи педагогикаи умумии МДТ «ДДХ ба номи

ЗЕБОИПАРА СТИИНАВРА СОН академик Б.Fафуров» (Тоцикистон, Хуцанд)

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО- Исломов Озод Азимович, доктор

КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ педагогических наук, профессор;

ДЕКОРА ТИВНОЙ ВЫШИВКИ В Тошходжаева Сурайё Акрамджоновна,

ФОРМИРОВАНИИ соискатель кафедры общей педагогики ГОУ «ХГУ

ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ имени акад. Б.Гафурова» (Таджикистан,

ПОДРОСТКОВ Худжанд)

THE ROLE OF SOCIO-CULTURAL Islomov Ozod Azimovich, Dr. Pedagogy, Professor;

DEVELOPMENT SEI «KSU named after acad. B. Gafurov»;

OF DECORATIVE Toshhojaeva Surayo Akramjanovna, researcher

EMBROIDER Y IN THE of the department of general pedagogics

FORMA TION OF under the SEI «KS U named after

AESTHETIC CULTURE acad. B. Gafurov»(Tajikistan, Khujand)

OF TEENAGERS E-mail: tsurayo84@ mail.ru

Вожа^ои калиди: завци зебоипарасти, мерос, санъат, анъана, гулдузй, нацшу нигор, сузанй, тару, газвор, гояуои эстетикй, ороишот, уунармандон, сужет, майорат, усулуби композитсионй

Дар мацола нацши ицтимоиву мадании рушди гулдузии ороишй дар ташаккули завци зебоипарастиии наврасон мавриди таулилу баррасй царор гирифтааст. Масъалаи тацрибаи интицоли насли калонсол, уунармандон, нигаудорй ва инкишофи анъанауои миллй, такмили анъанауои мавцудаи бадей шарти мууим ва цудонопазири ташаккули худшиносии этникии насли цавон арзёбй гашта, тарбияи онуо дар нигоудорй ва эуёи анъанауои фаруангй ва ташаккули муносибати фаъоли фардинисбат ба маданияти миллй таъкид шудааст.

Ключевые слова: эстетическая культура, наследие, искусство, традици, вышивка, узоры, эстетические идеалы, промысел, композиционные приёмы

В данной статье рассматривается роль социально-культурного развития декоративной вышивки в формировании эстетической культуры подростков. Отмечается, что проблема передачи молодежи опыта старшего поколения мастеров, сохранения и приумножения национальных традиций, неустанного исследования, освоения и совершенствования сложившихся художественных традиций является важным и неотъемлемым условием формирования этнического самосознания молодежи, ее мотивации на сохранение и возрождение культурных традиций и формирование в них активного личностного отношения к отечественной культуре.

Key words: esthetical culture of heritage, art, traditions, embroidery, patterns, aesthetic ideals, craft, compositional techniques

The article under consideration dwells the role of socio-cultural development beset with decorative embroidery in the formation of aesthetic culture of adolescents. It is underscored that the problems dealing with transformation the experience of the older generation of masters to the youth, the preservation and enhancement of national traditions, tireless research, development and improvement of existing artistic traditions is considered to be an important and integral condition for the formation of ethnic identity of youth and their motivation for the preservation and revival of cultural traditions and the formation of the active personal relation to the national culture.

В современных условиях, когда в обществе протекают демократические преобразования и происходит укрепление суверенитета и независимости Республики Таджикистан, обществу важно переосмыслить общечеловеческие и самобытные национальные ценности, понять, в чем заключается национальная идентичность народа, какие условия обеспечивают

сохранение исторического и культурного наследия и возрождение утраченного. Исходя из этого, система образования республики должна быть ориентирована на использование в образовательном процессе исторического и культурного наследия предков, на выявление духовных и художественных традиций народа, на распознавание в них подлинного народного искусства и поиск преемственных связей между поколениями.

Все эти задачи, стоящие перед образованием, в совокупности являются актуальной культурной и педагогической проблемой. В последние годы в республике происходит ощутимый поворот в сторону интенсивного изучения исторического прошлого, древней материальной культуры таджикского народа (1,68).

С древнейших времен таджики украшали вышивкой не только одежду, но и другие изделия, например, конскую амуницию и жилище. Изделия таджиков традиционно отличались богатым разнообразием видов средств декоративного оформления. Следует отметить, что природа Таджикистана, известная своими ландшафтными контрастами, наложила свой отпечаток на стиль вышивки, который сформировался как горный и равнинный. Наши предки при разработке рисунков узоров, как правило, использовали растительные и животные мотивы, а, коль скоро, эти мотивы в равнинной и горной части отличались, то это накладывало свой отпечаток на внешний вид узоров, имеющих художественные различия. Но в то же время искусство разных районов испытывало и некоторое взаимовлияние. Примером вышивки, которая была популярна на всей территории Таджикистана, является сюзане.

Сюзане - это крупная по размерам вышивка, по своей живописности и художественной изысканности не уступающая лучшим коврам. Вышивают его на шелке, сатине, бархате, подводят подкладку и обшивают полоской из черной ткани или тесьмой. Кроме сюзане в Таджикистане распространена и вышивка на более мелких изделиях. Художественные приемы этих вышивок по своему характеру тесно связаны с местными художественными школами, имеющими свои устоявшиеся традиции, и органически продолжают их по стилю.

В настоящее время вышивальщицы применяют в своей работе традиции, заложенные старинными мастерами города, и используют определенные, присущие только им орнаменты, хотя, справедливости ради, следует сказать, что зачастую их узоры страдают от излишней напыщенности и пестроты. Нужно отметить, что современные мастера вышивки находятся в постоянном творческом поиске, изыскивая новые средства художественного выражения сюжетов сюзане, и наряду с традиционными вышивками с орнаментами растительного характера ими осваивается новый вид вышивки— объемная вышивка с использованием линий, оттеняющих основной рисунок.

В мастерских стало распространенным изготавливать крупные сюзане, обрамленные по периметру национальным орнаментом, в центре которых вышиваются портреты известных ученых, писателей, политических деятелей, а иногда и целые жанровые сцены. Порой эти опыты неудачны, но продолжающиеся творческие поиски в этом направлении, несомненно, дадут позитивные результаты. На Декаде таджикской литературы и искусства в Москве в 1957 г. были представлены необычайно искусно выполненные сюзане работы народной мастерицы Зульфии Бахреддиновой (2001г.), заслуженного деятеля искусств Тадж.ССР, по эскизам талантливого народного мастера Бахреддина Нуретдинова, и другие художественные вышивки.

Художественные традиции вышивального искусства в республике находятся в постоянном развитии и совершенствовании и широко используются при изготовлении ковров, текстиля, различных сувениров и в украшении одежды. На основе этого традиционного искусства в республике широко распространено производство вышитых и золотошвейных изделий (5,4546).

Главной причиной массовости и популярности вышивки следует считать ее сравнительную легкость в исполнении и доступность используемых при этом материалов и приспособлений. В вышивке, как в зеркале, отражается поэтическая душа народа, она сочетает в себе художественный вкус народа, его эстетические идеалы и мироощущения. Благодаря красоте и декоративности вышивка и в наши дни широко используется таджиками при украшении мужской и женской одежды и жилых помещений. Практически в каждом доме имеются прекрасно вышитые вещи различных размеров, сохраняемые семьей. Интерьеры жилых помещений таджиков, живущих в равнинных областях, богаты своим убранством и представляют собой живописное красочное зрелище (у таджиков, живущих в горной местности, жилища намного скромнее). В этих домах мехмонхона (комната для гостей) часто

впечатляет своей яркостью, самобытностью, феерией красок и форм. Национальные обычаи таджиков прослеживаются и в сегодняшней жизни людей.

Таджикская национальная декоративная вышивка отличается большим разнообразием видов и множеством декоративных решений. В этом множестве художественных форм и образов, сочетания красок и декоративных ритмов через художественные формы и приемы раскрывается неповторимость природы Таджикистана. С одной стороны, суровость и величие гор Памира, а, с другой-размеренность и спокойствие долин, яркие краски которых окрашивают сады и леса, бурные горные реки впадают в озера с кристально чистой водой, а освежающая прохлада зелёных лугов контрастирует со зноем равнин. Такое великолепие природы не могло не сказаться на искусстве народа и, в частности, на таджикской национальной декоративной вышивке.

Характерные для одних районов яркие, солнечные цвета красок вышивки совершенно порой не похожи на изысканность и тонкость вышивок другого района. Строгость и четкость орнаментов горных таджиков существенно отличается от спокойных и ровных орнаментальных композиций вышивальщиц равнин. Поэтому таджикскую национальную декоративную вышивку делят на два типа: горную и равнинную, которые, несмотря на имеющиеся художественные отличия, оказывают друг на друга взаимовлияние. В течение многих столетий истории таджикской национальной декоративной вышивки формиравались центры этого народного искусства, мастера которых достигли высот профессионализма.

В равнинных районах это, в первую очередь, были древнейшие таджикские города и их окрестности - Самарканд, Бухара, Истаравшан, Худжанд; в горных -Куляб, Каратегин, Дарваз и населенные пункты Памира. Искусство вышивания в городах и населенных пунктах Канибадам, Ашт, Пенджикент, Исфара, хоть и уступало по своей художественной ценности названным центрам вышивки, но по своим стилистическим особенностям тяготело к тем или иным. Однако не ко всем этим центрам было привлечено одинаковое внимание. Наука до настоящего времени большее внимание уделяла Бухаре, Самарканду и некоторым горным областям Таджикистана. Многие же другие регионы, где искусство вышивкибыло также достойно внимания, не заслуженно оказались без должного внимания исследователей (2,80).

В каждом регионе к настоящему времени сформировалась «школа», которая сохраняет и развивает свои наиболее популярные орнаментальные мотивы, соблюдает традиции в подборе цветовой палитры, применяет излюбленные вышивальные приемы; каждая «школа» имеет свой неповторимый и легко узнаваемый стиль исполнения и пользуется определенными тканями, на которых вышивка воспроизводится. До наших дней сохранилась традиция, таджикские национальные декоративные вышивки изготовляют главным образом к большим семейным праздникам, и, в первую очередь, к свадьбам, которые в местной народной традиции занимают особое место.

Вышитые изделия, изготавливаемые каждой матерью для своего ребёнка уже с его ранних лет традиционно являются важной частью приданого жениха и невесты. Свадебные или другие народные торжества оформляются вышивками, являющимися основными элементами декора, на фоне которых и происходит основное торжественное зрелище. Подготовка к торжествам начинается задолго до их начала, пожилые женщины извлекают из сундуков старинные вышитые вещи. Среди свадебных вышитых изделий невесты обязательно должны быть и новые вещи, в изготовлении которых принимала участие сама нареченная.

В таджикских семьях девочек приобщают к искусству вышивания с десяти -двенадцатилетнего возраста. Раньше, в прежние времена, вышивание, как способ заработать средства к существованию, было практически единственным занятием женщин, и поэтому обучение ему было обязательным. В наши дни эта традиция утратила свою актуальность, особенно у городского населения. Сегодня, если для семьи обременительно выполнить весь объем работ по вышиванию всего перечня необходимых к свадьбе вещей, на помощь приходят родственники или знакомые: четыре или более женщин, совместно вышивают одну крупную вещь, чаще всего, сюзане. Для удобства работы его большое поле по узорам разделяют на части, которые потом, когда вышивка готова, вновь сшивают (5,57-58).

Изделие частями оправдывает себя, так как работа ведётся после обсуждения рисунков. Действительно, такой метод работы, когда мастерицы изготавливают наполнения, подбирает определенную технику швов и т.д, находится наиболее оптимальное решение. Многие истинные шедевры народного искусства были созданы именно таким коллективным способом (иначе, хашаром). Здесь же происходит обучение молодых начинающих мастериц. Доброжелательная и дружеская атмосфера, царящая на таких посиделках, отражается на

работе вышивальщиц, наполняя вышиваемое изделие соответствующим настроением. Несмотря на то, что вышивание производится уже по готовому эскизу, каждая участница, как правило, вносит в работу свое видение сюжета, используя цвет и манеру исполнения.

По мнению искусствоведа Г. Майтдиновой, «сохранившиеся образцы изобразительного искусства Согда и Тохаристана периода раннего средневековья говорят о приверженности таджиков к определенным видам одежды, подходящим местному климату и укладу жизни племен и народов» (6,75-78).

«Во все времена были и остаются популярными согдийская ткань - карбос, а также шелк, шерсть, хлопок. Ткацкое ремесло в этих регионах находилось на высоком для того времени уровне, изделия отличались оригинальным орнаментом и чистым цветом».

Народные мастера пользовались местным сырьем, им не приходилось ездить за ним на дальние расстояния: «Когда народ творит, ... создает свою художественную культуру, свое декоративное искусство, он пользуется тем, что дает окружающая среда, - естественными ресурсами: у кого под руками дерево - деревом, у кого под руками камень - камнем, у кого под руками кость - костью, у кого под руками шерсть - шерстью и т.д.» (8, 112).

Декоративные элементы одежды в основном представлялись в виде вышивок различных стилей и направлений. Девочек с раннего возраста обучали шитью и вышиванию. В процессе труда осуществлялось не только их трудовое, но и эстетическое воспитание. По древним устоявшимся традициям таджиков умением вышивать должна была владеть каждая женщина. Молодые девушки - будущие невесты сами должны были готовить себе приданое, состоящее из самых разных вышитых предметов, таких как сюзане, зардевор, гулкурпа, парда, белбог, чойхалта, тюбетейка, платье, носовой платок, ойнахалта, джойнамоз, руйчо, чорпеч, безрукавка и другие. Все аксессуары, аппликации, фрагменты шелковых тканей для украшения костюма тщательно подбирались по цвету, рисунку, орнаменту. Предпочтение отдавалось сдержанным, спокойным тонам, гармонично вписывающимся в окружающую среду. Различные приемы исполнения вышивок — свободные вышивки - гладь, ришелье, тамбур, счетные вышивки - крест, счетная гладь, также вышивка бусами, шнуром, тесьмой -способствовали воплощению в декоре богатого творческого потенциала мастерицы и свидетельствовали о высокой художественной одаренности таджикского народа.

Искусство вышивки-творчество многих поколений вышивальщиц. «Вышивку больших изделий обычно выполняли две мастерицы: рисовальщица (каламкаш, нусхакаш) и вышивальщица (гулдуз). Первые наносили рисунок и цветными нитками условно обозначали тона. Затем работа завершалась коллективным трудом вышивальщиц. А некоторым рисовальщицам приходилось не только чертить, но и вышивать» (7,56-58).

Несмотря на то, что в вышивке, как и в любом другом промысле, соблюдаются определенные традиции при выборе декора одежды и имеются общие особенности в применении тех или иных композиционных приемов, или цветовой гаммы, или техники исполнения, в каждом регионе республики используется своя характерная орнаментация одежды. Отличие вышивок, выполненных вручную, и на машинах, заключается в том, что в них невозможно найти два абсолютно одинаковых изделия, в каждом из них имеются свои индивидуальные особенности.

Таджикская национальная декоративная вышивка неразрывно связана с другим древнейшим видом таджикского народного промысла - ткачеством. Ткани, являющиеся основой для вышивки, вырабатывались в самых различных странах и городах Востока. Купцы по торговым путям доставляли их из одного региона в другой. Возьмем, к примеру, ткань зандона. Она была очень популярна в Мавераннахре, Хорасане, Иране, а также в Древней Руси, Скандинавских странах, Китае и Арабском Халифате. Ее производили в одноименном селении близ Бухары, откуда она экспортировалась в различные страны, имела как гладкоокрашенную, так и узорчатую поверхность, а иногда орнаментировалась способом узловой перевязки, легшим в основу абровой (облакоподобной) орнаментации (106).

Эта ткань используется и в наши дни, хотя в более совершенном виде. Другой вид распространенной ткани называется алоча. Это яркая, разноцветная полосатая материя из шелка и хлопка. Характерной особенностью ее является переливающаяся и мерцающая поверхность.

В настоящее время различные виды алочи производят народные мастера Гиссара.

При производстве алочи предпочтение отдают двум ее разновидностям: зебаку и фаранчи (изготавливается из европейской нити).

Следующим видом широко используемой ткани является бекасам-до многоцветная полушелковая материя с полосатым или узорчатым орнаментом. В наши дни производится народными мастерами Самарканда, Бухары, Ташкента и Коканда.

В Таджикистане бекасам по-прежнему вырабатывают народные умельцы Каратага. Еще одним видом известной во всем мире ткани является парча, вырабатываемая из натурального шелка. Наряды и убранства из парчи, как правило, народ надевает лишь по большим праздникам. Перечисляя ткани, на которых впоследствии вышивают, следует упомянуть карбос. Это самая распространенная хлопчатобумажная материя в Средней Азии и, в том числе, в Таджикистане. Производство налажено в Самарканде, Бухаре (Узбекистан) и Каратаге (Таджикистан).

Для пошива дорогих парадных платьев и для головных платков и в старину, и в наши дни применяют шохи-камус , плотную шелковую ткань с богатым замысловатым рисунком.

И, наконец, одна из самых распространенных тканей среди народов. Средней Азии - чит -хлопчатобумажная ткань, украшенная орнаментом. В наши дни она производится в Самарканде и Бухаре, (Узбекистан), в Истаравшане и Каратаге (Таджикистан). Разумеется, перечень тканей, получивших распространение в Средней Азии, упомянутыми тканями не исчерпывается(8,134-136).

Одним из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства таджиков, как и много лет назад, остается золотое шитье золотистыми и серебряными нитями по бархату. В старину ими отделывали различные изделия из кожи, меха и хлопчатобумажных тканей.

Различают два стиля золотого шитья - «заминдузи» и «гулдузи». Первый из них выполняется в виде разноцветных орнаментов, расположенных по всей поверхности ткани, и он наиболее распространен во всех регионах Центральной Азии. Второй представляет собой орнамент, выполненный по рисунку, предварительно нанесенному на материал. Этот стиль-один из самых сложных в золотошвейном деле и доступен исключительно мастерицам высокой квалификации с большим опытом работы. Им вышивают женские и мужские халаты, национальные чапаны, обувь для невесты, женские тюбетейки для особых торжеств, украшения для лошадей и сувенирные изделия.

Золотое шитье называется так потому, что используемые нити содержат 10-20 % золота. В золотом шитье, как впрочем и в других видах декоративно-прикладного искусства, сохранились художественные приемы и формы, исходящие из глубины веков. Из них следует упомянуть часто используемые изобразительные элементы, такие как офтоб (солнце), булбул (соловей), гунча (бутончики цветов), садбарг (роза), гулшан (цветник), чашми булбул (глаз соловья), мавдж (волна) и др.

Искусство вышивания, уходящее своими корнями вглубь веков, в настоящее время, получи в как бы второе рождение, новый импульс, активно и успешно развивается в республике и всё шире используется в декоративном оформлении различных изделий: ковров, текстиля, одежды и сувениров. Вышивают таджички, используя специальные иголки, хлопковыми, шерстяными и шелковыми нитями, в ряде случаев вшивая в узор драгоценные и полудрагоценные камни.

Исторически древнейшими центрами вышивки являются северные, в большинстве своем долинные районы Таджикистана: Истаравшан, Худжанд, Исфара, Канибадам, Ашт, Пенджикент.

Сюзане - большое прямоугольное настенное вышитое панно считается главным и неизменным украшением каждого таджикского дома. Сюзане по своей красоте и декоративности ни чем не уступает коврам. Слово «сюзане» в равной мере выражает как способ вышивания, так и готовое изделие, в переводе с персидского - «шитье иглой». Основой для сюзане является бархат, шелк, хлопчатобумажные ткани. Наиболее известными на сегодняшний день являются самаркандские и бухарские (Узбекистан) и ура-тюбинские (Таджикистан) сюзане. Они являются традиционными подарками ко многим национальным праздникам, но, как правило, их дарят к свадьбе.

Для изготовления свадебного сюзане нужны большой опыт и мастерство, поэтому это занятие поручается только опытным мастерицам и считалось очень почетным. Матери, имеющие дочерей, задолго до их совершеннолетия и бракосочетания задумывают свадебный узор для будущего сюзане. Несмотря на то, что волшебные узоры сюзане в большинстве своем представляют собой и символизируют цветущий сад, они могут в себе скрывать и магические символы, знаки и пожелания, к примеру, гранат изображают как символ

плодовитости, включение в узор ножа защищает от сглаза, перец отгоняет злых духов, светильник призван очищать от зла, изображение птицы символизирует счастье в доме. Каждому региону республики характерны свои узоры и вышивальные швы.

Помимо сюзане к изделиям вышивки относится тесьма, являющаяся декоративной вышивкой горных таджиков. Орнамент тесьмы, поскольку это, по сути, расшитая лента, несет в себе, соответственно, каймовый характер. Народные традиции и традиции декоративного украшения национальной одежды используют в своем творчестве и современные художники-модельеры. Элементы народного декорирования проглядываются в особенностях кроя, композиционном расположении элементов, сочетании цветов в декоре во многих современных изделиях. В последние годы продолжают широко применяться бусы, стеклярус, металлические нити, свидетельствующие о продолжающемся влиянии народных технологий. Их применение соответствует традициям промыслов различных этнических групп республики.

Применяя появившиеся сегодня различные вышивальные, оверложные и другие машины, мастерицы, при разработке и воссоздании традиционных орнаментов, несколько утрируют ранее существовавший подход к выбору техники вышивки и, используя машинные швы и современные материалы, в какой-то мере разрушают подлинные народные традиции. Подобные веяния в искусстве вышивания являются следствием адаптивных процессов в культурной среде(5,118-120).

Несмотря на кажущийся уход от истинно народных традиций в сторону машинизации, происходит сочетание народных традиций и возможностей современного мира, и в этом заключена благородная цель, с одной стороны, раскрыть неисчерпаемые богатство и разнообразие национальной вышивки, а с другой- сохранить различные техники и технологии народного искусства. Постоянный поиск художественных принципов, новых, оригинальных форм выражения художественных образов привел к созданию школ традиционного шелкоткачества, швейных мастерских, организованных по классической схеме «устод - шогирд» («наставник-ученик»), в которых народные мастера и специалисты продолжают в ходе обучения молодежи исследовать особенности народного ремесла и творчества, находясь в поиске с целью выявления тонкостей секретов мастерства для дальнейшего творческого переосмысливания историко-художественного наследия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Альбаум, Л.И. Живопись Афрасиаба. (Л.И. Альбаум считает персонажей «Сцены в лодке» (Афрасиаб) представительницами населения Восточного Туркестана/ Л.И. Альбаум.- М.: 1963.-С.68-81.

2. Андрианов, Б. Этническая история и хозяйственно-культурное развитие древних и средневековых народов Средней Азии и Казахстана // Тез. докладов Всесоюзной конференции «Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии/ Б. Андрианов - М.: Изд-во Наука, 1988.

3. Белинский, А.Н. Из истории участия ремесленников в городских празднествах в Средней Азии в XIV веке / А.Н. Белинский / Тр. Отд. истории культуры и искусства Востока. Ленинград, 1940. - Т.2. -С. 189-201.

4. Белинский, А.Н. К вопросу о сюжетности в таджикском прикладном искусстве / Белинский А.Н. / Искусство таджикского народа. Душанбе, 1961. - Вып. №2. -С. 24-29.

5. Гафуров, Б.Г. История таджикского народа: В кратком изложении. Т. 1. / Б. Г. Гафуров .-Москва.1949. -476с.

6. Майтдинова, Г. Ткани Тохаристана // Раннесредневековые ткани Средней Азии / Г.Майтдинова // Душанбе: Дониш,1996.-138 с. 71.Материалы по истории таджиков и Таджикистана // Сб. 1-й. Госиздат при СНК Таджикской ССР. Сталинабад, 1945. - С. 145.

7. Рузиев А. Декоративно-прикладное искусство таджиков / А. Рузиев. -Душанбе: Дониш, 2003.- с 108.

8. Ставиский Б.Я. Введение в историю культуры и искусства народов Средней Азии / Б.Я. Ставиский.- М., 1992.

REFERENCES:

1. Albaum, L.I. Painting Afrasiab. (L.I. Albaum Considers the Characters of "Scenes in a Boat" (Afrasiab) to Be representatives of the Population of East Turkestan / Albaum L.I./- M .: 1963. -P.68-81.

2. Andrianov B. Ethnic History and Economic and Cultural Development of the Ancient and Medieval Peoples of Central Asia and Kazakhstan // Thesis of reports of the All-Union Conference "Problems of Ethnogenesis and Ethnic History of the Peoples of Central Asia- M:. Science, 1988.

3. Belinsky A.N. From the History of the Participation of Artisans in Urban Festivities in Central Asia Referring to the XlV-th Century / A.N. Belinsky / Translated by the department of history of culture and art of the East. - Leningrad, 1940. - V. 2. - P. 189-201.

11.Belinsky A.N. On the Issue Concerning Storyline in Tajik Applied Art / Belinsky A.N. / The art of the Tajik people. - Dushanbe, 1961. - V. No. 2. - P. 24-29.

12.Gafurov B.G. The History of the Tajik Nation: Briefly. -V. 1. / B. G. Gafurov.-Moscow. 1949. -476 p.

13.Maitdinova G. Fabrics of Tokharistan // Early medieval Fabrics of Central Asia / G. Maitdinova // - Dushanbe: Knowledge, 1996. - 138 p. 71. Materials on the history of Tajiks and Tajikistan // State Publishing House at the SNK of the Tajik SSR, Stalinabad, 1945. - P. 145.

14.Ruziev A. Decorative and Applied Art of Tajiks / A. Ruziev. - Dushanbe: Knowledge, 2003. - p. 108.

15.Stavisky B.Ya. Introduction to the History of Culture and Art of the Peoples of Central Asia / B.Ya. Stavisky. - M., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.