УДК 37.013+745 ББК 74.200.55+85.12
М.ДЖ. АШУРОВ Н.С. УРАЛОВА
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВНА ЗАНЯТИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ ВЫШИВКИ
В числе распространенных в настоящее время в Таджикистане народных промыслов особое место занимает национальная декоративная вышивка. Различают несколько видов вышивки, в числе которых выделяются «кашидадузй» и «гулдузи». Они относятся к наиболее древним и, в то же время, доступным и несложным для освоения детьми видам народного искусства и выполняются на тканевой основе цветными нитками.
Искусство вышивания имеет очень глубокие исторические корни и живет в народе и по сей день. Во всех регионах республики занятие вышивкой весьма широко распространено и считается вполне обычным занятием для женщин, начиная с раннего возраста. Неувядающий интерес к этому виду народного искусства вызван, по нашему мнению, прежде всего, неповторимой декоративностью и яркой индивидуальностью вышитых изделий, а также в связи с тем, что оно поддерживается со стороны государства, уделяющего серьезное внимание вопросам воспитания подрастающего поколения на основе национального самосознания, сохранения национальных традиций и дальнейшего развития народного декоративно-прикладного искусства в республике.
Ранее вышивки выполнялись на ткани нитями из хлопка, шёлка, шерсти, которые испокон веков окрашивали в домашних условиях растительными красителями белого, жёлтого, синего, зелёного, красного и чёрного цветов. В наши дни, когда промышленность производит широчайшую гамму красителей различных цветов и оттенков, вышитые изделия приобретают особенно яркий и насыщенный колорит и становятся настоящими произведениями искусства.
Начиная с зарождения вышивки, люди черпали образы из окружающего их мира, беря за основу сюжетов растительные и зоологические мотивы, явления природы и другие, подмеченные ими образы. Стилизация заимствованных образов привела к появлению узоров, орнаментов, знаков и символов, которые гармонично объединялись в живописные композиции.
«Так, вихрь, водоворот, ураган получили вид спирали; солнце - вид круга и т. д. Интересно, что встречаются изображения спирали почти у всех народов эпохи неолита » (3,
На протяжении веков каждый народ вырабатывал свои мотивы, формы, цвета и расположение орнамента на украшаемой поверхности. «В древнем Египте, например, наибольшее распространение получили растительные мотивы, особенно листья и цветы лотоса, в Древней Греции - геометрические формы и стилизованные элементы растительности. В азиатских культурах древности и средних веков использовались арабески - причудливое сочетание геометрических и растительных мотивов, а также изображений птиц, зверей, фантастических животных, человеческих фигур» (4, 60).
Несмотря на различия в культурах народов мира, национальные традиции и религиозные взгляды и убеждения, в узорах и орнаментах вышивок много идентичных и сходных по графике элементов. Причина этого сходства в одинаковом понимании того, как графически изобразить и выразить такие общие понятия, как солнце, вода, движение, покой и т. д. Например, ромб у многих народов - символ мощи, силы, плодородия, благополучия.
Таджикская национальная вышивка, - одна из интереснейших и богатейших отраслей декоративно-прикладного искусства. Сохранившиеся до наших дней монументальные росписи Варахши, Пенджикента, Балалыктеппы, Шахристана, Топраккалы свидетельствуют о высоком мастерстве наших предков и являются объектом многочисленных научных исследований (5, 372).
Упоминания о высоком художественном достоинстве древних вышитых тканей можно встретить в древне-таджикской литературе - в частности, в Авесте и поэме Фирдоуси «Шахнаме».
Ученые полагают, что самой древней вышивкой среднеазиатского происхождения является вышивка шерстью на фрагментах декоративной ткани из Ноин - Ула (бассейн р.
82).
Селенги), найденной во время археологических раскопок в 1924-1925 гг. Данная находка, выполненная тамбурным швом, содержит в себе человеческие фигурки в орнаментированных расшитых костюмах, узоры в виде ромбов, крестов, волнистых линий, изображения птиц, фигурок младенцев и шествие всадников, расположенное в центре композиции. Совершенство техники исполнения этой вышивки свидетельствуют об уже развитом, выработанном стиле вышивки того времени и многовековых традициях, зародившихся еще задолго до создания этого произведения искусства.
Считается, что наивысшее развитие вышивка в числе других видов искусства получила во времена правления Тимура, который слыл покровителем искусств и с целью расширения и процветания своей столицы - Самарканда, завез из покоренных стран множество мастеров, в том числе вышивальщиц и золотошвеек. Если во времена Зороастризма в вышитых изделиях еще использовались изображения людей и животных, то в дальнейшем, под влиянием ислама мотивы вышиваемых изделий стали носить чисто растительный характер.
Таджикская национальная вышивка формировалась под влиянием различных школ, что подтверждают изображенные на миниатюрах гератской, тебризской и бухарской школ расшитая одежда, ковры, палатки, попоны для лошадей, зонты, паланкины и многие другие предметы.
К началу эпохи средневековья вышивки становятся по - настоящему изысканными, изощренными и покрытыми сложным растительным орнаментом, распространившимся в 1618 вв. и дошедшим до наших дней. С древнейших времён таджики украшали вышивкой не только парадную одежду, но и весь свой быт, включая жилище. Вышитые изделия издавна отличались большим разнообразием видов декоративного оформления. По своим стилистическим особенностям таджикская национальная вышивка делится на горную и равнинную. Суровый быт и сложные природно-климатические условия жизни в горах и мягкий, теплый климат равнин Таджикистана наложили свой неизгладимый отпечаток, внесли в вышиваемые мотивы природное своеобразие.
Уникальными образцами старинной горной вышивки представлена коллекция Н. А. Белинской, составленная на рубеже 19-20 веков «Отделка вышивкой у горных таджиков (Дарваз, Каратегин, Куляб), главным образом, сосредоточенная в одежде: платья, халаты, детские камзолы, поясные мужские платки - румолы, старинные покрывала для лица -рубанды, тюбетейки, отделочная тесьма и т. д. Принципы орнаментации каждого изделия в этой местности имеют свои особенности. Так, на нарядном платье горной таджички вышивается всё переднее полотнище от плеча до подола. Иногда оформляются бока, плечи и часть спины. Подол и ворот платья, при этом, имеют также фигурную машинную строчку, придающую всему платью законченный вид» (2, 90).
Изучая декоративно - прикладное искусство Таджикистана, следует обратить внимание на национальную вышивку, так как она тесно связана с народным бытом и его традициями.
Вышивка, являясь одним из основных видов декоративно- прикладного искусства, и в наши дни широко применяется в оформлении одежды и предметов быта таджиков и пользуется популярностью не только у взрослых, но и у детей.
В работе с детьми, особенно младшего школьного возраста, при формировании у них эстетического отношения к красоте в искусстве вышивания следует обратить больше внимания на этот раздел художественного воспитания в школах. Конечно, в республике есть немало школ, в которых функционируют кружки вышивки, но в них, в основном занимаются школьники среднего и старшего возраста, а школьники младшего возраста незаслуженно лишены возможности заниматься этим видом рукоделия.
В рамках работы по изучению учебно-творческой деятельности детей в работе с различными материалами мы задались целью определить способность детей младшего школьного возраста к творчеству посредством художественных приемов таджикской национальной вышивки. Для этого нами были определены нижеприведенные критерии оценки учебно-творческой деятельности детей на занятиях таджикской вышивкой: 1. Владение техникой вышивки:
а) умение перевести рисунок на ткань;
б) выполнение различных видов швов;
в) умение вышивать элементы орнамента;
2. Проявление творчества в оформлении национального платка:
а) умение создать сюжетный орнамент;
б) цветовое решение сюжета;
в) умение подбирать шов для вышивания цветка;
Чтобы определить, насколько уверенно младшие школьники владеют техникой вышивки , во всех классах были проведены занятия на тему «Оформление платка».
Учитывая, что ученики 1-2 - х классов на уроках рисования уже ознакомились с национальными узорами вышивки и на уроках труда вышивали цветочки, то задание по данной теме было вполне уместным и оправданным.
Выдав детям младшей возрастной группы задание вышить национальный мужской платок (румол), учитель предложил им самостоятельно разработать сюжетную композицию, перенести ее на ткань и выбрать подходящие для нее швы. Все ученики в целом справились с составлением эскиза для оформления платка. У многих возникли сложности с переводом сюжета на ткань, а при вышивании большинство учеников использовало только один, самый простой вид шва - шов в строчку.
С большими трудностями при переносе рисунка на ткань столкнулись школьники, впервые начавшие работу с таким видом материала. Присущая этому возрасту подвижность, непоседливость и неустойчивость внимания мешали им в выполнении данного этапа работы, требующего сосредоточенности и усидчивости.
Кроме того, на практических занятиях младшие школьники затруднялись в обращении с иглой (неумение вдеть нитку в иглу и т. д.).
Школьники 3-4-х классов, при разработке сюжетных композиций, уже могли применить творческий подход при выборе уже известных им элементов орнамента и видов швов.
Но и у них увлеченность работой не была постоянной, начатое дело они не доводили до конца, переключая внимание с одного занятия на другое. С предложенным заданием -вышиванием элементов национального орнамента - не справились почти 60 % детей. Причиной этого явилось отсутствие навыков и умений вышивки и непривычный им ранее материал - ткань.
Анализ детских работ показал, что умением перенести орнаментальный рисунок на ткань школьники 3-4-х классов обладают. Из двух способов перевода рисунка на материал (при помощи копировальной бумаги и перевод «припорохом») младшие школьники предпочли первый, так как он показался им более простым. 53% учеников 3-го класса сумели перенести рисунок на ткань без ошибок, соблюдая симметрию. У школьников 4-го класса этот процент был выше - 89 %.
Показатели в выполнении задания с различными швами у школьников 3-4-х классов были практически одинаковы - 18% и 20%. С вышивкой элементов орнамента при оформлении платка справились 38% учеников 3-го класса и 40 % учеников 4-го класса (см. таблицу 1).
Таблица 1.Учебно-творческие способности детей по вышивке.
Владение техникой вышивки К л а с с ы
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Количество детей
266-100% 248-100% 265-100% 254-100%
Умение перевести рисунок на ткань 16 % 20% 53% 89%
Выполнение различных швов 0 9% 18% 20%
Умение вышивать элементы орнамента 18% 19% 38% 40%
Проявление творческой самостоятельности при оформлении национального платка у детей младшего возраста можно определить по наличию умения создать сюжетный орнамент, по цветовому решению и умению подбирать подходящий шов для вышивки каждого цветка.
В качестве элементов для орнамента могут служить цветы, хлопок, бабочка и даже солярные знаки. И дети, используя эти основные элементы, составляют орнаментальную композицию.
Как уже ранее было отмечено, создать сюжетный орнамент в вышивке удалось только ученикам 3-го и 4-го классов. Детям этого возраста свойственно умение фантазировать, они продемонстрировали своеобразное решение сюжетных композиций, выбрав сочетание элементов геометрического и растительного орнаментов.
Так как ученики 1-х и 2-х классов на занятиях при разработке орнамента уже приобрели с помощью учителя некоторые базовые знания и умения, то большая половина из них справилась с составлением эскиза сюжетного орнамента. Ученики 1-го класса показали результат 50 % , а второклассники - 53%, но, при этом, перенести рисунок на ткань и завершить его вышивкой в течение двух уроков они не смогли.
Диаграмма 1.Творческие способности детей по вышивке.
Ученики 3-го и 4-го классов выбрали не очень сложные композиции, и большинство из них завершили вышивку с результатом 61% - 65% от общего числа учеников.
Почти половина анализируемых работ оказалась не завершенной после истечения заданного учебного времени.
Для цветового решения орнаментальной композиции вышивки национального платка детям были предложены нитки всех основных цветов. В большинстве работ дети вышивали одним цветом и листья, и цветы. Но встречались и такие работы, которые из-за множества использованных цветов и неумения подбирать швы оказались дробными.
Процентное соотношение законченных работ с нормальным цветовым решением оказалось у первоклассников - 28 %, у второклассников - 30 % , у третьеклассников - 31 % и у четвероклассников - 32 %.
Умение подбирать подходящие швы для вышивки цветов наблюдалось только у третьеклассников (8%) и четвероклассников (10%). Дети младшего школьного возраста (1-2-х классов) вышивали только одним строчным швом (см. таблицу 2 ).
Таблица 2. Учебно- творческие способности детей по вышивке
Проявление творчества в оформлен! национального платка (румол) К л а с с ы
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Количесто детей
266-100% 248-100% 265-100% 254-100%
а) умение создать сюжет орнамента 50% 53% 61% 65%
б) цветовое решение 28% 30% 31% 32%
в) умение подбирать шов для вышив! цветка 0 0 8% 10%
В результате констатирующего эксперимента упрощения природной формы; были обнаружены следующие тенденции проявления способностей в работе с тканью на занятиях вышивкой детей младшего школьного возраста:
- постепенно увеличивалось количество работ, в которых имеются
- дети находились на низшей ступени освоения приемов стилизации в изобразительном искусстве;
- в начале работы было отмечено значительное количество работ с нарушением симметричности в компоновке изображения на плоскости, но в ходе констатирующего эксперимента количество работ, в которых была соблюдена симметричность композиции, увеличилось;
- увеличилось количество работ с развитием элементов орнамента в композиции рисунка и уменьшилось в закрашенных расписных композициях;
- большая часть работ передает динамику в графическом изображении, уменьшилось количество работ, передающих динамику в цвете;
- в большинстве работ основной композиционный элемент орнамента не соответствует самому композиционному орнаменту;
- не встречаются работы с использованием при раскраске смешения красок, чаще всего работы выполнены без смешения красок с использованием простого цвета;
- наблюдается неумение использовать чертежные инструменты при составлении геометрического орнамента «гирех » ;
- уменьшилось количество работ с использованием декоративного украшения; отсутствуют навыки владения техникой вышивания у школьников 1-2 х классов;
- большая часть учеников 3-4-х классов продемонстрировали в работах умение вышивать элементы орнамента и выполнять различные швы;
- увеличилось количество работ, в которых рисунок на материал правильно перенесен при помощи копировальной бумаги, но отсутствуют навыки работы с переводом рисунка « припорохом ».
Диаграмма 2. Учебно- творческие способности детей по вышивке
70% 60% 50% 40% 30% 20% Ю% о%
Ш
I А) умение создав сюжетный opt jv\et 11 a
I Б) Цве i овое решение
В) Умение гюдби pa i ь шов для вышивки цве1ка
Проведенное исследование подтвердило наше мнение о том, что творческая активность детей возрастает при сознательном и самостоятельном решении учебных задач и при удовлетворении ими эстетических потребностей. У детей сразу же, без давления со стороны учителя рождаются новые эстетические потребности, которые требуют решения возникшей перед ними проблемы, что и активизирует их творческую деятельность. В ходе констатирующего эксперимента выявлено, что с угасанием эстетической потребности падает и творческая активность учащихся и, наоборот, с возрастанием эстетической потребности активизируется и творческая деятельность.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ашуров, М. Д. Исследование методов активизации учебно- творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно- прикладного искусства (на материалах Таджикистана). дис. ... канд. пед. наук. / М. Д Ашуров,.- Москва, 1993.-187 с.
2. Белинская, Н. А. Декоративное искусство горного Таджикистана (текстиль) / Н. А. Белинская .-Душанбе, 1965.- 90 с.
3. Гурская, А. С Обучение школьников построению орнамента. // Школа и производство. -1990. № 4, 82 с.
4. Пушкин, В. Н. Эвристика - наука о творческом мышлении/ В. Н. Пушкин.- М.: 1967.- 22 с.
5. Энциклопедияи мухтасари рузгордорй. -Душанбе: Ирфон, 1988.-624с.
REFERENCES:
1. Ashurov, M.D. The Research of Methods of Activization of Educational and Creative Activity of Junior Schoolchildren in the Circles of Decorative-Applied Arts (on the materials of Tajikistan). Candidate dissertation in pedagogy. / M.D. Ashurov, .13 00 02. - M., 1993. -187 p.
2. Belinskaya, N.A. Decorative Art of Mountainous Tajikistan (textiles). - Dushanbe, 1965.- 90 p.
3. Gurskaya, A. S Tuition of Schoolchildren to Ornament Design. // School and Production. -1990. № 4, - 82 p.
4. Pushkin, V.N. Heuristics - Science of Creative Thinking. - M., 1967. - 22 p.
5. Brief Encyclopedia of Household Running. - Dushanbe: Cognition, 1988. - 624 p.
Меъёр^ои арзёбии фаъолияти омузишиву эцодии мактаббачагони хурдсол дар машгулият^ои гулдузии миллии ороиши
Вожа^ои калиди: санъат, гулдузи, санъати ороиши дасти, матоъ, нацши уайвонот, фаруанг, рамз, инкишоф, эцод, мауорат, тацриба
Мацола ба масъалаи фаъолсозии фаъолияти омузиши ва эцодии мактаббачагони хурдсол бо истифода аз гулдузии миллии ороиши, ки то уол мавриди пажууиши комил царор наёфтааст, бахшида шудааст.Ба мууимияти масъала дар Тоцикистон ишора мешавад, зеро гулдузии миллии ороиши на тануо як уунари дастиву амалии густарда ва пуртарафдор, балки талабот нисбат ба он низ хеле зиёд аст. Гулдузи, ки ба унвони яке аз анвои аслии уунар ва саноеи дасти таъриф шудааст, ба таври густарда дар тарроуии либос ва лавозими хонагии тоцикон мавриди истифода царор мегирад, на тануо дар байни калонсолон, балки миёни хурдсолон низ маубубият дорад Цайд мегардад, ки уунари гулдузи дар цумуури дорои решауои таърихии бисёр амиц буда, дар зиндагии мардум то ба имруз побарцост, ки нишондиуандаи густариши васеи он дар тамоми минтацауои цумуурист. Муаллифон талош бар он доранд, ки бачагонро ба омузиш ва ошно намудан бо ин уунари цадими, фаруанги аслии милли ва мероси эцоди мардуми талцин намоянд.Анцоми озмоиши ташхиси ба ин натица расонд, ки фарзияуо дар мавриди ба омузиши санъати гулдузи фаро гирифтани мактаббаччагони хурдсол натицауои дилгармкунанда таъйид мекунанд.
Критерии оценки учебно - творческой деятельности младших школьников на занятиях национальной декоративной вышивки
Ключевые слова: искусство, вышивка, декоративно-прикладное искусство, ткань, зоологические мотивы, культура, символ, развитие, творчество, умение, эксперимент
Данная работа посвящена пока еще не исследованной полностью проблеме активизации учебно-творческой деятельности младших школьников средствами национальной декоративной вышивки.
Указывается актуальность проблемы для Таджикистана, поскольку национальная декоративная вышивка является не только распространенным и популярным видом декоративно-прикладного искусства, но и востребованным. Вышивка, определяется как один из основных видов декоративно-прикладного искусства, который широко применяется в оформлении одежды и предметов быта таджиков и пользуется популярностью не только у взрослых, но и у детей. Отмечается, что искусство вышивания в республике имеет очень глубокие исторические корни и живет в народе и по сей день, о чем говорит его широкое распространение во всех регионах республики. Авторами предпринята попытка научить детей вышиванию, приобщить их к древней и самобытной национальной культуре, им творческому наследию народа.
Проведенный констатирующий эксперимент подтвердил наши предположения о целесообразности обучения младших школьников искусству вышивки, показав обнадеживающие результаты.
Criteria for Assessment of Educational-Creative Activity of Junior Schoolchildren in the Classes on National Decorative Embroidery
Keywords: arts, embroidery, decorative-applied art, fabric, zoological motives, culture, symbol, development, creativity, skill, experiment
The article under consideration dwells on the non-completely explored problem dealing with activization of educational-creative activity ofjunior schoolchildren by means of national decorative embroidery.
The authors indicate an urgency of the problem for Tajikistan since national decorative embroidery is not only a widespread and popular form of arts and crafts, but it is in great demand either. They determine embroidery as one of the main types of decorative-applied, which is widely used in the design of clothes and household items of Tajiks and it enjoys popularity not only with adults, but with children either.
It is underscored that the art of embroidery in the republic has very deep historical roots and lives in the people up to the present day, as it is evidenced by its wide diffusion all iver the regions of the republic.
The authors made an endeavor to teach children embroidering, to attach them to the ancient and original national culture, to the creative heritage of the nation.
The conducted stating experiment confirmed our assumptions concerned with expediency of teaching junior pupils to the art of embroidery, having shown encouraging results.
Маълумот дар бораи муаллифон:
Ашуров Муцим Цурабоевич, номзади илмуои педагоги, дотсенти кафедраи санъати тасвири ва мауорати актерии факултети санъати Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E:mail: Mukim. [email protected]
Уралова Навруза Сотиболдиевна, муаллимаи кафедраи санъати тасвири ва уунаруои халции Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Бобоцон Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail: [email protected] Сведения об авторах:
Ашуров Муким Джурабоевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно приклодного искусства Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E:mail: Mukim. [email protected]
Уралова Навруза Сотиболдиевна, препадаватель кафедры изобразительного искуства и народных промислов Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected] Information about the author:
Ashurov Muqim Juraboevich, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of descriptive art and actor mastership attached to the faculty of Art under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E: mail:[email protected]
Uralova Navruza Sotiboldievna, Senior Lecturer, the Department of Graphics and Folklore, Khujand State University named after academician B. Gafurov ( Tajikistan, Khujand), Email: [email protected]
УДК 371