Научная статья на тему 'Педагогический потенциал русской вышивки как традиционного вида декоративно-прикладного творчества'

Педагогический потенциал русской вышивки как традиционного вида декоративно-прикладного творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
551
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / РУССКАЯ ВЫШИВКА / ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА / CULTURE OF PERSONALITY / PEDAGOGICAL PROPERTIES / UPBRINGING / EDUCATION / TRAINING / RUSSIAN EMBROIDERY / TRADITIONS AND CULTURE OF THE RUSSIAN PEOPLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Григорьева Екатерина Юрьевна

Статья раскрывает педагогический потенциал одного из традиционных видов декоративно-прикладного творчества русской вышивки. Объясняется необходимость создания доступного всем возрастным категориям обучения вышивке в учреждениях культурно-досугового типа по месту жительства. Обосновывается значимость изучения культуры своего народа посредством освоения искусства вышивания, что обеспечивает приобретение глубинных знаний в различных областях и, как следствие, оказывает непосредственное влияние на развитие культуры личности. Раскрываются частные педагогические свойства русской вышивки в аспекте сохранения и трансляции многовековой культуры и традиций русского народа. Отдельное внимание уделено назначению русской вышивки в жизни наших предков, её разноплановому применению в обрядах, связанных с рождением, жизнью и смертью. Выдвигается тезис о том, что широкая популяризация культуры и традиций народа способна обеспечить единство и силу многонационального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CULTURAL IDENTITY IN THE PROCESS OF LEARNING RUSSIAN EMBROIDERY

Article opens the pedagogical potential of one of traditional types of arts and crafts creativity the Russian embroidery. Need of creation of training in an embroidery available to all age categories for establishments of cultural and leisure type in a residence speaks. The importance of studying of culture of the people by means of embroidery art development that provides acquisition of deep knowledge in various areas locates and, as a result, has direct impact on cultural development of the personality. Private pedagogical properties of the Russian embroidery in aspect of preservation and broadcast of centuries-old culture and traditions of the Russian people reveal. The separate attention is paid to purpose of the Russian embroidery in life of our ancestors, to its versatile application in the ceremonies connected with the birth, life and death. The thesis that broad promoting of culture and traditions of the people in all sectors of society is capable to provide unity and force of the multinational state moves forward.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал русской вышивки как традиционного вида декоративно-прикладного творчества»

2. Gerasimova I. A. Role of the personal focused approach in a choice of forms of leisure by youth. Kul'tura i obrazovanie [culture and Education]. 2014, No. 4 (15), pp. 74—78 (in Russian).

3. Eroshenko T. I. Obrazovanie v kontekste sovremennoi epokhi perspektivy vzaimodeistviya sotsiologii i obrazovaniya [Education in the context of a modern era of prospect of interaction of sociology and education]. Kul'tura i obrazovanie [culture and education]. 2014, No. 4 (15), pp. 21—24.

4. Zelenkova E. V. Formirovanie pedagogicheskoi kompetentnosti studentov muzykal'nogo vuza na osnove mezhdistsiplinarnoi integratsii. Diss. kand. ped. nauk. [formation of pedagogical competence of students of musical higher education institution on the basis of interdisciplinary integration. cand. ped. sci. diss.]. Kazan, 2014. 214 p.

5. Ostashkin V. N. Perspektivy sovremennogo mezhkul'turnogo vzaimodeystviya [Prospects of modern cross-cultural interaction]. Kul'tura i obrazovanie [culture and education]. 2014, No. 3 (14), pp. 3—9.

6. Kirnarskaya D. N., etc Psikhologiya muzykal'noi deyatel'nosti: Teoriya i praktika [Psychology of musical activity: Theory and practice]. Moscow, Academia Publ., 2003. 368 p.

7. Ryabova N. E. Aktualizatsiya tsennostnykh smyslov grazhdanstvennosti v usloviyakh festivalya samodeiatel'nogo khudozhestvennogo tvorchestva detei i podrostkov [Updating of valuable meanings of civic consciousness in the conditions of a festival of amateur art creativity of children and teenagers]. vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow state University of culture and Arts]. 2009, No. 6, pp. 146—150.

8. Sadokhin A. P. Mezhkul'turnaya kompetentnost': ponyatie, struktura, puti formirovaniya [Cross-cultural competence: concept, structure, ways of formation]. Izvestiya akademii pedagogicheskikh i sotsial'nykh nauk. vypusk Xi [News of academy of pedagogical and social sciences. issue Xi]. Moscow, 2007. Pp. 86—98.

9. Tseunov K. S. Tekhnologicheskie aspekty formirovaniya mezhkul'turnoi kompetentsii budushchikh spetsialistov po svyaziam s obshchestvennost'yu [Technological aspects of formation of cross-cultural competence of future specialists in public relations]. General and Professional education. 2011, No. 4, pp. 18—22.

10. Yaroshenko N. N. Pedagogicheskie problemy na stranitsakh zhurnala "Kul'tura i obrazovanie": analiticheskii obzor [Pedagogical problems on pages of the "Culture and Education magazine": state-of-the-art review]. Kul'tura iobrazovanie [culture and education]. 2014, No. 4 (15), pp. 52—57.

СУСЕДАЮГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ ВЫШИВКИ КАК ТРАДИЦИОННОГО ВИДА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

УДК 37.03:746.3 Е. Ю. Григорьева

Московский государственный институт культуры

Статья раскрывает педагогический потенциал одного из традиционных видов декоративно-прикладного творчества — русской вышивки. Объясняется необходимость создания доступного всем возрастным категориям обучения вышивке в учреждениях культурно-досугового типа по месту жительства. Обосновывается значимость изучения культуры своего народа посредством освоения искусства вышивания, что обеспечивает приобретение глубинных знаний в различных областях и, как следствие, оказывает непосредственное влияние на развитие культуры личности. Раскрываются частные педагогические свойства русской вышивки в аспекте сохранения и трансляции многовековой культуры и традиций русского народа. Отдельное внимание уделено назначению русской вышивки в жизни наших предков, её разноплановому применению в обрядах, связанных с рождением, жизнью и смертью. Выдвигается тезис о том, что широкая популяризация культуры и традиций народа способна обеспечить единство и силу многонационального государства.

ключевые слова: культура личности, педагогические свойства, воспитание, образование, обучение, русская вышивка, традиции и культура русского народа.

ГРИГОРЬЕБА ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА — соискатель кафедры теории и истории народной художественной 152 культуры факультета СКД Московского государственного института культуры

GRIGOR'EVA EKATERINA YUR'EVNA — doctoral student of Department of theory and history folk art culture, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Григорьева Е. Ю., 2015

^ Социально-культурная деятельность

E. Yu. Grigor'eva

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE DEVELOPMENT OF CULTURAL IDENTITY IN THE PROCESS OF LEARNING RUSSIAN EMBROIDERY

Article opens the pedagogical potential of one of traditional types of arts and crafts creativity — the Russian embroidery. Need of creation of training in an embroidery available to all age categories for establishments of cultural and leisure type in a residence speaks. The importance of studying of culture of the people by means of embroidery art development that provides acquisition of deep knowledge in various areas locates and, as a result, has direct impact on cultural development of the personality. Private pedagogical properties of the Russian embroidery in aspect of preservation and broadcast of centuries-old culture and traditions of the Russian people reveal. The separate attention is paid to purpose of the Russian embroidery in life of our ancestors, to its versatile application in the ceremonies connected with the birth, life and death. The thesis that broad promoting of culture and traditions of the people in all sectors of society is capable to provide unity and force of the multinational state moves forward.

Keywords: culture of personality, pedagogical properties, upbringing, education, training, Russian embroidery, traditions and culture of the Russian people.

Наше многонациональное государство объединяют общие традиции, которые обладают значительным педагогическим потенциалом. В частности, русская вышивка, как традиционный вид декоративно-прикладного творчества, является одним из действенных средств воспитания подрастающих поколений.

Кроме того, обучение вышивке в учреждениях культурно-досугового типа позволит преодолеть узкие рамки бытования данного вида творчества, которое развивается сегодня в основном в ремесленных мастерских, находящихся в некоторых деревнях и сёлах.

В ходе овладения искусством вышивания, помимо знакомства с культурой народов России, открываются глубинные знания в различных областях: истории, культурологии, эстетики, искусствоведения, педагогики. Овладение этими разносторонними знаниями позволит эффективно развивать культуру личности каждого участника.

Занятия русской вышивкой имеют общие и частные педагогические свойства. к общим свойствам (присущим занятию любой вышивкой) относится развитие внимания, воображения, координации. При выполнении изделия у детей развивается мелкая моторика, что, в свою очередь, улучшает работу соответствующих центров головного мозга. Для лю-

ди среднего возраста вышивка является способом эмоциональной разгрузки от стремительного ритма жизни и ежедневного труда. Для пожилых людей вышивка незаменима в борьбе со старческим слабоумием, так как прекрасно тренирует память [5].

К частным педагогическим свойствам русской вышивки относится её территориальная и историческая принадлежность. В ней выражаются многовековая культура и традиции русского народа. наши древние предки постигали законы мироустройства, порядка и, приобретая знания, передавали их следующим поколениям. одним из способов передачи накопленного опыта как раз и являлась вышивка.

назначение вышивки разнообразно.

В первую очередь вышивка применялась в традиционной русской обрядовой культуре. рождение, свадьба, похороны всегда сопровождались особыми видами вышивок на одежде, полотенцах, предметах быта и обихода. Изучение обрядов посредством применения вышивки раскрывает традиции наших предков [5].

русская вышивка испокон веков оберегала и защищала человека. Зная это, люди бережно относились к привлечению с помощью вышивки светлых (добрых) сил, с трепетом — к за-

щите от тёмных (злых).

обережную вышивку располагали на одежде в местах возможного проникновения злых духов: ворот, манжеты, разрез горловины, подол.

Если люди собирались в дальний путь или на войну, вышивка дополнялась защитными символами, выполненными в нужном цвете, особенными нитками.

нуждались в защите и беременные женщины, поэтому они расшивали подол платья для защиты нижней части тела от «дурных» взглядов.

новорожденные дети до трёх лет носили одежду, перешитую из одежды своих родителей. Такая одежда была мягче и сохраняла «энергетику рода». Родительская вышивка обязательно оставалась на одежде детей, при этом соблюдалась половая принадлежность

— девочки носили вещи матери, а мальчики

— отца. Считалось, что дети, достигшие трёхлетнего возраста, набирали силу, поэтому им шили новую одежду, унифицированную для обоих полов, а в вышивке появлялись изображения богов для защиты. после двенадцати лет вышивка на одежде ребёнка окончательно разделялась по гендерному признаку, а её назначение определялось «мужскими» и «женскими» функциями.

Другое назначение вышивки — лечение. Вышитый узор, закольцованный на вороте, манжетах, поясе, подоле платья или рубахи, создавал непрерывное движение, а соблюдение гармонического ритма и пропорций оказывало оздоравливающее действие. Многие обряды на Руси, связанные со «смыванием» болезни в бане, завершались одеванием новой расшитой рубахи [3].

Цвета в русской вышивке тоже выполняли защитную функцию. Белый цвет являлся фоновым и означал свет, чистоту; красный цвет олицетворял огонь (символ солнца); чёрный

— землю; синий — воду; зелёный — жизнь, растительность. сочетание и применение тех или иных цветов в вышивке — язык символов, также являющийся неотъемлемой частью русской культуры [5].

Изучая особенности русской вышивки, мы получаем знания не только о традиционных механизмах защиты русских людей своего рода, но и о принципах построения взаимоотношений с окружающим миром. В русской вышивке орнамент отображал отношения человека с природой. стараясь жить в гармонии с землёй, водой, солнцем, русские люди изображали их в вышивке и олицетворяли с богами. Земля изображалась в виде женской фигуры, так как была олицетворением матери и связывалась с плодородием (богиня Макошь). солнце имело много изображений, поскольку богов солнца было множество, в том числе и тех, которые освещали после заката Подземелье (Навь). Это всегда был мужской знак, олицетворяющий отца. Вода изображалась волнистой линией. Знаком грома — Перуна был шестиконечный крест в круге, он использовался как оберег от молнии. Деревья являлись символами долголетия. Живые существа были знаками богов, связанных с разными мирами [2].

Частая смена жизненных ситуаций предопределяла массовый характер использования вышивки, поэтому не зависимо от статуса, все слои общества занимались вышивкой. С раннего возраста девочек готовили к будущей жизни, передавая опыт поколений. Именно женщины, как хранительницы рода и очага, должны были изготовить обережную вышивку для всей семьи.

техники вышивания делились на две группы. К первой группе относятся счётные, выполняемые по счёту нитей основы (например, счётная гладь, крест, роспись, набор). Ко второй группе относятся несчётные техники, выполняемые по заранее нарисованному контуру рисунка на ткани (например, тамбурное шитье, несчётная гладь).

традиционно вышивку выполняли на отбелённом льняном полотне, но также могли использоваться другие ткани [1]. Нити могли быть хлопковыми, шёлковыми, шерстяными, льняными, даже золотыми и серебряными — их выбор зависел от назначения.

Швов, применяемых в русской вышивке, су-

^ социально-культурная деятельность

ществовало великое множество. Их изучение достаточно важно, поскольку от умения использовать и сочетать те или иные швы зависит овладение техникой вышивания.

В разных областях Руси прижились свои техники, узоры, швы, отличающие эту область от других. Так формировались местные традиции декоративно-прикладного творчества, объединённые «общими законами русской вышивки», но различающиеся в восприятии и трактовке. Исследуя эти особенности, мы получаем обширные знания о народностях, населявших территорию Руси.

Изучение русской вышивки даёт нам достаточно полное представление о жизни наших предков, так как вышивка сопровождала че-

ловека всю его жизнь, применялась массово, была необходима каждому и составляла основу художественного творчества.

К сожалению, сегодня традиции и знания, накопленные живущим тысячелетиями на данной территории народом, уходят в небытие. Задача государства и педагогической общественности - популяризировать культуру и традиции народа, ведь культура и традиции народа, в которых заключены единство и сила духа общества, оказывают мощное педагогическое воздействие на развитие культуры личности российского гражданина. Они образовывают, воспитывают, обучают русской культуре человека вне зависимости от его возраста, социального положения, профессии и т.п.

Примечания

1. Блинова Г. П., Белая Е. Б. Русское народное декоративно-прикладное искусство : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2012.

2. Дурасов Г. П. и др. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. Москва : Советская Россия, 1990. 320 с.

3. Емельянова Т. Д., Еременко Т. И, Щетинина Р. Ф. Вышивка. Москва : Издательство научно-технической литературы РСФСР, 1960.

4. Ерошенков И. Н. Возрастные технологии социально-культурной деятельности : учебное пособие. Москва : Московский государственный университет культуры и искусств, 2011.

5. Кашкарова З. Д. и др. Русская вышивка и кружева. Изделия артелей промысловой кооперации РСФСР : [альбом-каталог] / З. Д. Кашкарова, Л. Г. Бегушина, А. А. Кораблева, И. П. Работнова. Москва : Всесоюзное кооперативное издательство, [1956]. 256 с.

6. Манушина Т. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея = Early Russian embroidery in the Zagorsk museum collection : [альбом]. Москва : Советская Россия, 1983. 294 с.

7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н. Педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. Москва : Академия, 2011. 608 с.

References

1. Blinova G. P., Belaya E. B. Russkoe narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo [Russian folk decorative and applied arts]. Moscow : Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012.

2. Durasov G. P., etc. Izobrazitel'nye motivy v russkoi narodnoi vyshivke. Muzei narodnogo iskusstva [Figurative motifs in Russian folk embroidery. Museum of folk art]. Moscow, Publishing house "Soviet Russia", 1990. 320 p.

3. Emelyanova T. D., Eremenko Т. I., Shchetinina R. F. Vyshivka [Embroidery]. Moscow, Publishing house of scientific and technical literature of RSFSR, 1960.

4. Eroshenkov I. N. Vozrastnye tekhnologii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [The age of technology social and cultural activities]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2011.

5. Kashkarova Z. D., etc. Russkaya vyshivka i kruzheva. Izdeliya artelei promyslovoi kooperatsii RSFSR: albom-katalog [Russian embroidery and laces. Products of artels of producers' cooperation of RSFSR: album catalog]. Moscow, All-Union cooperative publishing house, 1956. 256 p.

6. Manushina T. Early Russian embroidery in the Zagorsk museum collection : album. Moscow, Publishing house "Soviet Russia", 1983. 294 p.

7. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Academia Publ., 2011. 608 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.