Научная статья на тему 'Инновационные подходы к организации студии декоративно-прикладного творчества как средство совершенствования воспитания участников'

Инновационные подходы к организации студии декоративно-прикладного творчества как средство совершенствования воспитания участников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ТРАДИЦИИ / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / РУССКИЙ ЯЗЫК / РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / CULTURE OF PERSONALITY / UPBRINGING / EDUCATION / TRAINING / INNOVATION / TRADITION / RUSSIAN CULTURE / RUSSIAN LANGUAGE / RUSSIAN FOLK EMBROIDERY / PEDAGOGICAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Екатерина Юрьевна

Статья раскрывает инновационные подходы к организации студии декоративно-прикладного творчества как средства совершенствования процесса воспитания и повышения культуры личности. Мотивируется внедрение инновационного принципа организации студии декоративно-прикладного творчества, кратко излагаются два взаимосвязанных аспекта, связанных с инновационной организацией учебного процесса и возможностями программы обучения в студии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF THE STUDIO ARTS AND CRAFTS AS A MEANS OF IMPROVING THE EDUCATION OF PARTICIPANTS EDUCATION IN THE FIELD OF CULTURE

Article opens innovative approaches to the organization of studio of arts and crafts creativity as means of improvement of process of education and increase of culture of the personality. Introduction of the innovative principle of the organization of studio of arts and crafts creativity is based, two interconnected aspects connected with the innovative organization of educational process and opportunities of the program of training in studio are briefly stated.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к организации студии декоративно-прикладного творчества как средство совершенствования воспитания участников»



ННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СТУДИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ УЧАСТНИКОВ УДК 379.8:347.787.5 Е. Ю.Григорьева

Московский государственный институт культуры

Статья раскрывает инновационные подходы к организации студии декоративно-прикладного творчества как средства совершенствования процесса воспитания и повышения культуры личности. Мотивируется внедрение инновационного принципа организации студии декоративно-прикладного творчества, кратко излагаются два взаимосвязанных аспекта, связанных с инновационной организацией учебного процесса и возможностями программы обучения в студии.

Ключевые слова: культура личности, воспитание, образование, обучение, инновации, традиции, русская культура, русский язык, русская народная вышивка, педагогическая программа.

E. Yu. Grigor'eva

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

INNOVATIVE APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF THE STUDIO ARTS AND CRAFTS AS A MEANS OF IMPROVING THE EDUCATION OF PARTICIPANTS

Article opens innovative approaches to the organization of studio of arts and crafts creativity as means of improvement of process of education and increase of culture of the personality. Introduction of the innovative principle of the organization of studio of arts and crafts creativity is based, two interconnected aspects connected with the innovative organization of educational process and opportunities of the program of training in studio are briefly stated.

Keywords: the culture of personality, upbringing, education, training, innovation, tradition, Russian culture, Russian language, Russian folk embroidery, pedagogical program.

Обеспечение условий для свободного развития личности, её самореализации на основе свободы выбора мнений и убеждений - требования Федерального закона «Об образовании» [9]. Выполнение этих требований будет способствовать формированию высокой культуры личности, сотрудничеству и взаимопониманию между людьми и народами, гарантируя равенство прав многонациональных народностей, проживающих на территории Российской Федерации.

Для многонационального российского государства общим и объединяющим звеном является русский язык и русская культура. Однако сегодня наблюдается снижение интереса к познанию русской культуры. Отдельные территории акцентируют внимание на изучении национальных традиций и языка, забывая при этом о родоначальнице всех культур - русской культуре, которая является фундаментом всех многообразных культур, сложившихся в России.

ГРИГОРЬЕВА ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА — соискатель кафедры теории и истории народной художественной культуры факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

GRIGOR'EVA EKATERINA YUR'EVNA — doctoral student of Department of theory and history folk art culture, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture

e-mail: Padikovo23@mail.ru © Григорьева Е. Ю., 2015

^ Социально-культурная деятельность

Игнорирование русской культуры неизбежно ведёт к плачевным последствиям. В русском языке слово «народ» обозначает «наслоение родов», а именно объединение народностей и этносов в едином культурном пространстве. Поэтому если не обеспечить многочисленные народы, проживающие на территории Российской Федерации, единым языком и культурой, то мы получим разобщённость общества и, в итоге, национальные междоусобицы.

Решением проблемы может стать популяризация русской культуры и русского языка на всей территории страны при непосредственной государственной поддержке, для чего необходимо использовать все доступные средства передачи информации; активнее задействовать учреждения культуры и искусства; образовательные учреждения [4].

Социально-культурная сфера призвана способствовать изучению и актуализации целостной народной русской культуры. Немалую помощь в этом могут оказать студии декоративно-прикладного творчества. Педагогические программы, разрабатываемые для этих форм социально-культурной деятельности, должны быть направлены на прогрессивное развитие личности, её мотивацию к саморазвитию и активному взаимодействию с окружающим миром.

Культура объединяет в себе статику и динамику. Она статична в сохранении традиций народа и передачи опыта следующим поколениям, но подвижна в выражении инновационных форм передачи культурных ценностей, актуальных для сегодняшнего времени [7].

Воспитание культуры личности целесообразно осуществлять в рамках реализации рекреативной функции культуры, направленной на эмоциональную и психическую разгрузку человека. Мы разработали модель все-возрастной студии творчества, предположив, что созданные в ней педагогические условия будут способствовать активному разностороннему развитию личности. Мы основывались на том, что человеку в любом возрасте необходимо отвлечение от повседневных дел,

ответственных социальных функций. Задача организатора такой студии заключается в привлечении людей различных возрастных групп для взаимодействия друг с другом, воспитания и обучения русской культуре в специально созданной социально-культурной среде.

В качестве доминанты образовательного процесса нами была выбрана русская народная вышивка в качестве вида деятельности, основанного на непосредственном познании основ национальной культуры [1]. Ведь в вышивке традиционно отображались жизнь, сопутствующие значимым событиям обряды, ритуалы славян и проживающих вместе с ними народностей.

Инновации в организации студийной работы включают в себя два взаимосвязанных аспекта. Первый отражает организационную составляющую учебного процесса. Организация деятельности такой студии способна объединить разные поколения на одном образовательном поле. При этом мы учитывали, что воспитание культуры личности осуществляется на протяжении всей жизни, поэтому взрослый, уже сформированный индивид одновременно является и получателем знаний, и носителем культурных традиций предыдущих поколений.

Второй аспект связан с особенностями реализации программы обучения в студии, которая построена таким образом, чтобы формирование, развитие и совершенствование культуры личности студийца происходили логически, непрерывно, выверенными этапами, по спирали, а именно: через повторение одних и тех же тем с разной глубиной познавания и на основе повышения творческого мастерства. Программа при этом остаётся неизменной и последовательной, а студиец имеет возможность развиваться и обмениваться знаниями с другими участниками студии.

Программа первого года обучения состоит в философском осмыслении русской культуры путём изучения истории и традиций. Приобретение первичных навыков здесь осу-

ществляется при отсутствии объёмных практических заданий, которые могут стать причиной снижения интереса к изучаемой теме. В первый год обучения происходит знакомство с максимально возможным количеством техник вышивки (как национальных, так и территориальных). В этот период выявляется интерес студийца к конкретной технике вышивки с целью дальнейшего в ней совершенствования. Непрерывность процесса обучения позволяет каждому в любой момент присоединиться к обучающимся.

Второй и последующие годы посещения студии открывают для участников новые горизонты знаний посредством углубления изучаемого материала, то есть спирального обучения.

Предлагаемая гибкая форма обучения позволяет участникам работать в любой технике вышивки, и не только в традиционной для данной местности.

Указанные аспекты были положены в основу авторского подхода к организации студии декоративно-прикладного творчества.

Примечания

1. Блинова Г. П., Белая Е. Б. Русское народное декоративно-прикладное искусство : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2012.

2. Зезина М, Кошман Л., Шульгин В. История русской культуры : [учебное пособие для вузов по специальности «История»]. Москва : Высшая школа, 1990. 432 с.

3. Ивановская В. И. Русские орнаменты. Москва : В. Шевчук, 2006. 223 с.

4. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : учебник. Москва : МГУК, 2004. 539 с.

5. Корешкова З. Г. Вышивание. Москва : Росгизместпром, 1953. 120 с., 48 л.

6. Культура русской речи : учебник для вузов / [Виноградов С. И., Платонова О. В., Граудина Л. К. и др.] ; отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев ; Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Москва : Норма : Инфра-М, 1998. 549 с.

7. Моисеева Н. Ф. Культурология. История мировой культуры : учебное пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2007. 256 с.

8. Стрельцова Е. Ю. Современный городской фольклор в ракурсе учебного рассмотрения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 148-152.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_140174/

References

1. Blinova G. P., Belaya E. B. Russkoe narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo [Russian folk decorative and applied arts]. Moscow : Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012.

2. Zezina M., Koshman L., Shulgin V. Istoriya russkoi kul'tury [History of Russian Culture]. Moscow, Vysshaya Shkola Publishers, 1990. 432 p.

3. Ivanovskaya V. I. Russkie ornamenty [Russian ornaments]. Moscow, Published by "V. Shevchuk", 2006. 223 p.

4. Kiseleva T. G., Krasil'nikov Yu. D. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' [Socio-cultural activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2004. 539 p.

5. Koreshkova Z. G. Vyshivanie [Embroidery]. Moscow, 1953.

6. Graudina L. K., Shiryaev E. N. Kul'tura russkoi rechi [Culture of the Russian speech]. Moscow, Norma Publ., Infra-M Publ., 1998. 549 p.

7. Moiseeva N. F. Kul'turologiya. Istoriya mirovoi kul'tury [Cultural science. History of world culture]. St. Petersburg, Publishing house "Piter", 2007. 256 p.

8. Streltsova E. Yu. Modern urban folklore in the perspective of academic consideration. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 1 (57), pp. 148—152. (in Russian)

9. The federal law of 29.12.2012 N 273-FZ "About education in the Russian Federation". Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.