УДК 746.32 «18/19» 24.00.00 Культурология
СТРОЧЕВЫШИВАЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ В ИВАНОВСКОМ КРАЕ XIX -ХХ ВЕКОВ
Валькевич Светлана Ивановна к.п.н., доцент, зав. кафедрой Ивановский государственный университет Шуйский филиал, Шуя, Россия svalkevich@yandex. т
Проведено исследование о становлении строчевышивального промысла в Ивановском крае Х1Х-ХХ в. Льноткачество явилось основой для возникновения и упрочения промыслов вышивки -одного из наиболее ярких художественных явлений региона Ивановского края. Доказано, что народное искусство строчевой вышивки имеет глубокие художественно-ремесленные традиции и исторические корни. Сюжетные мотивы орнамента, символические изображения вышивки как и на Северо-Западе России были широко распространены на территории нынешнего Ивановского края, бывших Владимирской, Костромской и Ярославской губерний. Определено, что люди, населявшие данную территорию являются выходцами из Новгородских земель, о чем говорят сюжетные мотивы вышивки бытовавшие в древности в данной местности. Приемы строчевой вышивки и мотивы узоров перекликаются с вышивками в этой технике с вышивками Архангельской губернии ХУШ-Х1Х веков. Уже в конце ХУ111 - начале Х1Х веков земли нынешней Ивановской области представляли собой регион активного развития ремёсел и промыслов, ставших важной частью народной художественной культуры Верхнего Поволжья. Автором в статье раскрыт вопрос об организации строчевышивального промысла после Октябрьской революции 1917 года, создании артелей как коллективных предприятий и их постоянных реорганизаций. Определено, что к середине ХХ в. после Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. начался новый этап реорганизации промысла. Создание экспериментально-творческих мастерских, строительство новых производственных корпусов для работников фабрик на государственном уровне, создание благоприятных условий для работы. Строчевышивальный промысел почти угас с началом перестройки 1990-х годов. Можно сделать вывод о том, что история каждой страны целиком и полностью зависит от предметов культуры и искусства, которые несут глобальную информацию о той эпохе, в которой они существовали
Ключевые слова: РОССИЯ, КУЛЬТУРА, РУССКИЙ КОСТЮМ, СТРОЧЕВАЯ ВЫШИВКА, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Рок 10.21515/1990-4665-129-024
UDC 746.32 «18/19» Cultural sciences
EMBROIDERY IN THE IVANOVO REGION IN THE XIX - XX CENTURIES
Valkevich Svetlana Ivanovna Cand.Ped.Sci., lecturer of faculty, head of the chair Shuya branch of "Ivanovo State University" Shuya, Russia [email protected]
The author carried out a research about the beginning of embroidery craft in Ivanovo region in the XIX - XX centuries. Flax weaving has become a foundation for embroidery—one of the most peculiar feature of Ivanovo region. The author proves that the folk craft of embroidery has deep artistic-vocational traditions and historical roots. Motifs of the ornament, symbolic designs were also common not only for North-Western Russia but also were widespread in the present Ivanovo region, former Vladimir, Kostroma and Yaroslavl provinces. The research found out that those who lived this territory used to live in Novgorod lands that was often proved by the motifs of the embroidery that were quite popular in that part in ancient times. The techniques of embroidery and patterns of the drawing echo with the ones from Arkhangelskay province in the XVIII - XIX centuries. By the end of the XVII and the beginning of the XIX centuries Ivanovo region was well-developed in crafts that became an important part of folk culture of the Upper Volga region. The author researches the organization of embroidery craft after the October revolution of 1917, formation of craft groups and their reorganizations. It was also found out that by the middle of the XX after the Great World War of 1941-1945 the craft was reorganized one more time. New experimental and creative workshops were formed; new production locations were built for factory workers on a state level, special favorable conditions were created for effective work. With the advent of Perestroyka in 1990s embroidery as a craft was almost lost. The implication of the research is that the history of every country entirely depends on the artifacts which bear global information about the epoch they were created
Keywords: RUSSIAN CULTURE, RUSSIAN COSTUME, STRAIGHT EMBROIDERY, ART FISHING
«Постоянная перестройка общественного бытия и общественного сознания не только порождает потребность в новых способах художественного освоения мира, но и лишает социальной ценности какие-то важные в прошлом виды, разновидности, роды и жанры искусства»
М.Каган
Культура искусства художественной вышивки каждой эпохи и страны теснейшим образом связана с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Она обусловлена политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. Культура, как известно, выполняет самые разнообразные функции. Академик Ю.В. Бромлей выделяет функции культуры, такие как «технические» и «специфические». «Специфические» функции культуры связаны с обеспечением отдельных видов социальных потребностей людей - это эстетическая, познавательная. Они так или иначе по мнению этнографа пересекаются с «техническими» функциями культуры. Каждой из них соответствует особая сфера культуры, однако их проявление данными сферами обычно не ограничивается Например, эстетическую функцию выполняет не только такая сфера культуры, как искусство, но и другие сферы. Академик аргументирует, что если этнос лишить внутренних культурных связей, то он неизбежно разрушится [1,6]. Интегрирующие этнос культурные компоненты не однородны. Они различаются не только по своим основным функциям, но и по пространственным параметрам, что придает культуре этноса своеобразную многослойность. Наиболее глубинный слой относится к общечеловеческим чертам. Он связан, прежде всего, с удовлетворением простейших потребностей людей. Стремление к красоте было свойственно всем народам еще на ранних этапах развития человеческого общества. Сохраняя национальные традиции, передавая навыки и особенности своего ремесла из поколения в поколение, впитывая
в себя новые образные понятия, народные умельцы донесли до наших дней образцы национального костюма, украшенного обереговой вышивкой. Исходя из этого, объектом исследования стала вышивка в русском женском крестьянском костюме и предметах бытового убранства в народной русской культуре XIX - ХХ веков. Предметом исследования -строчевая вышивка ХУШ-ХХ вв. Целью данной статьи явилось определение и обоснование становления строчевышивального художественного промысла в Ивановском крае. Реализация цели обусловила постановку и решение следующих задач: сохранение народных культурных традиций русской строчевой вышивки Ивановского края, передачи будущим поколениям знаний о русской народной культуре XIX -ХХ вв. Методологической основой являются музейные образцы, исследования культурологов, философов, этнологов, историков, искусствоведов. В течение многих столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские вышивальщицы бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая её. По цвету, орнаменту, виду вышивки всегда можно определить, когда и где она была выполнена. Народное искусство Ивановской области, образованной в 1918 году из окраинных районов смежных губерний - Владимирской, Ярославской, Костромской, имеет глубокие художественно-ремесленные традиции [5,4]. Малоплодородные земли издавна способствовали распространению среди жителей Владимирской губернии занятий ремёслами и торговли. Близость к Москве, Нижнему Новгороду, Костроме, Ярославлю позволяла местным кустарям и торговцам быстро усваивать те новшества, которые появлялись в промыслах, ремёслах и промышленности других местностей и умело использовать их опыт. Уже в конце XVIII - начале XIX веков земли нынешней Ивановской области представляли собой регион активного
развития ремёсел и промыслов, ставших важной частью народной художественной культуры Верхнего Поволжья. Жители Ивановского края, бывшей до 1918 года Владимирской губернией, по преданию считались выходцами из новгородских земель, принесшими оттуда дух предприимчивости, склонность к промыслам и торговле [7,12], [4,8]. Изделия художественных промыслов и ремёсел Ивановского края в XIX веке свидетельствовали о высоком профессионализме местных мастеров в обработке различных материалов, о разнообразии художественных и технических приёмов, используемых в предметах быта, одежды, декоративного убранства домов. Особым мастерством отмечены изделия текстильных промыслов - ткачество, вышивка, кружевоплетение -которые стали преимущественной местной специальностью, достопримечательностью и гордостью края [7,3]. Крестьянское домашнее вышивание в XIX веке было тесно связано с традиционным сельским бытом и продолжало традиции крестьянского искусства более ранних периодов [7,14], [8,49]. В городе Шуе знали и вышивали некогда архаическими счетными приемами: набором, двухсторонним швом, счетной гладью, полукрестом и др. Искусствовед Л.И. Воронова - старший научный сотрудник института художественной промышленности, изучавшая шуйскую вышивку по музейным образцам, пишет: «Сохранившееся в большом количестве образцы вышивки, относящейся к XVIII в., свидетельствуют о том, что в это время здесь было чрезвычайно распространено строчевое шитьё. Разновидностей строчевой техники очень много. Это различные мережки, цветная и белая перевить, белая строчка с использованием штопки и настила, белая строчевая вышивка с введением цветной обводки контуров рисунка, шов по письму, шитье по плетёной сетке, так называемое «филе», а также тонкие и сложные в исполнении ажуры» [7,60]. Все эти техники, так или иначе, присутствовали в строчевом шитье г. Шуи кроме цветной перевити,
образцы которой в этой местности не обнаружены. Тонкостью и изяществом работы отличаются строчевые подзоры и другие предметы быта, относящиеся к ХУШ-началу Х1Х веков. Тесная связь с городской средой, купеческим и дворянским бытом способствовала развитию ремесленных основ в вышивальном искусстве. Появление изделий с вышивкой было вызвано большей частью запросами представителей социальных верхов общества. Изделия этого времени отличает яркая декоративность и сложность исполнения, богатство и пышность зооморфных и растительных орнаментов, разветвленная разработка жанровых сцен. В вышивке выражено, прежде всего, исконное мастерство владимирских строчей, в ней сосредоточилось всё многообразие техник и приемов, характерных для русской вышивки Верхнего Поволжья и Севера России. Общим для вышивки Холуя, Пестяков, Палеха, Пучежа, Шуи являются швы, выполняющиеся по счету нитей ткани. К концу Х1Х в. в Вернем Поволжье этот тип крестьянских вышивок почти не встречается -его вытесняют другие мотивы и приёмы под воздействием усиливающегося влияния города на сельский быт. Льноткачество явилось основой для возникновения и упрочения промыслов вышивки - одного из наиболее ярких художественных явлений региона Ивановского края. В отличие от домашнего кустарное льноткачество, ориентированное на потребности более широкого рынка, развивалось в двух основных направлениях: производство технических сортов ткани (грубый холст) и тонкого бельевого полотна, в том числе штучных изделий (салфетки, скатерти, полотенца). Возникновение крестьянских кустарных промыслов льноткачества было связано с историей полотняных мануфактур, которые появились на землях Ивановского края уже в 1730-х годах. В 1750-1760-х годах полотняное производство переживало большой подъём, а ткани ивановских, кинешемских мануфактур даже вывозились в Англию. В 1770-е годы появляются крестьянские мануфактуры. Наиболее крупными были
ивановские мануфактуры Е.Грачева и И.Гарелина, которые даже покупали на имя своего владельца графа Шереметьева крепостных крестьян для своих предприятий. Фабриканты и купцы, занимавшиеся производством и сбытом льняного полотна, прилагали значительные усилия к организации регулярных форм производственной деятельности крестьян. Спрос на льняные ткани в Ивановском крае уменьшился в начале XIX века, так как увеличился импорт хлопчатобумажной пряжи из Англии в 1803 году и упадок московского ситцевого производства после пожара в 1812 году. Вследствие этого ситцепечатанье в Иванове и вокруг него стало «народной промышленностью». В 1817 году в Шуйском уезде треть жителей работала на текстильных производствах. Широкое распространение фабричных хлопчатобумажных тканей в сельских районах во второй половине XIX - начале XX веков было обусловлено не только модой, изменением вкусов, но и дешевизной и удобством одежды из лёгких тканей. «Художественному развитию человечества свойственна некая «морфологическая пульсация»: на одних участках мир искусств постоянно расширяет свои границы за счет различных новообразований, на других происходит сжатие, сокращение системы искусств в результате отсыхания и отпадения некоторых ее ветвей» [6,262]. Строчевая вышивка, выходя за пределы семейных потребностей и приобретая форму промысловой деятельности, изменяла традиционную художественно-орнаментальную систему, усваивая вкусы и эстетические предпочтения нового потребителя на новом городском рынке сбыта. Поскольку белая строчка более всего соответствовала бельевому товару, она и получила самое широкое распространение в промысле. Но кроме мелкой строчки развивались и другие виды вышивки - свободная и счетная гладь, тамбурное шитьё. Основной средой распространения вышитых изделий было купечество, средний слой жителей городов. В соответствии со вкусами этой социальной среды ведущее место в вышивке получает растительный
орнамент, наиболее ярко воплотившейся в белой гладьевой и тамбурной вышивке, но также нашедший путь и в строчевую вышивку через печатные рисунки для вышивки крестом по канве [2]. Строчевой промысел сложился во Владимирской губернии в Х1Х веке на основе местных традиций народной вышивки, которая издавна отличалась богатством и разнообразием технических приемов и орнаментальных мотивов. Наибольшее развитие этот промысел получил в трёх уездах Владимирской губернии: в Гороховецком, около Верхнего и Нижнего Ландехов, в Вязниковском, вблизи слобод Мстёра и Холуй, и в Шуйском, около села Васильевского. Центром вышивального района стало село Верхний Ландех, где сформировалась строчевышивальная мануфактура местного купца Н.Н. Елисеева. На него работали мастерицы окрестных сел и деревень, отдалённых от железной дороги. Купец Елисеев вышитые изделия отправлял в Москву, Петербург, на Урал и Дон, в Сибирь и на Восток, торговал и с Америкой [7,15], [9,225]. После Октябрьской революции 1917г. произошла организация строчевышивального промысла. Спрос населения на вышитые изделия, хорошо организованный кооперативный сбыт, снабжение производителей материалами способствовали развитию этого промысла. Артели создавались как коллективные предприятия, действующих по уставу, в котором предусматривалось добровольное объединение членов. В 1930-е годы жизнь артелей не была стабильной, постоянно происходила реорганизация - слияние одних, выделение других. Надомный труд не мог обеспечить стабильность работы, поэтому в каждой строчевой артели стали занимать освободившиеся жилые дома, а в отдельных селах строить новые помещения. Повысилось качество выполняемой работы, и это было важно, поскольку с 1930 года артели стали выполнять заказы на экспорт. Но в 1941 году все артели были переведены на шитьё армейского белья, а с 1942 года снова небольшими партиями стали выпускать вышитые изделия - это
были в основном знамёна. В 1943г. в ассортименте стали появляться скатерти, салфетки, блузы, мужские рубашки, накидки и другие вышитые изделия. С 1960-х годов начинается новый этап в жизни строчевышивального промысла. Промартели преобразуются в государственные предприятия - строчевышивальные фабрики, проявляется стремление к росту объемов производства вышитых изделий. Строятся новые производственные корпуса с цехами для машинной вышивки. Каждое предприятие насчитывало до двух тысяч человек с хорошим заработком, работающих в две смены. Для работников данных фабрик на государственном уровне были созданы благоприятные условия - это строительство и выделение жилья, санаторно-курортное лечение, устройство детей в дошкольные учреждения и летний отдых в загородных оздоровительных пионерских лагерях, столовые на предприятиях, комнаты отдыха и реабилитации, студии художественной самодеятельности, спортивные секции по интересам. К началу 1960-х годов создаются экспериментально-творческие мастерские. Наряду с изделиями, выпускаемыми массовым тиражом, промыслы стали выполнять более сложные изделия, изготавливаемые малыми сериями [3]. В ассортименте артелей появились нарядные вышитые полотенца, комплекты скатертей с салфетками, вышитые блузы. За счет машинной строчевой и гладьевой вышивки более активно стали использоваться художниками бытовавшие ранее мотивы орнамента и многообразные приемы их выполнения. Строчевая вышивка на каждом предприятии обрела свои стилистические особенности, выделяющие её из огромной массы вышитых изделий. Характерными для ивановской строчки считаются геометрические и геометризованные растительные орнаменты. При выполнении ивановской белой строчки, как и для большинства строчевых швов, использовали ручную иглу и белые катушечные хлопчатобумажные, а ранее льняные нитки. В ивановской строчке перевитую сетку с мелкими клетками от двух до
пяти миллиметров заполняют основными видами швов, такими как «штопка», «настил», «воздушно-петельный», и сложными строчевыми разделками -«диагональная штопка», «пуговка», «колесо с мизгирём» - состоящее из мелких кружочков и крестообразной формы цветов, которые придавали узору своеобразную, ни с чем не сравнимую фактуру. Мелкая белая строчка дополнялась различными мережками и счётной гладью, что придавало ещё большую выразительность узору. В ивановской вышивке, как и в вышивках Русского Севера (Архангельск, Вологда), в вышивках западных и южных великорусов (Смоленск, Рязань, Брянск), украинцев, белорусов и т.д. часто встречается мотив - ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре квадрата с точкой в центре. Этот мотив в ивановской вышивке получил широкое распространение под названием «уступчивый ромб» или «кубанец». «Кубанцы» имеют различные варианты (более 75 рисунков). Ими расшивали постельное бельё, полотенца, скатерти, салфетки. Такие ромбы бывают или единичными, или образуют орнаментальный ряд. Излюбленной гаммой вышивок являлась «белым по белому». Изделия, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
На протяжении многовековой истории русское искусство художественной вышивки переживало существенные, порой коренные изменения: оно обогащалось, усложнялось, совершенствовалось, но всегда оставалось самобытным. Большое счастье каждого - знать и любить все бесценное, что создали своим талантом наши далекие и близкие предки. История каждой страны целиком и полностью зависит от предметов культуры и искусства, которые несут глобальную информацию о той эпохе, в которой они существовали.
Список литературы
1. Бромлей Ю.В. Этнические функции культуры и этнографии/ Этнознаковые функции культуры. Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М. : Наука, 1991. - С. 5-23
2. Валькевич С.И. Городская художественная вышивка «Белая гладь» во Владимирской губернии XIX-XX вв / С.И. Валькевич // Научный журнал КубГАУ -Краснодар: КубГАУ, 2012. - №05(079). С. 475 - 484.
3. Валькевич С.И. Строчевышивальный промысел в Ивановском крае вчера и сегодня//Проблемы гуманитарного образования: школа- вуз. Материалы 4-й региональной научно-практической конференции. Шуя : изд ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - С.81-84.
4. Востриков С.Я. Наш край в истории Отечества/С. Я. Востриков, М.М. Бизяева, И.Я. Востриков. Иваново : 1995. - 154 с
5. Ивановская область/ под ред. Д.В. Михеева,И.В. Боровиковой. сост. В.А. Ефимов, Т.В. Ефимова, Г.Г. Никифорова. - Иваново: И.Д.Референт, 2006. - 168 с.
6. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства./части I, II, III - Л. : Искусство, 1972. - 440 с.
7. Народные художественные промыслы Ивановской области/ сост. Н.С. Королёва. - М. : НИИ ХП, 1994. - 139 с.
8. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы/ О.С. Попова, Н И. Каплан. М. : Знание, - 1984, 144 с.
9. Рыжов В. Город Шуя и Шуйский округ. Географическое, историческое и экономическое описание/сост.Вениамин Рыжов Шуя : Шуйская окружная плановая комиссия, - 1930, - 350 с.
List of references
1. Bromlej Ju.V. Jetnicheskie funkcii kul'tury i jetnografii/ Jetnoznakovye funkcii kul'tury. Otv. red. Ju.V. Bromlej. M. : Nauka, 1991. - S. 5-23
2. Val'kevich S.I. Gorodskaja hudozhestvennaja vyshivka «Belaja glad'» vo Vladimirskoj gubernii XIX-XX vv / S.I. Val'kevich // Nauchnyj zhurnal KubGAU -Krasnodar: KubGAU, 2012. - №05(079). S. 475 - 484.
3. Val'kevich S.I. Strochevyshival'nyj promysel v Ivanovskom krae vchera i segodnja//Problemy gumanitarnogo obrazovanija: shkola- vuz. Materialy 4-j regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Shuja : izd FGBOU VPO «ShGPU», 2011. - S.81-84.
4. Vostrikov S.Ja. Nash kraj v istorii Otechestva/S. Ja. Vostrikov, M.M. Bizjaeva, I.Ja. Vostrikov. Ivanovo : 1995. - 154 s
5. Ivanovskaja oblast'/ pod red. D.V. Miheeva,I.V. Borovikovoj. sost. V.A. Efimov, T.V. Efimova, G.G. Nikiforova. - Ivanovo: I.D.Referent, 2006. - 168 s.
6. Kagan M.S. Morfologija iskusstva. Istoriko-teoreticheskoe issledovanie vnutrennego stroenija mira iskusstva./chasti I, II, III - L. : Iskusstvo, 1972. - 440 s.
7. Narodnye hudozhestvennye promysly Ivanovskoj oblasti/ sost. N.S. Koroljova. -M. : NII HP, 1994. - 139 s.
8. Popova O.S., Kaplan N.I. Russkie hudozhestvennye promysly/ O.S. Popova, N.I. Kaplan. M. : Znanie, - 1984, 144 s.
9. Ryzhov V Gorod Shuja i Shujskij okrug. Geograficheskoe, istoricheskoe i jekonomicheskoe opisanie/sost.Veniamin Ryzhov Shuja : Shujskaja okruzhnaja planovaja komissija, - 1930, - 350 s.