РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЛУЙСКОЙ СТРОЧЕВОЙ ВЫШИВКИ
С. И. Валькевич
Аннотация. Статья посвящена русской холуйской традиционной строчевой вышивке, ее региональным особенностям и истории происхождения. Рассматриваются виды, мотивы, цветовые решения холуйской строчки, а также основные приемы выполнения строчевых разделок.
Ключевые слова: русская вышивка, холуйская строчка, строчевышивальный промысел, прикладное искусство.
Summary. This article is devoted to the Russian Holui's traditional embroidery, its regional peculiarities and the history of its origin. The types, motives, color solutions of the Holui's stitch, basic techniques and its main methods.
Keywords: Russian embroidery, Holui's stitch, arts and crafts.
170
Вышивка - один из древнейших видов прикладного искусства. С течением веков постепенно сложился традиционный круг узоров, колорит, выработались многочисленные приемы выполнения вышивки. Вышивка различных губерний России XVIII века отличалась большим разнообразием. Издавна бытовала она и во Владимирско-Суздальских землях. Вышивка была тесно связана с традиционным укладом жизни. В народном искусстве бережно сохранились образы, унаследованные от далекого прошлого. Сохраняя древние узоры и приемы вышивки, народ, переосмысливая их, обычно придавал им новое содержание. Это особенно характерно для тех местностей, где крестьянская среда оказалась мало подверженной влиянию городской культуры и развивалась вполне самобытно, как, например, в поселке Холуй.
Примечательно, что приверженность мастеров к старинным видам вышивки в Холуе сохраняется до настоящего времени. В ХП-ХШ вв. Влади-миро-Суздальское княжество было значительным культурным и промышленным центром. Но монголо-татарское нашествие сильно изменило облик Древней Руси. Во Владимирско-Суз-дальском княжестве были разорены и разрушены Суздаль, Ростов, Владимир и другие города. Оставшиеся в живых люди уходили из родных мест на северо-восток, где и образовывали новые поселения. Около 1240 г. кочующие суздальцы остановились в шести верстах от Клязьмы вверх по реке Тезе, в дремучем бору. Здесь они чувствовали себя в безопасности. Монгольская конница, посекая «людей, как траву», не могла проникнуть в такую глушь. Измученные долгими скитаниями люди
нашли удобное для жилья место на берегу Тезы. Из суздальских княжеских дворов сюда прибыли в основном мастеровые люди, славившиеся своим «художным умом». Среди них были иконописцы, так как в стольных княжеских центрах Суздале и Владимире иконописание развивалось со времен Андрея Боголюбского (1157-1174 г.).
Поселившись на берегах Тезы, суз-дальцы не стали корчевать лес и осушать болота для использования земли под пашню. Многие мужчины опять занялись иконописанием, а женщины вышиванием. Огромное значение в развитии промыслов и торговли имели река Клязьма и ее притоки Теза, Лух, Нерль. В этих местах устраивались так называемые торжки, превратившиеся впоследствии в большие ярмарки, которые приурочивались к церковным праздникам. Одним из древнейших торговых центров в низовьях Тезы можно считать бывший погост, затем село Введенское на Введенской горе, ныне не существующее [1, с. 12]. Сам Холуй по праву можно считать столицей офеней. Одной из причин, заставивших местных жителей обратиться к офенству, является скудность земли. Холуйские ярмарки для них были центральным местом приобретения товаров. Именно благодаря офеням Холуй был хорошо известен по всей России [2, с. 41]. Ныне в Холуе также проводятся ярмарки, следуя давним традициям.
Когда женщины Холуя стали заниматься строчкой, доподлинно неизвестно. Не исключено, что это умение стало достоянием холуянок благодаря и поездкам жителей села по Руси по делам торговым или иконописным. А из летописей прошлого известно, что земли и угодья Холуя были приписа-
ны к одному из монастырей Суздаля, монахи которого проходили за сбором пошлины и вместе с тем знакомили женщин села с различными видами искусства вышивки украшать ткань [1, с. 4]. Женщины сами пряли, ткали холсты для одежды, вышивали, шили покрывала, полотенца, а впоследствии подзоры и занавеси. Стремление к красоте заставляло их украшать отдельные предметы.
Другой не менее значительный фактор, способствующий раннему развитию рукоделия, - любовь к труду, стремление украсить свой наряд, который читался по узорам вышивки и месторасположению их, свою избу, горницу. Это являлось и является характерной чертой русского человека. В процессе работы они отшлифовывали свое мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, которые плели сами или покупали, тесьмой. В конце XVII в. вышивка по разреженной ткани - строчевышивальный вид древнего искусства - достиг очень высокого уровня [3, с. 234].
Кроме строчевой вышивки применялись и другие виды вышивок по счету ниток ткани, такие как роспись, набор, крест, счетная гладь. Вышивки на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (то есть по вороту, рукавам, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в кото-
171
172
ром вплоть до начала XX в. сохраняются древние символы.
Русская счетная вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризирован-ные формы растений, животных, птиц. Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является «ромб». В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери-прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб-«репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета» - молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была «розетка», состоящая из восьми лепестков-лопастей, соединенных в центре. Она выступает как символ женского начала, плодородия [4, с. 166].
Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. На полотенцах, подзорах со строчевой
вышивкой и многорядной мережкой, характерных для холуйской строчки, строчеи Холуя вышивали узоры по мотивам, заимствованным из природы и растительного мира, стилизуя их, создавая, например, геометризованный узор ветки рябины и птички, ромашки, василька и других цветов средней полосы России. В любой семье девушки приучались к ремеслам с детства и готовили себе приданое, украшенное вышивкой, стремясь показать свое мастерство и талант.
Строчкой и вышивкой занимались в основном для себя и своих близких. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Крестьянские девочки к тринадцати - пятнадцати годам должны были приготовить себе приданое: вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты [5, с. 3-8].
С 1889 г. холуйская строчка была широко известна и упоминалась наряду с традиционной иконописью. Стро-чевышивальное дело в XIX в. не было забавой, пустым времяпрепровождением, оно являлось способом заработать на хлеб насущный, иногда единственным источником жизни. Вышитые изделия поставлялись в богатые семьи Москвы, Петербурга, на ярмарки Нижнего Новгорода.
Распространение строчевышиваль-ных промыслов во Владимирской губернии, в которую входил Холуй, в Нижегородской и Костромской губерниях довольно плотно заполняют территорию протяженностью 70-100 км как с
юга на север, так и с запада на восток. Постепенно развиваясь, в отдельных местностях при благоприятных условиях промысел обогащался технически и художественно, обретая свою неповторимость. В число популярных среди строчей узоров наряду с шаблонами включались орнаменты, имевшие глубокие корни в традиционной культуре, порой восходящие ко времени заселения этих территорий славянами, а иногда и к еще более древним временам местной финно-угорской культуры. Возникшие первыми строчевышивальные промыслы Гороховецкого уезда в ХХ в. почти не разрастались численно. Возможно, серьезную роль в этом процессе сыграло стремление хозяев разнообразить узоры строчки. Они выписывали образцы строчки кустарей Крестецкого уезда Новгородской губернии, а также Полтавской, Рязанской и других губерний. Состояние кустарных промыслов стало предметом внимания и заботы земских деятелей России в 70-х гг. XIX столетия. Создавались комиссии по исследованию кустарной промышленности, склады, музеи, частные и земские школы и училища, ориентированные на повышение профессионального и эстетического уровня производимых изделий. Было принято решение об устройстве учебно-показательной мастерской по вышивке гладью и строчке в селе Холуй. В 1912 г. губернская земская управа констатировала, что вышивка гладью и строчка как промысел -основное занятие большинства женского населения слобод Мстеры, Холуя, Вязниковского уезда, села Васильевского Шуйского уезда, сел Верхний и Нижний Ландех Гороховецкого уезда. Местом расположения мастерской было выбрано село Холуй, как селение со сравнительно развитым промыслом и
находящееся в центре района. Но Первая мировая война и затем революция изменили ход событий [6, с. 289-290].
Творчество холуйских мастериц издавна ценилось своим своеобразием. Оно отличалось от работ других рукодельниц богатством орнамента, техникой исполнения. Для того чтобы костюм или украшение избы были яркими, изящными, вышивальщицы применяли белую строчку с цветным шелковым контуром, узкие и широкие мережки.
Сегодня Холуй наиболее известен своими художниками и вышивальщицами. Далеко за пределы села и Родины идет слава об ажурных вышивках стро-чевых изделиях мастериц Холуя. Строчка и вышивка в своем развитии прошли сложный путь от простейшей отделки одежды до сложного технического и художественного современного рисунка.
Глубочайшие изменения в организации строчевышивального промысла происходят в ХХ в. В начале века в Палехе, Холуе, Мстере, Шуе, Иванове, Васильевском, Лухе, Верхнем Ланде-хе, Пестяках, Пучеже организуются строчевышивальные артели, в которых собирается весь свет белошвеек. Они разворачивают большую и плодотворную деятельность по строчке и ручной вышивке на льняных, шерстяных, хлопчатобумажных, шелковых тканях, создавая прекрасные изделия тончайшей работы [7, с. 81].
Палехская, Холуйская и Мстер-ская иконопись в начале ХХ в. переродилась в новую живопись, сверкающую золотом и цветом, - лаковую миниатюру. Соседство таких видов декоративно-прикладного искусства не случайно. Глядя на иконописные шедевры и лаковую миниатюру, вышивальщицы совершенствовали «ювелирные» узоры строчевой вышивки и
173
174
белой глади. За многие годы работы местных холуйских мастериц были представлены в Эрмитаже и других музеях страны, неоднократно демонстрировались на всемирных выставках в Париже, Брюсселе, Монреале, Америке и явили собой яркий пример проявления народных талантов.
С 1930 г. в Холуе вышивальщицы стали вновь осваивать «белую гладь». Изделия этого периода стали очень известными, а лучшие образцы приобретались музеями и экспонировались на международных выставках. В музее Холуйского искусства есть поистине уникальные вещи. К, примеру, два занавеса по рисунку А.Т. Бушуевой. Один вышит в 1957 г. «белой гладью» по крепдешину опытными мастерицами. На другом занавесе филейная строчка, и выполнен он годом раньше [3, с. 238].
Холуйская строчка, как и все стро-чевые швы, выполняются по счету нитей разреженной ткани, она получается в результате держки нитей по вертикали и по горизонтали. Отсюда еще одно название этих швов - ажурные, или сквозные. Строчевые швы не утратили своей привлекательности и в настоящее время. Они обогатились новыми приемами вышивания и узорами на основе народных традиций. Строчевые швы используются и как самостоятельный вид украшения, и в сочетании с другими видами вышивки: со счетными швами и со свободными швами.
Мережки - это узкая строчевая вышивка, для выполнения которой из ткани выдергивают три, пять, и более нитей по основе или утку. На прореженной полосе вышивают ажурные узоры, соединяя нити ткани в пучки, различными способами. Мережки бывают простые (узкие) и сложные (широкие), их узоры напоминают кружево. Раньше в Холуе
вышивались мережки в основном белыми нитками, а сейчас в них добавляют нити пастельных тонов: бежевый, голубой, светло-зеленый и т.п. Мережками украшают различные изделия: скатерти, полотенца, занавесы, платки, салфетки, одежду. Основными видами мережек в Холуйской вышивке являются кисточка, столбик, раскол, снопик, паучок, козлик, панка, полотнянка, настил, копеечка, ленточная, скрещенные столбики.
В холуйской строчке изначально клеточка сетки была размером 0,2 мм, а из разделок использовалась только «одинарная штопка», выполненная тонкими катушечными нитками, и настил нитями мулине. Ныне клеточка сетки достигает 5 мм, а к приемам заполнения сетки относятся такие разделки, как «настил», «двойная и одинарная штопка», шов «контур», «воздушные петли», «паутинка», сложные и простые «бантики», шов «цепочка» и шов «тень», листочки, грибочки, цветочки, веточки.
Орнамент в холуйской строчевой вышивке имеет геометрический характер, широко применяются такие элементы, как круг, ромб, треугольник, квадрат, крест и геометризованные растительные элементы - веточки, цепочки, цветы, ягоды, птицы.
Преобладающим цветом ниток в строчевой вышивке всегда был белый цвет, но сейчас для расширения ассортимента добавляются голубой, бежевый, светло-зеленый цвета.
Ассортимент изделий в Холуе аналогичен с другими строчевышиваль-ными центрами. Это постельное и столовое белье, предметы одежды -женские платья, блузки, сарафаны, детские костюмы, мужские сорочки. В настоящее время в Холуе начали вышивать сувениры, аксессуары в виде чехлов для мобильных телефонов,
шляпы, панамы, бейсболки, шарфы, зонты. Кроме белой ткани, применяют и цветную пастельных тонов: голубую, зеленую, бежевую, розовую, серый холст с вышивкой на нем белыми нитками мулине.
Для колористического решения своих работ холуяне используют цветные нитки для обводки контура, а для завершения композиции и красоты узоров вышитых работ добавляются и другие виды вышивок, такие как «белая гладь», «владимирский верхошов», шов «роспись», «цветная гладь». Не исключением бывает и добавление простых мережек.
Часто изделие со строчевой вышивкой заканчивается уступами образующими большие зубцы, обработанные гладьевым валиком. Края изделий с холуйской вышивкой могут быть обвязаны крючком, кроме того, ткань на срезах может подгибаться и закрепляться одновременно с выполнением мережек. Срезы на изделиях обрабатываются также окантовкой, швами «панка», «гладьевым валиком».
Таким образом, холуйская вышивка имеет глубокие исторические корни. Все профессиональное искусство вышло из народного. За последние десятилетия ХХ в. вышивальщицы Холуя создали немало произведений, отмеченных оригинальностью замысла, новизной решений, совершенством технологического исполнения. Эти достижения стали возможны благодаря освоению и развитию художественного наследия промыслов, знания стиля, художественных и технологических особенностей вышивки, что помогает мастерицам проявить индивидуальный почерк, воплотить в изделиях свое оригинальное решение. На протяжении многовековой истории русское ис-
кусство вышивки переживало существенные, порой коренные изменения. Оно обогащалось, усложнялось, совершенствовалось, но всегда оставалось самобытным. Русское искусство никогда не стояло в стороне от мировой цивилизации. Учитывая все лучшее, что было создано другими народами, критически осваивая эти достижения, русские мастерицы последовательно развивали национальную художественную культуру. Бесчисленные создания народного творчества обнаруживают высокий художественный вкус народа, исключительное чувство пропорций, гармонии колорита.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Соловьева Л. Н. Холуй. Лаковая миниатюрная живопись. - М.: Интербук, 1991.
- 239 с., ил.
2. Печкин М. Б. Вершина и корни. - Иваново: Новая Ивановская газета. - 2008. - 136 с.
3. Валькевич С. И. Становление холуйской строчки // Строгановские чтения: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - М.: 2009. - 233-240 с.
4. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографиче- 1/3 ский источник. - М.: Изд-во «Наука». 1978. - 207 с.
5. Ручная и машинная вышивка / Н. Т. Климова, О. Г. Федосеева, О. Н. Наумова, В. В. Ривкина. - М.: Легкая индустрия, 1980. - 224 с., ил.
6. Традиционная культура Гороховецкого края. Экспедиционные, архивные, аналитические материалы. Научное издание / Сост. В. Е. Добровольская, А. С. Каргин. - Т. 1. -М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2004. - 366 с.
7. Валькевич С. И. Строчевой промысел в Ивановском крае вчера и сегодня // Проблемы гуманитарного образования: школа
- вуз. Материалы четвертой региональной научно-практической конференции 18 мая 2011 г. - Шуя, 2011. - 81-84 с. ■