Научная статья на тему 'Исторический аспект становления и развития профессионального образования в области холуйской вышивки'

Исторический аспект становления и развития профессионального образования в области холуйской вышивки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА / СТРОЧЕВОЕ ШИТЬЁ / ГЛАДЬ / УЗОР / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комиссарова И. А.

В статье автор рассматривает историю профессионального образования холуйской художественной вышивки как уникального вида традиционного прикладного искусства. Изучение традиций холуйской вышивки помогает понять пути развития этого промысла от становления до нашего времени. Современное образование в данной области направлено на создание высокохудожественных выставочных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект становления и развития профессионального образования в области холуйской вышивки»

Комиссарова И.А., член Союза дизайнеров, старший преподаватель Холуйского филиала лаковой миниатюрной живописи имени Н.Н. Харламова Высшей школы народных искусств (академия), e-mail: [email protected]

Komissarova I.A., member of Designers ' Union, senior lecturer of the branch of the Kholuy lacquer miniature painting of a name of N. N. Kharlamov of the Higher school of folk arts (Academy), e-mail: [email protected]

Исторический аспект становления и развития профессионального

образования в области холуйской вышивки The historical aspect of the formation and development of professional education in the field of embroidery Kholui

Аннотация. В статье автор рассматривает историю профессионального образования холуйской художественной вышивки как уникального вида традиционного прикладного искусства. Изучение традиций холуйской вышивки помогает понять пути развития этого промысла от становления до нашего времени. Современное образование в данной области направлено на создание высокохудожественных выставочных изделий.

Abstract. In the article the author considers the history of professional education of Kholui art embroidery as a unique type of traditional applied art. The study of the traditions of Kholui embroidery helps to understand the ways of development of this craft from its formation to our time. Modern education in this field is aimed at the creation of highly artistic exhibition products.

Ключевые слова: история развития, образование, традиция, художественная вышивка, строчевое шитьё, гладь, узор, искусство.

Keywords: history of development, education, tradition, artistic embroidery, stitching, smooth surface, pattern, art.

Художественная вышивка - исключительное художественное явление, открытие которого во второй половине XIX века сыграло большую роль, как в укреплении национального самосознания русского народа, так и в истории русской культуры.

По определению В.Ф. Максимович: «... судьба каждого центра ценнейшей отрасли национальной художественной промышленности народных художественных промыслов сегодня полностью зависит от молодых профессиональных художников - выпускников профессиональных учебных заведений» [3, с. 9].

Холуй - это памятник старины, хранящий уникальные художественные и архитектурные ценности. Одно из художественных ценностей Холуя является художественная вышивка, которая не утратила своей практической значимости и профессиональной подготовки молодых специалистов в данной области. По мнению С.Ю. Камневой: «.художественная вышивка, основанная на исторических художественных традициях, требует возрождения, сохранения и развития, что возможно только при

соответствующем высшем профессиональном образовании художников в этой области.» [2, с. 1].

При анализе исторических документов, мы не выяснили время появления в Холуе занятия вышивкой. Возможно, что это умение стало достоянием местных жителей, благодаря торговым связям - офеням-коробейникам. На ярмарках офени закупали всё необходимое для торговли в разнос, развозили товар по всей стране, забредали в Турцию, Италию, Польшу, Эфиопию и другие страны.

Главный научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа И.Н. Уханова, приехавшая в 1955 году для поисков и исследования старинной вышивки в Холуй, обнаружила платье, при тщательном анализе которого оказалось, что это пеньюар, который сшит и вышит в XVII веке. Сейчас данный экспонат представлен в Эрмитаже вместе с костюмами XVII века.

В Государственном музее Холуйского искусства хранится полотенце из холста, выполненное в 1819 году, на котором красными нитками вышит орнаментальный букет цветов в вазе и надпись: «Кого люблю того дарю». В старину вышивальщицы были не грамотные, потому слова вышивали с ошибками [1].

В первой половине XIX столетия в русском декоративном искусстве отчетливо появился особый художественный слой народной культуры, отразивший сложный процесс взаимовлияния приемов и принципов профессиональной школы и канонов народного творчества.

В 1898 году в корреспонденции из Владимирской губернии можно было прочесть, что в селе Холуй на «хозяев» вышивает до 200 женщин. Вышивали они в маленьких, тесных горенках, с низкими оконцами, пропускающими мало света, с самодельными «фигасками» и с керосиновыми лампами, дающими слабый тусклый свет. Особенно тяжел был труд девушек и подростков. Вступающие в жизнь работницы около года вышивали на «хозяев» без оплаты, с 6 часов утра до 10 вечера зимой, и с 5 часов утра до 8 часов вечера летом. По истечении года «хозяйка» покупала ученицам ситцу на платье и уже заключала с ними платный договор на срок около года. Плата мастерице -подростку в этот период составляет 8-10 рублей в год. Освоившись уже во всех тонкостях, девушки уходили от «хозяйки» и работали на дому, зарабатывая уже 30-65 рублей в год. В «Отчетах и исследованиях по кустарной промышленности в России в 1897 году» сообщалось, что в Холуе «вырабатывается в год до 1,5 млн. икон и от 2000 до 20000 тысяч полотняных вещей, смотря по качеству работы». Блузки строчат по 40 копеек, прошивки по 25, полотенца 30-40 копеек, наволочки - 2 рубля. За вышивку некоторых особенно сложных изделий до 20 рублей».

Одним из самых любимых приёмов шитья в Холуе являлась вышивка свободной гладью, белым по белому. Белая гладь появилась в Холуе благодаря белошвейному искусству мстёрских мастериц. Однако вскоре холуйская белая гладь стала отличаться от мстёрской. Приёмы остались те же, но рисунок

мельче, в основном вышивали цветочные мотивы. Белая гладь применялась для украшений накидок и блуз, которые охотно раскупались столичными модницами.

Так же широкое распространение получило строчевое шитье по мелкой сетке, белое и с цветной обводкой. Вышивали, как правило, столовое белье и полотенца. Вышивкой украшались не только концы полотенец, но и боковые стороны, представляющие собой широкие узорные полосы. Вышивали полотенца «одним городом», т.е. полотенца заканчивались одним крупным зубцом, заполненным узором. Основными мотивами в строчевом шитье являлись геометрические формы и многолепестковые розетки, выполненные настилом или штопкой с дополнительными ажурными разделками. Мелкое строчевое шитье в Холуе претерпело те же изменения, что и в других промысловых центрах. Во второй половине XIX столетия архаические мотивы сменились растительными узорами, птичками, бабочками, в трактовке которых подчеркивалась натуралистичность и изобразительность. Но уже к концу XIX века мода на них проходит и преобладающее значение приобретают геометрические мотивы, выложенные очень сложными комбинациями воздушных петель.

В архивном фонде Иваново-Вознесенского совета народного искусства имеются сведения об организации Холуйской строчевышивальной артели. В 1912-1928 гг. в селе Холуй действует учебная показательная школа. Ученицы под руководством опытных и знающих вышивку мастеров приобретали теоретические и практические знания, что в будущем оказало большое влияние на развитие производства. В учебную показательную школу принимались девушки до 25 лет и не моложе 12 лет. Срок обучения 3 года. В школе преподавалась не только художественная вышивка, но и рисование.

В 1920 году была создана строчевая артель во главе с С.Д. Гребенкиной, в 1922 году появилась ещё одна во главе с Ф.И. Тепляковой, но они просуществовали недолго. В 1925 году жительница села А.И. Кучумова организовала строчевую артель, в которую много стараний вложили ее участницы строчеи-вышивальщицы А.Т. Крупина и А.А. Чеботарева: увеличили ассортимент вышивки и улучшили качество выпускаемой продукции. Встал вопрос о разработке новых интересных рисунков, композиционных сюжетов. В то время главным художником в артели работала талантливая художница-самоучка А.Т. Бушуева.

Великая отечественная война прервала мирный труд всего народа, в том числе и творческую работу холуйских вышивальщиц. Многие из них ушли на фронт. Оставшиеся мастерицы занялись шитьем белья для Вооружённых сил.

В 1943 году открывается профтехшкола для подготовки квалифицированных мастеров лаковой миниатюры, а в 1948 году организован первый набор на строчевышивальное отделение для подготовки квалифицированных мастеров по вышивке. Профтехшкола являлась хранительницей подлинного сокровища - многочисленных образцов холуйской вышивки, выполненных в различных техниках, характерных для

промысла. Ручной вышивке студенты обучались два года. Первое время ученические классы располагались в нескольких частных домах, т.к. не хватало мастерских в одноэтажном здании. Возникает необходимость строительства второго этажа, который строили учащиеся на уроках физкультуры и субботниках. В учебную программу входили: исполнительское мастерство, проектирование и технический рисунок, а с 1951 года вводятся новые предметы: материаловедение и спец. технология.

В процессе исторического анализа состояния холуйской художественной вышивки установлено, что новый подъем творчества приходится на 1950-1960 годы. Занавесы, скатерти, белоснежные блузки, детская одежда, мужские сорочки и женские платья различных фасонов, выполненные прозрачной белой строчкой, принесли промыслу славу на выставках в Париже, Брюсселе, Монреале. Наиболее оригинальные экспонаты хранятся в музеях Москвы.

Большие изменения в производстве промысла внесла машинная вышивка, появившаяся в артели в 1957 году. Машиной вышивкой украшали капроновые блузки, пользовавшиеся тогда большим спросом. Не смотря на кратковременный опыт в машинной вышивке, вышивальщицы выполняли ее качественно и виртуозно.

В этом же году вводится в программу обучения строчевышивального отделения холуйской профтехшколы машинная вышивка. С этого момента началась активная работа по переводу приемов ручной вышивки на машинное исполнение. Вышивали на машинках 22-го класса Подольского Механического завода.

В 1970-1980 годы на строчевышивальном отделении выполняются работы более серьезного характера: вышивка женских блуз, сорочек, сувенирных салфеток, дорожек, детских платьев, комплектов в коляску для новорожденных. С вышитыми изделиями учебное заведение успешно участвует во всероссийских и региональных выставках.

С 2000 года в учебную программу отделения художественной вышивки, вводится новый предмет «Моделирование», что позволило выполнять дипломные работы наиболее высокого уровня: ансамбли костюмов с аксессуарами, свадебные наборы, коллекции детской и женской одежды.

В 2011 году Холуйское художественное училище лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова стало филиалом Высшей школы народных искусств (института). В настоящее время главной целью обучения холуйской художественной вышивки является подготовка квалифицированных художников в данной области традиционного прикладного искусства, свободно владеющих всевозможными видами техник исполнения.

Холуйский филиал Высшей школы народных искусств сохраняет и развивает уникальное образование в области художественной вышивки. В филиале подготовлена великолепная материальная база, сохранены до наших дней многие образцы художественной вышивки, выполненные первыми выпускниками холуйской профтехшколы.

Сохранение и развитие исторических художественных традиций холуйской вышивки стало возможным лишь при условии профессиональной подготовки квалифицированного конкурентоспособного специалиста. Взаимодействие научной и образовательной деятельности всех филиалов Высшей школы народных искусств позволило воспроизвести различные виды и уникальные технологические приемы художественной вышивки данного промысла, освоить их выпускникам в создании авторских изделий традиционного прикладного искусства, украшенных художественной вышивкой.

Литература

1. Воронов В.С. Источники народного творчества // Воронов В.С. и советские художественные промыслы в период становления: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. В.А. Гуляева; Всерос. музей декоратив.-прикл. и нар. искусства. - М., 1991. - С. 66-71.

2. Камнева, С.Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Камнева Светлана Юрьевна. - СПб., 2013- 185с.

3. Максимович, В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства): дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / В.Ф. Максимович; Рос. акад. образ; ин-т худож. образования - М., 2000. - 293 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.