5. Kirvel’, Ch.S. Prirodnye osnovy kul’tumo-tsivilizatsionnogo bytiia vostochnoslavianskikh narodov [Natural foundations for the cultural life of Eastern Slavic nations]. Filosofiia i akademicheskaia nauka [Philosophy and academic science]. Issue 4. St.-Petersburg, 2007. pp. 315-393.
6. Kutyrev, KA. Sofiia, logos, matezis kak etapy deevoliutsii dukhovnosti [Sofia, logos, mathesis as spiritual devolution stages]. Filosofiia khoziaistva [The philosophy of economy (Almanac of the Centre for Social Sciences and the Department of Economics of the Lomonosov Moscow State University]. 2012. № 3. pp. 27-36.
7. Semernik, S.Z. Ekonomotsentrizm kak destruktivnyi factor razvitiia obshchestva [Economocentrism as destructive for social development]. Filosofiia khoziaistva [The philosophy of economy (Almanac of the Centre for Social Sciences and the Department of Economics of the Lomonosov Moscow State University]. 2012. № 3 (81). pp. 48-60.
8. Hirschman, A.O. Strasti i interesy. Politicheskie argument v pol’zu kapitalizma do ego triumfa [The Passions and the Interests: Political arguments for capitalism before its triumph]. Moscow: Institut Gaidara Publ., 2012. 195 p.
9. Scull Andrew T. Decarceration: Community Treatment and the Deviant — A Radical View. Prentice-Hall, Inc., 1977, vii+184pp.
УДК 746.3
I ВЫШИВКА КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ КОСТЮМА
I Ефимова Людмила Владимировна, магистрант кафедры философии социологии и психологии, 11elv@mail.ru,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Эстетически прекрасное способствует формированию нравственности. Аргументом в пользу этого тезиса является искусство вышивания, которое ведет свою историю с древних веков. Женщины всегда любили прекрасное, они вышивали и тем самым преображали предметы быта: рушники, подзоры, скатерти, одежду для будней и праздников, фартуки, головные уборы и пр. Добрые традиции вышивки развивались на протяжении многих столетий.
Автор рассматривает элементы вышивки как символы, появившиеся в результате философского и эстетического осмысления мира. В вышивании рушников, по мнению автора, отражались мировоззренческие представления людей, мысли и обычаи, связанные с плодородием и почитанием предков. В орнаменте народного шитья жизнь и мастерство человека символически переплетались с вечностью. В вышивке все имеет эстетически-смысловое наполнение; основательными идеями пропитаны не только великие творения искусства, но и бытовые предметы и вещи. Вышивка не только подвергается влиянию историко-культурного развития, но и непосредственно участвует в его формировании.
Ключевые слова: эстетика, вышивка, искусство, красота
История украшений и вышивок костюма — это история культуры народа в определенную историческую эпоху. Все прекрасное и доброе, до чего дошло общество в различных областях своей деятельности, так или иначе отражалось в костюме [3].
Вышивание как вид искусства существует много веков. Наличие вышивки как оберега
во времена Древней Руси доказывают находки археологов, которые относятся к IX-X вв. [2]. К ним относятся различные детали одежды, украшенные узорами, выполненные простыми и золотыми нитями. Шитьем в те времена украшали предметы быта и одежду знатных людей.
Эстетически прекрасное, безусловно, способствует формированию нравственности,
89
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
и одним из аргументов в пользу этого тезиса является искусство вышивания. В основном в Древней Руси женщины носили одежды, украшенные вышитыми узорами.
Добрые традиции вышивки неустанно развивались, и в Средневековье [2] этот элемент культуры приобретает еще большее распространение в украшении костюма, предметах обихода. Золотыми и серебряными нитями совместно с драгоценными камнями вышивали предметы церковных особ, одежду знати [1]. Особое внимание уделяли праздничной, свадебной одежде. Например, шелком разных цветов и золочеными нитями украшали рушники для свадеб, нарядные рубахи из тонкого льна, шали и платки. Вышивка как вид искусства была наиболее распространена среди знатных женщин и монахинь. Но со временем вышивание приобрело широкую популярность среди всех слоев Руси [1]. С XVIII в. женщины во всех слоях населения занимались рукоделием. Особенно много вышивали девушки-крестьянки [1]: это занятие занимало большую часть их времени.
Женщины всегда любили прекрасное, они вышивали и тем самым преображали предметы своего быта: рушники, подзоры, скатерти, одежду для будней и праздников, фартуки, головные уборы и пр. [1]. Многие предметы выполнялись из простых, недорогих материалов, но зато отличались высоким художественным мастерством украшения. Поэтому, видимо, до сих пор костюм без вышитых узоров не воспринимается многими нарядным и праздничным.
В России вышивание является одним из первых и самых старинных способов украсить не только костюм, но и вообще ткани. В старые времена слово «шить» обозначало «вышивать» [6], этому мастерству учили девочек с малых лет.
Вышивание — это искусство, оно требует не только умения, но и упорства. Вышивку воспринимали не как игру, а достойное и полезное дело [6].
Красота есть душа, гармония, поэтому вышивка всех времен не только красива, но и разнообразна: в каждой вышивке сочетаются разнообразные стили и техники, многогранность орнаментов и сочетания колоритов [5].
При внимательном исследовании обнаруживается, что в многообразном декоре одежды
есть нечто общее: мастерицы следовали четким правилам и наследственным традициям, которые не нарушались никогда [6], потому что вышивание первоначально рассматривалось как оберег и лишь потом как орнамент или украшение [5]. Каждый элемент вышивки нес определенный смысл и значение. До второй четверти XX в. сохранялись на Руси древние традиции.
Ромб является самым часто встречающимся узором в элементах народной вышивки, тем не менее, в вышивке у разных народов он выглядит по-разному и имеет разные значения. Например, ромб и крючки символизируют плодородие, напоминая о прародительнице-матери, начале всего на земле. Ромб в виде «репья» в народном творчестве сравнивают с дубом, который многие народы считали священным деревом: он символизирует небесную молнию, разящую демонов, но оберегающую скот.
На женском костюме этот символ встречается гораздо чаще, чем на детском или мужском. Но как женщины, так и мужчины, носили пояса, которые были украшены орнаментом с ромбовидным узором. Изображение ромба являлось обязательным оберегом. Ромб символизировал земледелие, был символом полей, засеянных зерном, символом благополучного потомства. Ромбовидные узоры наносили и на предметы домашней утвари, вырезали и прорисовывали на внешних стенах домов. Издревле считалось, что семья, находящаяся под охраной ромбовидного рисунка, всегда будет в достатке и многочисленной.
В числе приоритетных узоров был цветок с восемью лепестками. Это был символ Женщины, символ плодородия. Среди узоров растительного направления значительное место занимает дерево жизни, или как его еще называли, «мировое дерево» [6].
Часто темой вышивок становится имитация женской фигуры. Ее можно увидеть в разных комбинациях:
• фигуру, находящуюся в центре рисунка,
по бокам окружают всадники или птицы;
• женщина держит ветвь или светоч;
• женщина держит в руках птицу, и т. д.
Эти символы могут иметь различную трактовку. Но чаще всего на них изображалась Женщина [1] как Богиня-Мать, выступающая покровительницей семьи, благополучия, крестьянства, плодородия. Она символизировала
90
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 3
Вышивка как эстетический элемент костюма
обеспечение жизненными благами и продолжение рода [11-
Красота одежды отвечала реальным требованиям общества. Согласно принципу эстетической чистоты, на костюме узору предназначались места, прикрывающие наиболее важные органы человека [4]. Согласно эстетическому осмыслению, это, прежде всего, голова, олицетворявшая разум. Оберегающая ее вышивка находилась на шее. На женских сборных рубахах вышивка шла по вороту или по бортам, либо покрывала то и другое. В мужских рубахах декорировались ворот-стойка, горловина, косой разрез. Орнамент ворота мужских (в частности, свадебных) рубах как символ-оберег мог спуститься впереди слева на грудь, как бы защищая очень важный орган человека — сердце. В женском старообрядческом костюме вышивка, закрывавшая сердце, находилась на складках сарафана в верхней его части. Если позволял крой сарафана, такую же вышивку делали и на спине. Вышивку воспринимали как огонь и основанный на нем круговорот стихий. А спина считалась одним из самых уязвимых мест человека, она должна была быть надлежаще защищена. Именно поэтому вышивку делали и на спине костюма. По той же самой причине узор могли закрывать другой одеждой: ведь не столь важно было, виден он или нет: важнее всего, что узор, находящийся на нужном месте, оберегал владельца от чар злых духов [4]. Широко распространена была вышивка на женских рубахах, закрывавшая плечи и как бы оберегавшая их силу. Индивидуально декорировался также низ рукава: по древним представлениям, эта вышивка оберегала ловкость руки, без которой невозможен полноценный труд. Орнамент как оберег в этом случае накладывался на обшлага мужских и женских рубах.
Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение, отбиралось все самое лучшее. Так создавался уникальный узор вышивок. Народные костюмы, декорированные вышивкой, отличаются великолепием узоров, согласованностью колорита, идеальными пропорциями, выразительностью народных приемов исполнения [6].
Красиво вышитые изделия отвечали своему практическому назначению, являясь общематериальной эстетической структурой бытия.
Вышивка как чисто эстетическая необходимость делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка была связана с древними обычаями и обрядами крестьянства Руси. Девочки 13—15 лет готовили себе приданое, изготовленное собственноручно. В приданое готовили красиво украшенные вышивкой скатерти, рушники, предметы одежды, платки и шали, подарки [1].
Во время свадьбы молодая невеста дарила родным жениха свое рукоделие. Накануне свадьбы приданое выставляли на всеобщее обозрение, чтобы все могли оценить способности невесты к рукоделию, которое должно было свидетельствовать об ее умении, сноровке и прилежности [1].
Рукоделие в семье крестьян велось в основном женщинами. Они плели кружева, пряли нити, ткали полотно, занимались вышивкой и вязанием. Женщины делились знаниями и навыками друг с другом и перенимали у старших опыт прошлых поколений, [1] воплощая идеи подражания формам природы.
Красивую женскую одежду изготавливали из льна и шерсти, вытканных самостоятельно, хотя в различных губерниях в платьях всегда присутствовали особенности. Целые деревни, а иногда и губернии, характеризовались индивидуальными приемами, символами. В основном это определялось [1] особенностями местных условий, бытом, обычаями, климатическими условиями.
Одежда различалась и по предназначению (на каждый день, для праздников, подвенечная). Были и возрастные отличия (для девочек, для юной, взрослой или пожилой женщины) [1].
Русская вышивка несет в себе и общенациональные черты. Она непохожа на вышивки других национальностей. Ведущую роль в ней занимает геометрический узор как гармония противоположностей и геометрические формы природы и животных: квадраты, ромбы, женские образы, птицы, ветви деревьев или цветущего кустарника. Геометрические символы олицетворяли собой солнце — источник тепла и бытия. Фигура женщины или дерево в цвету указывало на плодородность земли. Пробуждение от зимы, приход весны символизировали птицы.
Места расположения узора и виды вышивки как космическая ритмика были неразрывно связаны с фасоном платья, которое изготавливали из прямых отрезов ткани.
91
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Эстетически чистые общепринятые виды вышивки Севера — крестовидные узоры, расписные, вырезы, шитье насквозь и пр., создаваемые по сетке, гладь белого цвета или цветная. Преобладали узоры, выполненные на белом фоне красными нитками или, наоборот, на красном фоне белый узор. Девушки мастерицы рассматривали фон как неотъемлемую часть узора. Геометрические фигуры и смысловые символы вышивались внутри более крупных элементов. Для изображения птиц, животных и растений использовали шерстяные нити синего, желтого или темнокрасного цвета [1].
Согласно принципу эстетической красоты во время создания рисунка будущей вышивки мастер делал наброски с натуры и только лишь потом «переводил» их в узор или композицию орнамента. Кстати, само слово «орнамент» происходит от латинского слова «украшать» [1].
Так украшали, оформляли изделия прикладного искусства, при этом эстетически осмысляя каждый узор. Таким образом, он становится неотделимой частью всего изделия и полностью подвластен его формам, назначению и используемому материалу [1].
Самое главное в народном творчестве то, что при переводе рисунка в узор выделяются основные, главные особенности образа. Символы изображаемых предметов, птиц или животных обозначают контуром. При этом делают акцент на основные черты, но не стремятся добиться точного сходства. Изображение на плоскости таких тем есть часть узора, оно гармонично сочетается со всем украшаемым изделием, [1] эстетически перекликаясь с реальной действительностью.
Эстетически прекрасным для орнамента русской народной вышивки является симметрия: основные линии, формы и краски закономерно располагаются относительно горизонтальной или вертикальной осей симметрии.
Художественное изображение всего рисунка может основываться на принципе равновесия, и тогда отдельные части узора компенсируют друг друга и становятся частью узора, подчеркивая гармоничность рисунка [6].
Эстетически прекрасный узор создается в замкнутой плоскости, то есть в плоскости, по границам которой наличествуют какие-либо узоры. Примером замкнутой плоскости
может служить квадратная или прямоугольная скатерть, вышивка на стену, треугольная шаль, декоративная наволочка и др. Узор и его форма могут меняться в зависимости от замысла автора или предназначения предмета. Например, скатерть может быть вышита по углам или в середине, а сама плоскость изделия поделена на равные квадраты или просто на прямоугольники, в которых рукодельница вышивает узоры [1].
В вышивке использовались образцы народных узоров и рисунки, созданные художниками. Отдельные фрагменты рисунков можно было сочетать по-разному; наблюдая за природой, самостоятельно фантазировать узоры, их месторасположение на изделии, творчески моделируя эстетическую основу [6].
При выборе цветов вышивки всегда учитывалась совместимость цветов [1]. Для этого надо знать основные свойства, взаимодействие цветов — гармонию красоты и меры.
Древние орнаменты могут раскрыть много тайн. Исследуя орнаменты и узоры, становится ясно, что язык этих символов передает нам уважительное отношение к природе. Мастер, выводя своей рукой своеобразные заклинания в виде орнамента, как бы просил у природы-матушки защиты, милости и покровительства. Художники-мастера тщательно отбирали из многообразия знаков лишь те, что, по их мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче, здоровью [2]. Эти символы они особо хранили и почитали.
В художественном творчестве и вышивании отражались религиозные верования народа, поклонение идолам, молитвы о счастье, доброте, богатстве, урожае, поддержке в будничной жизни [5].
И сегодня при создании истинно прекрасных современных вышитых изделий мастера часто находят вдохновение в старинных вышивках XVIII—XIX вв., в которых сохранились принципы эстетической гармонии [1].
История вышивки как народного творчества так же стара, как и история костюма. Одежда явилась тем объектом, в котором человек смог выразить свое художественно-эстетическое мировоззрение. Язык одежды и сегодня является средством зрительного выражения определенных представлений человека о самом себе и обо всем мире в целом.
Костюм — это эстетический символ, внешний элемент обыденной, повседневной жизни
92
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 3
Вышивка как эстетический элемент костюма
каждого человека. Система символов не всегда поддается логическому осмыслению [3]. В области быта символы и знаки отсылают к образу, общественно-историческое содержание которого выражено через эмоционально-эстетические ассоциации.
С точки зрения эстетики, символика в вышивке — это смыслообразующие элементы информационно-знаковой системы костюма, выполняющие определенные функции. Вышивка в костюме несет вполне определенную эстетически-символическую нагрузку.
Литература
1. Артемьева Е. Алешинский наряд // Чудесные мгновения. Серия «Традиционный костюм». 2005. № 5. С. 5—34.
2. Дурасов Г.П. Изобразительные мотивы русской народной вышивки. М.: Сов. Россия, 1990. 58 с.
3. ИвановскаяВ.И., ШевчукМ.В. Русские орнаменты. М., 2006. 224 с.
4. Еременко Т.И. Иголка — волшебница. М.:, Просвещение. 1998.
5. Еременко Т.И. Вышивка крестом. М., Мария. 1992.
6. Русакова Л.М. Мотивы ромба с крючками в узорах сибирских вышивальщиц. М, 2007.
EMBROIDERY AS AN AESTHETIC CONSTITUENT OF THE GARMENT
Efimova Liudmila Vladimirovna, post-graduate student at the Department of Philosophy, Sociology and Psychology, 11elv@mail.ru,
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The aesthetically beautiful promotes the generation and development of morals, which is demonstrated by the art of embroidery. Dating back into the ancient times, the traditions and practice of embroidery have been consistently developed and passed from master to apprentice.
The author regards elements of embroidery as symbols created as a result of the philosophical and aesthetic interpretation of the world. According to the author, towel embroidery has reflected folk world outlook, thoughts and customs connected with fertility and filial piety. Beauty as a symbol originating from the spiritual reveals itself in the embroidery ornaments, which identify human life and art with eternity. Embroidery resembles nature, as neither tolerates vacuum and is always rich in aesthetics and sense. Embroidery does not only reflect the historical and cultural development of people but is its active and direct participant.
Keywords: aesthetics, embroidery, art, beauty
References
1. Artem’eva, E. Aleshinskii nariad [Aleshinsky garment]. Chudesnye mgnoveniia. Seriia: “Traditsionnyi kostium” [A flash of marvel. Series: “Traditional costume”]. 2005. № 5. pp. 5—34.
2. Durasov, G.P. Izobrazitel’nye motivy russkoi narodnoi vyshivki [Russian folk embroidery motifs]. Moscow: Sov. Rossiia Publ., 1990. 58 p.
3. Ivanovskaia, B.I., and Shevchuk, M.V. Russkie ornamenti [Russian ornaments]. Moscow, 2006. 224 p.
4. Eremenko, T.I. Igolka — volshebnitsa [A fairy of a needle]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1998.
5. Eremenko, T.I. Vyshivka krestom [Cross-stitch embroidery]. Moscow: Mariia Publ., 1992.
6. Rusakova, L.M. Motivy romba s kriuchkami v uzorakh sibirskikh vyshival’shchits [Diamond-shaped hooked motifs in Siberian embroidery ornaments]. Moscow, 2007.
93