Научная статья на тему 'Традиции и преемственность декоративного искусства в женской одежде таджичек'

Традиции и преемственность декоративного искусства в женской одежде таджичек Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
985
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА ТАДЖИЧЕК / ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ / ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / FEMININE CLOTHES OF TAJIK WOMEN / TRADITIONAL COSTUME / TECHNOLOGY / SUCCESSION OF GENERATIONS / ORNAMENTAL ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Умарова Гульрухсор Абдусаломовна

В статье рассматриваются проблемы художественного строя и декора традиционного костюма таджичек. Основное внимание автор уделяет искусствоведческому анализу женской национальной одежды и современному состоянию творчества таджикских мастериц, проблемам преемственности декоративного искусства в национальной одежде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions and Succession of Ornamental Art in Tajik Feminine Clothes

The article dwells on the problem of artistic structure and decoration in regard to the traditional costume of Tajik women. The author pays special attention to the analysis of feminine national clothes and modern creation of Tajik seamstresses being genuine mistresses of their art, to the problems of succession of ornamental art in national clothes; art history being a guiding factor for the researcher.

Текст научной работы на тему «Традиции и преемственность декоративного искусства в женской одежде таджичек»

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ )~133 “

Г Умарова

ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА В ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЕ ТАДЖИЧЕК

Ключевые слова и фразы: женская одежда таджичек, традиционный костюм, декоративное искусство, технология, преемственность поколений

В условиях демократических преобразований общества и суверенизации Республики Таджикистан одним из решающих условий для успешного развития национального возрождения и сохранения самобытной культуры народа является переосмысление общечеловеческих и национальных ценностей общества. В силу этого обращение к культурному наследию предков, изучение духовных и художественных традиций народа, выявление в них реальных картин искусства и поиск преемственных связей между поколениями осознается как насущная культурная задача. В последнее время особенно интенсивно изучается историческое прошлое материальной культуры таджикского народа. В обществе, в целом расширился интерес к национальной одежде как важному элементу материальной культуры. Сегодня она является обязательным атрибутом на ежегодных народных праздниках, концертах, торжественных мероприятиях. Поэтому изучение её форм и художественных особенностей с точки зрения их современного состояния выдвигается на передний план проблем человека и культуры. Традиционная женская одежда - один из ярких элементов материальной культуры таджиков. В особенностях его формирования и развития отразились в основном этническое своеобразие, характер трудовой деятельности народа, социальные отношения, мировоззрение, эстетические вкусы. Т. Арманд в книге «Орнаментация тканей» пишет: «... если бы исчезло всё и остался только женский костюм, то по нему можно было бы

— 134"< НОМАИ донишгох 3

восстановить до известной степени эстетическую культуру прошедших эпох» (2,21). Женский костюм таджичек XIX - начала XX веков сохранял в себе больше архаических черт. Это в какой-то мере может быть объяснено и оседлым образом жизни, и особым статусом женщины, которая была наиболее прочно привязана к вековым традициям семьи и очага. Изготовление одежды, как мужской, так и женской, с давних пор считалось искусством. Было много подлинных мастеров, славившихся своими золотыми руками, причем одежду шили не толью женщины, но и мужчины. От портного требовались самые разнообразные знания и умения. Он был одновременно художником, вышивальщиком, умел и клеить и стегать. Трудовые навыки, секреты мастерства, связанные с изготовлением одежды, передавались из поколения в поколение. Девочек с малых лет обучали шитью и вышиванию, тем самым осуществляя не только их трудовое, но и эстетическое воспитание. О формировании и своеобразии традиционного костюма таджичек свидетельствуют образцы одежды, хранящиеся в фондах музеев и у местного населения. Традиционная одежда таджиков имела свои особенности в каждом из этнокультурных регионов, но обладала и общими чертами. У мужчин - рубаха туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейка, чалма и кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заострённым носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях - туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. У женщин - туникообразного покроя платья, в сельских районах - из гладких тканей, в горных южных районах - вышитые, особенно в Дарвазе и Кулябе. Общими элементами традиционной одежды у женщин служили рубаха или платье туникообразного покроя «курта» и женские платья с вертикальным вырезом ворота «пешкушо» или «пешяла». Нередко грудной разрез украшался планкой, вышитой тесьмой. На платье «пешяла» по обеим сторонам вертикального разреза ворота делали густые сборки «чим-чим». Позднее, в гардеробе женщин появились платья с отрезной кокеткой, которые в настоящее время являются основной формой женских платьев. Вторым основным элементом в женском костюме являются глухие широкие шаровары, «эзор», «пойжома», «лозими», с

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 135 “

напуском у щиколотки . Внизу шаровары обшивались тесьмой «зехак» («джихак»). Особое место в костюмном комплексе отводилось головному убору - головной платок (в некоторых местностях — тюбетейка и платок), а у горожанок и равнинных таджичек также распашной халат. Кроме того, существовал особо вышитый платок невесты «сарандоз» (накидка на голову), украшенный вышивкой. В начале XX века его заменило легкое покрывало из тюля - «тур», которое накидывали на голову невесты, концы этого платка были украшены вышивкой, исполненной на тамбурной машинке (йурма). Кроме платьев, в комплект традиционного женского костюма входили еще два вида верхней туникообразной одежды - «мунисак» или «калтача» и паранджа, которые отличались от обычных халатов в покрое: отсутствовал пришивной воротник, передние и боковые клинья слегка были раскошены внизу, по краям халат обшивался ручным плетением «зех» и имел яркие, нарядные подполки «фаровез», на боках имелись небольшие разрезы. В целом, женская одежда таджичек с давних времен сохраняет несложность форм, уравновешенность деталей. Покрой, удачно найденный и приспособленный к быту и климату, не менялся веками. По мнению искусствоведа Г. Майтдиновой, образцы изобразительного искусства Согда и Тохаристана периода раннего средневековья свидетельствуют о неизменных видах одежды в разные периоды времени, об их приспособленности к местному климату и укладу жизни племен и народов (3, 11). Единственное различие было в том, что в обрядовом костюме главными выразительными чертами ритуального назначения становились цвет, фактура материала и декоративное решение. В основном женская одежда изготовлялась из шелковых и хлопчатобумажных тканей местного кустарного производства: полосатая алоча, бекасаб, адрас, атлас, банорас, бархат и также использовались привозные ткани. Популярна была согдийская ткань - карбос, шелк, шерсть, хлопок. Ткацкое ремесло здесь находилось на высоком для того времени уровне, изделия отличались оригинальным орнаментом и чистым цветом (1,257,258). Следует обратить внимание на то, что народные мастера не ездили за сырьем на дальние расстояния: «Когда народ творит ... создает свою художественную культуру, свое декоративное

—136~< НОМАИ донишгох 3

искусство...он пользуется тем, что дает окружающая среда, -естественными ресурсами: у кого под руками дерево - деревом, у кого под руками камень - камнем, у кого под руками кость - костью, у кого под руками шерсть - шерстью и т.д.» (5, 51). Декор в одежде в основном представлялся в виде вышивки различных стилей и направлений. Вышивалось всё, что толью возможно: платья, накидки, головные уборы, обувь. По древним традициям таджиков в семье каждая женщина должна была уметь вышивать. Молодые девушки - будущие невесты, должны были готовить приданое из разных вышитых предметов - сюзане, ойнахалта, чойхалта, зардевор, гулкурпа, чорпеч, парда, белбог, тюбетейка, платье, носовой платок, жойнамоз, руйчо, безрукавка и другие. Все аксессуары, аппликации, фрагменты шелковых тканей для украшения костюма тщательно подбирались по цвету, рисунку, орнаменту. Предпочтение отдавалось сдержанным, спокойным тонам, что гармонично вписывалось в окружающую среду. Различные приемы исполнения вышивок — «свободные вышивки - гладь, ришелье, тамбур, счетные вышивки - крест, счетная гладь, также вышивка бусами, шнуром, тесьмой - способствовали воплощению в декоре богатого художественно-образного мышления мастерицы и высокой художественной одаренности таджикского народа. Искусство вышивки как типичный вид женского рукоделия был продуктом творчества многих поколений вышивальщиц. «Вышивку больших изделий обычно выполняют два художника: рисовальщица (каламкаш, нусхакаш) и вышивальщица (гулдуз). Первые наносили рисунок и цветными нитками условно обозначали тона. Затем работа завершалась коллективным трудом вышивальщиц. А некоторым рисовальщицам приходилась не только чертить, но и вышивать» (4,61). Несмотря на то, что определенные схемы, представляющие локальные разновидности декора одежды, имеют общие особенности композиционных приемов, цветовой гаммы и техники исполнения, каждой этнической группе присуща своя орнаментация одежды. В любом образце вышивок трудно было найти абсолютно идентичные повторения, в каждом случае - своё индивидуальное решение. Совершенно иным было отношение к декору праздничной, свадебной одежды. Для этого использовали блестящие ткани, причем

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 137 “

предпочтение отдавали более качественным и дорогим - бархату, парче, атлас, шелку и т.д., Широко распространены были блестящие отделки - вышивка бисером, блестками, золотой нитью. Золотошвейным узором украшали многие детали женского праздничного костюма: пешонабанд (головной налобный убор), сарандоз, румол (головные платки или накидки), кальтапушак (головной убор замужней женщины), курту (платье), зохи-курту (золотошвейная тесьма, обрамляющая передний вырез платья), кальтачу (верхний женский халат), туппи (тюбетейку), пойчомаи зардузи (женские шаровары), махси (бархатные или суконные сапожки с мягкой подошвой), кавши (туфли с низким задником), попуш (туфли с тонким загнутым носом), паранджу (верхняя одежда типа халата, одеваемая на голову). В них, как правило, мастера-золотошвеи использовали традиционные орнаментальные мотивы и композиции, принципы их узорного и цветового построения. Если в этой связи рассматривать золотое шитье на женских платьях, то станут понятными наиболее характерные его художественные особенности - укрупненность и лаконизм элементов вышивки, ритмическая строгость их композиционного расположения на платье, характер сочетания золотых и серебряных нитей в одном мотиве. Наряду с вышивкой широкое распространение имели и другие приемы декорирования - аппликация (накладное шитье), узорное ткачество, набойка. Рисунок для аппликации использовался ритмическим чередованием геометрических фигур. Одежду украшали одноцветными и разноцветными лоскутками тканей или любых материалов разной выработки (гладкой, блестящей), замши, кожи, накладываемые по контурам узора на основную ткань, служащей фоном. Контуры отделки закреплялись петельным, гладьевым или тамбурным швом, также очень часто аппликация дополняется бисером, блестками, бусами. Все виды украшения занимали особое место в костюме женщин, чьи формы и сложность декорирования различались в зависимости от половозрастных и социальных различий. Фасон одежды в определенном смысле диктовали национальные полосатые, однотонные или набивные ткани. Передняя часть, подол, края рукавов и воротник часто украшались вышивкой и вышитой цветами тесьмой (джихак). В древности эта деталь украшения

—138< НОМАИ донишгох 3

служила своеобразным оберегом и воплощала определенные религиозные воззрения, придавая наряду завершенность и красоту. В целом в традиционном костюме таджичек были установлены традиции, регламентирующие его конструктивные и декоративные аспекты. Если проследить динамику смены формирования и декорирования, то установленные традиции и элементы одежды и поныне не потеряли своего значения и прослеживаются в современной одежде. Пройдя сквозь века, красочные нацио-нальные женские наряды снова стали модны. Современная повседневная одежда таджичек начала XXI века значительно трансформировалась, модифицировался декор. Изменились технологии, цветовые сочетания, декоративные элементы, но в то же время сохранились наиболее важные элементы и приемы: традиционные формы, удобство, ассортимент, пропорциональные соотношения.

С целью изучения современного состояния в стиле и форме национальной одежды, выявления отношения молодежи к использованию этнокультурных традиций, технике и приемам декоративного искусства в национальной одежде нами проведено исследование путем анкетирования среди студентов политехнического института г. Худжанда, в опросе участвовало 500 студентов. Наряду с вопросами обобщающего характера, в анкетных вопросах также нашли свое отражение такие направления, как отношение респондентов к национальным тканям, в основном, одежде из национальных абровых тканей, атласа, силуэту и форме современной женской одежды. Итоги анкетного опроса показали возрождающийся интерес к национальной одежде, к национальным тканям и повышенный спрос на одежду из национальных тканей и ручной работы. Исследование также выявило, что нынешнюю молодежь привлекает в одежде художественное оформление, красочность, вышивка, аксессуары. Символика и знаковые функции в одежде не представляют интереса. Несмотря на то, что традиции, связанные с национальными костюмами, это уже часть истории, желание каждого поколения внести свой творческий и индивидуальный вклад к созданию наряда сохраняется и в наши дни. Современные художники-модельеры всё чаще обращаются к народным традициям, традициям декоративного украшения

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 139 “

национальной одежды. В своём творчестве по созданию современной одежды в национальном колорите они берут от национального костюма богатство колористических сочетаний, разнообразные формы и мотивы орнаментального декора. Принципы народного декорирования проявляются в особенностях кроя, конструкциях элементов, расположении декора новой современной вещи. Эмоционально-образная сторона доминирует в творческом процессе, большое внимание уделяется ручной отделке, разнообразным традиционным приемам украшения костюма, орнаментации деталей. Для создания этнического образа в современном костюме дизайнеры широко применяют отделку цветными кантами по горловине, по низу рукавов и стана, по срезам борта распашных изделий и т.д. Широко применяется бисерная мозаика. Традиционно широкая полоска бисера пришивается к подолу платья, узкие бисерные полосы пришивают на кокетки, низу рукавов. Также, в последние годы широко применяются бусы, стеклярус, металлические нити, которые свидетельствуют об устойчивом влиянии традиционных технологий. Подобная отделка соответствует традиционному декору различных этносов. Существуют примеры творческой переработки народных традиций в театральной и концертной среде — для сценических костюмов, этнических фольклорных коллективов. Уступая требованиям зрелищности, нередко приходится жертвовать культурными ценностями. Другие мастерицы воссоздают традиционный орнамент, несколько упрощая технику вышивки, используя машинные швы и современные материалы, что порой ведет к разрушению традиции. Подобное новаторство в декорировании костюма является следствием адаптивных процессов в культурной среде. В этом взаимодействии народных традиций и современности воплощена благородная задача - показать богатство и разнообразие национального костюма, сохранить различные техники и технологии народного искусства. Благодаря современному образу жизни и развитию массового производства, одежда потеряла ярко выраженные национальные черты. Современный модный костюм испытывает влияние всех культур мира - стран Востока, Европы, Индии, России. С обилием привозных товаров народного потребления на местных рынках уходит в прошлое искусство золотошвей, вышивальщиц,

— 140~С НОМАИ донишгох 3

ткачей, кожевенников, ювелиров-заргаров. Однако, последняя треть XX в для мастериц стала периодом индустриального вмешательства в традиционную культуру этноса. Изменения коснулись традиционных технологий и средств производства костюма, в том числе и системы его декорирования. Современная технология диктует и выбор техники. Результаты исследования также свидетельствуют о заметном повышении интереса к возрождению традиций декоративного искусства и ручного творчества. Всё вышесказанное не означает, что мы должны вернуться к старинным методам производства вручную. В сценических костюмах, в которых бы соблюдались народные традиции, важно сохранять схожесть, общую символику, обращая особое внимание на композицию, орнаменты, цвет, фактуру ткани, и т. д. Таким образом, для молодых мастеров национальная традиция становится ключом к созданию современной модели. Поиск художественных принципов, оригинальных форм заставляет задуматься о создании школ традиционного шелкоткачества, мастерских с использованием традиционной системы «устод -шогирд» (наставник-ученик) с широким привлечением народных мастеров, ведущих специалистов, изучении локальных особенностей народного ремесла и творчества, выявлении тонкостей секрета мастерства с целью дальнейшего творческого переосмысливания историко-художественного наследия. Следовательно, вывод об актуальности проблемы преемственности национальных традиций, приобщения молодого поколения к отечественному художественному наследию, исследования, освоения и совершенствования богатых художественных традиций предков является важным условием формирования этнического самосознания молодежи, ценностных ориентаций, личностного отношения к отечественной культуре, сохранения и возрождения культурных традиций.

Список литературы:

1. Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история,- М.: Наука, 1972

2. Арманд Т. Орнаментация тканей. - М., 193 7

3. Майтдинова Г. Ткани Тохаристана // Раннесредневековые ткани Средней Азии. Душанбе: Дониш, 1996.138 с. с ил.

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ 141 “

4. Рузиев М. Декоративно-прикладное искусство таджиков. -Душанбе, 2003

5. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. - М.,1969

6. Сухарева О.А. История среднеазиатского костюма. Самарканд (2ая половина XIX - начало XX вв.). -Москва: Наука,1982

Традиции и преемственность декоративного искусства в женской одежде таджичек

Г Умарова

Ключевые слова и фразы: женская одежда таджичек, традиционный костюм, декоративное искусство, технология, преемственность поколений

В статье рассматриваются проблемы художественного строя и декора традиционного костюма таджичек. Основное внимание автор уделяет искусствоведческому анализу женской национальной одежды и современному состоянию творчества таджикских мастериц, проблемам преемственности декоративного искусства в национальной одежде.

Traditions and Succession of Ornamental Art in Tajik Feminine Clothes

Y. A. Umarova

Key words: feminine clothes of Tajik women, traditional costume, ornamental art, technology, succession of generations

The article dwells on the problem of artistic structure and decoration in regard to the traditional costume of Tajik women. The author pays special attention to the analysis of feminine national clothes and modern creation of Tajik seamstresses being genuine mistresses of their art, to the problems of succession of ornamental art in national clothes: art history being a guiding factor for the researcher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.