Научная статья на тему 'ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ "ОБЖ"'

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ "ОБЖ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТНО-ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВР БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНЧЕСКИЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завалишин А.В.

Рост вызовов и угроз человеку в современном обществе вынуждает искать новые, более эффективные способы предупреждения их возникновения. Принимая во внимание, что большинство современных опасностей имею антропогенные причины, возникает необходимость начинать решать их на уровне образования. В статье рассмотрены некоторые аспекты применения внеучебной деятельности в предметно- профильной подготовке будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ "ОБЖ"»

логической последовательности и правильному выбору языковых средств. [4, 56]

Эта работа может выполняться как письменно, так и устно, как фронтально всем классом, так и индивидуально, как на уроках грамматики, так и при подготовке к любой творческой работе. Выполнение подобных упражнений будет служить целям предупреждения и исправления речевых ошибок учащихся. Список использованной литературы:

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. /[Текст] - М., . - М., 1997.

2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. /[Текст] - М.: Просвещение, 1991.

3. Детская речь / Под ред. Н.А. Рыбникова. /[Текст] - М.: Просвещение. - 1980.

4. Егоров Т.Т. Психология овладению навыкам чтения. /[Текст] - М.: Изд-во Академия наук РСФСР, 1953.

5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. /[Текст] - М.: Просвещение, 2001.

© Забусова Е.И., Курмачева Н.С., 2020

УДК 378.184

А.В. Завалишин

старший преподаватель ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет»

г. Южно-Сахалинск, РФ

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ «ОБЖ»

Аннотация

Рост вызовов и угроз человеку в современном обществе вынуждает искать новые, более эффективные способы предупреждения их возникновения. Принимая во внимание, что большинство современных опасностей имею антропогенные причины, возникает необходимость начинать решать их на уровне образования. В статье рассмотрены некоторые аспекты применения внеучебной деятельности в предметно-профильной подготовке будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова

Внеучебная деятельность, предметно-профильная подготовка, бакалавр безопасности жизнедеятельности,

студенческие спасательные отряды.

Интенсивное внедрение в повседневную жизнь человека результатов научно-технического прогресса, информатизация общества, в совокупности с ростом населения, уровня потребления природных ресурсов и сопутствующие им антропогенные нагрузки на окружающую среду, а так же возникновение различных природных, техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций создали такие условия для жизнедеятельности и развития человека, в которых на первостепенное место выходят вопросы обеспечения собственной и общественной безопасности, а так же защиты окружающей среды.

Все это не может не находить отражение в образовании современного человека. По мнению Абрамовой С.В., Станкевича П.В., «Одним из основных способов достижения безопасности личности в современном мире становятся знания, являющиеся ядром содержательной части предметной области «Безопасность жизнедеятельности» [2].

Следует также учитывать, что обучение безопасности жизнедеятельности не ограничивается передачей новых знаний человеком, оно должно способствовать раскрытию нравственного и интеллектуального потенциала. Результатом обучения должен стать индивид, способный ориентироваться среди опасностей природного, социального и иного характера, в сложных социокультурных обстоятельствах [3].

В настоящее время идет реформирование системы образования, осуществляется поиск новых форм и методов обучения, в том числе и при подготовке будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности [1]. В основном, изменения затрагивают учебную деятельности студента (аудиторная работа, внеаудиторная работа, самостоятельная работа, дистанционное обучение и т.п.), а внеучебная деятельность воспринимается как форма творческой деятельности различного вида, организованная культурно-досуговая деятельность, и остается несколько в стороне, несмотря на обладание ею огромного потенциала (мотивирующий, коммуникативный) для использования ее в качестве одного из инструментов в профессиональной, предметно-профильной подготовке педагога.

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование использования внеучебной деятельности в предметно-профильной подготовки будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности.

Задачи, подлежащие решению в рамках поставленной цели заключаются в изучении отражения проблемы исследования в психолого-педагогической литературе, исследовании места и современной роли внеучебной деятельности студентов в образовательном процессе высшего учебного заведения.

На основе анализа Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, учебных планов по подготовке бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, методических рекомендаций по организации и проведению практик можно сделать вывод, что внеучебная деятельность студента не находит отражение в программе профессиональной подготовки студента.

Тем не менее, многими исследователями, подчеркивается, что именно внеучебная деятельность, в силу своей нерегламентированности, обладает большим простором для реализации творческих способностей студентов, она активизирует и стимулирует к развитию заложенный в них творческий потенциал, и было бы неправильно, на наш взгляд, не использовать столь мощный инструмент для решения задач предметно-профильной подготовки студентов, обучающихся по профилю образование в области безопасности жизнедеятельности.

Одним из видов внеучебной деятельности студентов, обучающихся на кафедры безопасности жизнедеятельности Сахалинского государственного университета, является участие в деятельности студенческого пожарно-спасательного отряда СахГУ (далее СПСО СахГУ), при котором студенты проходят туристическую, специальную подготовку, подготовку по оказанию первой помощи, привлекаются к участию в организации школьных соревнований «Школа безопасности», «Юный пожарный», «Юный водник», социально-ориентированных мероприятиях «День защиты детей», «Праздник безопасности», а также в соревнованиях по проведению аварийно-спасательных работ.

Посредством подобной деятельности, студенты кафедры безопасности жизнедеятельности, в дополнение к педагогическим знаниям и умениям, приобретают довольно обширный практический опыт, соответствующий их будущей профессиональной сферой деятельности.

Несмотря на внешнюю привлекательность участия студентов в деятельности СПСО СахГУ мы сталкиваемся с определенным противоречием, заключающимся с одной стороны возможностью студенту самостоятельно повысить уровень предметно-профильной подготовки, и с его индифферентной позицией с другой стороны.

Проведенный анализ литературы, организации внеучебной работы в ВУЗах, деятельности студенческих спасательных отрядов, позволяет сделать следующие выводы:

1. Роль внеучебной деятельности в качестве средства повышения предметно-профильной подготовки будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности недооценена;

2. Необходимо разработать механизмы повышения самосознания студентов, принятие ими ответственности за качество собственной профессиональной и предметно-профильной подготовки;

3. Целесообразно рассмотреть развитие внеучебной деятельности по пути некой интеграции ее в учебную деятельность, чтобы занятие определенными видами внеучебной деятельности соответствовали направлению и профилю подготовки студента и тем самым предоставляли бы ему более широкие возможности для достижения высоких учебных результатов.

4. Организация внеучебной деятельности, даже при частичном решении задач предметно-[ 179 )-

профильной подготовки, должна быть отличной от учебной деятельности и сохранить свободу выбора, творчества, общения, должна быть интересна и привлекательна для студента, только в подобных условиях возможно органичное сближение учебной и внеучебной деятельности, их дополнения друг друга, при сохранении своих основных целей и задач.

Список использованной литературы:

1. Абрамова С. В., Бояров Е.Н. Оценка сформированности профессиональных компетенций у студентов / С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров // Психология обучения. - 2011 - №3. - С. 68-78.

2. Абрамова С.В., Станкевич П.В. Содержание предметных знаний образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» в подготовке студентов вуза. / С.В. Абрамова, П.В. Станкевич // Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика: Материалы VII Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. СахГУ. 2017 - С. 4-10.

3. Абрамова, С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности : учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. - Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2012. - 244 с.

© Завалишин А.В., 2020

УДК 331.101.3

П.М. Моргачев

ст. преподаватель кафедры (К и ОМР) ВУНЦ ВВС «ВВА»

г. Воронеж, РФ С.Н. Смеянов

доцент кафедры (К и ОМР) ВУНЦ ВВС «ВВА»

г. Воронеж, РФ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ МОТИВАЦИИ В

УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация

В статье рассматривается подходы к формированию и развитию системы многоуровневой мотивации слушателей на протяжении всего периода обучения в вузе.

Ключевые слова: Мотивация, обучающийся, этап обучения, преподаватель.

Компетентностный подход, активно внедряемый в современную систему высшего профессионального образования (ВПО), требует акцента на результате образования, где результатом является не количество и качество полученных в вузе знаний, умений и навыков, а способность выпускника их применять в различных профессиональных ситуациях.

Это значит, что обучающийся во время обучения в вузе должен ясно осознавать и представлять функции и задачи, с которыми он столкнется после окончания вуза. Это маловероятно на начальных этапах обучения и этого не так просто добиться на более старших курсах.

Решение этой проблемы возможно только активной мотивацией обучающихся, для чего преподавателю необходимо знать и целенаправленно применять все мотивационные факторы обучения.

Молодой человек попавший в систему ВПО, как и любой человек оказавшийся в новой, незнакомой для себя обстановке проходит ступени адаптации к ней. У него формируются, развиваются и меняются потребности, которые в свою очередь обуславливают возникновение различных мотивов. Эти мотивы, в соответствии с уровнями пирамиды потребностей Маслоу, также можно выстроить в многоуровневую систему, которая обеспечивала бы требуемый уровень мотивации на каждом из этапов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.