Научная статья на тему 'СИНТАКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ'

СИНТАКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ РЕЧИ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / СЛОВОСОЧЕТАНИЕ / СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / СЛОВЕСНЫЙ ОБРАЗЕЦ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забусова Е. И., Курмачева Н. С.

Главное в работе по русскому языку в начальных классах школы - воспитание монологической речи учащихся (устной и письменной). Монологическая речь является относительно развернутым видом речи, так как в ней почти не используется «неречевая» ситуативная информация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИНТАКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ»

СИМВОЛ НАУКИ 2410-700Х № 5 / 2020

УДК 037

Забусова Е. И. учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ Курмачева Н. С.

учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ

СИНТАКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Аннотация

Главное в работе по русскому языку в начальных классах школы - воспитание монологической речи учащихся (устной и письменной). Монологическая речь является относительно развернутым видом речи, так как в ней почти не используется «неречевая» ситуативная информация.

Ключевые слова

Воспитание речи, языковые средства, монологическая речь, словосочетание, синтаксические конструкции,

художественная литература, словесный образец.

Развитие речи - это принцип всей работы по русскому языку, и содержание обучения, направленное на совершенство словаря, произношения, синтаксического строя письменной и устной речи учащихся.

Известно, что речь ребенка, развивающегося в естественной речевой семьи, детского сада, характеризуется достаточно развитым словарем и синтаксическим строем, но является, по существу, ситуативной.

При обучении в школе в процессе изучения грамматики формируются умения пользоваться синтаксическими единицами, сознательно выбирать языковые средства для создания связного текста.

Воспитание речи в начальных классах школы не может ограничиваться простым пересказом текста, простым ответом на вопросы, а требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной, творческой, мыслительной работой над текстом, с формирование сложных речевых и речемыслительных умений.

В монологической речи мало упоминания, о каком бы то ни было знакомом предмете, говорящему, нужно назвать тот предмет, описать его, рассказать о его действиях. Монологическая речь - произвольная. Это значит, что говорящий должен построить самостоятельное высказывание. Речь должна быть «предметом специального речевого воспитания», чтобы родной язык и родная литература формировали умения, связанные с организованностью, последовательностью речи. [1, 15]

Для описания какого-либо предмета ребенка необходимо научить планировать свое высказывание, определять последовательность предложений, избирательно пользоваться языковыми средствами (словами, средствами связи слов, синтаксическими синонимами и т.д.), правильно строить и употреблять в речи предложения: простые, распространенные и нераспространенные, с однородными членами, сложные предложения.

В начальных классах школы следует проводить работу над всеми типами монолога, хотя, конечно, следует иметь в виду, что и возрастным и творческим особенностям младших школьников наиболее доступно повествование, в которое могут включаться элементы описания и рассуждения. [2, 45]

Важным приемом обучения монологу является опора на словесный образец, на наблюдение за окружающей действительностью, на анализ серии сюжетных картинок и пр. Содержание уроков развития связной речи, определенное программой и учебником, предполагает обучение детей приемам изложения мыслей. Учитель учит детей строить текст по определенному плану, озаглавить его, интонационно правильно оформлять в устной речи, орфографически и пунктуационно в письменной.

В работе по развитию связной устной и письменной речи учителю приходится иметь дело со всеми сторонами языка, так как любой монолог - это единое целое, подчиненное определенному замыслу,

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2020

логической последовательности и правильному выбору языковых средств. [4, 56]

Эта работа может выполняться как письменно, так и устно, как фронтально всем классом, так и индивидуально, как на уроках грамматики, так и при подготовке к любой творческой работе. Выполнение подобных упражнений будет служить целям предупреждения и исправления речевых ошибок учащихся. Список использованной литературы:

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. /[Текст] - М., . - М., 1997.

2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. /[Текст] - М.: Просвещение, 1991.

3. Детская речь / Под ред. Н.А. Рыбникова. /[Текст] - М.: Просвещение. - 1980.

4. Егоров Т.Т. Психология овладению навыкам чтения. /[Текст] - М.: Изд-во Академия наук РСФСР, 1953.

5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. /[Текст] - М.: Просвещение, 2001.

© Забусова Е.И., Курмачева Н.С., 2020

УДК 378.184

А.В. Завалишин

старший преподаватель ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет»

г. Южно-Сахалинск, РФ

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ «ОБЖ»

Аннотация

Рост вызовов и угроз человеку в современном обществе вынуждает искать новые, более эффективные способы предупреждения их возникновения. Принимая во внимание, что большинство современных опасностей имею антропогенные причины, возникает необходимость начинать решать их на уровне образования. В статье рассмотрены некоторые аспекты применения внеучебной деятельности в предметно-профильной подготовке будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова

Внеучебная деятельность, предметно-профильная подготовка, бакалавр безопасности жизнедеятельности,

студенческие спасательные отряды.

Интенсивное внедрение в повседневную жизнь человека результатов научно-технического прогресса, информатизация общества, в совокупности с ростом населения, уровня потребления природных ресурсов и сопутствующие им антропогенные нагрузки на окружающую среду, а так же возникновение различных природных, техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций создали такие условия для жизнедеятельности и развития человека, в которых на первостепенное место выходят вопросы обеспечения собственной и общественной безопасности, а так же защиты окружающей среды.

Все это не может не находить отражение в образовании современного человека. По мнению Абрамовой С.В., Станкевича П.В., «Одним из основных способов достижения безопасности личности в современном мире становятся знания, являющиеся ядром содержательной части предметной области «Безопасность жизнедеятельности» [2].

Следует также учитывать, что обучение безопасности жизнедеятельности не ограничивается передачей новых знаний человеком, оно должно способствовать раскрытию нравственного и интеллектуального потенциала. Результатом обучения должен стать индивид, способный ориентироваться среди опасностей природного, социального и иного характера, в сложных социокультурных обстоятельствах [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.