СИМВОЛ НАУКИ 2410-700Х № 5 / 2020
УДК 037
Забусова Е. И. учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ Курмачева Н. С.
учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ
СИНТАКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Аннотация
Главное в работе по русскому языку в начальных классах школы - воспитание монологической речи учащихся (устной и письменной). Монологическая речь является относительно развернутым видом речи, так как в ней почти не используется «неречевая» ситуативная информация.
Ключевые слова
Воспитание речи, языковые средства, монологическая речь, словосочетание, синтаксические конструкции,
художественная литература, словесный образец.
Развитие речи - это принцип всей работы по русскому языку, и содержание обучения, направленное на совершенство словаря, произношения, синтаксического строя письменной и устной речи учащихся.
Известно, что речь ребенка, развивающегося в естественной речевой семьи, детского сада, характеризуется достаточно развитым словарем и синтаксическим строем, но является, по существу, ситуативной.
При обучении в школе в процессе изучения грамматики формируются умения пользоваться синтаксическими единицами, сознательно выбирать языковые средства для создания связного текста.
Воспитание речи в начальных классах школы не может ограничиваться простым пересказом текста, простым ответом на вопросы, а требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной, творческой, мыслительной работой над текстом, с формирование сложных речевых и речемыслительных умений.
В монологической речи мало упоминания, о каком бы то ни было знакомом предмете, говорящему, нужно назвать тот предмет, описать его, рассказать о его действиях. Монологическая речь - произвольная. Это значит, что говорящий должен построить самостоятельное высказывание. Речь должна быть «предметом специального речевого воспитания», чтобы родной язык и родная литература формировали умения, связанные с организованностью, последовательностью речи. [1, 15]
Для описания какого-либо предмета ребенка необходимо научить планировать свое высказывание, определять последовательность предложений, избирательно пользоваться языковыми средствами (словами, средствами связи слов, синтаксическими синонимами и т.д.), правильно строить и употреблять в речи предложения: простые, распространенные и нераспространенные, с однородными членами, сложные предложения.
В начальных классах школы следует проводить работу над всеми типами монолога, хотя, конечно, следует иметь в виду, что и возрастным и творческим особенностям младших школьников наиболее доступно повествование, в которое могут включаться элементы описания и рассуждения. [2, 45]
Важным приемом обучения монологу является опора на словесный образец, на наблюдение за окружающей действительностью, на анализ серии сюжетных картинок и пр. Содержание уроков развития связной речи, определенное программой и учебником, предполагает обучение детей приемам изложения мыслей. Учитель учит детей строить текст по определенному плану, озаглавить его, интонационно правильно оформлять в устной речи, орфографически и пунктуационно в письменной.
В работе по развитию связной устной и письменной речи учителю приходится иметь дело со всеми сторонами языка, так как любой монолог - это единое целое, подчиненное определенному замыслу,
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2020
логической последовательности и правильному выбору языковых средств. [4, 56]
Эта работа может выполняться как письменно, так и устно, как фронтально всем классом, так и индивидуально, как на уроках грамматики, так и при подготовке к любой творческой работе. Выполнение подобных упражнений будет служить целям предупреждения и исправления речевых ошибок учащихся. Список использованной литературы:
1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. /[Текст] - М., . - М., 1997.
2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. /[Текст] - М.: Просвещение, 1991.
3. Детская речь / Под ред. Н.А. Рыбникова. /[Текст] - М.: Просвещение. - 1980.
4. Егоров Т.Т. Психология овладению навыкам чтения. /[Текст] - М.: Изд-во Академия наук РСФСР, 1953.
5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. /[Текст] - М.: Просвещение, 2001.
© Забусова Е.И., Курмачева Н.С., 2020
УДК 378.184
А.В. Завалишин
старший преподаватель ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет»
г. Южно-Сахалинск, РФ
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ «ОБЖ»
Аннотация
Рост вызовов и угроз человеку в современном обществе вынуждает искать новые, более эффективные способы предупреждения их возникновения. Принимая во внимание, что большинство современных опасностей имею антропогенные причины, возникает необходимость начинать решать их на уровне образования. В статье рассмотрены некоторые аспекты применения внеучебной деятельности в предметно-профильной подготовке будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова
Внеучебная деятельность, предметно-профильная подготовка, бакалавр безопасности жизнедеятельности,
студенческие спасательные отряды.
Интенсивное внедрение в повседневную жизнь человека результатов научно-технического прогресса, информатизация общества, в совокупности с ростом населения, уровня потребления природных ресурсов и сопутствующие им антропогенные нагрузки на окружающую среду, а так же возникновение различных природных, техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций создали такие условия для жизнедеятельности и развития человека, в которых на первостепенное место выходят вопросы обеспечения собственной и общественной безопасности, а так же защиты окружающей среды.
Все это не может не находить отражение в образовании современного человека. По мнению Абрамовой С.В., Станкевича П.В., «Одним из основных способов достижения безопасности личности в современном мире становятся знания, являющиеся ядром содержательной части предметной области «Безопасность жизнедеятельности» [2].
Следует также учитывать, что обучение безопасности жизнедеятельности не ограничивается передачей новых знаний человеком, оно должно способствовать раскрытию нравственного и интеллектуального потенциала. Результатом обучения должен стать индивид, способный ориентироваться среди опасностей природного, социального и иного характера, в сложных социокультурных обстоятельствах [3].