Научная статья на тему 'Методическая организация обучения монологу младших школьников'

Методическая организация обучения монологу младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1194
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPEECH / УСТНАЯ РЕЧЬ / ORAL SPEECH / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / DIALOGUE SPEECH / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ТЕКСТ / TEXT / СТРУКТУРА ТЕКСТА / TEXT STRUCTURE / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТА / FUNCTIONAL-IDEA TYPES OF TEXT / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ / METHODS AND APPROACHES FOR MONOLOGUES SPEECH DEVELOPMENT / WRITING SPEECH / SPEECH ACTIVITIES / MONOLOGUES SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газаева Лариса Владимировна, Кокаева Хатуна Важаевна

В статье предлагается методическая организация обучения монологу младших школьников, материалы по обучению теории речевой деятельности, диалогической и монологической речи, тексту, адаптированные к условиям начальной школы, а также эффективные методы и приемы обучения устной и письменной монологической речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODIC ORGANIZATION FOR YOUNG SCHOOLCHILDREN MONOLOGUE TRAININGS

The article deals with methodic organization of young schoolchildren education, also with materials for theories of speech activity, dialogue and monologues speeches, text, adopted to primary school conditions, also effective methods and approaches of oral and writing speech training.

Текст научной работы на тему «Методическая организация обучения монологу младших школьников»

17. Штайнер Н. , Хейз С. Иностранный как родной = 7 steps to raising a bilingual child: помогите вашему ребенку освоить сразу два языка. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 216с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fictionbook.ru/static/trials/08/55/04/08550429.a4.pdf

Педагогика

УДК 372.46

кандидат педагогических наук, доцент Газаева Лариса Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ); специалист по научно-методической работе Кокаева Хатуна Важаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье предлагается методическая организация обучения монологу младших школьников, материалы по обучению теории речевой деятельности, диалогической и монологической речи, тексту, адаптированные к условиям начальной школы, а также эффективные методы и приемы обучения устной и письменной монологической речи.

Ключевые слова: речь, устная речь, письменная речь, речевая деятельность, диалогическая речь, монологическая речь, текст, структура текста, функционально-смысловые типы текста, методы и приемы развития монологической речи.

Аииогагюи. The article deals with methodic organization of young schoolchildren education, also with materials for theories of speech activity, dialogue and monologues speeches, text, adopted to primary school conditions, also effective methods and approaches of oral and writing speech training.

Keywords: speech, oral speech, writing speech, speech activities, dialogue speech, monologues speech, text, text structure, functional-idea types of text, methods and approaches for monologues speech development.

Введение. Современный курс русского языка в школе не лишен речевого компонента. На фоне интенсивного развития теории речевой деятельности, лингвистики текста и современных методических исследований, разрабатывающих отдельные аспекты обучения школьников речевой деятельности, состояние речевого развития учащихся оставляет желать лучшего. Синтаксис как уровень языка, на котором приходят в действие все его средства, имеет особую значимость [Золотова Г.А.]. Многочисленные наблюдения за учебным процессом показывают, что младшие школьники испытывают затруднения, связанные со способами построения устной и письменной монологической речи. Начальный этап обучения при этом является базовым в формировании коммуникативной компетенции младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Демонстрируя их речевые достижения, монолог активизирует даже те усвоенные речевые средства, которые не востребованы в диалогической речи.

Современная методика развития связной монологической речи младшего школьника основывается на лингвистическом, коммуникативном, личностно-ориентированном подходах к речевому развитию. Важным является формирование у обучаемых осознанного построения связного высказывания; использование широкого спектра методов и приемов развития связной речи; систематическая и целенаправленная работа по развитию связной речи; преемственность в развитии связной речи детей на разных возрастных этапах.

К направлениям работы по освоению монолога в начальной школе относятся: осознание и усвоение монолога как единицы речи с учетом его функционирования; усвоение основных речеведческих понятий и речевых умений; формирование умений строить связное высказывание.

В основу методической системы обучения, на наш взгляд, должен быть положен необходимый и достаточный теоретический материал о монологе, отражающий основные категории связного текста и адаптированный к условиям начальной школы, его функционально-смысловые типы.

Развитие монологической (устной и письменной) речи младших школьников осуществляется в процессе осознания и усвоения опорных речеведческих понятий: речь, речь устная и письменная, диалог (речевая ситуация, задача речи, реплика), монолог, текст, тема текста, основная мысль текста, заголовок, связь предложений в тексте, типы текста (описание, повествование, рассуждение).

Основной единицей обучения нами определен текст, как образец монологической речи, который имеет логическую структуру, специальный набор лексических и грамматических средств, необходимых для передачи мысли. В связи с этим работа состояла из трех этапов (предтекстовый, текстовый и послетекстовый), формирующих аналитико-синтетическую деятельность младших школьников по созданию собственных текстов.

Вслед за Н.С. Болотновой и др., текст рассматривался не только как единица языка и речи, но и единица культуры [1]. Под комплексной работой над текстом мы понимаем наличие заданий языковедческого характера (найти и квалифицировать языковые единицы), речеведческого характера (с какой целью они использованы, какую функцию они выполняют в тексте), культуроведческого характера (его культурные и ценностные смыслы) [4].

Содержание работы над теорией текста в начальной школе представлено нами в таблице.

Таблица

Содержание работы над текстом в начальной школе

Тема Содержание

Речь (внутренняя, внешняя). Речь устная и письменная. Понятие «речь». Определение речи. Характеристика устной и письменной речи.

Виды речи: диалогическая и монологическая речь. Общее представление о видах речи (диалогической и монологической) и их взаимосвязи.

Диалог (речевая ситуация, задача речи, реплика). Понятие «диалог». Характеристика понятия.

Монолог. Монолог в устной и письменной форме. Понятие «монолог». Характеристика понятия. Особенности монологической речи. Функции монолога.

Текст. Тема текста. Понятие текста. Общее представление о тексте. Определение темы текста. Сопоставление текста и предложения. Определение основной мысли текста. Определение вида текста, нахождение в предложении главных членов, зависимых слов.

Виды связи в тексте. Определение вида связи предложений в тексте (параллельная связь, цепная связь).

Структурная организация текста. Работа над текстом. Выделение структурных компонентов текста. Определение основной мысли текста, предложения, в котором выражена основная мысль. Деление текста на смысловые части. Озаглавливание текста. Передача содержания текста по составленному плану. Составление плана (простого, сложного) текста с опорой на тему и основную мысль. Умение создавать монологические тексты.

Функционально-смысловые типы при обучении тексту. Определение типа текста (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение). Умение вычленять составляющие структуры текста определенного типа.

При построении методической системы развития монологической речи учащихся на начальном этапе обучения, наряду с общедидактическими принципами (научности, доступности, системности и систематичности, преемственности и перспективности, сознательности и активности и др.), учитывались специфические для методики преподавания русского языка в школе лингводидактические принципы, обеспечивающие деятельностный подход в обучении языку. Среди них наиболее существенными, актуальными являются такие частнометодические принципы, как: коммуникативности, опережающего обучения устной речи, взаимосвязанного обучения диалогической и монологической речи, взаимосвязи обучения устной и письменной речи, тесной взаимосвязи подготовленной и неподготовленной (устной) речи; педагогического сопряжения контактирующих культур и др.

В соответствии с этими принципами в работе используются следующие методы обучения: рецептивный (беседа, сообщение учителя, чтение текста, чтение правила или памятки, показ речевого образца и др.); репродуктивный (наблюдение и анализ языковых единиц, функционирования их в речи; редактирование, исправление текста применение знаний при выполнении речевых действий); продуктивный (продуцирование текста, конструирование фрагментов текста, работа по использованию синтаксических синонимов разных типов предложений; использование типов межфразовой связи в структуре микротекста, редактирование-переработка текста).

В реализуемой нами методике разграничиваются упражнения подготовительные к речи (предречевые) и собственно речевые (Ильин М.С., Салистрой И.Д.).

Подготовительные к речи упражнения характеризуются следующими признаками: направленностью внимания не столько на содержание, сколько на форму; на лексико-грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки; на использование опор, ориентиров и образцов; неоднократное воспроизведение новых явлений; на сочетание элементарных операций со сложными умственными действиями, формирующими творческие возможности учащихся и позволяющими уже на данном этапе сочетать мнемическую деятельность с логико-смысловой; на проведение операций как на уровне предложения, так и на уровне текста.

Речевым упражнениям свойственны признаки: нацеленность внимания на содержание; проведение операций только на уровне текста; последовательное развитие мысли; синтезирование на основе речевого опыта и ассоциаций; комплексное преодоление трудностей в речевом развитии. Речевые упражнения проводились на текстах, обладающих высоким культурологическим потенциалом для решения коммуникативных и познавательных задач.

Под методом обучения мы понимаем упорядоченную деятельность педагога и обучающегося, направленную на достижение цели обучения, а под приемом - действия по решению определенных задач, способы работы, для достижения конкретных результатов, выраженных в виде перечня действия.

Эффективное развитие русской монологической речи учащихся возможно, на наш взгляд, при использовании активных методов обучения, поддержании «мотивационного тонуса обучаемых», создании ситуации, максимально приближенных к реальным условиям общения [5].

Для создания методической системы обучения мы опирались на следующие дидактические требования: соответствие упражнений уровню развития речевых навыков учащихся; постепенное нарастание трудностей; учет особенностей изучаемого материала; повторяемость языкового и речевого материала в различных видах упражнений; многообразие видов упражнений.

Учитывая то, что основная задача обучения в начальной школе - развитие продуктивной, естественной речи, в экспериментальном обучении использовались следующие задания:

- составление монологов из опыта, связанных с положительными эмоциональными переживаниями младших школьников;

- оценка монологов сверстников по определенным критериям;

- придумывание повествований на самостоятельную тему (без опоры на наглядности), требующих большой речевой и творческой самостоятельности;

- придумывание продолжения и завершение рассказа, нового произведения.

При изучении текста методически целесообразно использование опор:

1) наглядный элемент (изображение, видеофрагмент, который учащиеся комментируют);

2) текст;

3) ситуация;

4) постановка темы, проблемы;

5) опора на зачин и концовку, план в виде вопросов и др. (при разном порядке их использования).

Схемы-модели помогают наглядно представить структуру и содержание монолога, а работа с планом,

которая является одним из самых распространенных заданий в практике обучения монологической речи, способствует лучшему восприятию текста.

В реализуемой системе обучения мы стремились преодолеть узкометодический подход к сочинению как к одному из упражнений по русскому языку (составление общего плана, обсуждение и составление устного текста, выписывание на доске опорных слов, разбор написанного). При таком подходе, на наш взгляд, снижается ценность сочинений как авторских произведений. Выбор сочинений обусловлен тем, что младший школьник может самовыразиться, осознать свои мысли и переживания (возможные темы сочинений: Что такое доброта?Жила была добрая-предобрая Баба-Яга).

Одной из предпочтительнейших особенностей уроков в начальной школе при реализации методической системы была активная речевая коммуникация (преобладание устных форм работы).

В современных условиях, когда значительное место в досуге младших школьников занимают экранные средства (просмотр телевизионных программ, компьютерные игры), снижается их речевая активность, что сказывается на развитии навыков связной речи, навыков общения. Использование в обучении монологической речи младших школьников дидактических игр и игровых приемов помогает обеспечить речевую активность младших школьников в урочное и внеурочное время.

По справедливому утверждению Е.В. Сердюк, при обучении монологической речи эффективны приемы и способы управления процессом обучения, для которого характерны самостоятельность и индивидуальность [7].

Учитывая то, что письменный текст дает возможность самокоррекции, мы использовали тексты изложений и сочинений (отдавая предпочтение последним), предлагая младшим школьникам проанализировать их, с целью совершенствовать написанное. Являясь компонентом процесса восприятия и порождения речи и сопровождая любое высказывание, речевой самоконтроль является важной составляющей интеллектуально-речевого развития учащихся.

Использование приема редактирования (саморедактирования, взаиморедактирования) предполагает работу с ущербным в стилистическом, структурном и др. отношениях: опознать «ущербный» вариант текста, выявить нарушения, выбрать способ устранения нарушений, отредактировать текст.

Прием рецензирования способствует осмыслению чужого высказывания и его критической оценке.

Данные констатирующего эксперимента показали, что у учащихся низок уровень теоретических знаний о монологе на начальном этапе обучения. Особенно трудным оказалось дать определение монологу.

Содержание обучения монологу рассматривается нами с позиции типологии текста. Работа по овладению механизмов построения связной речи в адаптированном виде включала сведения о функционально-смысловых типах текста.

Следует отметить и недостаточный уровень знаний учащихся о функциональных типах текстов. Большинство работ младших школьников, как правило, представляют собой тексты описательного характера, не вызывающие у учащихся особых сложностей; встречаются тексты-описания с элементами повествования.

В повествовательных текстах наблюдается простое перечисление фактов и мест пребывания.

В сочинениях типа рассуждения наблюдается отсутствие причинно-следственных связей, нарушение композиционного строения текста.

Обучение типам речи строилось на основе моделирования высказывания, усвоения его компонентов и средств связи предложений. От описания по модели младшие школьники переходили к самостоятельному монологу.

Овладение навыками повествования происходило в процессе пересказов прослушанного текста и рассказов по картине, по наблюдениям, по аналогии и т.д., соблюдалась следующая последовательность: подробный пересказ - выборочный пересказ - краткий пересказ.

Воспроизведение готового текста (пересказ) не является говорением в подлинном смысле этого слова. Обучение говорению сводится лишь к пересказу диалогов и монологов. Именно поэтому процесс общения необходимо приблизить к реальным условиям общения, отбирая жизненно важные для данного контингента учащихся ситуации и темы общения; организовать содержательное речевое общение, создавать условия для мотивированности действий, для приобретения опыта речевой реакции в различных ситуациях общения. Речевая ситуация активизирует знания младших школьников о средствах устной и письменной речи.

Предлагаемая система обучения была апробирована нами в ходе обучающего эксперимента, который проводился базе МБОУ СОШ № 1 г. Ардон, МБОУ СОШ с. Красногор, ГБОУ гимназия «Диалог» Республики Северная Осетия-Алания.

Выводы. Наблюдения за высказываниями младших школьников, за их развернутыми репликами показало, что произошло усложнение устного высказывания за счет увеличения количества второстепенных членов, использования составного сказуемого. Учебный монолог после обучающего эксперимента, состоящий из одной микротемы, расширился до двух-трех микротем. В письменной речи младших школьников наблюдалось обогащение лексического объема высказывания и синтаксического строя речи (увеличение глубины фразы, разнообразие синтаксических конструкций).

Литература:

1. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. - 4-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2009 - 520 с.

2. Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Программа курса «Коммуникативный синтаксис русского языка. Функциональный подход к изучению синтаксического строя современного русского языка»,

8-9 классы гуманитарной специализации / Г.А. Золотова, Г.П. Дручинина, Н.К. Онипенко // Русский язык в школе. - 1993. - №2. - С. 33-40.

3. Кокаева Х.В. Методы и приемы обучения связной монологической речи младших школьников в условиях осетинско-русского двуязычия / Х.В. Кокаева // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: Материалы VI международной научной конференции. 29 сентября 2016 года, г. Владикавказ / под ред. Л.В. Газаевой; Сев.- Оет. гос. пед. инт. - Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2016. - С. 92-98.

4. Левушкина О.Н. Функции текста при обучении русскому языку / О.Н. Левушкина // Преподаватель XXI век. - 2011. - Т.1. № 4. - С. 177-181.

5. Макоева Ф.С. Формирование коммуникативной компетенции студентов-осетин в курсе «Русский язык и культура речи» (педагогический вуз): Автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02 / Макоева Фатима Сослановна. - Майкоп, 2011. - 26 с.

6. Обучение синтаксису на функциональной основе: монография / Газаева Л.В., Бибилова Р.П., Хадикова А.А., Фардзинова М.Д., Тегетаева Ж.Р., Пагиева Л.Б., Ногаева С.Е., Кокаева Л.Х., Кокаева Х.В. -Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2017. - 147 с.

7. Сердюк Е.В. Управление обучением монологической речи студентов языкового факультета педагогического вуза на основе методически значимых контекстов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Сердюк Елена Владимировна. - Екатеринбург, 2013. - 23 с.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, доцент Газизов Андрей Равильевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» (ДГТУ) (г. Ростов-на-Дону); магистрант Морозов Виктор Михайлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» (ДГТУ) (г. Ростов-на-Дону)

ТЕХНОЛОГИЯ АВТОРИЗАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПРИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

Аннотация. В данной статье рассмотрена технология авторизации пользователей относительно информационной деятельности студентов в социальной сети. Раскрыты понятия идентификации и аутентификации пользователя в аспекте проблематики авторизации. Рассмотрен интерфейс прикладного программирования API; а также технологические аспекты авторизации пользователей в социальной сети -методы, объекты и права доступа.

Ключевые слова: авторизация, аутентификация, база данных, запросы HTTP, идентификация, интерфейс API, инструменты для работы с интерфейсом, методы и объекты, права доступа, средства ИКТ.

Аилогагюи. This article describes the technology of user authorization with respect to the information activities of students in the social network. Concepts of identification and authentication of the user in aspect of problems of authorization are opened. The interface of API application programming is considered; as well as the technological aspects of user authorization in the social network - methods, objects and access rights.

Keywords: authentication, identification, cryptography, password, hardware and software, smart cards, data uniqueness, access control, encryption, digital signature, pin-code.

Введение. Важнейшей задачей при разработке веб-сайтов и веб-приложений является ограничение доступа к некоторым разделам сайта, например к панели администратора. Этот процесс является достаточно сложным и определяемый следующими характеристиками - аутентификация, идентификация и авторизация.

Проблематика авторизации. При авторизации пользователей - сразу после введения учетных данных (пара логин-пароль, одноразовый пароль, access token, mdS-шифр, сертификат и пр.), начинается процедура аутентификации студентов в социальной сети. Аутентификация заключается в проверке подлинности пользователя в условиях информационной деятельности по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отражению, транслированию, тиражированию, продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих; а также скоростная передача любых объемов информации, представленной в различной форме, с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Например, необходимо сопоставить имя (пароль) пользователя с учетной записью в базе данных (БД - поименованной, целостной совокупности данных), проверить контрольную сумму файла и пр. [5].

При этом, в соответствии с Роберт И.В. под средствами ИКТ будем понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей [5].

В общем случае, для процедуры аутентификации необходимо либо что-то знать (например, пароль); либо иметь устройство аутентификации (например, смартфон применительно ко многим современным электронным банковским системам); либо обладать уникальными биометрическими данными - отпечатки пальцев, рельеф лица, голос, радужная оболочка глаза и пр. В случае, если процедура аутентификации прошла успешно, следующим шагам является идентификация пользователя. Задачей идентификации является получение идентификатора пользователя в информационной системе. Это может быть его уникальный логин, адрес электронной почты и пр. Т.е. нечто, с чем взаимодействует веб-сайт. После этого происходит авторизация пользователя. Суть авторизации заключается в наделении пользователя некоторыми правами. Например, права администратора, пользователя, анонима (неавторизированного пользователя) и пр. При этом в основном для работы с веб страницами, применяется PHP - скриптовый язык программирования, где нет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.