Научная статья на тему 'Развитие письменной речи учащихся в процессе работы над изложением'

Развитие письменной речи учащихся в процессе работы над изложением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ / ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / СОСТАВЛЕНИЕ УСТНЫХ КАРТИН / РАБОТА НАД ПЛАНОМ ИЗЛОЖЕНИЯ / СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аулова Светлана Ивановна, Агафонова Светлана Васильевна, Забусова Елена Ивановна

Большая роль в системе работ по развитию письменной речи принадлежит изложениям. Работа над речевым развитием школьников должна проводиться в двух направлениях: формировании навыков речи и использовании навыков в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие письменной речи учащихся в процессе работы над изложением»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

Под руководством учителя наа лекционных, практических и лабораторных занятиях по учебному курсу химии старшеклассники средних общеобразовательных школ выделяют для себя нижеследующие знания.

1. Проявляемая в обычных условиях химическая активность кальция высока, он легко взаимодействует с кислородом, углекислым газом и влагой воздуха, из-за чего его поверхность тускло-серая, поэтому в лаборатории кальций обычно хранят, как и другие щёлочноземельные металлы, в сосуде с керосином или жидким парафином.

2. При нагревании на воздухе или в кислороде кальций воспламеняется и горит красным пламенем с оранжевым оттенком, кальций активно реагирует с водой, но без воспламенения, с такими менее активными неметаллами, как водород, бор, углерод, кремний, азот и фосфор кальций вступает во взаимодействие при нагревании.

3. Гидрид кальция - сложное неорганическое соединение кальция с химической формулой CaH2 является веществом белого цвета, при плавлении разлагается, чувствителен, служит сильным восстановителем, реагирует и кислотами.

4. Чистый металлический кальций используется в цветной металлургии для получения редкоземельных химических элементов.

5. Химическое соединение гидрида кальция применяется в народном хозяйстве и как твердый источник водорода и осушитель газов и жидкостей

Вывод из изложенного выше состоит в том, что обязательное и факультативное изучение старшеклассниками средних общеобразовательных школ физических и химических свойств кальция и его гидрида способствует повышению качества образования учащейся молодежи.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 - 278.

2. Каримов М.Ф. Принципы современного научного и учебного познания химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т. 15 . - № 3. - С. 133 - 136.

3. Каримов М.Ф. Политехническое содержание школьного и вузовского курсов основ информатики и вычислительной техники // Сборник научных статей «Подготовка учителя в условиях непрерывного образования». - Уфа: Изд-во БГПИ, 1989. - С. 193 - 200.

© Каримов М.Ф., Абдрахимова А.Ф., 2018

УДК 037

Аулова Светлана Ивановна учитель МБОУ «Гимназия №12», г. Белгород. РФ

E - mail: aulov-lur@ya.ru Агафонова Светлана Васильевна учитель МБОУ «Гимназия №12», г. Белгород. РФ E - mail: swag2010@yandex.ru Забусова Елена Ивановна учитель МБОУ «Гимназия №12», г. Белгород. РФ E - mail: elena111s@rambler.ru

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ

Аннотация

Большая роль в системе работ по развитию письменной речи принадлежит изложениям. Работа над

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

речевым развитием школьников должна проводиться в двух направлениях: формировании навыков речи и использовании навыков в практической деятельности.

Ключевые слова

Обогащение словаря учащихся, орфографические и грамматические навыки, составление устных картин,

работа над планом изложения, словарная работа.

ВВЕДЕНИЕ

Большая роль в системе работ по развитию письменной речи принадлежит изложениям. Работа над речевым развитием школьников должна проводиться в двух направлениях: формировании навыков речи и использовании навыков в практической деятельности.

Чтобы правильно и эффективно организовать педагогический процесс по выработке у учащихся умения практически пользоваться приобретенными в период школьного обучения средствами речи, необходимо проводить такой вид работы, как изложение [1, с.464].

1. Этот вид работы способствует развитию активного внимания и логической памяти, вырабатывает точность восприятия.

2. Изложения помогают учителю организовывать занятия по обогащению словаря учащихся, по преодолению малой развернутости высказываний, причиной которой является бедность словаря, по воспитанию связной речи.

3. При работе над изложением появляется необходимость сознательно применять полученные орфографические навыки и грамматические знания.

В начальных классах учитель предлагает учащимся готовый план. Но учащиеся уже сами могут его составить. С этим видом работы они знакомы, так как обучение составлению плана проводится в основном на уроках литературного чтения.

Работа над планом может проводиться в следующем порядке:

1. Деление статьи на части под руководством учителя.

2. Учащиеся самостоятельно разбивают статью на части по данному учителем плану.

3. Учащиеся должны привести в соответствии пункты плана, данные не в той последовательности, в какой излагается содержание текста.

Задача учащихся - правильно соотнести пункты плана к определенным частям текста. Эта работа научит учеников писать изложение в логически последовательном порядке.

4. Разбивать текст на части и самим найти заголовки к каждой части.

На каждый вопрос плана (написан на карточке) найти ответ. Вопросы можно использовать и в данном порядке и в измененном, можно отвечать выборочно. Такой вид работы научит учеников точно определять границы каждой части [3, с.30-33].

5. К некоторым частям дать несколько вариантов заголовков. С помощью учителя ученики определяют, какой из них лучше.

6. Работа над заглавием текста.

7. После разбора содержания рассказа по плану выяснить, почему автор так назвал свое произведение.

8. Придумать к рассказу новый заголовок.

9. Самостоятельное озаглавливание текста после разбора его содержания.

Особое внимание в начальных классах следует уделить картинному плану. Этот вид работы необходим потому, что некоторые ученики, иногда за словом, за предложением и даже за целым рассказом не представляют образы героев, поэтому часто бывают неполными, неточными, искаженными.

Кропотливая работа по составлению устных картин, проводимая многократно, явится средством, воспитывающим внимание к читаемым текстам.

Особое внимание в процессе работы над изложением должно быть уделено словарной работе, ибо часто самые простые понятия, слова и выражения неправильно истолковываются. [4, с.464].

Словарная работа может проводиться непосредственно на уроке, на котором учащиеся готовятся к

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4 / 2018.

изложению. Этот вид работы проводится следующим образом:

• учащиеся сами называют слова, вызывающие у них затруднения в орфографии или в семантике.

• учитель выписывает трудные слова на доске, разбирает с учащимися смысловое значение слов и выделяет графически сложные орфограммы.

Учащимся предлагается объяснить смысл отдельных слов и выражений, подобрать антонимы, синонимы и выполнить другие задания с целью расширения и уточнения словаря и закрепления орфографических навыков.

Список использованной литературы:

1. Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 4 класс. /[Текст] С.А. Есенина. - М.: «Грамотей», 2007. - 464 с.

2. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе. /[Текст] Серия «Книга для учителя» / Л.Л. Андрюхова., Н.А. Шевердина. - Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 320 с.

3. Лобчук Е.И. Устное и письменное изложение: совет методиста. /[Текст].И. Лобчук Начальная школа. -2012. - № 7. - С.30-33.

4. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. /[Текст] М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 6-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 464 с.

© Аулова С И., Агафонова С.В., Забусова Е.И., 2018

УДК 037

Бассараб Светлана Николаевна

учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail: bassarab -sn@rambler.ru Летошникова Светлана Анатольевна учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail: svetaleto@inbox.ru Толмачева Виолетта Викторовна учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail:violetv31@mail.ru

АНАЛИЗ СВЯЗНОГО ТЕКСТА И ПОВТОРЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Аннотация

Связный текст не может быть только фоном, на котором изучается та или иная языковая единица, — текст вместе с тем и сам должен быть предметом изучения.

Ключевые слова

Аналитическая работа над текстом, полный и частичный анализ, последовательность анализа текста, первоначальное и повторное чтение, языковой анализ, схема анализа текста.

ВВЕДЕНИЕ

Наряду со словом, словосочетанием и предложением на уроках русского языка в качестве дидактического материала используются и связные высказывания.

В изучении текста всегда есть две стороны: ознакомление учащихся с новыми лингвистическими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.