профильной подготовки, должна быть отличной от учебной деятельности и сохранить свободу выбора, творчества, общения, должна быть интересна и привлекательна для студента, только в подобных условиях возможно органичное сближение учебной и внеучебной деятельности, их дополнения друг друга, при сохранении своих основных целей и задач.
Список использованной литературы:
1. Абрамова С. В., Бояров Е.Н. Оценка сформированности профессиональных компетенций у студентов / С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров // Психология обучения. - 2011 - №3. - С. 68-78.
2. Абрамова С.В., Станкевич П.В. Содержание предметных знаний образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» в подготовке студентов вуза. / С.В. Абрамова, П.В. Станкевич // Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика: Материалы VII Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. СахГУ. 2017 - С. 4-10.
3. Абрамова, С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности : учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. - Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2012. - 244 с.
© Завалишин А.В., 2020
УДК 331.101.3
П.М. Моргачев
ст. преподаватель кафедры (К и ОМР) ВУНЦ ВВС «ВВА»
г. Воронеж, РФ С.Н. Смеянов
доцент кафедры (К и ОМР) ВУНЦ ВВС «ВВА»
г. Воронеж, РФ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ МОТИВАЦИИ В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация
В статье рассматривается подходы к формированию и развитию системы многоуровневой мотивации слушателей на протяжении всего периода обучения в вузе.
Ключевые слова: Мотивация, обучающийся, этап обучения, преподаватель.
Компетентностный подход, активно внедряемый в современную систему высшего профессионального образования (ВПО), требует акцента на результате образования, где результатом является не количество и качество полученных в вузе знаний, умений и навыков, а способность выпускника их применять в различных профессиональных ситуациях.
Это значит, что обучающийся во время обучения в вузе должен ясно осознавать и представлять функции и задачи, с которыми он столкнется после окончания вуза. Это маловероятно на начальных этапах обучения и этого не так просто добиться на более старших курсах.
Решение этой проблемы возможно только активной мотивацией обучающихся, для чего преподавателю необходимо знать и целенаправленно применять все мотивационные факторы обучения.
Молодой человек попавший в систему ВПО, как и любой человек оказавшийся в новой, незнакомой для себя обстановке проходит ступени адаптации к ней. У него формируются, развиваются и меняются потребности, которые в свою очередь обуславливают возникновение различных мотивов. Эти мотивы, в соответствии с уровнями пирамиды потребностей Маслоу, также можно выстроить в многоуровневую систему, которая обеспечивала бы требуемый уровень мотивации на каждом из этапов обучения.
Данная система многоуровневой мотивации включает, на наш взгляд, три основных группы мотивации.
Группа первого, нижнего уровня (рациональная мотивация) формируется потребностями нижнего базового уровня пирамиды Маслоу. Основной мотив - обеспечить комфортное и безопасное существование в новых условиях.
Группа второго уровня (социальная мотивация) определяется возросшими потребностями в более высоком статусе в коллективе.
Группа третьего, высшего уровня (мотивация самореализации) обусловлена появлением у обучающегося стремления к самореализации себя как высокопрофессионального специалиста.
Поэтому одной из основных задач каждого преподавателя является не только профессионально-грамотное изложение учебного материла дисциплины и методически безупречное его изучение, но и создание такой системы мотивации при изучении дисциплины. Педагогический состав вуза более высокого уровня должен обеспечить формирование такой системы в рамках всего периода обучения в вузе.
Многолетний опыт преподавания авторов в военном вузе позволил сформировать и апробировать ряд рекомендаций для формирования системы многоуровневой мотивации к обучению.
Прежде всего, необходимо понимать, что все три группы важны для успешного обучения, но их сила, роль и цели меняются в зависимости от этапа обучения: начального, младшего, старшего и завершающего.
На начальном (адаптационном) этапе обучения - первый семестр первого курса, вчерашний школьник встраивается в систему высшего профессионального образования, происходит его адаптация к новым для него условиям. Как никогда высоко влияние мотивов первой группы и практически отсутствует воздействия двух остальных групп мотивов.
Преподаватели, ведущие занятия на этом этапе сталкиваются с повышенной активностью обучающихся при изучении дисциплин, их готовностью к выполнению внеаудиторных задач, желанием заручиться расположением преподавателя, заработать авторитет, который в дальнейшем должен работать на обучающегося. Они находятся в состоянии определенного устойчивого стресса, который с одной стороны их мобилизует, а с другой требует больших моральных, физических и психологических затрат.
Ошибкой преподавателя на начальном этапе может стать усиленная активизация мотивации первого уровня и ее эксплуатация. Это может привести к перенапряжению и, как следствие, включению защитных механизмов организма, выражающихся в снижении интереса к дальнейшей учебной работе.
На младших курсах (1-2 курс) обучения первоначальная адаптация сменяется более глубоким врастанием в уклад учебной работы в вузе. Появляется понимание основных особенностей учебного процесса, начинается осознание себя как взрослой личности.
В это время в коллективах проходит социализация, формируются группы и микро группы со своими отношениями и иерархиями. Влияние первой группы мотивации по-прежнему значительно, при этом возрастает роль второй группы мотивов.
Задача преподавателей в этот период - создание баланса между двумя имеющимися группами мотивации. Нужно активно создавать и направлять состязательность в обучении, что для молодых людей, самоутверждающихся в этой жизни, очень важно.
Кроме того, необходимо на каждом занятии формировать интерес к будущей специальности, приводя примеры (желательно из собственного опыта практической деятельности по данному профилю), демонстрирующие ее привлекательность, востребованность, уникальность и пр. Это закладывает основы мотивации третьего уровня, самой эффективной и действенной.
На старших курсах (3-4 курс) у обучающихся, как правило, роль мотивации первой группы присутствует и даже по сравнению с предыдущим этапом возрастает, так как обучающиеся уже без лишних усилий добиваются высоких оценок и получают положенные за это бонусы. Вторая группа мотивов снижает свое значение, так как социализация устоялась, лучшие и худшие среди однокурсников определены.
При этом, все чаще их посещают мысли о том, что их ожидает завтра за дверями вуза, насколько пригодится то, что они изучают сегодня. Возрастает роль мотивов третьей группы. Но это обусловлено, как правило, в большей степени опасениями за свою состоятельность как будущего профессионала: смогу ли я,
-( )-
справлюсь ли?
На данном этапе возрастает роль авторитета преподавателя как старшего коллеги, как высококлассного специалиста, знающего ответ на любой проблемный вопрос из этой сферы. На данном этапе не слова о преимуществах будущей профессии, а именно эти качества преподавателя являются основным условием формирования мотивации третьего уровня.
Это, без преувеличения, самый важный этап в подготовке будущего специалиста, в формировании его личности. На нем закрепляется не только его отношение к учебе в вузе, но и к выбранной специальности, к «взрослой» жизни в целом. На многие годы вперед формируется его мировоззрение и создается достаточно цельная картина окружающего мира.
Поскольку на данном этапе идет изучение в основном специальных дисциплин, занятия ведут преподаватели, являющиеся специалистами данного профиля обучения. Их задача сместить акцент в мотивации на третью группу мотивов.
При мотивации этого типа преподаватель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности формирующейся личности обучающегося.
Цель этой мотивации - добиться сознательного отношения к учебе, сформировать творческий подход в изучении учебного материала.
Если этого не произойдет и у обучающегося не выработается творческий подход к обучению, то вуз окончит специалист, обладающий набором знаний, умений и навыков, но не научившийся мыслить, анализировать, систематизировать, то есть без навыков творческого мышления. Такой специалист обречен на выполнение рутинных, шаблонных функций, без перспектив дальнейшего саморазвития.
Для формирования сознательного отношения к учебе желательно рассмотрение каждой темы, каждого учебного вопроса лекции, практического занятия, семинара и других форм обучения специальных дисциплин (и не только) осуществлять на созданном фоне, имитирующем будущую рабочую обстановку специалиста данного профиля обучения, мысленно переносить его из аудитории на рабочее место по предназначению.
Кроме того, для создания этой мотивации необходимо усиление интереса к будущей специальности, формирования гордости за принадлежность к ней, своеобразного профессионального патриотизма.
При этом необходимо активизировать мотивы второй и третьей групп, используя, например, такие аргументы:
- после окончания вуза более успешные в учебе будут так же успешнее и в профессиональной деятельности;
- лидерские качества сами собой не появятся, а такой уникальной возможности их развить, конкурируя в вузе со сверстниками, в дальнейшем, скорее всего, не будет;
- задачи, возникающие в процессе учебы, лишь меньшей сложностью и большей комфортностью условий выполнения, отличается от задач будущей профессиональной деятельности и т.п.
Ну и наконец, завершающий этап обучения (выпускной курс) характеризуется тем, что выпускники достаточно ясно представляют особенности будущей специальности после прохождения практик и стажировок. Узнали ее плюсы и минусы не только со слов преподавателей. Часто появляются юношеский скептицизм, пессимизм или наоборот «шапкозакидательское» настроение.
Если преподаватели посчитают, что перед ними практически сформировавшийся специалист, и прекратят работу по активизации мотивации обучения, то результат может быть плачевным.
На этом этапе значение первой группы мотивов стремительно снижается, мотивация второй группы зависит от личностных особенностей обучающегося и, как правило, тоже не высока. Мотивация третьего уровня во многом определяется успешностью работы преподавателей по ее созданию на предыдущем этапе обучения.
На завершающем этапе обучения преподавателю необходимо индивидуализировать мотивацию каждого выпускника. Нужно понять, что именно препятствует его нацеленности на учебу в такой важный период обучения. По-прежнему необходимо активизировать мотивы первой рациональной и второй
социальной групп мотивации.
Третья группа мотивов для обучающихся остается наиболее актуальной, с учетом полученной во время практик информации о будущей профессии и при условии постоянной работы преподавателя по нацеливанию выпускников на будущую «взрослую» деятельность за дверями вуза.
Часто главным движущим мотивом на этом этапе у обучающихся, особенно у «аутсайдеров» учебы, является желание доказать свою состоятельность как специалиста: я буду не хуже, если не лучше остальных.
Таким образом, на протяжении всего периода обучения в вузе преподавательский состав должен формировать, развивать и целенаправленно использовать систему многоуровневой мотивации к обучению, что является непременным условием успешной подготовки в вузе специалиста с требуемым уровнем компетентности.
Список использованной литературы:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., «Мысль», 1976 -158 с.
2. Гребенюк О. С. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - Калининград, 2000. -572 с.
3. Коровин В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах : монография / В. М. Коровин. - Воронеж : ВГУ, 2002. - 192 с.
© Моргачев П.М., Смеянов С.Н., 2020
УДК 372.878
Панкова А.Ю.
бакалавр искусствоведения преподаватель Школы искусств «Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К. Щедрина» г. Тольятти, РФ
КАК ПРЕДСТАВИТЬ ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ ЭПОХИ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ В ПЯТОМ КЛАССЕ
Аннотация
Статья посвящена способам разностороннего рассмотрения эпохи на уроках музыкальной литературы в пятом классе с целью лучшего понимания творчества изучаемых композиторов.
Ключевые слова: Эпоха, музыкальная литература, барокко, романтизм, И.С. Бах
Урок музыкальной литературы сегодня - это краткая характеристика эпохи, к которой относится творчество того или иного композитора, представление его биографии, анализ самых ярких произведений. В данной статье мы остановимся на вопросе характеристики эпохи, точнее, на том, что характеристика в себя включает и каким образом можно её обогатить. Тема выбрана не случайно, она является одним из ключевых моментов в процессе изучения курса музыкальной литературы: без ясного и полного анализа картины окружающего мира затруднительно вести речь о жизни и произведениях любого мастера (будь то музыкант, скульптор или художник). Программа музыкальной литературы пятого класса охватывает творчество западных композиторов, принадлежащих к самым разным эпохам: барокко, классицизм, романтизм, именно поэтому она представляет для нас наибольший интерес. Целью работы является выделение в каждой из приведённых эпох основных моментов, требующих более полного представления.
Что же такое эпоха? Слово произошло от греческого «ероЛе» - что буквально переводится как