социальной групп мотивации.
Третья группа мотивов для обучающихся остается наиболее актуальной, с учетом полученной во время практик информации о будущей профессии и при условии постоянной работы преподавателя по нацеливанию выпускников на будущую «взрослую» деятельность за дверями вуза.
Часто главным движущим мотивом на этом этапе у обучающихся, особенно у «аутсайдеров» учебы, является желание доказать свою состоятельность как специалиста: я буду не хуже, если не лучше остальных.
Таким образом, на протяжении всего периода обучения в вузе преподавательский состав должен формировать, развивать и целенаправленно использовать систему многоуровневой мотивации к обучению, что является непременным условием успешной подготовки в вузе специалиста с требуемым уровнем компетентности.
Список использованной литературы:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., «Мысль», 1976 -158 с.
2. Гребенюк О. С. Основы педагогики индивидуальности : учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - Калининград, 2000. -572 с.
3. Коровин В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах : монография / В. М. Коровин. - Воронеж : ВГУ, 2002. - 192 с.
© Моргачев П.М., Смеянов С.Н., 2020
УДК 372.878
Панкова А.Ю.
бакалавр искусствоведения преподаватель Школы искусств «Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К. Щедрина» г. Тольятти, РФ
КАК ПРЕДСТАВИТЬ ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ ЭПОХИ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ В ПЯТОМ КЛАССЕ
Аннотация
Статья посвящена способам разностороннего рассмотрения эпохи на уроках музыкальной литературы в пятом классе с целью лучшего понимания творчества изучаемых композиторов.
Ключевые слова: Эпоха, музыкальная литература, барокко, романтизм, И.С. Бах
Урок музыкальной литературы сегодня - это краткая характеристика эпохи, к которой относится творчество того или иного композитора, представление его биографии, анализ самых ярких произведений. В данной статье мы остановимся на вопросе характеристики эпохи, точнее, на том, что характеристика в себя включает и каким образом можно её обогатить. Тема выбрана не случайно, она является одним из ключевых моментов в процессе изучения курса музыкальной литературы: без ясного и полного анализа картины окружающего мира затруднительно вести речь о жизни и произведениях любого мастера (будь то музыкант, скульптор или художник). Программа музыкальной литературы пятого класса охватывает творчество западных композиторов, принадлежащих к самым разным эпохам: барокко, классицизм, романтизм, именно поэтому она представляет для нас наибольший интерес. Целью работы является выделение в каждой из приведённых эпох основных моментов, требующих более полного представления.
Что же такое эпоха? Слово произошло от греческого «ероЛе» - что буквально переводится как
«остановка». Это продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, общественной жизни, науке, искусстве и т.д. [1] Именно эпоха способна отложить неизгладимый отпечаток на человека, на его мировоззрение.
Из определения становится ясно, что в характеристике эпохи одну из центральных позиций занимают исторические события, которые неизбежно находят отражение в художественных произведениях мастеров своего времени. Так, говоря, об эпохе романтизма, невозможно не уделить должного внимания Великой французской революции, Наполеоновским войнам и последовавшему за ними периоду реакции. Важно донести до учеников понимание того, что ни одна эпоха не может возникнуть беспочвенно, взгляды людей не могут меняться хаотично и вдруг: всё это является следствием исторических событий своего времени. Отсюда логичным является тот факт, что в искусстве, как правило, есть движение, которое является предвестником будущих настроений, и это движение необходимо особо отметить (для эпохи романтизма таким движением было «Буря и натиск»), выделить тот вид искусства, который первым среагировал на новые тенденции.
Исторический контекст играет важную роль и при характеристике эпохи барокко, в частности, творчества И.С. Баха, родившегося в ещё не оправившейся от последствий Тридцатилетней войны Германии.
Для того чтобы ученики смогли наиболее полно и всесторонне представить себе ту или иную эпоху, нужно, помимо того материала, который даётся сегодня, также кратко освещать вопрос отношения к религии. К примеру, говоря о творчестве И.С. Баха, в частности, о его органных произведениях, нельзя упускать из вида характеристику католицизма и протестантизма, а также пиетизма, приверженцем которого композитор являлся. В данной теме краткий экскурс в историю, во-первых, положительно отразится на кругозоре учеников, а во-вторых, позволит понять, чем же отличается протестантизм от католицизма. Как проходила месса во времена И.С. Баха, какую роль играла вера в Бога, церковь в жизни людей его времени? Такого рода знания крайне важны при разговоре о творчестве этого величайшего немецкого композитора, они также являются нужными для любого образованного человека в наше время, когда так активно внедряется ознакомление с различными религиями, культурами. В эпоху классицизма и романтизма вопросы религии не являются в сравнении с эпохой барокко столь важными, однако и в творчестве В.А. Моцарта («Реквием»), и в творчестве Ф. Шопена (интонационно близкая хоральным напевам вторая прелюдия) мы вновь обращаемся к ним.
Для характеристики эпохи важно затронуть все виды искусств - архитектуру, скульптуру, живопись, причём затронуть не бегло, а выделить основных представителей, познакомить учеников с наиболее известными произведениями каждого из них. Эпоха классицизма может быть представлена архитектурными творениями Джакомо Кваренги (здания Академии наук и Смольного института в Санкт-Петербурге), Антонио Ринальди (Мраморный дворец там же), барокко - дворцово-парковыми ансамблями в Версале и Петергофе. Проведя параллели с памятниками архитектуры, ученикам будет проще понять концепцию эпохи. Особенно важно отметить роль античного искусства, которое классицизм взял в качестве образца, идеала.
Для того, чтобы разнообразить формы уроков (учащиеся должны не только пассивно воспринимать информацию, но и активно принимать участие в беседе), а также для развития навыков самостоятельного поиска информации, можно предложить найти дополнительный материал, к примеру, о самых известных архитектурных сооружениях той или иной эпохи. А поскольку практически все современные дети владеют компьютером и являются достаточно продвинутыми пользователями сети интернет, то поиск и ознакомление через интернет с определённым кругом памятников конкретного мастера и даже целого направления не составит большого труда.
Костюмы, быт, нравы людей того времени: со всем этим полезно ознакомиться при разговоре о любой из эпох. Важно представить максимально насыщенную картину.
Наука, научные достижения также являются неотъемлемым элементом в рассказе об эпохе. И. Ньютон, Г. Галилей - представители эпохи барокко. Необходимо, чтобы ученики имели представление о том кто из великих жил в ту же эпоху, что и композитор, творчество которого является предметом изучения.
Для этого можно использовать готовые синхронические таблицы или попросить учеников попробовать их составить самостоятельно.
Ещё один момент, который бы хотелось отметить особенно - это роль географии. Совсем не лишним является сопровождение рассказа о жизни того или иного композитора показом мест, которые он посетил в течение жизни, по географической карте. Это значительно облегчит запоминание материала, а после визуального восприятия материала названия этих стран и городов уже не будут для учащихся пустыми словами.
Очевидно, что вся информация не может быть представлена на одном уроке, ввести же ещё один час невозможно из-за установленного регламента. Мы предлагаем превратить не только обзорные уроки, посвящённые характеристике той или иной эпохи, в уроки-экскурсы, на которых представляются все области жизни человека того времени, но и использовать возможности для таких характеристик при прохождении других тем. К примеру, материал о католицизме и протестантизме логично изложить в ходе беседы об органных произведениях И.С. Баха, рассказ о Великой французской революции, а также о периоде Наполеоновских войн мы предполагаем включить в урок, посвящённый симфоническому творчеству Л.В. Бетховена. Таким образом, информация будет вкрапляться дозировано и равномерно, тем самым восприятие её будет облегчено.
Самое же главное, такие уроки вызывают интерес у учащихся, в том числе, благодаря практическим заданиям, в которых каждый может себя проявить.
Важным фактором является донесение до учеников как можно более интересной и важной информации максимально доступным языком.
Список использованной литературы:
1. https://gufo.me/dict/bse/%D0%AD%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B0
2. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. - 64 с.
3. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. М. 1982. - 173 с.
© Панкова А.Ю., 2020
УДК 371
А. Н. Петрова
Студентка 5 курса, КФУ Г. Елабуга, РФ
Научный руководитель: А. Х. Шайхлисламов
канд. пед. наук, доцент, КФУ г. Елабуга, РФ
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОИИ
Аннотация
В статье освещены способы реализации компетентностного подхода к урокам технологии в школе. Проанализированы сущность и значение понятия "урок". Освещены и систематизированы классификации уроков. Определены компоненты урока и их последовательность для успешной организации учебно-технологической деятельности учащихся. Отражена метапредметная связь в сформированности ключевых компетентностей школьника.
Ключевые слова:
урок, современный урок, цели урока, компетентностный подход, метапредметная связь, технологии.