Для этого можно использовать готовые синхронические таблицы или попросить учеников попробовать их составить самостоятельно.
Ещё один момент, который бы хотелось отметить особенно - это роль географии. Совсем не лишним является сопровождение рассказа о жизни того или иного композитора показом мест, которые он посетил в течение жизни, по географической карте. Это значительно облегчит запоминание материала, а после визуального восприятия материала названия этих стран и городов уже не будут для учащихся пустыми словами.
Очевидно, что вся информация не может быть представлена на одном уроке, ввести же ещё один час невозможно из-за установленного регламента. Мы предлагаем превратить не только обзорные уроки, посвящённые характеристике той или иной эпохи, в уроки-экскурсы, на которых представляются все области жизни человека того времени, но и использовать возможности для таких характеристик при прохождении других тем. К примеру, материал о католицизме и протестантизме логично изложить в ходе беседы об органных произведениях И.С. Баха, рассказ о Великой французской революции, а также о периоде Наполеоновских войн мы предполагаем включить в урок, посвящённый симфоническому творчеству Л.В. Бетховена. Таким образом, информация будет вкрапляться дозировано и равномерно, тем самым восприятие её будет облегчено.
Самое же главное, такие уроки вызывают интерес у учащихся, в том числе, благодаря практическим заданиям, в которых каждый может себя проявить.
Важным фактором является донесение до учеников как можно более интересной и важной информации максимально доступным языком.
Список использованной литературы:
1. https://gufo.me/dict/bse/%D0%AD%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B0
2. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. - 64 с.
3. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. М. 1982. - 173 с.
© Панкова А.Ю., 2020
УДК 371
А. Н. Петрова
Студентка 5 курса, КФУ Г. Елабуга, РФ
Научный руководитель: А. Х. Шайхлисламов
канд. пед. наук, доцент, КФУ г. Елабуга, РФ
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОИИ
Аннотация
В статье освещены способы реализации компетентностного подхода к урокам технологии в школе. Проанализированы сущность и значение понятия "урок". Освещены и систематизированы классификации уроков. Определены компоненты урока и их последовательность для успешной организации учебно-технологической деятельности учащихся. Отражена метапредметная связь в сформированности ключевых компетентностей школьника.
Ключевые слова:
урок, современный урок, цели урока, компетентностный подход, метапредметная связь, технологии.
FORMATION OF META-SUBJECT RESULTS OF SCHOOLCHILDREN IN TECHNOLOGY LESSONS
Annotation
The article highlights the ways to implement the competency-based approach to technology lessons at school. The essence and meaning of the concept of "lesson" are analyzed. Classifications of lessons are highlighted and systematized. The components of the lesson and their sequence for the successful organization of educational and technological activities of students are determined. Reflected meta-subject communication in the formation of the key competencies of the student.
Keywords:
lesson, modern lesson, lesson objectives, competency-based approach, meta-subject communication, technology.
Реализация компетентностного подхода в обучении технологиям школьников предполагает не только обновление содержания технологической подготовки, отбор эффективных методов, приемов, средств обучения, но и поиск рациональных форм организации учебно - трудовой деятельности. Компетентно ориентированные формы обучения предусматривают постоянное активное взаимодействие всех участников учебного процесса, то есть коллективное, групповое обучение в сотрудничества, где и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют.
По требованию времени в практике школьного обучения стали распространенными интерактивные технологии, которые охватывают различные формы кооперативного и коллективно-группового обучения, в частности: работа в парах, малых группах, ротационные тройки, карусель, аквариум, микрофон, мозговой штурм и тому подобное. Однако среди всего разнообразия форм организации обучения основное место принадлежит уроку - главному модулю учебного процесса. Этой форме обучения уже более 350 лет. Анализ истории развития урока свидетельствует о том, что он постоянно претерпевал изменения в своем построении вследствие изменения требований к качеству образования, которые выдвигали в разное время перед школой власть, общество и педагогическая наука.
Начало XXI века характеризуется модернизацией содержания технологической подготовки учащихся в соответствии с Государственным стандартом среднего образования, учебной программой по предмету технологии, что основана на личностно ориентированном, компетентностном и деятельностном подходах, которые побуждают учителей к изменению акцентов в методике проведение уроков технологии в школе.
Проблема совершенствования урока является вечной, всегда актуальной, поскольку требования к его качеству постоянно растут. Особенно обостряется потребность в его перестройке в тех ситуациях, когда меняются цели обучения, а в соответствии с ними - содержание и методическое обеспечение.
Для предмета технологии эти изменения обусловлены введением компетентностного подхода как современной образовательной инновации, которая предусматривает методологическую перестройку учебного процесса на принципах гуманизации и демократизации, направленную на личностное развитие школьников, формирование у них ключевых и предметных компетенций.
Определение понятия "современный урок" в педагогической литературе последних лет сделал и Ю. А. Конаржевский. По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика и активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ1.
Сделаем попытку определить, каким должен быть современный урок технологии в условиях реализации компетентностного подхода. Прежде всего, направленным на формирование ключевых компетентностей: культурной (культура труда, экологическая и эстетическая культура); здоровьесберегающей (понимание необходимости соблюдения правил безопасного труда, санитарии и гигиены, способность их выполнять и т.д.); информационной (знакомство с основными видами
1 Конаржевский Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. - М.: Педагогический поиск, 2016. - 126 с.
информационных источников о технике и технологии, способность их использовать); социальной (отношение к людям, способность к установлению гуманных взаимоотношений в трудовой деятельности, работать в коллективе и группе, выполнять роль руководителя и подчиненного и т.д.); предпринимательской (знакомство с основами экономического анализа хозяйственной деятельности и предпринимательства, умение определять себестоимость продукции и затраты на производство, осуществлять мини-маркетинговые исследования, рассчитывать рентабельность производства), а также предметной - проектно-технологической, отражающей способность учащихся применять знания, умения и личный опыт в предметно-превращающей деятельности.
Кроме того, современный урок - это среда субъект-субъектного и полусубъектного взаимодействия, в основе которого - сотрудничество, сотворчество учителя с учениками, приобретение ими не только познавательного, но и социального опыта. А это предусматривает изменения в определении целей урока, в его структуре, в организации учебного взаимодействия учащихся на уроке, подборе методов, приемов, средств обучения технологиям.
Урок подчиняется всем закономерностям процесса обучения, независимо от формы обучения ... "в нем, как в целостном отрезке процесса обучения, взаимодействуют все его компоненты - цели,
к?
дидактические задачи, содержание, методы, материальное оснащение и др. ?.
В этих определениях представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация и руководство, все дидактические элементы. Сущность и назначение урока технологии как целостной системы предполагает, таким образом, коллективно-индивидуальное взаимодействие субъектов учебного процесса - учителя и учеников.
Для современного этапа модернизации и развития общего среднего образования характерен переход от объект-субъектной парадигмы образования к субьект-субъектной. Такое понимание учебного взаимодействия (преподавание - обучение) предусматривает, что деятельность учителя и учеников строится на гуманистических, личностно ориентированных принципах, воспитание и обучение каждого ребенка осуществляется на основе развития его природных способностей; обеспечивает развитие каждой детской личности, способствует формированию ключевых и предметных компетенций.
Для теории и практики предмета технологии наиболее удачной является классификация, в основе которой лежит дидактическая (учебная) цель и место урока в общей системе уроков (Б. Есипов, М. Махмутов, В. Онищук и др.)3.
Исходя из одинаковых позиций, эти авторы предлагали разное количество типов уроков. По классификации известного отечественного дидакта В. Онищука выделяются следующие типы:
1) урок усвоения новых знаний;
2) урок формирования умений и навыков;
3) урок комплексного применения знаний, умений и навыков;
4) урок обобщения и систематизации знаний;
5) урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;
6) комбинированный урок.
На основе такой классификации четко можно понять признаки системы уроков:
1) целенаправленность на усвоение конечных результатов обучения по изученной теме;
2) преемственность между уроками;
3) соответствие последовательности и содержания уроков логике усвоения данного материала;
4) непрерывность воздействия на формируемые знания, умения и навыки;
5) равномерность распределения в рамках системы уроков технологических заданий разного целевого назначения, технических средств обучения, средств мотивационного и развивающего стимулирования4.
Составляя тематический план, учитель определяет типы уроков в зависимости от темы и дидактической цели. Урок как сложная дидактическая система имеет структуру (построение). В понятие
2 Дидактика средней школы / под ред. М. М. Скаткина. - М.: Просвещение, 2012. - 234 с.
3 Онищук В. А. Урок в современной школе / В. А. Онищук. - М.: Просвещение, 2016. - 158 с.
4 Онищук В. А. Урок в современной школе / В. А. Онищук. - М.: Просвещение, 2016. - 158 с.
"структура урока" вкладывается три признака: состав (из каких элементов или этапов состоит урок), последовательность (в какой последовательности эти элементы входят в занятия), связь (как они между собой связаны).
Характер элементов структуры определяется теми задачами, которые постоянно следует решать на уроках определенного типа, чтобы успешно, наиболее рациональным путем достичь тех или иных дидактических целей. Характер последовательности этих задач или локальных дидактических целей зависит от логики и закономерности того дидактического процесса, который осуществляется на уроках определенного типа. Вполне понятно, что логика усвоения знаний одинакова по всем предметам и отличается от логики усвоения навыков и умений, их применения. В связи с этим каждый тип урока должен иметь свою, присущую только ему, структуру.
Наиболее мобильной в структуре каждого типа урока является внутренняя структура каждого этапа, которая определяется наиболее целесообразным отбором методов, приемов и средств обучения, необходимых для решения поставленных учебных задач.
Чтобы успешно организовывать учебно-трудовую деятельность учащихся на уроке, необходимо определить, какие компоненты войдут в его состав, в какой последовательности они будут применяться и какими связями они характеризуются. Если урок не имеет определенной структуры, то учебный процесс будет стихийным, неуправляемым и не будет желаемых результатов. В то же время структура урока должна быть гибкой, динамичной, обусловленной такими факторами, как цель, содержание, методы и приемы обучения, уровень развития учащихся, их возраст и тому подобное. Урок нельзя рассматривать как статическую дидактическую форму, раз и навсегда заданную. Это сложная диалектическая система, которой присущи все законы диалектики. На уроке происходит непрерывное движение от незнания к знанию, от знания неполного к более полному. В этом движении постоянно возникают противоречия, которые нужно решать5.
Урок формирования практических умений и навыков предполагает следующую последовательность его проведения: 1) сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебно-трудовой деятельности учащихся; 2) актуализация опорных знаний и опыта учащихся; 3) практическая работа; 4) подведение итогов.
Для формирования умений творчески применять знания, умения и навыки в комплексе, что очень важно при разработке творческих проектов, выделяются уроки применения знаний, умений и навыков. Такой тип уроков также характерен и при выполнении различных лабораторно-практических работ.
Урок обобщения и систематизации имеет основную дидактическую цель - приведение усвоенных учениками понятий в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. Конечным результатом усвоения таких систем знаний является сознательное овладение основными теориями и ведущими идеями учебного предмета, основами соответствующей отрасли науки.
Стоит отметить, что в условиях использования интерактивных методик в процессе технологического образования, названия и последовательность некоторых этапов урока могут меняться.
Комбинированный тип урока является наиболее распространенным. Он имеет две или несколько равнозначных образовательных целей, поэтому его структура может быть разной в зависимости от того, какие типы уроков и их структурные элементы сочетаются6.
Комбинированный урок чаще всего строится по следующей схеме:
1) актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся; 2) сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебно-трудовой деятельности учащихся; 3) изучение нового материала; 4) первичное закрепление; 5) практическая работа; 6) подведение итогов.
Всегда целесообразно такое построение урока? В одних случаях она будет оптимальной, а в других полная последовательность всех этапов будет неуместной.
Как видим, на данном уроке учащиеся должны усвоить теоретический материал, а также овладеть
5 Сластенин В. И. Педагогика / В. И. Сластенин. - М.: Академия, 2014. - 576 с.
6 Урок в развивающем обучении / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк [и др.]. - М.: Вита пресс, 2018. - 252 с.
практическими умениями и навыками. Поэтому одной из важных задач такого типа уроков является сознательное и прочное усвоение учащимися системой научных понятий, принципов, законов и другими нормами знаний, способами выполнения действий и превращения их в личное достояние. Что значит усвоить знания? Усвоения понимают как процесс и результат обучения. Усвоение является учебно-трудовой деятельностью, направленной на сознательное и прочное овладение знаниями, умениями и навыками и преобразования их в личное достояние каждого ученика. Одним из критериев усвоения знаний является способность учащихся пересказывать материал своими словами, формулировать разные определения, объяснять их, приводить примеры, аргументы. Более важным критерием усвоения является готовность учащихся к применению знаний на практике как в обычных условиях (по образцу или инструкции), так и в ситуациях, близких к жизненным.
Усвоение знаний предполагает их восприятия, осознания фактов, осмысление внутренних связей и зависимостей в предметах и явлениях, запоминания, обобщение и систематизацию. Успешность усвоения знаний, как и любой деятельности, в значительной степени определяется целью и мотивами. Эти компоненты и составляют основу структуры урока усвоения новых знаний, в которой постепенно решаются учебно-трудовые задания (актуализация, восприятие, осознание учебного материала, осмысление знаний, обобщение и систематизация как степени к достижению образовательных целей).
Кроме усвоения знаний этот тип урока предполагает формирование у учащихся практических умений и навыков обработки конструкционных материалов, разработка творческих проектов и тому подобное.
В контексте компетентностного подхода обучения, обеспечивая реализацию цели урока, должно быть ориентировано на конкретный результат, то есть личностное развитие ученика, предметным результатом должны стать его учебные достижения, метапредметный результат отображается в сформированности ключевых компетентностей школьника.
Список использованнаой литературы:
1. Дидактика средней школы / под ред. М. М. Скаткина. - М.: Просвещение, 2012. - 234 с.
2. Конаржевский Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. - М.: Педагогический поиск, 2016. - 126 с.
3. Урок в развивающем обучении / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк [и др.]. - М.: Вита пресс, 2018. - 252 с.
4. Онищук В. А. Урок в современной школе / В. А. Онищук. - М.: Просвещение, 2016. - 158 с.
5. Сластенин В. И. Педагогика / В. И. Сластенин. - М.: Академия, 2014. - 576 с.
© Петрова А.Н., 2020
УДК 331.108.2
B.В. Пикалов
начальник кафедры (К и ОМР) ВУНЦ ВВС «ВВА»
г. Воронеж, РФ
C.Н. Смеянов
доцент кафедры (К и ОМР) ВУНЦ ВВС «ВВА»
г. Воронеж, РФ
И.Д. Семикин
курсант факультета ИАэО ВУНЦ ВВС «ВВА»
г. Воронеж, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ДЛЯ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА
В ОРГАНИЗАЦИЮ
Аннотация
В статье рассматривается использование графологического метода в подготовке специалистов службы управления персоналом в целях повышения качества отбора кандидатов для приема в организацию.