Научная статья на тему 'Особенности исполнительских интерпретаций программных концертов Антонио Вивальди'

Особенности исполнительских интерпретаций программных концертов Антонио Вивальди Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2589
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРИПИЧНЫЙ КОНЦЕРТ / БАРОККО / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / СРАВНИТЕЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Морева Е.А., Ермакова М.П.

В статье анализируются интерпретации двух концертов Антонио Вивальди из циклов «Гармонические вдохновения» и «Спор гармонии с изобретением» в контексте исполнения музыки доклассической эпохи в современными музыкантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности исполнительских интерпретаций программных концертов Антонио Вивальди»

УДК: 78.082.4

Морева Е. А.

канд. искусствоведения Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Ялте

Ермакова М. П.

обучающаяся VI курса Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Ялте

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ПРОГРАММНЫХ

КОНЦЕРТОВ АНТОНИО ВИВАЛЬДИ

В статье анализируются интерпретации двух концертов Антонио Вивальди из циклов «Гармонические вдохновения» и «Спор гармонии с изобретением» в контексте исполнения музыки доклассической эпохи в современными музыкантами.

Ключевые слова: скрипичный концерт, барокко, интерпретация, сравнительно-исполнительский анализ.

История исполнений скрипичных концертов Антонио Вивальди является одной из наиболее интересных в контексте мирового инструментального исполнительства. Необычайно популярный у себя на родине и за ее пределами при жизни, композитор после своей смерти долго оставался закрытой книгой и малоизвестным последующим поколениям музыкантов. Из его произведений популярными в исполнительской среде были немногие из того грандиозного наследия, которое он оставил после себя, и которое оставалось неизвестным почти двести лет. Большой вклад в сохранение части его творчества сделал И. С. Бах, который изучал, исполнял и делал всевозможные переложения вивальдиевских концертов, таким образом, популяризируя их среди своих современников. Можно сказать, что благодаря таким подвижникам искусства как Бах, стала возможной связь поколений, и были созданы условия, при которых музыка Вивальди хоть и в частичном объеме дошла до ХХ века.

О кристаллизации формы инструментальных концертах в начале XVIII века М. Лобанова пишет, что «существовало несколько основных типа инструментальных концерта. В концертах первого типа происходило противопоставление небольшой группы музыкальных инструментов — концертино (от «concertino» — «маленький концерт») большой группе, получившей название от самого произведения — кончерто гроссо (от «concerto grosso» — «большой концерт»). Эти группы инструментов, как правило, связывались basso continuo («постоянным басом»), который представлен типичным для барочной музыки аккомпанирующим составом из клавишного инструмента, чаще всего клавесина, и басового струнного инструмента» [2].

Особенностью концертных произведений Вивальди является его оригинальный композиторский стиль, что не вписывается в стилевую конъюнктуру музыки барокко. Поскольку композиторы того времени широко пользовались уже существующим интонационным словарем своей эпохи, одновременно создавая и осваивая новые инструментальные формы и не ставя перед собой задачи поиска нового музыкального языка (что стало отличительной чертой композиторского творчества XIX-XX вв.).

В своем диссертационном исследовании В. Рева акцентирует внимание на том, что «эпоха барокко ознаменовалась своеобразным взрывом новейших стилей и технологий. Ослабление контроля церкви за политической ситуацией и бытом в целом способствовало процветанию светской музыки в государствах Европы. Господство вокальной музыки эпохи

Возрождения постепенно вытесняется инструментальной музыкой, что приводит к созданию первых профессиональных оркестров. И именно в этих условиях возникает новый жанр инструментальной музыки — концерт» [3].

В инструментальной композиторской практике барокко начали формироваться нормы и формообразующие закономерности концертной музыки: появляются новые формы музицирования (концертирования), Вивальди внес колоссальный вклад в этот процесс, поскольку в его концертах для разных инструментов и комбинаций инструментов он находил оптимальные соотношения звучащей формы с логикой музыкального развития произведений, оптимальный баланс солистов и оркестра (ансамбля), закономерности для достижения целостности концертной формы.

Обращая внимание на разносторонность и широкий диапазон жанров в творчестве Вивальди, итальянский музыковед В. Боккарди пальму первенства отдает его инструментальным концертам: «Антонио Вивальди внес неоценимый вклад во многие музыкальные направления, к которым обращался в своем творчестве. Тем не менее, несомненно, самыми значительными достижениями композитора являются работы в области инструментальной музыки и прежде всего концерта. В жанре концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди превзошел и всех своих современников, и последующих композиторов и современных авторов данного жанра» [1].

Исполнение концертных форм А. Вивальди для разных инструментов и исполнительских составов приобрело широкую популярность в конце ХХ века, именно тогда во многих европейских академических школах стали открываться факультеты и отделения, специализирующиеся на исполнении музыки барокко и более ранних периодов. находки: нотные автографы, трактаты, расшифровки, — стали объектом исследования и популяризации. Именно этот период характеризуется появлением оркестров и ансамблей старинной музыки, дискография которых сегодня по праву является эталонной для музыкантов следующих поколений. К примеру, можно назвать такие коллективы: «Академия Святого Мартина в полях», «Английский камерный оркестр», «Кафе Циммерман», «Английский концерт», «Academia Montis Regalis», «Академия старинной музыки», «Оркестр Алессандро Скарлатти», Дроттнингхольмский барочный ансамбль, барочный оркестр «L'Orfeo», мюнхенский барочный оркестр «L'arpa festante», ансамбль «Музыканты Лувра» и др. Среди сольных исполнителей (скрипачей) выделяются такие как, Исаак Стерн, Амандин Бейер, Фабио, Бьонди, Пинхас Цукерман, Пабло Валетти, Яап Шредер, Феликс Айо, Рейчел Поджер, Айона Браун, Иегуди Менухин, Роберто Микелуччи, Джошуа Белл и

др.

Известны четыре объединенных концертных цикла А. Вивальди, каждый из которых состоит из двенадцати концертов разной сложности и состава: «Лира», «Прихотливость», «Гармонические вдохновения», «Спор гармонии с изобретением», первые четыре концерта последнего цикла — концерты «Времена года». Принципы, по которым объединялись концерты в циклы, исходя из того, что в каждом из них нет структурного или количественного единства, скорее всего, лежали чисто в практической плоскости: чаще всего это были издательские заказы. Тем не менее, можно найти общие черты в двух из них: циклы «Прихотливость» и «Спор гармонии с изобретением» написаны для одной скрипки, струнных и basso-continuo; в цикле «Лира» преобладает этот же состав, и только девятый концерт написан для двух скрипок; цикл «Гармонические вдохновения» состоит из концертов для одной (№№ 3, 6, 9, 12), двух (№№ 2, 5, 8, 11) и четырех (№№ 1, 4, 7, 10) скрипок, струнных и basso-continuo.

Для структурно-исполнительского анализа мы выбрали концерт си минор № 10 для четырех скрипок, струнных и basso-continuo из цикла «Гармонические вдохновения» и концерт «La Caccia» Си-бемоль мажор № 10 для скрипки, струнных и basso-continuo из цикла «Спор гармонии с изобретением». Выбор был продиктован максимальным контрастом между двумя концертами: в данном случае это исполнительский состав.

1. Структурные особенности концерта, заложенная программность;

2. Сравнительный хронометраж структурных частей концертов;

3. Динамическая драматургия концертов и динамико-артикуляционное соотношение солиста (солистов) и оркестра (ансамбля).

Исполнительское творчество А. Браун, П. Валетти, П. Цукермана, Т. Пиннока тесно связано со старинной музыкой. Айона Браун как скрипачка известна как интерпретатор музыки классицизма (в частности В. А. Моцарта) и раннего романтизма, а в качестве дирижера осуществила много записей с ансамблем «Академия Святого Мартина в полях» произведений барочной музыки, в частности концертов А. Вивальди. Пабло Валетти основал ансамбль старинной музыки «Кафе Цимермана» с целью воссоздать аутентичное исполнение произведений И. С. Баха. В его репертуаре и дискографии также представлены произведения представителей классицизма — Ф. Э. Баха, Ж.-Б. Люлли. Также им был записан цикл концертов «Гармонические вдохновения». Творчество Т. Пиннока как дирижера и основателя ансамбля «Английский концерт» широко известно по записям музыки барокко и классицизма. У музыканта довольно обширная дискография: концерты И. С. Баха, его сына, Ф. Э. Баха, симфонии и концерты Й. Гайдна, concerto-grossi и оркестровые сюиты Г. Ф. Генделя, concerto-grossi А. Корелли, концерты для разных исполнителей и инструментальных составов А. Вивальди, все симфонии В. А. Моцарта. Ярчайший скрипач современности П. Цукерман интерпретирует музыку разных эпох: в его репертуаре композиторы барокко — А. Вивальди, И. С. Бах, раннего и позднего классицизма — И. Х. Бах, Л. Боккерини, В. А. Моцарт, Л. Ван Бетховен, романтизма — Ф. Шуберт, П. И. Чайковский, А. Дворжак, Й. Брамс, а также композиторы ХХ века — С. С. Прокофьев, К. Дебюсси, А. Берг.

Ансамбли старинной музыки, исполнение которых анализируется в работе, имеют разной продолжительности историю, ансамбль «Академия Святого Мартина в полях» был организован 1959 г. дирижером Невиллом Марринером, к дирижерскому пульту также часто вставала Айона Браун, особенно в последние годы своей деятельности. Ансамбль «Кафе Циммерман» основан аргентинским скрипачом П. Валетти в 1998 г. Музыканты часто концертировали в знаменитом кафе в Лейпциге, здание которого не сохранилось, но было воссоздано в другом месте Ратушной площади. Ансамбль «Английский концерт» был основан в 1973 г. Тревором Пинноком, и осуществил записи композиторов XVII-XVШ вв. — Г. Перселла, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, В. А. Моцарта. Ансамбль приобрел популярность и авторитет практически сразу: выступления музыкантов с циклом концертов Генделя в Карнеги-холле было настоящим событием в художественной среде. Наибольшую историю имеет «Английский камерный оркестр», который был организован в 1948 г., и в начале своей концертной деятельности специализировался на барочной музыке. Большой вклад в развитие коллектива внес Б. Бриттен, который часто приглашал музыкантов в сои проекты. Несколько позже ансамбль расширил репертуар, часто можно было встретить в афишах произведения современников.

Концерт № 10 си минор из цикла «Гармонические вдохновения» написан для четырех скрипок и струнного оркестра, в состав которого входят по две пары первых скрипок, альтов, солирующего чело, партия чело, basso-continuo и клавесина. Данный состав с разделением партий внутри групп является типичным для жанра concerto-grosso. Этот концерт был переложен для органа И. С. Бахом.

Сравнительный хронометраж исполнения концерта

Исполнители I часть Всего

А В А С В А

А. Браун 0,42 0,34 0,27 0,32 1,01 0,16 3,32

П. Валетти 0,42 0,33 0,24 0,31 0,59 0,14 3,23

Исполнители II часть Всего

I раздел II раздел кода

А. Браун 0,42 1,01 0,09 1,52

П. Валетти 0,47 1,06 0,13 2,06

Исполнители III часть Всего

I раздел II раздел

А. Браун 1,32 1,53 3,25 (8,49)

П. Валетти 1,26 1,42 3,08 (8,37)

Хронометрический анализ показал, что в целом темп быстрее у П. Валетти, но по времени II часть короче у А. Браун, за счет этого различие во времени в исполнении всего концерта — 12 секунд. Однако быстрые I и III части (особенно III — 17 секунд) более существенно отличается по времени. это диктует исполнителям выбранные ими штрихи и свой тип артикуляции.

Концерт № 10 Си-бемоль мажор для скрипки, струнных и basso-continuo из цикла «Спор гармонии с изобретением» написан для солирующей скрипки, камерного струнного состава (это может быть как струнный оркестр, так и ансамбль). Партия солиста в туттийных эпизодах в основном совпадает с партией первых скрипок (первой скрипки), сольные эпизоды исполняются при поддержке чело (виолончелей).

Сравнительный хронометраж исполнений концерта

Исполнители I часть Всего

I раздел II раздел

Т. Пиннок 1,15 1,58 3,13

П. Цукерман 1,10 1,50 3,00

Исполнители II часть Всего

I раздел II раздел реприза

Т. Пиннок 0,47 0,44 0,49 2,20

П. Цукерман 0,42 0,43 0,44 2,09

Исполнители III часть Всего

I раздел II раздел кода

Т. Пиннок 0,51 1,19 0,14 2,24 (7,57)

П. Цукерман 0,47 1,15 0,12 2,14 (7,23)

Из сравнительного анализа хронометража концерта видно, что темп в исполнении П. Цукермана значительно быстрее исполнения ансамбля Т. Пиннока, причем во всех разделах всех трех частей, что привело к разнице во времени более чем в пол минуты. Это отразилось на артикуляции и фразировке.

Осуществленный структурный анализ двух концертов — концерта № 10 си минор для четырех скрипок, струнного оркестра и клавесина из цикла «Гармонические вдохновения» и концерта № 10 Си-бемоль мажор для скрипки, струнных и basso-continuo базировался на четком определении структурных единиц формы, а также жанровых истоках тематизма, принципов его развития и соотношения тематических и нетематических элементов в форме.

Выбор концертов был продиктован принципом контраста: более масштабный концерт для четырех скрипок контрастирует с камерным концертом для одного исполнителя. Тем не менее, по содержанию (программе) второй ничуть не уступает первому в разнообразии исполнительских приемов, жанровом контрасте внутри и между частями, обилии исполнительских технических сложностей.

Сравнение исполнительских интерпретаций концертов из циклов «Гармонические вдохновения» и «Спор гармонии с изобретением» показало, что зависимость динамического, артикуляционного и динамического контраста от темпа имеет место в обоих случаях, исключением является II часть концерта си минор в исполнении ансамбля А. Браун. В сравнении с исполнением ансамбля П. Валетти, ее интерпретация отличается большей динамической ровностью и сбалансированностью солистов и оркестровых групп, тогда как исполнение ансамбля П. Валетти динамически более контрастно. В сравнении исполнения концерта Си-бемоль мажор из цикла «Спор гармонии с изобретением» существенная разница в темпах исполнений П. Цукермана и ансамбля Т. Пиннока также приводит к большей контрастности в первом исполнении.

Нужно сказать, что различные подходы к исполнению у музыкантов продиктованы тем, что в барочную эпоху было намного больше исполнительской свободы, исполнение произведений зависело от имеющихся инструментов и исполнительских составов, от индивидуальной манеры исполнения, от сыгранности коллектива и музыкального вкуса, и предпочтений руководителя.

Осуществленные анализы концертов могут положить начало в исследовательской деятельности музыкантов-исполнителей, которые для своей деятельности выбирают менее исполняемые произведения, и служить примером для подобных исполнительских анализов.

Литература

1. Боккарди, В. Вивальди / В. Боккарди. — М. : Молодая гвардия, 2007. — 272 с.

2. Лобанова, М. Н. Западноевропейское барокко: проблемы эстетики и поэтики / М. Н. Лобанова. — М. : Музыка, 1994. — 317 а

3. Рева, В. В. Педклассическое скрипичное искусство Австрии, XVII — начало XVIII вв.: дисс. на соискание степени канд. искусствоведения: спец.: 17.00.02 «Музыкальное искусство» / В. В. Рева. — М., 1990. — 207 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.