Научная статья на тему 'Особенности восприятия музыки в контексте различных жизненных ориентаций'

Особенности восприятия музыки в контексте различных жизненных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
332
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОБИРАТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ ЭПОХИ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ОБЪЕКТНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ / ЦВЕТОАССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД / A COLLECTIVE IDENTITY OF THE ERA / SUBJECTIVITY / OBJECTIVITY / MUSIC PERCEPTION / TSVETOASSOT-SIATIVNY METHOD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коржова Е. Ю., Ромаева О. Н.

В статье представлен обзор исследований, раскрывающих проблему характеристик собирательной, базовой личности в контексте смены исторических эпох. Особое внимание уделяется раскрытию типологии личности эпохи на основе анализа искусства. По результатам экспертной оценки определены музыкальные произведения, наиболее ярко раскрывающие специфику эпохи. Приведено подробное описание результатов исследования особенностей восприятия музыкантов и наивных слушателей произведений различных исторических эпох на основе цветоассоциативного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music perception peculiarities in the context of different life orientations

This article provides the review of researches which unveils the problem of collective, basic personality characteristics in the context of historic epochs changing. Special attention is paid to the discovery of epoch personality typology on the basics of art analysis. According to the expert’s evaluation the musical composition are defined, which uncover epoch’s specification. The detailed description of musician perception peculiarities research results and naive listeners of different epochs compositions are provided on the basis of color association experiment.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия музыки в контексте различных жизненных ориентаций»

Е. Ю. Коржова, д-р психол. наук, профессор, О. Н. Ромаева, аспирант, кафедра психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, pudostkdc@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Классическая музыка, представляемая как уникальное «психологическое затвердение» (О. А. Кривцун, 1994); историческая манера мышления человека (Ю. Н. Бычков, 2000); бессознательная шифровка социальных импульсов, отражающих исторический момент (Т. В. Адорно, 2001), позволила донести до сегодняшнего времени тот ценный пласт, в котором кристаллизовалась духовная жизнь людей различных исторических эпох.

Рассматривая проблему восприятия музыкальных произведений как носителей собирательного образа своего времени обратимся к психологическим характеристикам субъ-ектности и объектности. Субъектность определяется как формальная характеристика, необходимая предпосылка становления, специфическая человеческая активность. =

Объектность же характеризуется детерминацией жизнедеятельности человека внешними факторами среды1.

В культурологической концепции истории психологии В. А. Роменца с использованием категории поступка проанализирована специфика личности в различные исторические периоды. Поступок как единица анализа определяется в качестве важного лич-

Поступок как единица анализа определяется в качестве важного личностного образования, характеризующего активную, деятельную сторону личностного бытия, реализацию личностью вовне своего внутреннего мира на основе жизненной позиции.

ностного образования, характеризующего активную, деятельную сторону личностного бытия, реализацию личностью вовне своего внутреннего мира на основе жизненной позиции. На уровне субъекта поступок соответствует стратегии поведения. В. А. Роме-нец выделяет три структурных компонента поступка: ситуационный компонент как обусловленность внешней ситуацией (объ-ектность), мотивационный — обусловленность поступка внутренними тенденциями (субъектность), действенный — единство внешнего и внутреннего (субъектного и объектного). Рассматривая эпохи Античности и Средневековья,ав-тор обращает внимание на ситуативность, объ-ектность поступка, так как поведение человека данной эпохи определяет ситуация, внешние обстоятельства, ориентированность на Бога. В эпоху Возрождения поступок становится, как показывает В. А. Роменец, надситуативным, возникает противоречие — «борьба титанов», субъектное начало выступает на передний план. Барокко, Просвещение характеризует субъектность поступка, интеллектуальное доминирование человека над внешним миром, осознание своей зависимости от него и борьба с ней. Х1Х-ХХ1 вв. — период

адаптационный, когда человек не борется с внешним миром, а стремится приспособиться к среде, преобразовывая и себя, следовательно, стремясь к гармонии внешнего и внутреннего, субъектности и объектности поступка2. -

Е. Ю. Коржова также рассматривает соответствие типов личности с определенными жизненными ориентациями историческим эпохам. Согласно этой позиции, имеет место соответствие Мифологическому периоду, Древнему = миру личности с пассивной жизненной позицией, Возрождению, Барокко, Просвещению — личности с активной жизненной позицией. Начиная с XIX в. совершается путь к целостности личности.

В отличие от взглядов В. А. Роменца, определяющего Средневековье как эпоху личности с пассивной жизненной позицией, Е. Ю. Коржова рассматривает Средневековье как эпоху целостной личности: «путь к целостности от пассивности, на котором ориентация на внешние критерии (Бога и его заповеди) органично соединяется с неизбежным собственным нравственным выбором согласно нравственному идеалу, видимому в Боге»3.

В ряде нижеприведенных работ мы можем наблюдать своеобразную реконструкцию личностных характеристик человека определенного исторического периода на материале музыкального искусства. Важным является рассмотрение понятия стиля. Более конкретно мы говорим о стиле эпохи.

Стиль — устоявшаяся форма художественного самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творческой группы либо отдельной личности.

М. Моклиця определяет стиль как объективацию в любой форме (в привычках, одежде, жилье, работе, творчестве) внутренней неповторимости человека. Автор выделяет три значимые стиля эпох: романтизм, реализм и модернизм. Важно отметить, что данные стили она соотносит не только с искусством, но и в целом с характером, мен-тальностью соответствующей эпохи, находящих выражение в науках, философии,

Х1Х-ХХ1 вв. - период адаптационный, когда человек не борется с внешним миром, а стремится приспособиться к среде, преобразовывая и себя, следовательно, стремясь к гармонии внешнего и внутреннего, субъектности и объектности поступка.

общественной жизни, литературе, быту. Данные стили принципиально различны: романтизм (субъект доминирует над объектом), реализм (объект доминирует над субъектом) и модернизм (эстетическим объектом становится сам субъект)4.

В. Н. Холопова рассматривает музыкальные эпохи в рамках понятий канона и эвристики. Канон — правило, закон, модель, он «обязательно обладает характером образцовости», эвристика — «новаторство, открытие, изобретение, фантазия, продуктивное воображение, художественный вымысел, творчество — фактор чрезвычайно важный в человеческой жизни; как особая ценность он концентрируется в искусстве, присутствуя в нем так же постоянно, как его диалектическая противоположность — канон»5. Мы можем соотнести преобладание канона в музыкальном творчестве как проявление пассивности, объектной ориентации личности композитора, в свою очередь, преобладающая эвристика — есть активность, субъектная ориентация. Таким образом, преобладание в той или иной эпохе канона или эвристики позволяет делать предположение о преобладании субъектной или объектной ориентации базовой личности эпохи.

Холопова рассматривает всю историю музыки как дифференциацию канонических и эвристических типов культуры: к каноническим культурам относятся фольклор, средневековье, классицизм, к эвристическим — барокко, романтизм, ХХ в. В музыкальном Возрождении сильны оба полярных направления6.

С психологической точки зрения, интересным представляется обращение В. Н. Сырова в контексте эпох к понятиям экстраверсии и интроверсии. Он придерживается следующего определения этих понятий: экстраверсия — «направленность личности вовне, полезависимость», преобладание внешнего фактора, тесная связь со средой на всех уровнях взаимодействия. Интроверсия же, напротив, «направленность на внутренний мир, поленезависи-мость», преобладание внутреннего факто-

ра. В музыке это выражается следующим образом: «экстраверсия — обновление стилей, диалоговость самовыражения композитора», «жанровый плюрализм, изменчивость ритмоинтонационного рельефа, связанная со сменой воссоздаваемых моделей, отстранение авторского "я", которое прячется под маской моделируемого стиля», интроверсия — «углубление основного идейного и стилевого комплекса», монологовость самовыражения, «глубокая внутренняя органичность творческой эволюции, возвышенный романтический тон высказывания», «стабильность в жанровой сфере, ассимиляция "чужого слова" в контексте авторской речи». Таким образом, интровертированными эпохами он называет средневековье, барокко, романтизм, а экстравертированными — античность, ренессанс и классицизм7.

Вернемся к субъект-объектным ори-ентациям личности и попробуем соотнести данную концепцию с музыкой. В первую очередь обратимся к эпохе Античности. При современной идентификации сведений об античной музыкальной культуре главной трудностью является то, что мы не имеем полного достоверного представления о ее реальном звучании. В целом, все наши суждения имеют главным образом теоретический характер и основываются на литературных источниках. = Итак, музыка Античности не представляла самостоятельного вида искусства, находясь на «службе» у религии и философии. Предположим, что она может быть определена

Музыка Античности не представляла самостоятельного вида искусства, находясь на «службе» у религии и философии.

как объектная, детерминируемая внешними обстоятельствами. Субъектная значимость в создании музыкальных произведений минимальна.

В отличие от Античности Средневековье было отмечено первым шагом к профессиональной композиторской музыке. В Средние века впервые возникла идея развития личности, ориентируясь в своем поведении на Бога, человек обладал свободой нравственного выбора, проявляя себя как активное действующее начало. Идеалом в художественном творчестве являлась молитва, которая приводила к единению с Богом. Таким образом, соединение в музыке канонизированности и активности целостной личности позволяет определить ее как субъект-объектную, несмотря на несколько большее преобладание объектности как канона в музыке.

Говоря о Возрождении, нельзя не отметить существенных изменений в музыкальном искусстве как средстве художественного наслаждения, а именно появление мелодичности, песенности, преобладание композиторского начала, что говорит о возрастании субъектной активности в творчестве.

С возникновением стиля Барокко музыка еще более полно раскрыла возможности воплощения мира душевных переживаний человека. Эпоха Барокко, аналогично Возрождению в концепциях Е. Ю. Кор-жовой, В. А. Роменца, В. Н. Холоповой, В. Н. Сырова, период надситуативности поступка, эвристики, интровертированности. Для музыки характерна тенденция возрастания в ней личностной активности.

Классицизм в музыке каноничен, экс- травертирован. Здесь мы можем предположить наибольшее приближение к равновесию объ-ектности и субъектности характеристик, так как в основе музыки лежали принципы логической обоснованности, внутренней гармониизации жанров, типизации и обобщенности выразительности средств наравне с активным личностным композиторским началом.

В свою очередь Романтизм можно определить как период наибольшей субъ-ектности в музыке, творческой индивидуальности, интровертированности, эвристики. По сравнению -с Классицизмом в Романтизме акцентировалось не объединяющее, типическое, обобщенное начало, а ярко индивидуальное, оригинальное. Внешний мир воспринимался романтиками остро субъективно и перевоссоздавался воображением художника в причудливой, нередко фантастической форме.

ХХ-ХХ1 вв. Е. Ю. Коржова и В. А. Ро-менец рассматривали как период становления целостной личности, объединения субъектных и объектных тенденций. В музыке же этот период по наблюдениям В. Н. Холоповой, В. Н. Сырова характеризовался как полистилизм, «стилевая свалка», эвристика. Наблюдался как возврат к классицизму, что характеризует субъект-объект-ность, целостность, так и движение к новому, музыкальные эксперименты со стилями, жанрами, инструментами. Возникали стили, где наблюдалось либо крайнее преобладание только субъектности, либо полная потеря выраженности активности личности. Таким образом, мы скорее склонны рассматривать современность не как гармоничное сочетание субъектности и объектности, а как борьбу, в результате которой рождается, например, музыка.

На основе рассмотренного материала мы предприняли попытку выделить музыкальные произведения, которые с позиции современного слушателя наиболее ярко могли бы выразить их эпоху, точнее, те, в которых проявляется собирательный образ личности эпохи.

В процессе тео-ретико-методологи-ческого анализа литературных источников

С возникновением стиля Барокко музыка еще более полно раскрыла возможности воплощения мира душевных переживаний человека.

(О. А. Кривцун, Т. Н. Ливанова, М. С. Дру-скин, А. С. Клюев) были определены следующие музыкальные стили эпох: античность, средневековье, возрождение, барокко и классицизм (стили Нового времени), импрессионизм, экспрессионизм, авангардизм, неоклассицизм (стили Новейшего времени).

Говоря о Новейшем времени, необходимо отметить, что ему свойственен по-листилизм, но невозможность отобразить все многообразие стилей, в исследовании привела к выбору стилей наиболее значимых и антонимичных. Это импрессионизм и экспрессионизм как интровертированный и экстравертированный стили проявления личности композитора, авангардизм и неоклассицизм как хаосность, поиск нового и упорядоченность, каноничность, возвращение к классике. В контексте русской профессиональной классической музыки мы рассмотрели классицизм, романтизм и стили новейшего времени.

В первую очередь мы обратились к методу экспертной оценки с целью определения музыкального материала, необходимого для эксперимента.

В экспертной оценке приняли участие 12 музыкальных экспертов, а именно 4 музыкальных историка и 8 учителей музыки, имеющих высшее музыкальное образование и опыт работы более 5 лет. Экспертам было предложено определить фамилии

композиторов, наиболее полно раскрывающих в своем творчестве стиль той или иной эпохи, а также в качестве примера указать не более трех, желательно инструментальных, произведений дан- -ных композиторов.

В качестве музыкального материала с помощью метода экспертной оценки были отобраны музыкальные произведения, наиболее ярко отражающие специфику эпохи их создания, стиля эпохи: средневековье — Гийом де Машо «Gloria»; ренессанс — Дж. Пале-стрина «Missa L'Homme arme. Kyrie»; барокко — И. С. Бах «Фуга № 9»; классицизм европейский — В. А. Моцарт «Симфония № 40»; классицизм русский — М. И. Глинка «Камаринская»; романтизм европейский — Ф. Шопен «Ноктюрн до диез минор»; романтизм русский — П. И. Чайковский «Лебединое озеро. Вальс»; импрессионизм — К. Дебюсси «Послеполуденный сон фавна»; экспрессионизм — А. Берг «Воццек»; неоклассицизм — Ф. И. Стравинский «Петрушка»; авангардизм — А. Г. Шнитке «Симфония № 6».

В связи с тем, что античная музыка практически не сохранилась до наших дней, и примеры, приведенные экспертами, не могли бы быть реализованы из-за отсутствия музыкального материала, использовалась интерпретация античной музыки G. Neuman, P. Neuman, воссозданная по сохранившимся рукописям с имитацией музыкальных инструментов данной эпохи (Hurrian Hymns 19).

Учитывая некото- =

рую разницу исполнительской интерпретации музыкального произведения, невозможность свести отобранные произведения к одному исполнителю, так как они были и симфоническими, и фортепьянными, и вокальными, была =

предпринята попытка опроса музыкальных экспертов по проблеме наиболее адекватного исполнения того или иного произведения. Данный опрос выявил широкий диа-

Романтизм можно определить как период наибольшей субъект-

ности в музыке, творческой индивидуальности, интровертиро-ванности, эвристики.

Говоря о Новейшем времени, необходимо отметить, что ему

свойственен полистилизм, но невозможность отобразить все многообразие стилей в исследовании привела к выбору стилей наиболее значимых и антонимичных.

пазон оценок и субъективность критериев отбора. В связи с этим были подготовлены записи отобранных экспертами произведений наиболее известных и общепризнанных - исполнителей, таких как М. В. Плетнев, С. Т. Рихтер, Государственный академический симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова и др.

В результате обработки с использованием программы Magic Studio 2004 delux были получены 12 фрагментов музыкальных произведений, представляющие собой законченные музыкальные отрывки длительностью до 1 мин.

Выборку испытуемых составили 107 человек (женщин-музыкантов — 30, мужчин-немузыкантов — 34, и женщин-немузыкантов — 43). Возраст в обеих группах от 18 до 50 лет. Нижний возрастной порог 18 лет соответствовал возрасту профессионального самоопределения, верхний возрастной порог соответствовал началу пенсионного возраста, стадии послепрофесси-онализма.

Для исследования особенностей восприятия использовался «Цветовой тест отношений». Идея и процедуры эксперимента были разработаны А. М. Эткиндом, опиравшимся на то, что цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Мы рассмотрели с помощью ассоциативной раскладки ЦТО понятия «я-сам», «я-идеальное» и каждый музыкальный отрывок в отдельности.

В нашем исследовании использова-= лась следующая инструкция: «Рассмотрите предложенные цветовые карточки, каждая из которых пронумерована. Подберите цвет, соответствующий понятию «Я-сам». Укажите его порядковый номер. Подберите цвет, соответствующий понятию «Каким я хочу стать», укажите номер цветовой карточки. Подберите цвет к каждому музыкальному отрывку. Проранжируй-те цвета в порядке предпочтения, начиная

с самого красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным". Расположите номера цветов в таблице в порядке очередности цветовых выборов». Рассмотрим дерево класси- = фикаций по результатам ЦТО в выборке женщин-музыкантов, представ-ленное на рис. 1.

«Я-идеальное» отмечается как VAR14, «Я-реальное» — VAR13, произведения по порядку, начиная от античности и до авангардизма, аналогично рассмотренному ранее, обозначены как VAR1, VAR2, VAR3... VAR12. В первый большой класс попали понятия «Я-идеальное», «Я-реальное», русский романтизм — П. И. Чайковский «Лебединое озеро. Вальс», неоклассицизм — Ф. И. Стравинский «Петрушка», русский классицизм — М. И. Глинка «Камаринская», классицизм европейский — В. А. Моцарт «Симфония № 40» и барокко — И. С. Бах «Фуга № 9». Все единицы данного кластера, объединенные с понятиями «Я» выборки женщин-музыкантов, являются музыкальными произведениями, наиболее широко применяемыми в профессиональной деятельности испытуемых. Кроме того, большая часть их представляет отечественную классическую музыку.

Результаты кластерного анализа

позволили раскрыть связь особенностей восприятия музыки

различных исторических эпох с музыкальной подготовленностью и полом слушателей.

Во второй большой кластер вошли следующие произведения по степени удаленности от кластера «Я»: импрессионизм — К. Дебюсси «Послеполуденный = сон фавна», романтизм европейский — Ф. Шопен «Ноктюрн до диез минор», возрождение — Дж. Палестрина «Missa L'Homme arme. Kyrie», средневековье — Гийом де Машо «Gloria», авангардизм — А. Г. Шнитке «Симфония № 6», экспрессионизм — А. Берг «Воццек», Античность «Hurrian Hymns».

Таким образом, мы видим, что наиболее близко к структуре «Я» музыканта расположены музыкальные произведения с преобладанием субъектности либо близкие к равенству объектных и субъектных характеристик, а также те произведения, которые наиболее часто используются в педагогической деятельности музыкантов, за исключением «Ноктюрн до диез минор» Ф. Шопена. Интересно отметить, что некоторые педагоги-музыканты описывали данный Ноктюрн как произведение провоцирующее, из-за сложности содержания, трудности восприятия и адекватного исполнения его учениками. То есть данное произ-

Рис. 1. Дерево классификаций по результатам ЦТО в выборке женщин-музыкантов

ведение у испытуемых могло быть отдалено и по этой причине в частности.

У женщин-немузыкантов, что отражено на рис. 2, первый кластер составили понятия: «Я-идеальное», «Я-реальное», романтизм европейский — Ф.Шопен «Ноктюрн до диез минор», неоклассицизм — Ф. И. Стравинский «Петрушка», классицизм русский — М. И. Глинка «Камаринская», барокко — И. С. Бах «Фуга № 9», романтизм русский — П. И. Чайковский «Лебединое озеро. Вальс», классицизм европейский — В. А. Моцарт «Симфония № 40», возрождение — Дж. Палестрина «Missa L'Homme arme. Kyrie». В отличие от женщин-музыкантов, наиболее близким к структуре «Я» оказался европейский романтизм. Также в данный кластер вошли наиболее приближенные к распространенному понятию «классическая музыка» произведения. Можно отметить, что первый кластер у немузыкантов более объемен, чем у музыкантов, менее дифференцирован и в меньшей степени подчинен музыкальному опыту слушателей.

Во втором кластере, по мере отдаления от «Я» женщин-немузыкантов оказались произведения авангардизма — А. Г. Шнитке «Симфония № 6», экспрессионизма — А. Берг «Воццек», средневековья — Гийом

де Машо «Gloria», импрессионизма — К. Дебюсси «Послеполуденный сон фавна» и античности — «Hurrian Hymns».

Интересно, что в данный кластер вошли произведения, где либо минимизирована субъектность, либо противопоставлена объектности. К тому же дисбаланс субъект-ности и объектности в музыке, с крайним преобладанием либо одной, либо второй характеристики, влияет на отдаление его от кластера личности воспринимающего. Возможно, это связано с тенденциями нашего времени, характеризующегося отдалением людей от духовных ценностей, веры, Бога, что находит свое подтверждение и в используемом ассоциативном эксперименте.

Рассматривая результаты кластерного анализа мужчин-немузыкантов, рис. 3, можно отметить, что в первый кластер, в отличие от женщин-немузыкантов, вошло меньшее количество понятий: «Я-идеальное», «Я-реальное», классицизм европейский — В. А. Моцарт «Симфония № 40», романтизм русский — П. И. Чайковский «Лебединое озеро. Вальс», неоклассицизм — Ф. И. Стравинский «Петрушка» и Барокко — И. С. Бах «Фуга № 9».

Мы видим, что данные музыкальные произведения также являются наиболее

Рис. 2. Дерево классификаций по результатам ЦТО в выборке женщин-немузыкантов

Рис. 3. Дерево классификаций по результатам ЦТО в выборке мужчин-немузыкантов

традиционными в представлении классической музыки. Составляющие второго кластера: авангардизм — А. Г. Шнитке «Симфония № 6», экспрессионизм — А. Берг «Воццек», романтизм европейский — Ф. Шопен «Ноктюрн до диез минор», классицизм русский — М. И. Глинка «Камаринская», средневековье — Гийом де Машо «Gloria», возрождение — Дж. Палестрина «Missa L'Homme arme. Kyrie», импрессионизм — К. Дебюсси «Послеполуденный сон фавна» и античность — «Hurrian Hymns», мы с трудом можем подвергнуть логическому объединению, констатируя зависимость их от субъективных переживаний слушателей.

В целом, результаты кластерного анализа позволили раскрыть связь особенностей восприятия музыки различных исторических эпох с музыкальной подготовленностью и полом слушателей. В определенной степени на выборке музыкантов подтвердилась зависимость цветового выбора от определенных знаний о композиторе, эпохе его создания. Кроме того, и сама профессиональная деятельность музыкантов является одной из определяющих сторон их восприятия. Что же касается немузыкантов, то их восприятие основано, прежде всего, на субъективных переживаниях музыки,

возможно связанных с личностными характеристиками, что получило наибольшее подтверждение в выборке мужчин-немузыкантов. ^

1. Коржова Е. Ю. Типология жизненных ориентаций на основе субъектного подхода к личности // Психология человека в современном мире. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. — М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2009. Т 1. C.187-189.

2. Коржова Е. Ю. Психология личности: типология теоретических моделей. — СПб.: Институт Практической психологии, 2004. C. 14-15.

3. Там же. C. 17.

4. Моклиця М. Модершзм — проблема теоретична i практична // Слово i час. 2001. № 1. С. 32-38.

5. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. - СПб.: Лань, 2000. C. 15.

6. Там же. C. 100.

7. Сыров В. Н. Типологические аспекты композиторского стиля // Стилевые искания в музыке 70-80-х. — Ростов-на-Дону, 1994 [Электронный ресурс] URL: http://www.people.nnov.ru/syrov/Rus/Art_ Style.htm (дата обращения: 12.11.2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.