Педагогические науки
УДК 378
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Светлана Владимировна Абрамова, кандидат педагогических наук, доцент, Сахалинский государственный университет (СахГУ), г. Южно-Сахалинск
Аннотация
Статья посвящена описанию модели подготовки педагогов образования в области безопасности жизнедеятельности (Направление: Педагогическое образование. Профиль: Образование в области безопасности жизнедеятельности). Под моделью подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности понимается совокупность иерархически взаимосвязанных составляющих, компонентов: целевого, содержательного, процессуального (методы, организационные формы, средства и технологии обучения), результативно-оценочного (становление профессиональных компетенций).
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, образование в области безопасности жизнедеятельности, модель подготовки педагога, педагог, бакалавр.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p7-14
MODEL FOR TEACHER TRAINING IN THE FIELD OF LIFE VITAL FUNCTIONS
SAFETY
Svetlana Vladimirovna Abramova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sakhalin State University, South-Sakhalinsk
Annotation
The article describes the model for teacher training in the field of life vital functions safety (Direction: Teacher education. Profile: Education in the field of life vital functions safety). The model for training of the bachelors in the field of in the field of life vital functions safety is understood as set of hierarchically interconnected components: target, substantial, procedural (methods, organizational forms, means and technologies for training), productive and estimated (formation of the professional competences).
Keywords: life vital functions safety, education in the field of life safety, teacher training model, teacher, bachelor.
Современное состояние педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в России направлено на поиск новых моделей и форматов. Это обусловлено масштабными изменениями в подготовке будущих педагогов, в стиле работы преподавателей и студентов, в форматах взаимодействия вуза и школы, в механизмах и масштабах влияния вузов на развитие системы образования регионов. Кроме этого, акцент в развитии высшего образования смещается в сторону ориентации на подготовку уровневых специалистов, обладающих междисциплинарным научным знанием о развитии человека средствами образования, не боящихся инновационных преобразований, и имеющих неподдельный интерес к педагогической профессии.
Ориентация высшей школы на подготовку бакалавра, конкурентоспособного и готового к инновационным преобразованиям в сфере своей профессиональной деятельности обеспечивает студентам-выпускникам возможность решать профессиональные задачи и осуществлять основные виды профессиональной деятельности (педагогической и культурно-просветительной) на уровне достижений научно-технического и социального прогресса.
Следовательно, целью подготовки бакалавра образования, является становление его профессиональной компетентности, проявляющейся в готовности решать профессио-
нально-педагогические задачи с использованием теоретических и практических профильно-предметных знаний, жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
В условия реформирования высшего педагогического образования возникает необходимость в научной разработке достаточно широкого круга проблем профессиональной подготовки бакалавра образования. Это продиктовано переходом на уровневую систему подготовки педагогов на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования (2010 г.). Соответственно, определив новые приоритеты развития высшего педагогического образования, описывающиеся в опоре на следующий категориальный ряд: стратегия образования, образовательный стандарт, нелинейная организация образовательного процесса, индивидуальная образовательная траектория, инвариантный и вариативный образовательные модули, образовательная технология, балльно-рейтинговая система, образовательный мониторинг и др. [2].
В контексте современного уровневого высшего педагогического образования, подготовка бакалавра образования и, в частности по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности», представляет собой модель компетентностно-ориентированного образовательного процесса основанная на модульном подходе.
Процесс обучения в вузе, являясь составной частью целостного педагогического процесса, представляет собой образовательную систему, обладающую определенной структурой и наличием взаимосвязанных, взаимозависимых и необходимых компонентов. Единство и взаимосвязь данных компонентов, целостность процесса обучения является его объективной закономерностью и представляет собой модель подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.
Несмотря на относительную независимость компонентов модели подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, между ними существуют системообразующие связи, которые объединяют компоненты в единое целое - систему. Эти связи многочисленны и разнообразны: между теоретическим и практическим обучением; между процессами конструирования содержания и процессами его реализации; между содержанием образования, формами, методами и средствами; между целями и результатами обучения. Эти связи необходимы и несут системообразующие функции как к системе в целом, так и к отдельным ее компонентам.
Главными системообразующими связями являются связи, объединяющие и пронизывающие все компоненты модели, и исходящие из идей, целей и задач общеобразовательной (научной, фундаментальной) подготовки, психолого-педагогической подготовки (профессиональной) и специальной профессиональной (ноксологической) подготовки в области безопасности жизнедеятельности. К этим связям относятся: синтез и интеграция психолого-педагогических, методических и ноксологических знаний, умений, навыков и компетенций; объединение процессов социализации, информатизации и профессионализации на разных ступенях и уровнях образования; активное взаимодействие интеграции, гуманизации, экологизации.
При построении модели подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности на основе системного подхода мы исходили из следующих положений:
- образование в области безопасности жизнедеятельности рассматривается как организованная, реально существующая функционирующая система, имеющая сложную структуру, интегрирующая закономерности разных наук, включающая теоретические и практические взаимосвязанные виды обучения, которые соответствуют общенаучной (гуманитарной, социальной и экономической), математической и естественнонаучной подготовки, общепрофессиональной (методической, психолого-педагогической), специальной профессиональной (ноксологической) подготовки студентов и логике образовательного процесса;
- содержание образования в области безопасности жизнедеятельности и взаимосвязи между его компонентами отражают объективно существующие зависимости структурно-функциональных элементов общенаучной, общепрофессиональной (методической, психолого-педагогической) и специальной профессиональной (ноксологической) подготовки студентов;
- оптимальные результаты образования в области безопасности жизнедеятельности достигаются при сочетании элементов системы в их взаимосвязи; ведущими компонентами системы являются: цели образования в области безопасности жизнедеятельности - формирование культуры безопасности личности, цели профессиональной подготовки - готовность студентов к образованию в области безопасности жизнедеятельности; содержание, организация, управление процессом образования и результаты образования в области безопасности жизнедеятельности;
- единство теоретического и практического обучения в общепрофессиональной (психолого-педагогической и методической подготовке) и специальной профессиональной (ноксологической подготовке) выступает как важный системообразующий фактор процесса образования в области безопасности жизнедеятельности.
Представим рассматриваемую подготовку бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в виде структурно-содержательной модели, изображенной на рис. 1.
Под моделью подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в настоящее время понимается совокупность иерархически взаимосвязанных составляющих, компонентов: целевого, содержательного, процессуального (методы, организационные формы, средства и технологии обучения), результативно-оценочного (становление профессиональных компетенций).
Разработка модели подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности основывается на интегративном, деятельностном, компетентностном, индивидуально-ориентированном, дифференцированном, вариативном и модульном подходах, которые, с одной стороны, являются специфичными для системы профессиональной подготовки педагога в области безопасности жизнедеятельности, а с другой стороны, обеспечивают его содержательную включенность - в качестве неотъемлемой части - в уровневое высшее педагогическое образование.
Теоретико-методологические основы подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности определяют её цели и содержание, проявляясь в таких характеристиках, как:
- тенденции развития высшего уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности (гуманизации и гуманитаризации, интеграции, непрерывности педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, уровневой системы высшего педагогического образования, интенсификации, технологи-зации, информатизации, фундаментализации, инновационного обучения);
- подходы, определяющие организацию образовательного процесса подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности (компетентностный, культурологический, личностно-ориентированный, практико-ориентированный, деятель-ностный, акмеологический, интегративный, модульный, ноксологический);
- закономерности развития подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности (обусловленность образовательного процесса национальными интересами, государственной политикой в образовательной области и экономическим потенциалом страны; направленность образования на всестороннее развитие личности обучаемых, обеспечение развивающего характера обучения, единство процессов обучения, воспитания и развития в целостном образовательном процессе; интеграция образовательных учреждений, создание единого образовательного пространства России; опережающее развитие педагогической науки и степень ее проникновения в образова-
тельную практику, зависимость качества образования от широты научных исследований в области педагогики и психологии, инновационной деятельности педагогических коллективов, зависимость качества образования от научного потенциала образовательного учреждения;
Процесс профессиональной подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности - этапы формирования профессиональных компетентностей
Общая профессиональная образовательная траектория
Индивидуальная образовательная траектория
1 этап -фундаментальный
2 этап -профессиональный
3 этап -
специальный профессиональный
Нелинейная организация образовательного процесса (возможность выбора индивидуальных образовательных маршрутов)
ыб _И
Возможность выбора учебных модулей Б3.В.ДВ (2 модуля из четырех на 2-3 курсах)
Возможность выбора учебных модулей Б3.В.ДВ (2 модуля из четырех на 4 курсе)
Управление подготовкой Деятельность Формы, методы Дидактическая
и ее коррекция преподавателей и и средства единица процесса
студентов обучения обучения - модуль
Вариативно-модульная профессиональная образовательная программа
Система зачетных единиц
Балльно-рейтинговая система
Экспертный анализ
уровня сформированности компетенций
Формы контроля: контроль усвоения модуля, самоконтроль, текущий контроль, итоговый контроль
Результаты подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности Становление профессиональных компетенций
Рис. 1. Модель методики подготовки бакалавров образования в области безопасности
жизнедеятельности
- детерминированность содержания обучения целями и задачами образования, соответствие содержания подготовки задачам обучения, воспитания и развития, направленных на обеспечение высокого профессионализма, и гармоничное развитие личности будущего специалиста; создание соответствующих материально-технических, организа-
ционно-методических, нормативно-правовых, психолого-педагогических, социальных условий при проектировании эффективного образовательного процесса; оптимальная организация учебного процесса, обеспечивающая максимально возможные и прочные результаты образования, при комплексном использовании и учете всех других закономерностей в построении обучения);
- ведущие идеи высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности (социально-экономической обусловленности в развитии общества; соответствия внешних и внутренних закономерностей социально-профессионального становления конкурентоспособного педагога в области безопасности жизнедеятельности в условиях рыночной экономики; уровневость в получении высшего профессионального педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности; обусловленности, интегративности, дифференцированности, модульности содержания образования на отдельных этапах подготовки педагога в области безопасности жизнедеятельности; мно-гопрофильности подготовки педагога, обеспечивающей ему выбор индивидуального образовательного маршрута при общей фундаментальной педагогической подготовке в области безопасности жизнедеятельности, гарантирующего трудоустройство и социальную защиту в условиях профессионального рынка труда);
- совокупность педагогических и специфических принципов подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности (непрерывности, преемственности, системности, научности, гуманизации, единства интеграции и дифференциации, экологизации, прогностичности, комплексности и общезначимости, междисципли-нарности, модульности, этапности, самостоятельности, социальной обусловленности (социализации), поликультурности, гражданственности, аксиологичности и др.).
Целевой компонент модели подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности соответствуют требованиями к личности и деятельности профессионала, которые содержатся в ФГОС профессиональной подготовки педагогов, а также с учетом современного комплекса опасностей, угроз и вызовов современного общества. Вместе с тем, их конкретизация осуществляется на основе соотнесения данных требований с реальными возможностями, потребностями и интересами студентов, содержанием дисциплин ООП. Таким образом, выстраивается своеобразная иерархия целей и осуществляется их конкретизация с учетом возможности выбора студентами индивидуального образовательного маршрута.
Отбор содержания учебного материала по подготовке бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности осуществляет с учетом его гуманитарной, социальной и экономической подготовки (дисциплины и модули цикла Б1, изучаемые в обязательном порядке), математической и естественнонаучной подготовки (дисциплины и модули цикла Б2, изучаемые в обязательном порядке), а также профессиональной подготовки (дисциплины и модули цикла Б3, изучаемые в обязательном порядке и изучаемые студентов по своему выбору).
Содержание образования педагогов в области безопасности жизнедеятельности в системе ВПО определяется следующими компонентами, которые находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи:
- знаниевый компонент включает в себя гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные и ноксологические теории, закономерности, законы, понятия, научные факты и примеры;
- деятельностный компонент представлен системой интеллектуальных и практических умений, включающие предметные (в научной и предметной области знаний педагога), общепрофессиональные (методические), специальные профессиональные (ноксологические) компетенции;
- ценностный компонент, в который входят система ценностей эколого-гуманистического, психолого-педагогического, естественнонаучного и профессиональ-
ного характера;
- нормативно-правовой компонент, состоящий из норм и правил санитарно-гигиенического, экологического, ноксологического, профессионального, морально-нравственного, правового характера.
Отбор и обновление содержания педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности осуществляется не простым объединением учебного материала, ранее существовавших самостоятельных циклов, блоков, дисциплин, курсов, а возникает новая их логическая структура - модуль. В данном контексте модуль понимается как дидактическая единица построения учебно-воспитательного процесса обучения, в качестве законченного блока информации.
В основе профессиональной подготовки будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности в рамках ФГОС ВПО лежит компетентностно-ориентированный образовательный процесс, который позволяет осуществлять индивидуализацию обучения студентов на уровне бакалавриата по следующим направлениям:
- от минимальной дифференциации в групповом обучении до полностью индивидуального обучения;
- различные варианты содержания вариативной части бакалаврской программы, индивидуальные темпы продвижения в усвоении содержания, различия в требуемом уровне знаний;
- использование индивидуализированного обучения по инвариантной и вариативной частям бакалаврской программе, по всем учебным дисциплинам и курсам, по отдельным частям учебного содержания (Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А.И. Герцена: методические материалы. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - С. 14.).
Особенностью содержания подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности является его поэтапный отбор. Так, на 1-4 семестрах обучения содержание образования направлено на формирование фундаментальных знаний, умений, навыков, компетенций при изучении модулей по выбору вуза с учетом принципа региональности.
Во 2-6 семестрах обучения в содержании подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности преобладают основные базовые профессиональные знания, умения, навыки, компетенции, необходимые для профессии педагога. Данный этап заканчивается производственной (педагогической) практикой, которая окончательно формирует профессиональные компетенции у студента. Такая структура содержания соответствует модели 3-х летнего обучения бакалавров за рубежом (например, в Англии, Германии), тем самым реализуется сущность принципа интеграции в международное образовательное пространство.
Содержание подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности на 7-8 семестрах строится с учетом ноксологического похода. При этом студентами изучаются специфические модули, необходимые для более узкой специализации и происходит окончательное формирование специальных профессиональных компетенций.
Процессуальный компонент системы высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности реализуется при нелинейной организации учебного процесса, который характеризуется следующими особенностями:
• преобладание вариативной части учебного содержания над инвариантной частью;
• введение по степени обязательности и последовательности изучения теоретического содержания представленного учебными модулями, дисциплинами и курсами (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 09. 03. 2004 г. № 15-55-357 ин / 15);
• введение системы кредитов (зачетных единиц) для оценки трудозатрат обучаемых по каждому виду их деятельности [3].
При «нелинейной» организации образовательного процесса отбор содержания основной образовательной программы (ООП) в системе подготовки бакалавра необходимо проводить с учетом того, что инвариантная часть программы составляет более 30% (не менее 60 кредитов) учебного времени и состоит, как правило, из двух блоков общенаучного и общепрофессионального.
Основной исходной позицией для определения логики конструирования ООП является единые в содержательном плане теоретическая (200-205 зачетных единиц) и практическая (35-40 зачетных единиц) части подготовки бакалавров.
Опираясь на результаты исследований Я.И. Кузьминова и др. [1], можно выделить пять типов модулей, которые определяют структурно-содержательную модель подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности:
- основные программы, составляющие область профильно-предметных знаний (частично Б.3 Профессиональный цикл - вариативная часть: профильные учебные модули и дисциплины) - основной модуль;
- поддерживающие программы, определяющие сферу образования (частично Б. 3 Профессиональный цикл - базовая часть) - поддерживающий модуль;
- организационные и коммуникативные программы, составляющие социально-этическую сферу образования (Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл -базовая и вариативная части) - организационный и коммуникативный модуль;
- специализированные программы, расширяющие и углубляющие область предметных знаний (частично Б.3 Профессиональный цикл - вариативная часть: курсы по выбору; Б.2 Математический и естественнонаучный цикл - базовая и вариативная части; Б.4 Физическая культура) - специализированный модуль;
- переносимые программы, обеспечивающие практическую часть подготовки бакалавра (Б.5 Учебная и производственные практики; Б.6 Итоговая государственная аттестация) - переносимый модуль.
Основные, поддерживающие и специализированные модули рассматриваются при этом как учебные программы, направленные в основном на формирование и развитие профессиональных компетенций; организационные и коммуникационные - направленные в основном на формирование и развитие общекультурных компетенций, а переносимые - как обеспечивающие перенос знаний, умений и владения технологическими навыками в практическую плоскость решения профессиональных задач. Приведенная выше модель определяет собой логическое построение учебного содержания и процесса подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития : монография / коллектив авт. ; под ред. Я.И. Кузьминова. - М. : Логос, 2004. - 328 с.
2. Соломин, В.П. Стратегия высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности / В.П. Соломин, П.В. Станкевич // Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии : сборник материалов XV всероссийской научно-практической конференции. - М., 2011. - С. 4-6.
3. Станкевич, П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного образования : монография / П.В. Станкевич. - СПб. : Изд-во «ТЕССА», 2006. - 164 с.
REFERENCES
1. Ed. Kuzminov, Ya.I. (2004), State educational standards of higher education: development prospects, publishing house "Logos", Moscow.
2. Solomin, V.P. and Stankevich, P.V. (2011), "Strategy of the higher pedagogical education in the field of health and safety", Modern problems of safety: directions, approaches and technologies. Collection of materials XV of the All-Russian scientific and practical conference, Moscow, pp. 4-6.
3. Stankevich, P.V. (2006), The theory and practice of training of the bachelor in system of multilevel natural-science education: monograph, publishing house "TESSA", St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.01.2015.
УДК 796.835
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ УДАРОВ НОГАМИ ЮНЫХ КИКБОКСЕРОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА РАЦИОНАЛЬНЫХ КИНЕМАТИЧЕСКИХ И ДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЙ
Александр Игоревич Агафонов, преподаватель,
Василий Александрович Осколков, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Николаевич Москвичев, кандидат философских наук, профессор, декан, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУВПО «ВГАФК»)
Аннотация
В данной статье представлена модель обучения технике прямых и боковых ударов ногами юных кикбоксеров, основанная на учете рациональных кинематических и динамических параметров движений. При сходном уровне физической подготовленности кикбоксеров контрольной и экспериментальной групп значительные отличия в данных кинематических и динамических характеристиках ударов ногами свидетельствуют о существенном превосходстве технической подготовленности кикбоксеров экспериментальной группы. Анализ соревновательной деятельности кикбоксеров, проведенный в ходе педагогического эксперимента, также подтвердил эффективность усовершенствованной методики. На основании всего этого можно заключить, что предложенная нами модель обучения двигательным действиям более перспективна.
Ключевые слова: кикбоксинг, модель, техника, биомеханический анализ, удары ногами.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p14-18
MODEL FOR TRAINING TO THE KICKS TECHNIQUE OF THE YOUNG KICKBOXERS ON THE BASIS OF RATIONAL KINEMATIC AND DYNAMIC PARAMETERS OF MOVEMENTS
Aleksandr Igorevich Agafonov, the lecturer, Vasily Aleksandrovich Oskolkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuri Nikolaevich Moskvichev, the candidate of philosophical sciences, professor, dean, The Volgograd State Physical Education Academy
Annotation
The given article presents a model for training to the technology of direct and sidekicks of the young kickboxers, based on the rational kinematic and dynamic parameters of the movements. At the similar level of physical fitness of kickboxers of the control and experimental groups there are considerable differences in the kinematic and dynamic characteristics of the kicks testifying to the essential superiority of the technical readiness of kickboxers in the experimental group. The analysis of competitive activity of kickboxers carried out during the pedagogical experiment has also confirmed the efficiency of the advanced technique. On the basis of all mentioned it is possible to conclude that the model for training to the physical actions offered by us is more perspective.
Keywords: kickboxing, model, technique, biomechanical analysis, kicks.