Научная статья на тему 'Теоретическая модель профессиональной подготовки студентов технических вузов в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры'

Теоретическая модель профессиональной подготовки студентов технических вузов в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / SAFETY OF VITAL ACTIVITY / MEANS OF PHYSICAL CULTURE / MODEL OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко О.А.

В статье рассматриваются вопросы использования средств физической культуры в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности в технических вузах. Предлагается теоретическая модель профессиональной подготовки студентов технических вузов в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры. В модели выделяется интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности и физическое здоровье человека», которая способствует решению педагогической задачи «знать, уметь, владеть» в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности в соответствии с задачей подготовки будущих бакалавров. Предлагаемая интегрированная учебная дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций у студентов, ее содержательное наполнение может меняться в зависимости от педагогических задач в области безопасности жизнедеятельности, исходя из конкретного направления профессиональной подготовки в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петренко О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of using the means of physical culture in the educational process on safety of vital activity at higher technical educational institutions are considered in the article. The theoretical model of the professional training of students at higher technical educational institutions in the subject field of knowledge on safety of vital activity with use of means of physical culture is proposed. The integrated subject «Safety of vital activity and man’s physical health» that favors to solve the pedagog-ical task «to know, to be able, to govern» in the subject field of knowledge on safety of vital activity in accordance with the task of training of future bachelors is marked out in the model. Proposed integrated subject is directed to form cultural and professional competence of students, its content may be changed depending on pedagog-ical tasks in the field of safety of vital activity following concrete trend of the profes-sional training at higher technical educational institutions.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель профессиональной подготовки студентов технических вузов в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры»

УДК 303.832 / ББК 74.48

О. А. Петренко

Теоретическая модель профессиональной подготовки студентов технических вузов в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры

В статье рассматриваются вопросы использования средств физической культуры в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности в технических вузах. Предлагается теоретическая модель профессиональной подготовки студентов технических вузов в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры. В модели выделяется интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности и физическое здоровье человека», которая способствует решению педагогической задачи «знать, уметь, владеть» в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности в соответствии с задачей подготовки будущих бакалавров. Предлагаемая интегрированная учебная дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций у студентов, ее содержательное наполнение может меняться в зависимости от педагогических задач в области безопасности жизнедеятельности, исходя из конкретного направления профессиональной подготовки в техническом вузе.

Problems of using the means of physical culture in the educational process on safety of vital activity at higher technical educational institutions are considered in the article. The theoretical model of the professional training of students at higher technical educational institutions in the subject field of knowledge on safety of vital activity with use of means of physical culture is proposed. The integrated subject «Safety of vital activity and man's physical health» that favors to solve the pedagogical task «to know, to be able, to govern» in the subject field of knowledge on safety of vital activity in accordance with the task of training of future bachelors is marked out in the model. Proposed integrated subject is directed to form cultural and professional competence of students, its content may be changed depending on pedagogical tasks in the field of safety of vital activity following concrete trend of the professional training at higher technical educational institutions.

Ключевые слова: модель подготовки, безопасность жизнедеятельности, средства физической культуры.

Key words: safety of vital activity, means of physical culture, model of training.

К одной из существенных проблем современного образовательного процесса в технических вузах следует отнести недостаточное внимание со стороны преподавателей общенаучных дисциплин к образованию в области безопасности жизнедеятельности при формировании профессиональных компетенций в соответствии с направлением подготовки студентов.

© Петренко О. А., 2017

Между тем, вопросам безопасности жизнедеятельности при обучении студентов в техническом вузе, на наш взгляд, должно уделяться повышенное внимание. Анализ основных образовательных программ для технических вузов и, в частности, Санкт-Петербургской лесотехнической академии им. С.М. Кирова (ныне -Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова), показал, что ряд профессий требует от будущих бакалавров по направлению подготовки «Лесное дело» больших физических нагрузок, внимательности и собранности, соблюдения правил безопасности при работе с машинами и механизмами, ответственности за жизнь и здоровье не только самого работника, но и других людей, сохранности окружающей среды. Вследствие этого, профессиональная подготовка будущих бакалавров должна строиться с учетом данных факторов, а изучение других общенаучных предметов нацелено на формирование у студентов знаний, навыков и умений в области безопасности жизнедеятельности в рамках избранной профессии [11, с. 205-218].

Однако в настоящее время в сфере общенаучных (непрофильных) дисциплин отсутствует единая методология обучения студентов безопасности жизнедеятельности, не разработаны рабочие программы (модули) и методики обучения, включающие вопросы безопасности жизнедеятельности, которые ориентированы на профессиональную подготовку будущих бакалавров. По нашему мнению, в рамках основной образовательной программы бакалавриата по отраслевым техническим направлениям могут разрабатываться и утверждаться рабочие программы дисциплин (модули) по безопасности жизнедеятельности человека. Как пишет В.А. Девисилов: «Эффективность учебного процесса резко повысится, если в программах других дисциплин учебного плана будет предусмотрено рассмотрение отдельных аспектов безопасности» [6, с. 1407].

В этой связи, представляется закономерным использование в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров технических направлений в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности средств физической культуры, в предмет которой включены различные аспекты безопасности жизнедеятельности. При этом к средствам физической культуры, способствующим формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности, относятся учебные и наглядные пособия по безопасному выполнению физических упражнений и занятий спортом, физические упражнения, занятия на тренажерах, подвижные и спортивные игры, спортивные соревнования, туристические походы, спортивное ориентирование, направленные на профессионально-прикладную подготовленность будущих бакалавров в соответствии с избранной

профессией, а также технические средства физической культуры в виде спортивных залов и площадок, спортивных тренажеров, снарядов и оборудования, которые обеспечивают организацию образовательного процесса. Наряду с данными средствами, к средствам физической культуры относятся способы и методы сохранения и восстановления здоровья: приемы и способы оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим людям, методы лечебной физической культуры.

Использование средств физической культуры, по нашему мнению, позволит расширить содержание учебного процесса и увеличить объем воспитательных и образовательных средств, повысить общетеоретическую и профессионально-прикладную подготовку будущих бакалавров технических направлений в области безопасности жизнедеятельности, обеспечить их психологическую и физическую готовность к преодолению опасных и чрезвычайных ситуаций.

Формирование единой методологии образования в области безопасности жизнедеятельности в системе профессиональной подготовки бакалавров технических направлений предполагает комплексное использование подходов, где системообразующую роль выполняют интегративный и модульный подходы. По мнению С.В. Абрамовой и Е.Н. Боярова, под методологическим подходом «понимается совокупность научных представлений о процессе описания, изучения, проектирования, прогнозирования или преобразования объекта познания» [5, с. 111].

Рассмотрим основные подходы, определяющие организацию образования в области безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров по техническим направлениям.

Интегративный подход определяет, что процесс образования в области безопасности жизнедеятельности студентов строится на основе использования междисциплинарных и полипарадигмальных связей содержания различных дисциплин. Взаимодействие и взаимопроникновение учебного материала различных дисциплин приводит к обогащению образовательного процесса будущих бакалавров, способствует развитию у них системного мышления. Как указывает П.В. Станкевич: «Важнейшее достоинство предметной интеграции научного знания не только в общих теориях, но и в интегрированных учебных дисциплинах, в возможности повышения эффективности процесса познания, связанной с экстраполяцией теоретических положений на новые области знаний и исследований при выполнении принципа существенности и конкретности в отражении свойств нового объекта» [12, с. 37].

Модульный подход предполагает, что «отбор и обновление содержания образования в области безопасности жизнедеятельности осуществляется не простым объединением учебного материала, ранее существовавших самостоятельных циклов, блоков, дисциплин, курсов, а возникает новая их логическая структура - модуль. В данном контексте модуль понимается как дидактическая единица построения учебно-воспитательного процесса обучения, в качестве законченного блока информации» [1, с. 12].

Применение обозначенных подходов позволяет подчеркнуть многогранность и многосторонность образования в области безопасности жизнедеятельности как закономерного, последовательного и результативного процесса.

Решая задачу разработки единого методологического подхода к образованию в области безопасности жизнедеятельности в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров технических направлений, необходимо определить комплекс принципов, которые нами рассматриваются как система основополагающих положений и требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное функционирование учебно-воспитательного процесса. При этом мы учитывали, что принципы определяют содержательную сторону образования в области безопасности жизнедеятельности [2, с. 13-14; 94, с. 15].

Основываясь на исследованиях С.В. Абрамовой [2, с. 13-14], В.П. Соломина [9, с. 4-6], П.В. Станкевича [12, с. 46-49], можно выделить следующие принципы отбора содержания и организации образования в области безопасности жизнедеятельности:

- принцип научности, предусматривающий включение в содержание образования в области безопасности жизнедеятельности достоверных знаний, являющихся результатом исследований и разработок ученых и предполагающий использование логических мыслительных приемов сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения при изучении явлений, процессов, тенденций, происходящих в сфере взаимодействия человека и окружающей среды;

- принцип интегративности, обеспечивающий единство теоретической и практической подготовки будущих бакалавров на основе использования междисциплинарных и полипарадигмальных связей содержания различных дисциплин, включающих различные аспекты безопасности жизнедеятельности, что приводит к обогащению процесса образования студентов в данной области знаний;

- принцип гуманизации, предполагающий усиление социальной направленности образования в области безопасности жизнедеятельности, создание условий, обеспечивающих защищенность и безопасность человеческой личности;

278

- принцип аксиологичности, направленный на формирование общечеловеческих и общественно значимых ценностей и предполагающий осмысление студентами важности сохранения своей жизни и здоровья, безопасного поведения в различных сферах окружающей действительности;

- принцип самостоятельности, предусматривающий формирование активной личностной позиции будущих бакалавров и умения приобретать новые знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности, развития инициативности обучаемых.

Помимо данных основополагающих принципов, отбор содержания и организации образования в области безопасности жизнедеятельности, по нашему мнению, базируется также на принципах детерминации, системности, информативности и технологичности обучения.

Принцип детерминации предполагает, что в основе построения, функционирования и развития образования в области безопасности жизнедеятельности как единой и целостной системы знаний лежат явления, закономерности и процессы, возникающие в природной, техногенной и социальной сферах. Возникающие явления, закономерности и процессы подлежат творческому, научному осмыслению и воплощаются в новых педагогических разработках по обучению студентов умениям выявлять признаки опасных ситуаций и использовать меры по их предотвращению и устранению негативных последствий. Данный процесс постоянен и закономерен, обеспечивая обновление студенческих знаний, навыков, умений и поступательное развитие образования в области безопасности жизнедеятельности.

Принцип системности позволяет рассматривать образование студентов безопасности жизнедеятельности как единый процесс, включающий взаимосвязанные этапы и уровни освоения учебного материала, способствующий интеграции полученных знаний, навыков и умений в безопасное поведение при различных жизненных ситуациях и формированию готовности студентов к их будущей профессиональной деятельности.

Принцип информативности и технологичности обучения заключается в управлении образовательным процессом с целью передачи большего объёма учебной информации студентам без снижения требований к качеству знаний и предполагает использование эффективных и оптимальных методов обучения студентов безопасности жизнедеятельности. Задача педагога состоит в том, чтобы из всего обширного потока информации выделить главные и значимые факты, явления, процессы и сформировать у студентов современное видение системы безопасности жизнедеятельности. Педагог должен управлять учебным процессом, совмещать насыщенность занятий с отведенными учебными часами, при этом педагогическая

цель формирования компетенций в области безопасности жизнедеятельности должна быть достигнута. В этой связи, обойтись без использования интерактивных и высокотехнологичных методов, средств и инструментов обучения студентов, невозможно.

Основываясь на вышеизложенных подходах и принципах, нами была разработана теоретическая модель подготовки студентов технических вузов в предметной области знаний в области безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры. Данная модель была разработана на основе научных трудов С.В. Абрамовой [2], С.В. Белова [3], В.А. Девисилова [6], Л.А. Михайлова [13], Р.И. Поповой [7], О.Н. Русака [4], В.П. Соломина [8], П.В. Станкевича [12] и других авторов, исследующих проблемы вузовского образования в области безопасности жизнедеятельности по различным направлениям профессиональной подготовки. В основе построения модели лежали теоретико-методологические основы подготовки бакалавров в области безопасности жизнедеятельности, которые проявляются в таких характеристиках, как:

- ведущие идеи образования в области безопасности жизнедеятельности, предполагающие формирование общекультурных и профессиональных компетенций у будущих бакалавров в данной области знаний на основе уровневости образования, междисциплинарных и полипарадигмальных связей содержания различных дисциплин, включающих различные аспекты безопасности жизнедеятельности; усиление социальной направленности образования в области безопасности жизнедеятельности, создание условий, обеспечивающих защищенность и безопасность человеческой личности; индивидуально-личностного подхода в обучении будущих бакалавров и развитие их самостоятельности и инициативности;

- теоретические подходы: интегративный и модульный, определяющие отбор содержания образования и организацию образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности;

- принципы отбора содержания образования и организацию образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности: научности, детерминации, интегративности, гуманизации, аксиологичности, самостоятельности, системности, информативности и технологичности обучения.

Современное образование в области безопасности жизнедеятельности направлено к единой цели - формированию общекультурных и профессиональных компетенций у будущих бакалавров разных направлений подготовки в данной области знаний. Основываясь на научных трудах П.В. Станкевича [12, с. 54-56], в которых раскрываются основные характеристики современного вузовского образования, можно выделить следующие основные компоненты профессиональной подготовки будущих бакалавров в предметной

области знаний по безопасности жизнедеятельности: 1) знаниевый компонент, который включает в себя овладение будущими бакалаврами научными теориями, изучение закономерностей развития, законов, понятий и научных фактов в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности; 2) деятельностный компонент, заключающийся в самостоятельности и инициативности в овладении будущими бакалаврами знаниями, навыками и умениями по безопасности жизнедеятельности; 3) ценностный компонент, предусматривающий осмысление будущими бакалаврами системы общечеловеческих и общественно значимых ценностей и предполагающий приоритет безопасного поведения и сохранения жизни и здоровья человека в различных сферах окружающей действительности; 4) нормативно-правовой компонент, предполагающий овладение будущими бакалаврами правовых норм и правил профессионального, санитарно-гигиенического, экологического, морально-нравственного характера; 5) оценочный компонент, позволяющий зафиксировать достигнутый уровень общекультурных и профессиональных компетенций студентов в области безопасности жизнедеятельности.

Исходя из данного подхода, можно заключить, что теоретическая модель профессиональной подготовки студентов технических вузов в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры предполагает:

- расширение предметной области знаний «Безопасность жизнедеятельности» за счет предметных знаний по физической культуре в профессиональном и прикладном аспектах (осуществление профилактики производственного и бытового травматизма, обучение методам оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим, сохранения и восстановления здоровья студентов) в системе подготовки бакалавров технических направлений;

- обновление и обогащение базовых универсальных знаний, умений и навыков в виде единой системы безопасности жизнедеятельности;

- формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в области безопасности жизнедеятельности применительно к будущей профессии.

Основываясь на модульном построении содержания предметных знаний по безопасности жизнедеятельности в подготовке бакалавров технических направлений, необходимо выделить модульную единицу, которая «играет системообразующую роль, поскольку обеспечивает формирование ключевых компетентностей в контексте профессиональной деятельности» [12, с. 66]. В качестве основных модульных единиц выступают дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности» (модульная единица 1) и «Физическая культура» (модульная единица 3), подлежащие обязательному освоению в

высших учебных заведениях в соответствии с основной образовательной программой с учетом ФГОС ВО. Наряду с этим, выделяется модульная единица 2 - интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности и физическое здоровье человека», которая объединяет, дополняет и расширяет предметное содержание дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура», имеющие существенное значение в подготовке будущих бакалавров в области безопасности жизнедеятельности по направлению «Лесное дело».

Как указывает С.В. Абрамова, одним из направлений развития современного вузовского образования в области безопасности жизнедеятельности, «определяющих структурно-содержательную модель подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности являются специализированные программы, расширяющие и углубляющие область предметных знаний в области безопасности жизнедеятельности, и, в частности,... Б.4 Физическая культура - специализированный модуль» [2, с. 13]. «Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуальная по содержанию, формам, средствам, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучаемого» [12, с. 63].

Структура модульной единицы 2 - интегрированной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и физическое здоровье человека», представлена модульными элементами, т. е. дидактическими единицами содержания, которые рассматриваются сквозь призму трех составляющих образовательного процесса:

- теоретической, формирующей у студентов мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к предмету изучения;

- практической, формирующей у студентов профессиональные навыки и умения в будущей производственной деятельности;

- контрольной, определяющей дифференцированный и объективный учет процесса и результатов образовательного процесса.

Процессуальный компонент модульной единицы 2 - интегрированной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и физическое здоровье человека», предполагает организацию процесса образования в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности с использованием организационных форм (коллективная, групповая, индивидуальная), педагогических и психологических методов и средств обучения, включая средства физической культуры. Теоретическая модель профессиональной подготовки студентов технических вузов в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры представлена на рисунке:

Методологические основы модели профессиональной подготовки студентов технических вузов в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры

1 г 1 г

Ведущие идеи образования в области безопасности жизнедеятельности Теоретические подходы к отбору содержания образования и организации образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности Принципы отбора содержания образования и организации образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности

Основные компоненты модели профессиональной подготовки студентов технических вузов в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры

1 г 1 г г 1 т \

знаниевый деятельностный ценностный нормативно-правовой оценочный

Содержание предметных знаний по безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры в профессиональной подготовке студентов технических вузов

Модульная единица 1 дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»

Общекультурная составляющая

Модульная единица 2

интегрированная учебная дисциплина

«Безопасность жизнедеятельности и физическое здоровье человека»

Профессиональная составляющая

Модульная единица 3 дисциплина «Физическая культура»

Практическая составляющая

Процессуальный компонент: организационные формы, методы и средства обучения, включая средства физической культуры

Результативный компонент: формирование общекультурных и профессиональных компетенций у студентов технических вузов в области безопасности жизнедеятельности

Рассматривая организационные формы, методы и средства обучения будущих бакалавров предметным знаниям, навыкам и умениям в области безопасности жизнедеятельности как единую методическую систему, лежащую в основе реализации предлагаемой интегрированной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и физическое здоровье человека» можно заключить, что ее содержание включает следующие структурно-содержательные составляющие:

- общекультурную составляющую по формированию универсальных предметных знаний о видах опасных и чрезвычайных ситуаций, об основных методах защиты населения от чрезвычайных ситуаций (аварий, катастроф, стихийных бедствий) и практических навыков и умений защиты от возможных их последствий в соответствии с избранной профессией по направлению подготовки «Лесное дело», обеспечению охраны жизни и здоровья человека в повседневной жизни - инвариантная часть;

- профессиональную составляющую по формированию специальных предметных знаний, навыков и умений в области безопасности жизнедеятельности в соответствии с направлением подготовки; использованию средств физической культуры в профессионально-прикладном значении; профилактики производственного травматизма, приемах и способах сохранения и восстановления здоровья при осуществлении будущей производственной деятельности - вариативная часть;

- практическую составляющую в виде проведения учебных занятий и тренировок по отработке действий студентов при пожаре, землетрясении, наводнении; безопасному поведению при осуществлении будущей профессиональной деятельности; обучению навыкам оказания первой (доврачебной) помощи при травмах; овладению методами сохранения здоровья пострадавших (лечебная физкультура, реабилитация и восстановление здоровья), а также использованию социальных методов охраны жизни и здоровья -вариативная часть.

При этом данная дисциплина рассматривается в качестве элективного курса, дополняющего, расширяющего и углубляющего содержание базовой части профессионального цикла в области безопасности жизнедеятельности, и, таким образом, способствующего формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов по направлению подготовки «Лесное дело» в данной области знаний.

Таким образом, предлагаемая интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности и физическое здоровье человека» способствует решению педагогической задачи «знать, уметь, владеть» в предметной области знаний по безопасности

жизнедеятельности в соответствии с задачей подготовки будущих бакалавров лесного дела. Интегрированная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности и физическое здоровье человека» направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, содержательное наполнение которых может меняться в зависимости от педагогических задач в области предметных знаний по безопасности жизнедеятельности, исходя из конкретного направления профессиональной подготовки в техническом вузе.

Список литературы

1. Абрамова С.В. Модель подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. Педагогические науки. - 2015. - № 1 (119). - С. 8-14.

2. Абрамова С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учеб.-метод. пособие. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. - 244 с.

3. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техно-сферная безопасность): учеб. для академического бакалавриата / Белов С.В. -5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2015. - 701 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов всех специальностей / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько; под ред. О.Н. Русака. -3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2000. - 448 с.

5. Бояров Е.Н., Абрамова С.В. Ноксологический подход в содержании образования педагогов безопасности жизнедеятельности // Педагогическое образование в России. - Вып. № 4. - 2012. - С. 111.

6. Девисилов В.А. Концептуальные подходы к модернизации дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего профессионального образования» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т.11, 4 (6), 2009. - С. 1403-1410.

7. Попова Р.И., Аспекты методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета - Вып. № 11(126). - 2012. - С. 54-57.

8. Соломин В. П., Абрамова С. В., Станкевич П. В. Основные приоритеты развития высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. - 2015. - №3.1. - С. 2-4.

9. Соломин В.П., Станкевич П.В. Стратегия высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы безопасности: учеб. пособие. - Ростов-н/Д., 2011. - С. 4-6.

10. Станкевич П.В. Модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2010. - 50 с.

11. Станкевич П.В. Профессиональная подготовка бакалавра образования в контексте Болонского процесса // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2006. - № 14. - Т. 6. - С. 205-218.

12. Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: моногр. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 122 с.

13. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Михайлов, Э.М. Киселева, О.Н. Русак и др.; под ред. Л.А. Михайлова. - М.: Академия, 2009. - 288 с.

УДК 378.4 : 316.74

А. В. Перевозный

Культурно-образовательная среда университета: сущность, компоненты, пути совершенствования

В данной статье культурно-образовательная среда университета рассматривается как совокупность определенных условий, которые должны привести к изменению состояния ее субъектов в процессе их приобщения к ценностям культуры, осуществляющемся в ходе получения образования, а также в других видах активности. Культурно-образовательная среда университета состоит из локальных сред, сформировавшихся на факультетах и кафедрах.

Раскрываются основные (образовательный процесс; научно-исследовательская работа преподавателей и студентов; общественно-досуговая активность студентов; организационно-управленческая деятельность) и вспомогательные (информационный, психологический, юридический) компоненты культурно-образовательной среды. При покомпонентном рассмотрении культурно-образовательной среды намечены пути ее совершенствования. В связи с этим особое внимание уделяется человеческому фактору, поскольку именно он определяет эффективность культурно-образовательной среды и, следовательно, качество университетского образования.

The article deals with the university cultural and educational environment as a number of specific conditions which should lead to a change of its subjects' state during acculturation in the educational process as well as other types of activity. Cultural and educational environment of the university consists of local environments formed at the faculties and departments.

The main (educational process, teachers' and students' scientific and research work, students' public and recreation activity, organizational and administrative activity) and supporting (informational, psychological, juridical) components are discussed. While considering the cultural and educational environment by component the ways of its improvement are outlined. In this connection particular attention is paid to the human factor, since it determines the effectiveness of cultural and educational environment, consequently, the quality of university education.

Ключевые слова: высшее образование, университет, культурно-образовательная среда, компоненты культурно-образовательной среды, субъекты культурно-образовательной среды, взаимодействие субъектов.

Key words: higher education, university, cultural and educational environment, components of cultural and educational environment, subjects of cultural and educational environment, subjects' interaction.

Понятие «культурно-образовательная среда» является как широко распространенным, так и сложным для однозначного определения. Многие из дефиниций, предлагаемых исследователями, обусловлены предметом их научного поиска. Так, в исследовании,

© Перевозный А. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.