УДК 378.172:790
Р. С. Наговицын, И. В. Ипатов, И. А. Липатова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО АУДИО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ключевые слова: мобильное аудио обучение, формирование физической культуры личности, внеаудиторная работа
студентов.
Применение мобильного аудио обучения, в образовательном процессе учебных дисциплин «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» позволяет реализовать требования теоретического, методического и практического разделов учебных программ посредством самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся. Модернизация профессиональной подготовки будущих педагогов на основе внедрения мобильных аудио технологий позволит эффективнее формировать физическую культуру личности студента, как одного из базовых профессионально-личностных качеств специалиста.
Key words: mobile audio learning, the formation ofphysical culture offuture pedagogues, out-of-institution students' work.
The adaptation of mobile audio learning in the educational process of such disciplines like "Physical Education ", "Age Anatomy, Physiology and Hygiene", "Life Safety", "The Basis of Medical Knowledge and Healthy Lifestyle" allows to realize the demands of theoretical, methodical and practical units of educational programmes by introducing independent out-of-institution students' work. The modernization of professional preparation of future pedagogues on the basis of application mobile audio technologies will allow to form the physical culture of student's personality more effectively as one of the basic professional and personal specialist's features.
Введение
Смена образовательных парадигм в начале ХХ1 века, от репродуктивно-педагогической к креативно-педагогической связывает цели образования с изменением «качества» человека, что обусловлено изменением качества знания и обучения, предлагаемых ему в системе образования. Как одно из базовых профессионально-личностных качеств специалиста, физическая культура личности будущих педагогов, формируемая с помощью междисциплинарного подхода к обучению, а именно на учебных дисциплинах «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» ориентируется на модернизацию.
Последними тенденциями в образовании является смешанное обучение, которое сочетает в себе различные виды обучения, чтобы сделать его более эффективным и интересным. Смешанное обучение сочетает в себе преимущества различных форм, и лучше всего подходит к контексту обучения в интерактивной учебной среде. Одной из форм обучения является аудио обучение, которое можно комбинировать с другими его видами, обеспечивая интерактивные условия для образования студентов.
Мобильное аудио обучение придает новое качество обучению, наиболее полно отражает тенденции в образовании современного человека, обеспечивая постоянный доступ к информации в любой момент времени; является новым инструментарием в формировании человека информационного общества, в котором формируется новая среда обучения, независимая от места и времени [5,7].
Перестройка системы образования поставила перед вузами задачу всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физкультурной
деятельности будущих специалистов. Проблемная ситуация определяется существующим в настоящее время противоречием:
- между несовершенством традиционной методической базы по формированию физической культуры личности студентов и широкими возможностями в ее модернизации на основе внедрения инновационных и нетрадиционных технологий, отвечающих современным запросам молодежи, направленных на гуманизацию учебного процесса с учетом инноваций, творчества, инициативы и интересов преподавателя и студентов;
- возрастающими требованиями нормативных документов к качеству педагогического образования и недостаточным использованием в образовательной практике внеаудиторного (самостоятельного) обучения потенциала информационных технологий, включая аудио -обучение.
В связи с этим особую актуальность приобретает модернизация подготовки будущих специалистов на основе внедрения в процесс внеаудиторного (самостоятельного) обучения мобильных аудио -технологий.
Цель исследования: разработка содержания внеаудиторного (самостоятельного) обучения на основе мобильного аудио-обучения на учебных дисциплинах «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для формирования физической культуры личности будущих педагогов.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование физической культуры личности будущих педагогов на основе мобильного аудио обучения будет эффективным если:
- будет разработано содержание внеаудиторного (самостоятельного) обучения на основе мобильного аудио обучения на учебных
дисциплинах «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
Материал и методы исследования
Категориальное поле исследования определено следующими понятиями:
- физическая культура личности будущего педагога - подструктура общей профессионально-педагогической культуры и одно из базовых профессионально-личностных качеств специалиста, представляющее собой сложное интегративное психолого-педагогическое образование личности, стержнем которого являются мотивационно-эмоциональная, деятельностная и когнитивная характеристики, определяющие направленность его профессиональной подготовки на осуществление физкультурной деятельности в школе;
- мобильное аудио обучение, в нашем понимании, это один из основных принципов формирования физической культуры личности будущего педагога, основывающийся на обучение в условиях, когда студент имеет мобильный доступ к образовательным ресурсам. Это обучение направлено на эволюционный путь развития образования, формулируемый нами как управляемый и организуемый педагогом образовательно-воспитательный процесс интерактивного самообучения обучающегося в любое время и в любом месте.
- интерактивное самообучение это творческое чтение, творческая работа, самостоятельное приобретение учащимися знаний с учетом их интересов, личностно-регулируемая, целенаправленная, личностно и профессионально-значимая самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск и усвоение социального опыта с целью самосовершенствования [6].
Мобильный телефон это средство воспроизведения звуковых, текстовых, видео- и графических файлов, которые могут содержать обучающую информацию. Применяя мобильные телефоны, обучение осуществляется на основе использования специальных программ для платформ сотовых телефонов, которые способны открывать и просматривать файлы офисных программ, таких как Office Word, Power point, Excel. Имея в памяти мобильного телефона такие файлы, содержащие обучающую информацию, можно просматривать их версии, адаптированные специально для экрана телефона, с удобными полосами прокрутки, подходящим шрифтом и удобным интерфейсом [1].
Также источником информации могут служить видео и аудиофайлы, программы-плейеры для которых есть в каждом телефоне последних лет выпуска. Особенно ценной данная возможность является для желающих изучить иностранные языки - доступно огромное множество аудиокурсов и аудиокниг, включающих файлы разного формата и длины.
Примером успешного применения данного способа обучения является ряд образовательных программ в университетах Японии и Китая. Рассматривая мобильные технологии,
преподаватели этих университетов считают их очень перспективными в условиях информатизации современного общества, предлагая инновационную систему обучения - с помощью мобильного телефона, что позволяет изучать любые дисциплины, как дома, так в кафе, в автобусе, в метро и т.п. [7].
Мобильный телефон и его функциональные возможности позволяют организовать обучение с использованием адаптированных электронных учебников, учебных курсов и файлов специализированных типов с обучающей информацией, учебные пособия разрабатываются непосредственно для платформ мобильных телефонов.
Возможность размещения схем, чертежей и формул делает написание электронных учебных курсов для мобильных телефонов универсальным и применимым абсолютно к любому изучаемому предмету. Возможна также реализация обучающих программ в игровой оболочке, используя возможности графики телефонов, однако реализация таких приложений - довольно сложный и трудоемкий процесс. Вследствие этого написание электронных учебников и программ предметного тестирования для мобильных телефонов кажется более перспективным направлением. Существует огромное количество специальных приложений для мобильных телефонов, таких, как калькуляторы разной степени сложности (простые, научные), офисные программы для мобильных телефонов, приложения, содержащие различные тесты с ответами (например, для психологов) и т.д. [3,6].
Научные исследования возможностей мобильных технологий и условий их реализации в системе образования активно продолжаются, и на сегодняшний день в России начинает развиваться их практическое применение. Большое количество интернет - ресурсов предлагают учащимся электронные англо-русские словари, программы-калькуляторы и множество шпаргалок по различным предметам для использования на мобильных телефонах.
Несмотря на то, что число современных мобильных телефонов и коммуникаторов в несколько раз превышает число персональных компьютеров, мобильные устройства доступнее ПК, и мощность современных мобильных устройств превосходит мощность компьютеров начала 90-х годов, в нашей стране в целях обучения мобильный телефон используется мало. Опираясь на описанные выше выводы этот факт можно объяснить тем, что для внедрения новой перспективной технологии в обучение необходимо разрабатывать новые стратегии и прикладывать определенные организационные усилия [5].
В связи с увеличением по новым учебным планам подготовки специалистов и бакалавров, внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов
назрела необходимость модернизации такого обучения и его контроля. Традиционные формы самостоятельного обучения и его контроля не отвечают современным требованиям прогресса во всех сферах, включая высшее образование, и не приносят необходимых положительных результатов, не пользуясь популярностью среди студенческой молодежи [4 .
Для решения обозначенной проблемы на кафедре безопасности жизнедеятельности Глазовского государственного педагогического института осуществляется эксперимент, основанный на применении мобильных телефонов и аудио-плееров для обучения. Разработанные электронные курсы для самостоятельной работы студентов по учебным дисциплинам «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» с помощью специальных программ, закачиваются в формате МР3 в мобильные телефоны и аудио-плееры студентов. Электронные аудио курсы составлены с учетом учебной нагрузки, отведенной в учебной программе на внеаудиторную (самостоятельную) работу. Время, отведенное на прослушивание курса точно соответствует объему времени, утвержденному по учебной программе на изучение тем самостоятельной работы.
Контроль выполнения самостоятельной работы по определенной теме осуществляется с помощью авторской методики тестирования. Она основывается на включение в текст аудио-курса определенных кодов, состоящих из отдельных слов или фраз не по теме курса, которые студент должен услышать и зафиксировать. Положительное прохождение теста, а именно предоставление преподавателю после прослушивания правильных кодов позволяет определить выполнение или невыполнение внеаудиторного (самостоятельного) обучения студентом.
Внеаудиторное (самостоятельное) обучение основывается на следующих положениях:
1) наличие конкретной дидактической цели в каждой конкретной ситуации, определяемой обучающимися и заложенной в учебном задании;
2) определение необходимого объема знаний, умений, навыков на каждой ступени познавательной деятельности обучающегося (от незнания к знанию);
3) выработка у обучающегося психологической установки на самостоятельное систематическое пополнение знаний; создание условий для самоорганизации и самодисциплины обучающегося в овладении методами познавательной деятельности; использование в качестве инструмента педагогического воздействия и управления в процессе обучения [1, 7].
Выводы
При разработке содержания мобильного аудио обучения нами выявлены следующие принципиальные достоинства:
1. Мобильные устройства могут быть использованы в любом месте, в любое время, в том числе дома, в поезде, в автобусе и т.п.
2. Новые технические устройства, такие, как мобильные телефоны, гаджеты, игровые устройства и т.п., привлекают молодых людей, которые, возможно, потеряли интерес к образованию.
3. Информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом, высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный сначала технологической стороной использования электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов физической культуры личности [2].
4. Аудио обучение через мобильное устройство делает обучение индивидуальным.
5. Гибкость, немедленный доступ к информации, необходимой для конкретной работы, с помощью мобильных устройств позволяет повысить качество обучения человека.
6. В процессе мобильного аудио обучения со стороны обучающегося осуществляется саморегуляция через самостоятельное приобретение знаний; приобретение знаний по своей инициативе; самоорганизацию и самоуправление; управление собственным развитием.
7. Аудио обучение расширяет рамки учебного процесса за пределы стен учебного заведения.
8. Предоставляет возможность учиться людям с ограниченными возможностями, в том числе и с временными [1,3].
9. Обучение не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной литературы, т.е. экономически оправдано.
10. Учебные материалы легко распространяются между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям (WAP, GPRS, EDGE, Bluetooth, Wi-Fi);
В ходе исследования определены основные требования к техническим средствам мобильного аудио обучения:
1. Портативность и доступность к использованию везде, где пользователь может учиться.
2. Индивидуальное приспособление к человеку.
3. Ненавязчивость для обучаемого в изучении материала и поиске знаний.
4. Физическая доступность в течение длительного периода времени.
5. Интуитивность использования для людей без предыдущего опыта использования такой технологии [1, 7].
В будущем, преподаватели и студенты больше не должны быть ограничены возможностью учить и учиться в определенном месте и времени. Мобильные устройства и беспроводные технологии станут в ближайшем будущем повседневной частью обучения, как внутри, так и вне аудиторий.
Большинство современных студентов технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в образовании, и необходимо рассматривать новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильного обучения. Решение этой задачи требует организационной усилий со стороны руководителей образования, исследовательской и методической работы ученых и преподавателей по внедрению стратегий, форм и методов мобильного обучения в учебный процесс высших учебных заведений.
Применение мобильного аудио обучения, в образовательном процессе учебных дисциплин «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» позволяет реализовать требования теоретического, методического и практического разделов учебных программ посредством самостоятельной внеучебной работы обучающихся, тем самым повышая качество обучения. Это в свою очередь подтверждает целесообразность и эффективность использования мобильного аудио-обучения для формирования физической культуры личности будущих педагогов.
Литература
1. Агнес Кукульска-Хьюм Мобильное обучение. Аналитическая записка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214679.pdf (дата обращения: 16.06.2013)
2. Гисматуллина Э.Ф. Повышение качества образования за счет внедрения современных педагогических и информационных технологий / Э. Ф. Гисматуллина. // Вестник Казанского технологического университета. -2012. - № 11. - С. 249 — 252.
3. Голицына, И.Н. Мобильное обучение / Голицына И.Н., Половникова Н.Л. // Народное образование. - 2011. -№10. - С. 205 - 211.
4. Касаткина Е.А., Ахметзянова Г.Н., Барабанов В.П. Основные этапы организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода / Е.А. Касаткина Г. Н. Ахметзянова, В. П. Барабанов. // Вестник Казанского технологического университета. -2012. - № 4. - С. 217 — 220.
5. Куклев В. А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании: автореф. ... дис. докт. пед. наук: 13.00.01: защищена 26.10.10: / Куклев Валерий Александрович. -Ульяновск, 2010. - 46 с.
6. Понятие мобильного обучения [Электронный ресурс].-Режим доступа: http: //wiki.vspu.ru/workroom (дата обращения: 12.05.2013)
7. Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://Mobile-learning-today-strategies-and-perspectives (дата обращения: 19.06.2013)
© Р. С. Наговицын - канд. пед. наук, зав. каф. безопасности жизнедеятельности Глазовского госуд. пед. ин-та им. В.Г. Короленко, докторант каф. педагогики МГГУ, [email protected]; И. В. Ипатов - асп. каф. безопасности жизнедеятельности Глазовского госуд. пед. ин-та им. В.Г. Короленко, ст. препод. каф. физического воспитаний КНИТУ, [email protected]; И. А. Липатова - канд. экон. наук, доц. каф. МТ КНИТУ, [email protected].