Список литературы
1. Аринчин Н.И. Здравосозидание. Мн., 1998. 49 с.
2. Аринчин Н.И. Периферические «сердца». М.: Наука в СССР, 1989. №4. С. 59-61.
Мартынюк Николай Степанович, канд. пед. наук, доц., hc [email protected], Республика Беларусь, Брест, Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина
COMMON CREATIVE MORNING GYMNASTICS FOR PRESCHOOLERS
N.S. Martynyuk
This article is based material research professor Nikolai Arinchina. Highlighted micronasosnogo properties of skeletal muscle. Gives certain sequence of simple exercises to train intramuscular peripheral «hearts» during morning exercises, with the aim of prevention of cardiovascular diseases and health promotion preschool children.
Key words: preschool age children, morning gymnastics, skeletal muscle, exercise gomokibernetiki, peripheral «heart».
Martynuk Nikolai Stepanovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, hc [email protected], Republic of Belarus, Brest, Brest State University of A.S. Pushkin
УДК 796.011.1
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА
Р.С. Наговицын
Модернизация физкультурной деятельности студентов в контексте формирования физической культуры личности через реализацию междисциплинарного подхода содействует повышению качества профессиональной подготовки в вузе. Реализация теоретической подготовки на основе междисциплинарных связей содержания обучения по учебным дисциплинам «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» позволяет усиливать образовательную, интеллектуальную составляющую физической культуры личности.
Ключевые слова: физическая культура личности, студент вуза,
междисциплинарный подход, теоретическая подготовка.
Современная высшая школа направлена на формирование профессионала, обладающего достаточным уровнем профессиональной
культуры и компетентности. Перестройка системы образования поставила перед вузами задачу улучшения профессиональной подготовки и физкультурной деятельности будущих специалистов на основе междисциплинарного подхода. В рамках становления новой парадигмы высшего профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения социальной адаптации обучающегося к изменяющимся жизненным условиям, формирования духовно и физически здорового специалиста. Постановка этих вопросов особенно актуальна в связи с изменившимися ценностными ориентациями общественной системы и с переосмыслением деятельности во всех сферах жизни общества и личности, где физической культуре личности отведено одно из ключевых мест.
Формирование физической культуры личности студента в вузе на основе учета междисциплинарных связей позволит решить одну из проблем, стоящих перед высшей школой, а именно совершенствование профессиональной подготовки студента - будущего педагога, которому необходимо адаптироваться к новым условиями жизнедеятельности, и необходимости в полной мере реагировать на социальные изменения в условиях возрастания темпов научно-технического прогресса и активизацией общественных перемен. В сложившейся ситуации профессионального педагогического образования обнаруживаются противоречия:
• между объективной необходимостью совершенствования
физкультурной деятельности подрастающей молодежи в вузе и
отсутствием теоретической составляющей формирования физической культуры личности студентов на основе междисциплинарного подхода;
• между осознанием обществом настоятельной необходимости физического, интеллектуального и духовного развития личности подрастающего поколения через формирование физической культуры личности студента и недостаточной реализацией междисциплинарных связей учебных дисциплин «Физическая культура», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Вышеизложенное определяет актуальность модернизации физкультурной деятельности студентов в вузе, основанной на
формировании физической культуры личности через реализацию междисциплинарного подхода, которое в свою очередь будет
содействовать повышению качества профессиональной подготовки в вузе.
В процессе получения высшего образования в педагогическом институте на академических занятиях студент формирует свою культуру личности. В этом контексте, следует отметить, что одна из составляющих его культуры является физическая культура личности. Отметим, что формирование физической культуры личности студента, в особенности
интеллектуальный ее компонент, системно и целостно может осуществляться только на основе междисциплинарного подхода. В аспекте этого утверждения ее реализация проходит через обучение базовым обязательным дисциплинам учебного плана института: «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает 400 часов на учебную дисциплину «Физическая культура», из которых 40 часов отводится на лекционные занятия (теоретическую подготовку) и 360 часов на практические занятия. [1, 2]. Учебный предмет целостно направлен на формирование физической культуры личности будущих педагогов и преподается им в течение первых четырех лет обучения по 2 раза в неделю на 1-2 курсе и по 1 разу в неделю на 3-4 курсе. На учебных дисциплинах «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», преподаваемых на 1 курсах всех факультетов института отведено на формирование физической культуры личности с помощью специальных физкультурно-формирующих разделов по 12 часов (1/3 аудиторной нагрузки).
Таким образом, на теоретическую аудиторную подготовку, которая является основой формирования физической культуры личности студента, отводится на весь курс обучения в вузе 76 часов. Теоретический раздел предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового и безопасного стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности [3, 5]. Такое обучение с акцентом на формирование системных знаний в данной сфере способствует проявлению осознанных мотивов и потребностей в телеснодвигательном самосовершенствовании, росту физической подготовленности и улучшению состояния здоровья студентов. Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта требует от преподавателей вуза преобразований в содержании работы, подчиняя его достижению основной цели - формированию физической культуры личности студентов, основополагающим компонентом которой является образование. При интеллектуальном воздействии необходимо сформировать у студентов целенаправленный интерес к знаниям. Познавательную потребность необходимо пополнять новым содержанием: из абстрактной потребности к новизне превратить ее на первом этапе в потребность теоретических знаниях, а затем на втором - в потребность
познания, как высшей ступени развития, познавательной потребности, как системной целенаправленной познавательной деятельности [4].
Теоретическая аудиторная подготовка распределятся в вузе по следующим образовательным модулям и учебным дисциплинам:
- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов («Физическая культура»);
- социально-биологические основы физической культуры («Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности»);
- основы здорового образа жизни студента, физическая культура в обеспечении здоровья («Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности»);
- психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности, средства физической культуры в регулировании работоспособности («Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Физическая культура»);
- общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания («Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»);
- основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями («Физическая культура»);
- индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений («Физическая культура»);
- особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений («Физическая культура»);
- самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом («Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»);
- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов («Физическая культура», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»);
- воспитание будущих педагогов как классных руководителей средствами физической культуры и спорта («Физическая культура»);
- национально-региональный компонент содержания формирования физической культуры личности будущего педагога («Физическая культура», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности»).
Таким образом, реализация теоретической подготовки в образовательно-воспитательном процессе на основе междисциплинарных связей содержания обучения по учебным дисциплинам («Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена») позволяет усиливать образовательную, интеллектуальную
составляющую физической культуры личности, что в свою очередь способствует эффективности ее формирования.
Список литературы
1. Высшее профессиональное образование (бакалавриат) / Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http: www.mon.gov.ru/dok/fgos/7198/ (дата обращения: 25.04.2013).
2. Наговицын Р.С., Ипатов И.В. Проектирование инновационной компетентностно-ориентированной учебной программы по физической культуре // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 4. С. 41.
3. Примерная программа дисциплины «Физическая культура»: Официальное издание, 2000. URL: http: //rsmu.ru /fileadmin /rsmu/img/ pf/cfc/ doc / RGMU _Programma_discipliny_Fizicheskaja_Kultura.pdf (дата обращения: 25.04.2013).
4. Соловьев В.Н. Оздоровительные технологии и социальные проблемы в физическом воспитании студентов: учеб.-метод. пособие. Ижевск: УдГУ, 2005. 515 с.
5. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: нормативное, правовое, организационно-управленческое, научнометодическое и информационное обеспечение: док. и мат. 1999-2006 гг. // Федер. агентство по физ. культуре и спорту / авт.-сост. В.А. Фетисов, П.А. Виноградов. М.: Советский спорт, 2006. 1037 с.
Наговицын Роман Сергеевич, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, romanagovitsin@rambler. ru, Россия, Глазов, Глазовский государственный педагогический институт
THE FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENT’S PERSONALITY ON THE BASIS OF INTERDISCIPLINARY APPROACH
R.S. Nagovitsyn
Modernization of sports activity of students in the context of formation of physical culture of the person through the implementation of a multidisciplinary approach, promoting the improvement of the quality of vocational training in high school. Implementation of theoretical training on the basis of interdisciplinary communication training content on subject "Physical Culture", "Safety" , "Fundamentals of medical knowledge and a healthy lifestyle" and "Anatomy, physiology and hygiene" allows us to strengthen the educational, intellectual component of the physical culture of the individual.
Key words: physical culture of personality, university student, interdisciplinary approach, theoretical training.
Nagovitsyn Roman Sergeevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, the head of the Department, [email protected], Russia, Glazov, Glazov State Pedagogical Institute