Научная статья на тему 'Современные общие тенденции и факторы подготовки специалистов в образовательной области безопасности жизнедеятельности'

Современные общие тенденции и факторы подготовки специалистов в образовательной области безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LIFE SAFETY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ / EDUCATIONAL AREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Светлана Владимировна

В статье рассматриваются некоторые методологические основы подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные общие тенденции и факторы подготовки специалистов в образовательной области безопасности жизнедеятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 614:57.022; 614:378.016

С.В. Абрамова

СОВРЕМЕННЫЕ ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются некоторые методологические основы подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности, образование, внешние и внутренние факторы, образовательная область.

Some methodological bases of training the education specialist in the field of life safety are considered in the article.

Life safety, education, external and internal factors, educational area.

Современный этап социально-экономического развития российского общества ознаменовал коренные изменениями системы образования, функция которой состоит не в формальном «кадровом» обеспечении экономики и политики, а в их социогумани-тарном опосредовании. Именно поэтому все более отчетливым становится понимание образования как сферы стратегического развития России.

В данном контексте вполне закономерными являются становление новой философии образования, перестройка его концептуальных и идеологических оснований, смена образовательной парадигмы с установкой на гуманизацию, демократизацию, вариативность и непрерывность образования. Квинтэссенцией этих трансформаций послужило подписание Россией Болонской декларации (2004 г.), подразумевающее интеграцию российского высшего образования в международное образовательное пространство с учетом национальных образовательных традиций и обеспечении диалектического единства традиционного и инновационного, выступая в качестве одного из важнейших императивов модернизации российского образования.

Максимально отчетливо это проявляется в сфере высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, где, наряду с диверсификацией образования, а также модификацией его содержания на основе современных тенденций и закономерностей, наблюдается совершенствование его структуры.

Это предполагает, в первую очередь, рассмотрение вопросов подготовки специалистов в образовательной области безопасности жизнедеятельности в русле современных методологических подходов к высшему педагогическому образованию. В данном контексте значимым становится определение стратегии и осуществление логико-методологического анализа содержания целей подготовки специалиста в образовательной области безопасности жизнедея-

тельности с учетом современных общих тенденций в условиях реформирования высшей школы [6]:

1. Тенденция глобализации высшего педагогического образования, отражающая международные перспективы интеграции учебных планов или профессиональных образовательных программ, являющаяся одним из наиболее перспективных направлений развития педагогической теории и практики, позволяющим осуществить подготовку учащихся к адаптации в сложном, постоянно меняющемся современном мире с его многочисленными политическими, экономическими, экологическими, социальными и другими проблемами. Глобализация образования, предполагающая, по существу, универсальность и целостность в качестве основных своих принципов, создает благодатную почву для синтезирования всех аспектов гармоничного развития личности.

2. Тенденция интернационализации, определяющая международное измерение качества высшего учебного заведения по следующим показателям: преподавание, научная деятельность и оказание образовательных услуг. Образование под влиянием всеобъемлющего процесса интернационализации жизни становится все более открытым для международного сообщества. Интернационализация образования сопровождается усилением международной составляющей развития его отдельных элементов -национальных, региональных образовательных систем. В процессе интернационализации происходит формирование новой международной образовательной среды, где в наиболее эффективных формах могли бы реализовываться национальные интересы действующих в ней участников и осуществляться совместный поиск решения проблем, имеющих жизненно важное значение для человеческой цивилизации в целом.

3. Тенденция европеизации, позволяющая осуществлять сохранение национальной системы высшего образования на основе общеевропейского под-

хода к профессиональной подготовке педагога. Тенденция европеизации высшего профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности направлена на осуществление интеграции национальных систем образования в единое европейское образовательное пространство, основанное на такой самостоятельности (независимости) национальных систем образования, которая, базируясь на национальной идентичности и своеобразии, включает в качестве компонента европейское самосознание.

4. Тенденция регионализации, обеспечивающая формирование учебных планов и образовательных программ (стандартов - норм качества) с учетом региональных запросов к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Под влиянием процесса регионализации образовательный процесс строится с ориентацией на сохранение этнокультурных приоритетов развития и социально-политической независимости различных регионов Российской Федерации. Итогом регионализации должно быть формирование системы образования, оптимально отражающей своеобразие образовательной ситуации каждого российского региона Российской Федерации с учетом конкретного спектра опасностей и угроз данного региона.

На структуру и содержание системы педагогического образования в целом и подготовку специалистов в образовательной области безопасности жизнедеятельности, в частности, все большее воздействие оказывает влияние различных внешних и внутренних факторов среды, детерминированные перечисленными тенденциями.

В Большой Советской Энциклопедии понятие «фактор» определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер, или отдельные черты [2].

Современное знание позволяет классифицировать и раскрыть внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность системы высшего профессионального педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Внешние факторы влияют на ориентацию системы высшего профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности на основе социальных преобразований в стране и регионе, реформирования и модернизации образования в стране и мире, расширения автономии вузов, создания рынка образовательных услуг и возникновения конкурентной образовательной среды, новых мировых тенденций в теории и практике образования педагогов в области безопасности жизнедеятельности, достижений в науке и технике.

К числу внешних факторов мы относим:

- глобализация мира и глобализация образования, заключающиеся в развитии международных проектов и связей в области образования, а также интеграции системы высшего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство, связанное, в частности, с переходом подготовки педагогов по уровневой системе образования с 2011 г.;

- социально-экономические и политические фак-

торы, обусловленные политическими, экономическими и социальными трансформациями в стране, принципиально изменяющие требования рынка труда к системе образования и ее продукту по содержанию и структуре подготовки. Эти факторы также выявляют меняющеюся финансовую ситуацию в стране, в первую очередь, связанную с сокращением бюджетного финансирования всех уровней, потребовавшую изменения структуры и схемы финансирования образования, поиска путей повышения эффективности затрат на образование;

- образовательная политика Российской Федерации, заключающаяся в государственной поддержке реформирования системы высшего профессионального педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности: Приоритетный национальный проект «Образование» (2005 г.); Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО); Федеральное законодательство по расширению самостоятельности учреждений (Федеральный закон РФ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ) и др.;

- демографическая политика и тенденции, характеризующиеся пропагандой ценностей семьи, здорового образа жизни; ростом рождаемости; социально-психологической поддержки семьи в кризисных ситуациях направленных, кроме того, на обновление кадрового потенциала системы образования;

- социальная активность бизнеса, проявляющаяся в частных инвестициях в образование, заинтересованностью бизнеса в информированности о возможностях и потребностях образования, ожиданиями работодателей, реализацией действенных форм частно-государственного партнерства, что приводит к локальной поддержке привлекательных для бизнеса задач;

- активность средств массовой информации в сфере высшего профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности, связанная с их высокой потенциальной готовностью в активной работе в образовательной сфере, изданием специализированных СМИ, ориентированных на педагогов и родителей, активностью государственной информационной политики в области образования безопасности жизнедеятельности;

- кадровая политика административных органов субъектов Российской Федерации в части педагогической профессии, традиционно выстроенной на основе взаимосвязи между работодателями и системой высшего профессионального образования, наличием спроса на педагогическую профессию педагога в области безопасности жизнедеятельности и возможности осуществлять совместные социально-обусловленные проекты (волонтерское движение по профилактике социальных опасных и чрезвычайных ситуаций, школьных наркологических постов, «Школы безопасности» и др.);

- технологические факторы, выражающиеся в значительной ориентации системы высшего профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности на научные исследования и разработки, прежде всего - на фундаментальные иссле-

дования, а также в ее ориентации на современные направления науки, высокие технологии и инновационный сектор в экономике, науке, технике.

Внутренние факторы, влияющие на систему высшего профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности - это такие факторы, которые находится в рамках самой системы ВПО. Они оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование системы высшего профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности.

К числу внутренних факторов мы относим:

- качество образования и его контроль, заключающийся в сформированности системы качества образования и его оценки в общем, направленный на создание таких условий подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности, которые необходимы и достаточны для их успешной профессиональной деятельности. Данный фактор представляет собой многокомпонентное явление, включающее в себя не только качество образовательного процесса, но и качество (уровень) материально-технической базы и информационно-образовательной среды образовательного учреждения;

- кадровый потенциал, заключающийся в высокой квалификации педагогических кадров, а также традиции лидерства в образовательной системе РФ, направленный на ориентирование педагогов на современные рыночные условия, создание прочных отношений внутри педагогического коллектива и мотивирование к личностному и профессиональному росту. Данный фактор направлен на непрерывное повышение квалификации педагога; расширение вариантов его социальной поддержки и развитие педагогической профессии через гранты, премии, социальные выплаты, жилищные сертификаты, уменьшение доли работающих педагогов и руководителей пенсионного возраста, скорейшее воспроизводство педагогических и руководящих кадров;

- инфраструктура системы образования и ее безопасность, характеризующийся реализацией адресных программ капитального ремонта и строительства учреждений образования, расширением материально-технической базы и средств подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности, увеличением средств на развитие инфраструктуры образования (спортивные сооружения, специальные учебные полигоны образовательных учреждений, лабораторные стенды, макеты, манекены, тренажеры и пр.);

- ценностные установки подрастающего поколения, заключающийся в ценностном росте образования в области безопасности жизнедеятельности, убежденности в зависимости жизненного успеха от собственных способностей и усилий, признании личностных профессиональных качеств человека основой карьерного успеха, формировании тенденций на здоровый образ жизни и качества личности безопасного типа поведения.

Рассмотренные факторы оказывают влияние на развитие системы высшего профессионального обра-

зования в области безопасности жизнедеятельности и определяют образовательные маршруты подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, интегрированная система высшего профессионального педагогического образования, благодаря своей гибкой структуре и быстрой адаптации к изменяющейся конъюнктуре спроса на рынке труда, создает благоприятные условия для реализации индивидуальной целевой подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности различных квалификационных уровней.

В современных исследования (В.П. Соломин, П.В. Станкевич и др.) в соответствии со стандартами третьего поколения выделяют следующие интегрированные системы получения высшего профессионального педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности [4]:

- интегрированные системы двухуровневого функционально-ориентированного профессионального педагогического (бакалавр - магистр) и профессионального четырехуровневого образования с учетом послевузовского образования (бакалавр - магистр - кандидат наук - доктор наук);

- интегрированные системы непрерывного педагогического образования «школа - колледж - вуз» для продвинутого, сокращенного и ускоренного (сокращенные сроки освоения ООП (уровень бакалавриата) - 3 года по очной форме обучения и 4 года по заочной форме обучения) образования одаренных и профессионально-ориентированных абитуриентов.

Реализация различных типов образовательных программ возможна при условии изменения существующей системы ВПО, основанной на стандартах второго поколения (2005 г.). При этом необходимо провести ее реформирование, связанное с изменением системы высшего профессионального педагогического образования, затрагивающем содержательные, структурные, технологические, результативные элементы профессионально-образовательной системы, которые осуществляются по следующим основным направлениям:

- оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки специалистов в области образования (переходом на уровне-вую систему образования, на модульное построение учебного содержания и нелинейную организацию образовательного процесса подготовки студентов);

- реализация мотивационных механизмов в образовательном процессе, направленных на формирование стремления и способности к саморазвитию специалистов в области образования;

- реализация образовательных программ, в которых исследовательская деятельность является составной частью содержания, а способность ее выполнения на разном уровне - одним из ожидаемых результатов обучения (компетентностный подход к обучению студентов);

- научное и учебно-методическое обеспечение обновления систем уровневого высшего профессионального педагогического образования;

- личностная организация процесса обучения, на базе которого выстраивается система профессиональных знаний педагогов, в том числе, в области безопасности жизнедеятельности [3].

В целом, перечисленные факторы отражают устойчивые взаимосвязи между наукой и образованием, теорией и практикой, вузом и школой, что способствует интеграции таких наук, как философия, социология, биология, физика, химия, математика, экология, психология, педагогика и методика обучения безопасности жизнедеятельности в единый содержательный комплекс.

Научная область «Безопасность жизнедеятельно -сти» в силу особенностей своего содержания, связанных с характером предметных знаний по безопасности жизнедеятельности (науки ноксологии), обладает мощным развивающим и воспитательным потенциалом. Изучение проблем природного, экологического, техногенного и социального характера на разных уровнях, угрожающих современной цивилизации в целом, их причин, возможных последствий и мер их предупреждения, определяет стиль формируемого нового мышления, важнейшими чертами которого являются: ноосферность, целостность восприятия мира с его многочисленными и всесторонними связями в целом и в том числе и по проблемам безопасности; гибкость и открытость личности, ее умение видеть альтернативные пути решения проблем безопасности жизнедеятельности человека в современном обществ; способность будущего педагога к установлению причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей в системе «субъект - объект - система безопасности» [1], [2].

Специалист в образовательной области безопасности жизнедеятельности, профессионально подготовленный к работе в образовательных учреждениях, обладает не только системными ноксологическими знаниями, но и системой педагогических знаний, умений, навыков, компетенций, позволяющих ему на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность, которая определяется общими целями педагогического образования.

Литература

1. Абрамова, С.В. Ноксологический подход в содержании образования педагогов безопасности жизнедеятельности / С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 4. - С. 111 - 117.

2. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Под ред. А.М. Прохорова. - М., 1977. - Т. 23. - С. 194.

3. Модернизация современного университетского образования в контексте инновационного развития: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. проф. Г.А. Бордов-ского, проф. С.А. Гончарова. - СПб., 2008.

4. Станкевич, П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного педагогического образования / П.В. Станкевич. - СПб., 2006.

5. Станкевич, П.В. Профессиональная подготовка бакалавра образования в контексте болонского процесса / П.В. Станкевич // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. -Т. 6. - № 14. - С. 205 - 218.

6. Шадриков, В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности / В.Д. Шадриков // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Сер. Психология. 2006. -№ 1. - С. 15 -21.

УДК 316

Н.В. Гольцова

МИКРОРАЙОН КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательской работы «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности»,

проект № 110601065а

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования микрорайона как сферы социального развития ребенка; предложен авторский вариант организации социально-педагогической работы в микрорайоне с целью конструирования развивающих условий жизнедеятельности учащихся в микрорайоне во внеурочное время.

Микрорайон, социальное развитие ребенка, функции микрорайона, программа социально-педагогической деятельности в микрорайоне.

The paper presents the results of theoretical and empirical research of neighborhood unit as the sphere of social development of a child. The author's variant of organization of social and pedagogical work in the neighborhood unit with the aim of constructing the developing conditions of pupils' vital activity after the lessons is offered in the paper.

Neighborhood unit, social development, functions of neighborhood unit, the program of social and pedagogical work in a neighborhood unit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.