Научная статья на тему 'Новые приоритеты в целевых установках подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности'

Новые приоритеты в целевых установках подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ МАГИСТРОВ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ МАГИСТРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Регина Ивановна

В статье рассматриваются особенности современного целеполагания в подготовке магистров по профилю «Образования в области безопасности жизнедеятельности» в условиях реформирования высшего педагогического образования. Представлено авторское видение факторов, оказывающих влияние на изменение целевых установок подготовки магистров. На теоретическом уровне раскрывается содержание образовательных, воспитательных и развивающих целей подготовки магистров с учетом особенностей предметно-профильной области «Безопасность жизнедеятельности». Это позволило уточнить систему ценностей магистров, конкретизировать значение и содержание их методической подготовки, а также обозначить границы ее использования в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Регина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New priorities in target settings of magisters training in the educational field of life security

The article discusses the features of the modern definition of objectives in the preparation of masters with the profile "Education in the field of health and safety" in the conditions of reforming of the higher pedagogical education. It presented the author's vision of the factors influencing on the change of targets in the process of the magister training. On a theoretical level, it reveals the content of education, educational and developmental goals of the Master's preparation, taking into account the features of subject-profile area "Health and Safety". It made it possible to detail the system of masters’ values, to specify the meaning and content of their methodical preparation, as well as indicating the limits of its use in the educational process.

Текст научной работы на тему «Новые приоритеты в целевых установках подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности»

REFERENCES

1. Valkova, L.L. and Shivrinscaya, S.E. (2012), Ball School. The guidelines on the organization of club activities working with preschool children, Flint, Moscow.

2. Karasev, E.S. and Shapkova, L.V. (2013), "The initial mini-football training of young people with moderate mental retardation", Uchenye zapiski university imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No .1, pp. 6168.

3. Metelkin, V.P. and Prokopenko ,V.I. (2012), "The influence of the physical exercises in contact with a ball, practiced by 6-7 years children in mini-football, on the physical qualities development", Uchenye zapiski university imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp.97-102.

4. Pavlov, V.V. (2000), The effectiveness of the 8-10 years children's physical training in the different planning of the educational process, dissertation, Cheboksary.

5. Chueva, I.A. (2006), Physical training of junior schoolchildren with the application of table tennis means under the conditions of three physical education lessons, dissertation, Moscow.

Контактная информация: Max_1376@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.12.2016

УДК 378.14

НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВКАХ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Регина Ивановна Попова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются особенности современного целеполагания в подготовке магистров по профилю «Образования в области безопасности жизнедеятельности» в условиях реформирования высшего педагогического образования. Представлено авторское видение факторов, оказывающих влияние на изменение целевых установок подготовки магистров. На теоретическом уровне раскрывается содержание образовательных, воспитательных и развивающих целей подготовки магистров с учетом особенностей предметно-профильной области «Безопасность жизнедеятельности». Это позволило уточнить систему ценностей магистров, конкретизировать значение и содержание их методической подготовки, а также обозначить границы ее использования в образовательном процессе.

Ключевые слова: педагогическое образование в области безопасности жизнедеятельности, цели образования магистров, система ценностей магистров.

NEW PRIORITIES IN TARGET SETTINGS OF MAGISTERS TRAINING IN THE EDUCATIONAL FIELD OF LIFE SECURITY

Regina Ivanovna Popova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the features of the modern definition of objectives in the preparation of masters with the profile "Education in the field of health and safety" in the conditions of reforming of the higher pedagogical education. It presented the author's vision of the factors influencing on the change of targets in the process of the magister training. On a theoretical level, it reveals the content of education, educational and developmental goals of the Master's preparation, taking into account the features of subject-profile area "Health and Safety". It made it possible to detail the system of masters' values, to specify the meaning and content of their methodical preparation, as well as indicating the limits of its use in the educational process.

Keywords: teacher education in the field of life safety, objectives of education of masters, masters system of values.

Новая социально-экономическая обстановка в России способствовала модернизации высшей школы с переориентацией педагогического образования на подготовку специалистов по уровневой системе.

В данном аспекте, П.В. Станкевич (2006) отмечает, что вполне закономерными являются становление новой философии уровневого педагогического образования, перестройка его концептуальных и идеологических оснований, смена образовательной парадигмы с установкой на гуманизацию, демократизацию, вариативность и непрерывность образования [5].

По мнению С.В. Абрамовой (2014), максимально отчетливо это проявляется в сфере высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в частности на уровне магистратуры, где, наряду с диверсификацией образования, а также модификацией его структуры и содержания на основе современных тенденций (глобализации, интернационализации, европеизации, регионализации) [1].

Основываясь на результатах исследований С.В. Абрамовой (2014), В.П. Соломина (2009), П.В. Станкевича (2008), при определении содержания подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности необходимо учитывать, что цель программы - это формирование профессионально-деятельностных компетенций, выраженных через требования к студентам на всех этапах обучения, то есть логику освоения учебных модулей (учебных дисциплин, курсов и практики) в рамках специализированной магистерской программы [1, 4].

На формирование целей подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности по направлению «Педагогическое образование» оказывают влияние:

- изменение содержания учебных дисциплин и развитие методики применения средств информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе (М.М. Абдурзаков, 2009);

- расширение квалификационных требований к профессии педагога, который выступает в роли методиста, воспитателя, консультанта, фасилитатора, тьютора, модератора, менеджера, исследователя, артиста (С.В. Алексеев, 2010);

- изменение структуры и содержания профессиональной деятельности педагога, которые отражены в группах профессиональных задач учителя:

• видеть ребенка в образовательном процессе, развивать индивидуальность ученика, выстраивать его образовательный маршрут; проектировать образовательный процесс, ориентированный на достижение целей школьного образования;

• устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, с партнерами школы; создавать и использовать образовательную среду в педагогических целях;

- проектировать и осуществлять профессиональное самообразование (Н.Д. Андреева, 2007).

Действие представленных изменений отражается и в квалификационных требованиях к подготовке педагога (магистра образования), среди которых выделяют:

- ориентация на предметно-профильную подготовку, обеспечивающую реализацию новых функций педагога (социальную, культурно-просветительскую, воспитательную);

- реализация новых подходов к оцениванию результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных), ориентирующих учащихся на формирование мотивации к учебно-воспитательному процессу;

- изменение характера деятельности педагога (воспитательная, социальная и культурно-просветительская) в целях подготовки учащихся к успешной самостоятельной жизни;

- взаимосвязь теории с практикой педагогической деятельности, включающее изучение инновационных достижений в практике обучения и включение их в опыт бу-

дущих педагогов [2].

Целевому компоненту образования уделено внимание в работах Б.С. Гершунского (2002), В .И. Гинецинского (1992), В.И. Загвязинского (2001), В.А. Сластенина (2008) и других ученых. Большинство педагогов выделяют образовательные, воспитательные, развивающие цели обучения.

Следовательно, последовательное рассмотрение образовательных, воспитательных, развивающих целей подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности позволит определить ее назначение, содержание и границы применимости.

Рассматривая целевой компонент подготовки магистров образования, считаем, что предметная область «Безопасность жизнедеятельности» вносит коррективы в образовательные, воспитательные и развивающие цели [3].

Так, образовательные цели расширяются за счет того, что у студентов формируются общенаучные, общепрофессиональные (психолого-педагогические и методические) и профессиональные знания, умения и навыки, позволяющих им легко ориентироваться в различных видах профессиональной деятельности будущего педагога, приобретать новые специализированные знания и умения в рамках предметно-профильной области «Безопасность жизнедеятельности», необходимые для выполнения педагогической функции учителя-предметника.

Следовательно, профессиональная деятельность магистра образования в области безопасность жизнедеятельности определяется следующими образовательными целями в рамках специфики магистерской программы:

- обеспечить общенаучное, психолого-педагогическое и предметное образование, способствующее формированию у студентов развитию системных знаний о различных аспектах безопасности (социальной безопасности, чрезвычайным ситуациям природного техногенного характера и др.) развитие деятельностного мышления, направленного на обеспечение личной и общественной безопасности;

- обеспечить в содержании подготовки магистра образования теоретические знания:

• о концептуальных основах образования в области безопасности жизнедеятельности, его закономерностях, принципах, моделях;

• о методах, способах, формах и средствах образования в области безопасности жизнедеятельности;

• о месте и роли образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» и становлении личности безопасного типа поведения в социокультурном пространстве; об исторических и социальных основах образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»;

- осуществить подготовку педагога в области безопасности жизнедеятельности на основе современных технологий обучения (интерактивных, информационных и др.);

- обеспечить динамичность подготовки магистров образования по обеспечению безопасности и здоровья, обучаемых за счет введения курсов по выбору предметной и методической направленности;

- обеспечить эффективную научно-исследовательскую подготовку будущих педагогов в целях расширения конкурентной способности магистров на образовательном рынке труда;

- обеспечить педагогическую практику в учреждениях различного типа, развивающую методические знания и формирующую навыки по проектированию, организации, управлению и оценке образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности.

Развивающие цели подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности с учетом специфики магистерской программы следующие:

- развитие методического мышления, индивидуальных способностей и потребностей магистров образования в знаниях и умениях по безопасности жизнедеятельности, педагогической деятельности в научной области «Безопасность жизнедеятельности»;

- развитие способностей, потребностей в самообразовании, профессиональном становлении будущего педагога в области безопасности жизнедеятельности;

- развитие потребностей в исследовательской деятельности по проблемам безопасности жизнедеятельности;

- развитие потребностей в педагогической деятельности по решению задач образования в области безопасности жизнедеятельности;

- развитие умений по использованию информационных технологий в образовательном процессе;

- развитие умений по проектированию и организации исследовательской деятельности школьников в области безопасности жизнедеятельности;

- развитие умений использовать в профессиональной деятельности современные научные исследования и достижения в области безопасности жизнедеятельности для профессионального самосовершенствования.

Образование в области безопасности жизнедеятельности закрепляет и обогащает качества магистров образования благодаря усвоению и развитию ценностных установок, ценностей в образовании и профессиональной деятельности.

Система ценностей, которая формируется в процессе подготовки магистра образования в области безопасности жизнедеятельности, представлена в материалах таблицы.

Таблица 1 - Система ценностей магистров образования в области безопасности жизнедеятельности

Общенаучные ценности Психолого-педагогические ценности Предметные ценности

- процесс научного познания; - истина; - новизна; - оригинальность; - преемственность; - практическая значимость; - доказательность; - объективность; - внеморальность; - общезначимость; - гуманизм; - сотрудничество - человек как объект и субъект образования; - образование как составляющая общечеловеческой культуры, как особая сфера трансляции социального опыта поколений; - целостность и единство личности; - диалоговое взаимодействие с обучаемыми; - общественная значимость педагогической деятельности; - взаимодействие с коллегами, с референтными людьми; - творческий характер труда педагога; - возможности самосовершенствования в процессе педагогической деятельности - культура безопасности жизнедеятельности; - безопасность общества; - безопасность личности; - безопасность окружающей среды - личность безопасного типа поведения; - здоровье личности; - здоровый образ жизни - экологическая безопасность; - сохранение и укрепление здоровья; - экологическая культура личности

В связи с этим воспитательными целями подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности с учетом специфики магистерской программы являются:

- усвоение ценностных ориентаций (предметно-профильных, психолого-педагогических) с целью передачи обучающимся в процессе практической деятельности педагога;

- формирование ответственного отношения к безопасности и укреплению здоровья обучающихся;

- формирование гражданской и педагогической ответственности за качество образования в области безопасности жизнедеятельности;

- развитие активности и самостоятельности в решении проблем образования в области безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, педагогическое образование в области безопасности жизнедеятельности охватывает процессы воспитания, развития и обучения магистров образования, определяет развитие их культуры безопасности жизнедеятельности и профессионально-педагогическую готовность к творческой деятельности и креативного создания принципиально новых способов и методов решения профессиональных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, С.В. Теория и практика подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности : монография / С.В. Абрамова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 200 с. - ISBN 978-5-8064-2055-9.

2. Пономарева, И.Н. Методика обучения биологии : учебное пособие / И.Н. Пономарева, О.Г. Роговая, В.П. Соломин. - Москва : Изд. Центр «Академия», 2012. - 368 с. - ISBN 978-5-76958822-8.

3. Попова, Р.И. К вопросу о развитии целевых установок педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности / Р.И. Попова // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 3.1. - С. 162-165.

4. Станкевич, П.В. Инновации в подготовке магистра естественнонаучного образования / П.В. Станкевич // Наука и школа. - 2008. - № 2. - С. 5-7.

5. Станкевич, П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного образования : монография / П.В. Станкевич. - СПб. : Изд-во «ТЕССА», 2006. - 164 с. - ISBN 5-94086-050-8.

REFERENCES

1. ЛЬгашоуа, S.V (2014), Theory and practice of bachelor of education in health and safety: monograph, publishing house RGPU, St. Petersburg.

2. Ропошагеуа, I.N., Rogovaya, O.G. and Solomin, V.P. (2012), Methods of teaching biology: textbook, Publishing Centre "Academy", Moscow.

3. Popova, R.I. (2016), "Current questions with respect to purposes of pedagogical education in the sphere of health and safety", Journal High school pedagogics, No. 3.1, pp. 162-165.

4. Stankevich, P.V. (2008), "Innovation in the preparation of a master of science education", Journal Science and school, No. 2, pp. 5-7.

5. Stankevich, P.V. (2006), Theory and practice of bachelor in the multi-level science education: monograph, publishing house "TESSA", St. Petersburg.

Контактная информация: regina_popova@bk.ru

Статья поступила в редакцию 13.12.2016

УДК 796.92

ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ СТАРШИХ РАЗРЯДОВ

Сергей Анатольевич Потапов, старший преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ), г. Смоленск

Аннотация

В статье приведены данные результатов анализа тренировочной нагрузки квалифицированных лыжников-гонщиков в двухгодичном цикле подготовки. Для определения наиболее рационального соотношения выполняемой нагрузки циклического характера в годичном цикле тренировки лыжников-гонщиков и определения эффективности тренировочного процесса были использованы педагогические тесты на отдельных периодах подготовки спортсменов.

Ключевые слова: показатели, тестирование, тренировочная нагрузка, адаптация, лыжники-гонщики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.