Научная статья на тему 'Микрорайон как сфера социального развития ребенка'

Микрорайон как сфера социального развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1844
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОРАЙОН / CОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / SOCIAL DEVELOPMENT / ФУНКЦИИ МИКРОРАЙОНА / FUNCTIONS OF NEIGHBORHOOD UNIT / ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИКРОРАЙОНЕ / THE PROGRAM OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK IN A NEIGHBORHOOD UNIT / NEIGHBORHOOD UNIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольцова Наталья Владимировна

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования микрорайона как сферы социального развития ребенка; предложен авторский вариант организации социально-педагогической работы в микрорайоне с целью конструирования развивающих условий жизнедеятельности учащихся в микрорайоне во внеурочное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гольцова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Микрорайон как сфера социального развития ребенка»

- личностная организация процесса обучения, на базе которого выстраивается система профессиональных знаний педагогов, в том числе, в области безопасности жизнедеятельности [3].

В целом, перечисленные факторы отражают устойчивые взаимосвязи между наукой и образованием, теорией и практикой, вузом и школой, что способствует интеграции таких наук, как философия, социология, биология, физика, химия, математика, экология, психология, педагогика и методика обучения безопасности жизнедеятельности в единый содержательный комплекс.

Научная область «Безопасность жизнедеятельно -сти» в силу особенностей своего содержания, связанных с характером предметных знаний по безопасности жизнедеятельности (науки ноксологии), обладает мощным развивающим и воспитательным потенциалом. Изучение проблем природного, экологического, техногенного и социального характера на разных уровнях, угрожающих современной цивилизации в целом, их причин, возможных последствий и мер их предупреждения, определяет стиль формируемого нового мышления, важнейшими чертами которого являются: ноосферность, целостность восприятия мира с его многочисленными и всесторонними связями в целом и в том числе и по проблемам безопасности; гибкость и открытость личности, ее умение видеть альтернативные пути решения проблем безопасности жизнедеятельности человека в современном обществ; способность будущего педагога к установлению причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей в системе «субъект - объект - система безопасности» [1], [2].

Специалист в образовательной области безопасности жизнедеятельности, профессионально подготовленный к работе в образовательных учреждениях, обладает не только системными ноксологическими знаниями, но и системой педагогических знаний, умений, навыков, компетенций, позволяющих ему на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность, которая определяется общими целями педагогического образования.

Литература

1. Абрамова, С.В. Ноксологический подход в содержании образования педагогов безопасности жизнедеятельности / С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 4. - С. 111 - 117.

2. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Под ред. А.М. Прохорова. - М., 1977. - Т. 23. - С. 194.

3. Модернизация современного университетского образования в контексте инновационного развития: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. проф. Г.А. Бордов-ского, проф. С.А. Гончарова. - СПб., 2008.

4. Станкевич, П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного педагогического образования / П.В. Станкевич. - СПб., 2006.

5. Станкевич, П.В. Профессиональная подготовка бакалавра образования в контексте болонского процесса / П.В. Станкевич // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. -Т. 6. - № 14. - С. 205 - 218.

6. Шадриков, В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности / В.Д. Шадриков // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Сер. Психология. 2006. -№ 1. - С. 15 -21.

УДК 316

Н.В. Гольцова

МИКРОРАЙОН КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательской работы «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности»,

проект № 110601065а

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования микрорайона как сферы социального развития ребенка; предложен авторский вариант организации социально-педагогической работы в микрорайоне с целью конструирования развивающих условий жизнедеятельности учащихся в микрорайоне во внеурочное время.

Микрорайон, социальное развитие ребенка, функции микрорайона, программа социально-педагогической деятельности в микрорайоне.

The paper presents the results of theoretical and empirical research of neighborhood unit as the sphere of social development of a child. The author's variant of organization of social and pedagogical work in the neighborhood unit with the aim of constructing the developing conditions of pupils' vital activity after the lessons is offered in the paper.

Neighborhood unit, social development, functions of neighborhood unit, the program of social and pedagogical work in a neighborhood unit.

Место проживания - это та социальная среда жизни, которая существенно влияет на такие социальные роли человека, как семьянин, сосед, друг, товарищ, труженик, гражданин. Микросреда места жительства - территория гражданского общества, где формируется личность ребенка, она является школой становления будущего гражданина, где закладываются основы социализации личности, охватывает то место, где живет ребенок и его семья, где он реализует себя, где удовлетворяет свои интересы и потребности.

Местожительство учащихся обычно связано с определенным микрорайоном проживания. В своем исследовании мы понимаем микрорайон как часть городской территории, отличающуюся определенными природными свойствами, включающую совокупность человеческих действий и взаимных отношений, где имеют место человеческие поступки и взаимоотношения. Социальное взаимодействие внутри микрорайона зависит отчасти от таких переменных, как: возраст, социальная группа, этническая принадлежность, доход, раса, стиль жизни и обычаи проживающих в микрорайоне людей. Субъективно человек выражает свое отношение к микрорайону в словосочетании «мой микрорайон», что обычно означает место проживания, которое внушает ему человеческое чувство причастности к людям, человеческое восприятие себя как части общности, а не просто чувство своего наличия в обществе [6].

В педагогической науке есть ряд исследований (В.Г. Бочарова, В. Березина, Г. Ермоленко и др.) по определению функций микрорайона [1], [4], [5]. Наиболее развернутую характеристику функций дает Е.С. Новак. Исследователь считает, что микрорайон осуществляет пять основных видов функций: социальные, функция поддержки, структурно-организационные функции, экономические, политические [6]. Кратко опишем эти функции.

Социальные функции. Микрорайоны осуществляют ряд важных социальных действий для своих жителей: поддержка дружеских и соседских связей, способность жить в обществе, межличностное взаимодействие и социализация, взаимная помощь и неформальная поддержка. Они дают своим жителям психологическое чувство общности, обеспечивают поддержку со стороны значимых людей микрорайона и помогают инвалидам почувствовать свою сопричастность к общим делам на уровне микрорайона. Они играют важную роль в организации общения, в создании широких личных связей между людьми. Выделяют четыре основных типа взаимосвязей между соседями:

а) возможность быстрого и непосредственного участия, начиная с одалживания чашки сахара и заканчивая спасением соседа от огня или от других чрезвычайных ситуаций;

б) получение и улучшение качества услуг через участие в жизни микрорайона;

в) социализация (например, соседка может научить тому, что следует делать хорошей матери);

г) возможность обсудить с соседом личные проблемы или межличностные конфликты.

Функция поддержки. Неформальные системы поддержки (семья, друзья, соседи, коллеги по работе, естественные помощники и т.п.) всегда оказывали гораздо большую помощь нуждающимся людям, чем профессиональные работники социальных служб. Если бы неформальная система поддержки перестала действовать, то развалилась бы профессиональная система, поскольку не смогла бы справиться с дополнительной нагрузкой.

Неформальные системы поддержки на базе микрорайона могут:

а) поддерживать в людях чувство благополучия и правильности поведения;

б) частично принимать на себя тяжесть жизни и, тем самым, способствовать снижению негативных последствий жизненных стрессов для физического и психического здоровья;

в) предупреждать появление серьезных проблем, приходя людям на помощь;

г) оказывать услуги многочисленным группам, в том числе этническим и расовым меньшинствам, а также тем, которые не желают или не способны получать профессиональную помощь, или же тем, на кого профессиональная помощь не рассчитана;

д) предлагать помощь в приемлемой, с точки зрения культуры, форме, не заставляя людей испытывать чувство стыда и не ущемляя их самолюбия;

е) оказывать помощь людям таким образом, чтобы они сами признали свои трудности, слабость или болезни, не называя их клиентами или пациентами, что обязательно подразумевается при оказании помощи профессиональными специалистами.

Структурно-организационные функции. В микрорайоне сосредоточено много разных институтов и небольших местных организаций. Эти институциональные структуры часто не являются независимыми, принадлежат микрорайону, представляют собой части систем, действующих на уровне общины. Примерами таких институтов являются школы, социальные агентства, административные учреждения, общественные организации и др. Структурные организации микрорайона выполняют программы самого широкого назначения. Например, они обеспечивают рабочими местами жителей микрорайона, способствуют формированию у них чувства причастности к делам микрорайона, помогают жителям микрорайона приспособиться к нормам и ценностям общества, предоставляют возможности для участия в добровольческой деятельности - от преподавательской и религиозной до самосовершенствования и гражданского совершенствования. С другой стороны, они предоставляют широкий круг непосредственных услуг, включая образование, индивидуальное консультирование, экономическую помощь, и содействуют участию жителей в правительственных программах федерального и регионального уровней.

Добровольческие организации, расположенные в микрорайоне, представляют собой клубы или группы при церкви, этнические, братские и социальные организации, организации на базе школы, такие как: объединения родителей и учителей, клубы кварталов, союзы соседей и корпорации развития сосед-

ских сообществ. Таким образом, ясно, что некоторые виды добровольческих организаций, такие как школьные и церковные организации, возникли на базе институтов микрорайона, тогда как другие добровольческие организации являются независимыми.

Организации микрорайона стремятся изыскивать дополнительные ресурсы и воздействовать на принятие решений на государственном и частном уровне с целью улучшения жилищных условий, санитарного состояния школ, транспортного обслуживания и усиления контроля за состоянием преступности. Многие организации микрорайона участвуют в работе служб здравоохранения и психического здоровья, обслуживания престарелых, они участвуют в программах профилактики преступности, работе с молодежью и в борьбе с наркоманией.

Экономические функции. В экономическом плане микрорайоны могут выполнять рыночные и защитные функции. Деньги, которые жители микрорайона могут потратить на необходимые им товары и услуги, составляют их покупательную способность. Чем больше их покупательная способность, тем больше появляется магазинов и зон отдыха, некоторые из которых концентрируются в микрорайоне. Качество жилищного фонда в значительной мере также зависит от экономических возможностей жителей.

Политические функции. Микрорайоны являются важными политическими единицами. В прошлом это были кварталы политических организаций, т. е. именно эти организации обеспечивали свой микрорайон социальными службами, заботились о получении рабочих мест, доступе к городским службам, обеспечивали защиту интересов жителей. Хотя сфера обслуживания в большинстве городов больше не связана с деятельностью политических организаций, голосование до сих пор происходит по месту проживания, поэтому микрорайон остается сильной единицей в политике города [6].

Все эти функции опосредованно или непосредственно оказывают влияние на социальное развитие детей в микрорайоне, но в любом случае это влияние объективно и закономерно. Однако целенаправленную, специально организованную социально-педагогическую деятельность с детьми в микрорайонах по месту жительства осуществляют прежде всего социальные педагоги близлежащих школ. Основными видами их деятельности во внешкольной микросреде являются: диагностическая, организаторская, прогностическая, предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая, организационно-коммуникативная и охранно-защитная [2], [3]. Деятельность социального педагога школы в микрорайоне заключается: в изучении микрорайона проживания родителей и образования учащихся, в выявлении положительных и отрицательных факторов влияния микросреды микрорайона на развитие ребенка и на этой основе прогнозирование рисков социализации детей, во взаимодействии с родителями, соседями, органами правопорядка, учреждениями дополнительного образования, т.е. всей инфраструктурой жизнедеятельности ребенка.

В ходе изучения практического опыта работы социальных педагогов школ г. Череповца (выборка составила 23 общеобразовательных школы) нами был выявлено, что основными объектами деятельности социального педагога в микрорайоне являются семьи обучающихся школы. Приоритетным направлением в работе с семьей как институтом социализации и воспитания ребенка является работа с неблагополучными семьями. Основные усилия школ, классных руководителей и социальных педагогов направлены на профилактику угроз развития ребенка в такой семье, в целом ряде случаев социальные педагоги проводят реабилитационные мероприятия и с семьей, и с детьми совместно с социальными учреждениями, Комиссией по делам несовершеннолетних, детскими поликлиниками. Периодически в поле зрения школы попадают отдельные ситуации, угрожающие ребенку со стороны асоциальных жителей, компании сверстников. Вместе с тем, комплексной, специально организованной работы в микрорайоне как микросреде жизнедеятельности ребенка, противоречиво влияющей на социальное развитие личности, не ведется. Об этом говорят и сами социальные педагоги школ: по результатам анкетирования 70 % респондентов признают необходимость такой работы и отмечают отсутствие комплексного подхода к работе с населением микрорайонов. В то же время в ходе изучения теоретических оснований социально-педагогической деятельности и практического опыта работы социальных педагогов школ города был выявлен факт, что социальный педагог обладает определенными возможностями (в сравнении с возможностями классного руководителя, воспитателя группы продленного дня и других педагогов школы) в организации деятельности в микрорайоне. К таким возможностям относятся: влиять на внешкольную среду (изучать семьи учащихся и воздействовать на них, влиять на соседей, неформальные организации микрорайона), педагогизировать микросреду микрорайона, создавать новые организации в микрорайоне, представляющие интересы жителей микрорайона, организовывать взаимодействие с учреждениями дополнительного образования (спортивными, центрами детского творчества, библиотеками, музеями), средними профессиональными учебными заведениями (колледжами), центром занятости населения и другими организациями и людьми в интересах ребенка, содействовать созданию социально-правового центра (службы) в микрорайоне, создавать группы поддержки для одиноких матерей, детей из семей «группы риска», организовать работу волонтеров для решения задач социально-педагогической помощи и поддержки развития ребенка, конструировать общественно-ценную деятельность детей (акции, праздники, поисковая деятельность и т.д.) и педагогов.

Опираясь на закономерности влияния микрорайона на развитие ребенка, учитывая функции и возможности социального педагога в организации работы в микрорайоне, в ходе выполнения настоящего исследования мы разработали комплексно-целевую программу деятельности социального педагога в

микрорайоне школы по созданию условий социального развития ребенка подросткового возраста. Программа прошла апробацию на региональном научно-практическом семинаре «Обеспечение безопасного социального развития детей и учащейся молодежи в микросреде жизнедеятельности» (Череповец, 24 мая 2012 г.), совместном научно-методическом семинаре кафедры общей и социальной педагогики и школьных социальных педагогов и внедряется в деятельности социальных педагогов МБОУ СОШ № 31, 32, 12 г. Череповца. Формат статьи не позволяет представить всю программу полностью, поэтому ниже представим ее фрагмент.

При разработке программы мы исходили из трех основных положений:

1) микросреда по месту жительства представлена разновозрастным составом, широкими социальными связями, неформальным характером взаимоотношений, добровольностью выбора целей, форм, видов деятельности;

2) ей свойственны противоречивость и стихийность, что потенциально провоцирует асоциальные и антисоциальные процессы и явления, выступающие причинами разнообразных девиаций в социальном развитии ребенка;

3) школа является той микросредой по месту жительства, которая способна выступать центром интегрирования положительного опыта жизнедеятельности взрослого и детского населения микрорайона на основе инициирования и конструирования совместной социально-полезной и индивидуально привлекательной деятельности всех субъектов социального воспитания.

Цель: создание развивающих условий жизнедеятельности учащихся в микрорайоне во внеурочное время на основе конструирования совместной социально-значимой и личностно привлекательной деятельности детей и взрослых.

Задачи:

1) организовать просвещение детского и взрослого населения микрорайона по вопросам социального воспитания, права, детско-родительских отношений и отношений между родителями в семье, профилактике зависимостей детей в условиях семьи;

2) на основе интерактивного взаимодействия с детьми и взрослыми спроектировать и реализовать социально-полезную, индивидуально привлекательную деятельность в микрорайоне;

3) оказать поддержку жителям микрорайона (одиноким матерям, детям из семей группы риска), попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Субъекты деятельности: организатор и куратор программы - социальный педагог школы, педагог-психолог, классные руководители, директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, инициативная группа жителей микрорайона, волонтерская студенческая группа из ЧГУ.

Принципы реализации программы: связь теории с практикой, последовательность и систематичность, принцип педагогической целесообразности, принцип педагогической целостности, принцип опоры на гуманистические ценности, принцип социальной активности личности.

Программа включает в себя констатирующий и преобразующий этапы деятельности.

Констатирующий этап. На этом этапе ведущим видом деятельности является диагностическая деятельность. Цель - сбор первичной информации об обучающихся, их родителях, соседстве и проблемах, возникающих во взаимодействии их друг с другом.

Задачи: изучить контингента жителей микрорайона, выявить семьи и детей «группы риска», выявить позитивные зоны и источники негативного влияния на детей в микрорайоне, сформулировать социально-педагогический диагноз: степень и направленность влияния микросреды на социальное развитие детей, особенности влияния семьи, соседской среды, групп сверстников, объединений взрослых на развитие подростков.

Методы исследования: тестирование, анкетирование, интервью, беседа, наблюдение.

Формы работы с жителями микрорайона: тематические встречи, «круглый стол» «Уважаю и берегу мир вокруг», тренинговые занятия для родителей и подростков на тему: «Мы вместе», коллективное творческое дело «Умный двор».

Преобразующий этап. На преобразующем этапе ведущими являются организаторская, прогностическая, предупредительно-профилактическая, социально-терапевтическая, организационно-коммуникативная, охранно-защитная деятельности социального педагога. Используются как традиционные формы работы, так и проектная деятельность.

Некоторые направления деятельности социального педагога в традиционных формах представлены в табл. 1.

Возможности социального педагога в условиях реализации разных проектов также структурируем (табл. 2).

Представим в качестве примера содержание образовательного проекта: «Школа умных родителей». Решаемая проблема: проблемы взаимоотношений и взаимопонимания родителей и подростков. Цель проекта: сформировать у родителей умения строить взаимоотношения с детьми подросткового возраста. Цель конкретизирована в задачах: пополнить знания родителей о возрастных особенностях подростков, познакомить родителей с навыками эффективного общения с подростками, организовать тренинг умений родителей устанавливать взаимоотношения с подростками, наладить взаимодействие между родителями микрорайона для обмена позитивным опытом общения с подростками.

Таблица 1

Деятельность социального педагога в микрорайоне школы

Направление деятельности социального педагога Цель Форма работы Субъекты деятельности

Прогностическое и организационно-коммуникативное - организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой среде; - организация досуга детей, - прогнозирование процесса воспитания по мере развития ребенка и деятельности всех институтов по руководству социальным развитием личности; - включение населения микрорайона в воспитательную работу с подростками, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты; - создание инициативной группы подростков по организации социально-полезной деятельности в микрорайоне (социальный педагог становится ее руководителем, идейным вдохновителем, планирует работу и отвечает за ее результативность) Лекции, беседы, индивидуальные и групповые консультации, организация досуга, изучение семей, работа с родителями, организация на базе школы целевых консультаций по профориентации Социальный педагог, учреждение дополнительного образования (клуб «Романтик»), инициативная группа подростков, самоорганизованная группа взрослых (родители, работники социально-педагогических учреждений микрорайона и т.п.)

Предупредитель-но-профилактичес-кое, социально-терапевтическое и охранно-защитное - работа с подростковыми компаниями микрорайона (беседы, организация досуга, изучение их семей, работа с родителями; - организация социотерапевтической помощи нуждающимся; - обеспечение защиты прав детей и подростков; - оказание помощи в период социального и профессионального определения подросткам микрорайона; - содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей Лекции, тренинги, беседы, индивидуальные и групповые консультации, организация досуга, изучение семей, работа с родителями, совместный план работы с милицией, комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования, проведение целевых консультаций по профориентации Социальный педагог, методисты и специалисты управления образования, инспекторы по делам несовершеннолетних, участковый инспектор

Таблица 2

Реализация проектов в микрорайоне школы

Вид деятельности Возможность Название проекта Цель проекта Вид проекта Срок проведения

Предупредитель-но-профилактичес-кий, организацион-но-коммуникатив-ный Педагогизация микросреды микрорайона «Школа умных родителей» Психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся Обра-зова-тельный 12 занятий с октября по май

Предупредитель-но-профилактичес-кий, организацион-но-коммуникатив-ный Организация общественно-ценной деятельности детей (акции, праздники, поисковая деятельность и т.д.) «Клуб веселых и находчивых», олимпиада «Семейный архив», «Люди в обществе, общество, в котором живут люди» Вовлечение учащихся школы и микрорайона в общественно-полезную деятельность Социально-педаго-гиче-ский В течение года

Предупредитель-но-профилактичес-кий, охранно-защитный Организация социально-правового центра в микрорайоне «Имею право» Социально-правовое просвещение учащихся, родителей и жителей микрорайона Социальный 1 раз в квартал

Социально-терапевтический, охранно-защитный Организация групп поддержки для одиноких матерей, детей из семей группы риска «Мы вместе» Социально-психологическая поддержка жителей микрорайона (одиноких матерей, детей из семей группы риска), попавших в трудную жизненную ситуацию Социально-психо-логический 1 раз месяц

Актуальность проекта. Неумение выстроить конструктивные отношения с подростком и непонимание подростка могут привести к семейным конфликтам, к отчуждению ребенка от семьи, его девиантно-му поведению и др. Подросток испытывает постоянное давление со стороны взрослых и одновременно чувствует придирчивую оценку по шкале признания со стороны сверстников. Все, что происходит в это время, накапливается в его психологическом багаже и имеет огромное значение для того, какой станет его взрослая жизнь. Именно в этот период времени человек имеет максимальную психологическую неустойчивость к различным влияниям извне, он полон сомнений в себе, часто подвергается психологическому давлению со стороны взрослых, и его личность может быть разрушена настолько, что в будущем ее будет сложно (а иногда просто невозможно) восстановить.

Целевая группа: родители подростков - жители микрорайона.

Что даст участие в проекте его участникам? Родители уточнят и пополнят знания о подростковом возрасте, о способах эффективного общения с ребенком, о способах предотвращения конфликтных ситуаций. Благодаря использованию современных психолого-педагогических технологий родители смогут установить между собой контакт, наладить общение и смогут поделиться друг с другом позитивным и негативным опытом общения с подростками, а также получить консультации по волнующим вопросам у специалистов (социального педагога и психолога).

Субъектами проекта выступают: родители подростков, педагоги и / или сотрудники школы, отвечающие за подготовку работы «Школы умных родителей», контактные лица школы, на базе которой реализуется проект (социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, классные руководители, заместители директора), организации и инициативные группы людей, помогающие в проведении проекта (спонсоры, студенты-волонтеры, учителя и т.п.).

В процессе реализации проекта необходимо использовать различные методы: проблемно-поисковый, метод «мозгового штурма», метод примера, игровое моделирование. Обязательна диагностика и самодиагностика. Вышеназванные методы и приемы рекомендуется реализовать в следующих формах: практические занятия, ролевые игры, мини-лекция, дискуссия, беседа, тематические консультации, фотовыставка, сочинения, конкурсы, круглые столы.

Принципы организации проекта: принцип педа-гогизации микросреды жизнедеятельности подростка, принцип открытости воспитательной среды, принцип уважения личного достоинства участников, принцип добровольности.

Условия реализации проекта: эффективное сотрудничество и взаимодействие всех субъектов проекта, наличие объективной информации о социальных и психолого-педагогических проблемах родителей в микрорайоне, систематический мониторинг хода реализации проекта.

Описание проекта. Данный проект разрабатывается командой, состоящей из двух специалистов: социального педагога и психолога школы. Проект «Школа умных родителей» направлен на оказание помощи и поддержки родителям, дети которых находятся на пороге взросления. Дети - наша радость. Но не только: очень часто с ними возникают трудности и проблемы. Особенно сложно становится, когда дети вступают в подростковый период, так называемый переходный возраст. Родителям предстоит пережить это нелегкое время вместе с нами.

Этапы проекта включают подготовительный основной и заключительный этапы. Подготовительный этап включает подготовку и разработку проекта, проведение рекламы проекта, оповещение возможных участников проекта. Основной этап предполагает определение проблем родителей, планирование работы, групповых мероприятий, подготовка информационной базы (табл. 3).

Таблица 3

№ Блок Тема занятия Содержание Количество занятий

1 2 3 4 5

1 Общение Беседа: «Наши дети по- Знакомство родителей с особенностями подрост-

в семье взрослели» кового возраста, его спецификой, сложностями, проблемами. Анализ памятки «Особенности возрастной психологии подростков и юношей». Тестирование родителей 3

Родительский лекторий: Откуда берется авторитет? Как он организуется?

«О родительском авторитете» из книги А. С. Мака- Авторитет и послушание. Ложный авторитет. Анкета «Взаимодействие с подростком» (диагностика 1

ренко «Лекции о воспита- микроклимата в семье глазами родителя)

нии детей»

Практическое занятие: Шаг 1: Составление списка всего того, что беспо-

«Ваш беспокойный под- коит, что задевает, беспокоит в поведении ребенка.

росток» Шаг 2: Выбрать из списка все то, что имеет последствия для ребенка, но не влияет на вас. Анализ 1

Содержание проекта «Школа умных родителей»

Продолжение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5

Круглый стол: «В чем наши ошибки?» Невольные и досадные ошибки воспитания: обещание больше не любить, безразличие, слишком много строгости, детей надо баловать, навязанная роль, деньги как откуп, наполеоновские планы, слишком мало ласки, ваше настроение, слишком мало времени для воспитания ребенка, рукоприкладство 1

2 Нервно-психическое здоровье подростка Родительский лекторий: «Подростковая депрессия» Нервно-психическое здоровье ребенка. Почему опасна депрессия? Особенности и причины подростковой депрессии. Как обнаружить депрессию? Симптомы подростковой депрессии. Опасные последствия. Как помочь подростку? 1

Дискуссия: «Почему возникают конфликты?» Деление на 3 группы. Раздаются сценарии, дается задание - разработать этапы выхода из конфликтной ситуации. В ходе дискуссии разработать памятку «Некоторые причины нарушения поведения подростка» 1

Тематические консультации: «Вредные привычки» Факторы, положительно влияющие на здоровье подрастающего поколения. Факторы риска. Алкоголизм и дети. Пивной алкоголизм. Чем опасно курение для детей? Что должны знать родители, чтобы уберечь своего ребенка от наркотиков? Как поговорить с ребенком о том, что вас тревожит? 1

Ролевая игра: «Разговор с ребенком» 1

Правовое государство Родительский лекторий «Права и обязанности родителей и детей» Система законов. Права несовершеннолетних. Границы свободы. Внешняя свобода. Внутренняя свобода. Посягательство на свободу. Долг, ответственность. Достоинство, честь 1

Деловая игра для детей и родителей Представление команд. Конкурсы: «Знаете ли вы закон?», «Преступление и наказание», «Мораль или право?», «Всегда ли правы родители?» 1

Разговор на тему: «Семья» Разговор на тему: «Семья» (Диску ссия-размышление для детей и родителей) Предварительная подготовка (сочинение размышление на тему: «Моя будущая семья», подбор пословиц и поговорок на тему «Семья»). Анализ предварительного опроса родителей. Формулировка выводов психологом. История слова «Семья». Исследования и выступления учащихся. Выводы. Немного статистики. Анализ сочинений. Тайное мнение. Подведение итогов дискуссии 1

Семейная конкурсная программа «Неразлучные друзья - взрослые и дети» Фотовыставка «Загляните в семейный альбом». Генеалогическое древо. Семейные традиции. Профессия. Знаю ли я своего ребенка? Знаю ли я своих родителей? Подведение итогов. Пожелания родителей и детей 1

На заключительном этапе осуществляется:

а) аналитическая деятельность - определение эффективности работы проекта;

б) подведение итогов и рефлексия.

Методы и формы деятельности: опрос участников проекта в начале и в конце реализации проекта, экспертная оценка, тестирование, рефлексия, наблюдение за участием родителей в мероприятиях, анализ результатов проводимых методик и тестов, отзывы родителей - участников проекта, отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей и др.), проведение заключительного мероприятия.

Критерии эффективности проекта: овладение родителями навыками конструктивного общения с

подростками, вовлечение участников проекта в конструктивное взаимодействие со школой, возникновение у родителей «чувства команды».

Ожидаемые результаты. Создание «Школы умных родителей» предполагает его дальнейшее существование и совершенствование. Это позволит расширить поле родителей и специалистов во взаимодействии, наладить устойчивые контакты с родителями. Кроме того, это даст возможность оперативно решать проблемы родителей подростков.

Аналитико-обобщающий (заключительный) этап программы. Цель: проанализировать эффективность системы деятельности социального педагога в микрорайоне школы.

Направления деятельности: проведение диагностики, проектирование дальнейших направлений деятельности в микрорайоне. Формы и методы: анкетирование, тестирование, обобщение результатов.

Ожидаемый результат. Жители микрорайона демонстрируют заинтересованность в судьбе подростков, в их образовательной и социальной активности, нормализация взаимоотношений в семьях подростков, снижение количества семей группы риска в микрорайоне, сплочение жителей микрорайона, снижение количества противоправных действий взрослых и подростков в микрорайоне, тесная взаимосвязь жителей микрорайона со школой.

Критерии эффективности программы. Положительные отзывы жителей микрорайона, родителей обучающихся школы, самих обучающихся, снижение количества семей, поставленных на учет социального педагога, благоприятные взаимоотношения в семьях и в школе.

В заключении отметим, что описанный нами опыт - это систематическая деятельность. Как социально-педагогическая деятельность она требует мотивации всех участников программы: и педагогов-профессионалов, и жителей микрорайона, и предста-

вителей органов общественного самоуправления в микрорайоне, их заинтересованности в педагогиза-ции внешкольной среды, которая минимизирует угрозы и риски социального развития детей всех возрастных групп.

Литература

1. Березина, В. Социальный педагог в школе / В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитание школьника. - 1994. -№ 2. - С. 25 - 36.

2. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. - М., 1994.

3. Бочарова, В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Г. Бочарова. - М., 1991.

4. Бочарова, В.Г. Школьник в микрорайоне / В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин. - М., 1986.

5. Воспитание учащихся по месту жительства: Кн. для учителя / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.М. Плоткина. - М., 1987.

6. Социальная работа за рубежом: Учеб. пособие / Сост. Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова. - Волгоград, 2001.

УДК 370.115

Т.В. Гудина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Статья посвящена анализу проблем положения детей-инвалидов в социуме и возможности их реабилитации и интеграции, что позволяет скорректировать традиционные взгляды на процесс реабилитации как компенсирующее-развивающую систему не только медико-социального характера.

Дети-инвалиды, социокультурная реабилитация, независимая жизнь, ортобиоз.

The article is devoted to the analysis of the problems of children with disabilities in the society and the possibility of their rehabilitation and integration, allowing to adjust the traditional views on the rehabilitation process as compensating and developing system of not only medical - social character.

Children with disabilities, socio-cultural rehabilitation, independent living, orthobiosis.

Современное общество качественно трансформирует характеристики инвалидной среды, расширяя, с одной стороны, возможности жизнедеятельности инвалидов на основе современных технологий, с другой, ограничивая реальный доступ данной категории населения к современной рыночной экономической деятельности. Ряд «традиционных» для инвалидов видов экономической деятельности, основанных на относительно несложных технологиях, вытесняется массовым и технологически оснащенным производством. Не секрет, что современный бизнес не заинтересован, в силу объективных причин, использовать труд инвалидов (рост издержек, психологические факторы, низкий уровень производитель-

ности труда, необходимость обеспечения социальных гарантий и т. д.). В результате происходит определенная «геттоизация» и «невидимая геттоизация» (Л.Г. Ионин) данной категории населения, искусственно формируются базовые и сепаратные субкультурные ориентации данной социальной группы, характеризуемые отчужденностью, обидой, чувством групповой и индивидуальной самоизоляции, бесперспективностью бытия и, как следствие, озлобленностью на социум и свою участь [3].

Вместе с тем, потребность инвалидов в самореализации, расширении ее форм и возможностей все более актуализируется, что заставляет скорректировать традиционные взгляды на процесс реабилита-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.