Научная статья на тему 'Условия формирования социального интереса подростка в компании сверстников'

Условия формирования социального интереса подростка в компании сверстников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
716
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ДВОРОВАЯ КОМПАНИЯ / ПОДРОСТОК / МИКРОСРЕДА / SOCIAL DEVELOPMENT / SOCIAL INTEREST / NEIGHBORHOOD COMPANY / TEENAGER / MICRO ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гольцова Наталья Владимировна

В статье представлены результаты эмпирического исследования условий развития социального интереса подростков в компании сверстников. Представленные данные позволяют определить наиболее опасные факторы, которые мешают развитию социального интереса личности, выделить стимулирующие условия и спроектировать систему педагогической деятельности с компанией сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гольцова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирования социального интереса подростка в компании сверстников»

функций опорно-двигательного аппарата приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 48 % - при совершении покупок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.

Мнения инвалидов, полученные в ходе социологических опросов, подтверждаются данными анализа состояния доступности объектов социальной инфраструктуры, проведенного в ряде субъектов Российской Федерации. Так, в Новгородской области соответствуют требованиям доступной для инвалидов среды жизнедеятельности только 10 % таких объектов, в г. Архангельске - 13 %, в г. Курске - 5 %.

Законодательства субъектов Российской Федерации (например, законы Пермского, Ставропольского краев, Нижегородской, Самарской и Московской областей, г. Москвы и др.) создают правовую основу обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, но не решают в необходимом объеме эту проблему.

Из-за отсутствия комплексного подхода к решению важнейшей социальной задачи - созданию равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества - сформировался целый ряд проблем. С учетом текущего состояния доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения определены следующие цели Программы:

- формирование к 2016 г. условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд);

- совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.

Заметим, что инновационный характер Программы будет обеспечиваться путем разработки и внедрения в практику новых нормативных, проектноконструкторских, технических и организационных решений, разработанных с учетом российского и

международного опыта, способствующих формированию в Российской Федерации доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, что соответствует основным направлениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

При этом нужно заметить, что сосредоточение основного внимания на организационных и технических аспектах создания безбарьерной доступной среды - это только один шаг. Наиболее серьезным барьером, который должен быть устранен в первую очередь, является отношение российского общества к инвалидам. «Этот барьер исчезнет, - говоря словами самих людей с ограниченными возможностями, -когда в общественном сознании «несовершенство» человека трансформируется в «несовершенство» окружающего пространства, из-за которого человек не может проявить свои способности. И при этом совершенно не имеет значения, есть ли у этого человека физические ограничения или нет» [4, с. 78].

И все же четкость, проработанность документа, инновационный характер его решения дает уверенность, что выполнение Программы обеспечит создание условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в Российской Федерации.

Литература

1. Ершова, Т. Новый гуманизм / Т. Ершова // Информационное общество. - 2010. - № 1. - С. 1.

2. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ОНН от 13 декабря 2006 года. - ЦКЬ: Шр//'^^^'.ип.о^Жшз1ап/ёоситеп1/сопуеп1з/ disability.html

3. Новичков, Д.Ю. Международный стандарт доступности веб-контента WCAG 2.0 и рекомендации по разработке качественных веб-сайтов государственных учреждений в учетом требований доступности инвалидов / Д.Ю. Новичков // Инфомационное общество. - 2010. - № 1. - С. 66 -

72.

4. Попко, А.Д. О российском ГОСТе доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению / А.Д. Попко, А.Н. Камынин // Инфомационное общество. - 2010. - № 1. - С. 73 - 78.

5. ЦКЬ: http://www.help-patient.ru/oncology/ disable-ment/public_assistance/

УДК 37.013.42

Н.В. Гольцова

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКА В КОМПАНИИ СВЕРСТНИКОВ

Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 11-06-01065 а «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности»

В статье представлены результаты эмпирического исследования условий развития социального интереса подростков в компании сверстников. Представленные данные позволяют определить наиболее опасные факторы, которые мешают развитию социального интереса личности, выделить стимулирующие условия и спроектировать систему педагогической деятельности с компанией сверстников.

Социальное развитие, социальный интерес, дворовая компания, подросток, микросреда.

The article presents the results of an empirical research concerning the conditions of development of teenager’s social interest in the company of children of the same age. The information given allows to define the list of the most dangerous factors that prevent from developing the person’s social interest and identify positive conditions and then to plan the system of pedagogical activity with the company of teenagers.

Social development, social interest, neighborhood company, teenager, micro environment.

В психолого-педагогической науке сформулирована одна из базовых закономерностей подросткового возраста: социальное развитие в этом возрасте оказывает гораздо большее влияние на базовые основы развития личности, чем во все другие периоды детства. Одним из компонентов социального развития выступает социальный интерес, который имеет свои специфические проявления. В частности, перед подростком стоит непростая задача - найти компромисс (гармонию) индивидуального и общественного в собственном интересе к обществу и людям. Движение происходит от интересов, обусловленных индивидуальными потребностями и индивидуальными мотивами, к интересам, связанным с решением общечеловеческих проблем. Подросток начинает осознавать, что от результатов решения общечеловеческих проблем зависит его индивидуальный социальный интерес. Социальный интерес сопрягается с неизбежностью в этом случае с социальной ответственностью.

Влияет на социальный интерес активное стремление подростков к самопознанию, самовыражению и самоутверждению. Добиваясь признания во взрослом мире, они стараются вникать в его нужды и потребности, пытаются скоординировать личное и общественное. Они становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера. Эталоны межличностного восприятия, которыми пользуются подростки, оценивая интересы окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и потребностями. Содержание оценочных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более дифференцированными, индивидуально различными. Итогом этих процессов становится изменение всей системы отношений с окружающими людьми и самим собой: подростки стремятся выработать у себя полезные качества личности, характерные для достижения устойчивого положения в обществе. В этом возрасте становятся востребованными организаторские и лидерские способности подростков, что, несомненно, отражается на обогащении социального интереса. Как самими подростками, так и взрослыми поддерживаются деловитость, предприимчивость, целеустремленность, обеспечивающие умения налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности.

В подростковом возрасте расширяется объем социального интереса. Он выходит за пределы семьи, группы, региона, страны. Подростки начинают интересоваться судьбами мира, человечества, соотносить

свою личную судьбу с судьбой человеческого общества, с изменениями, которые происходят в нем. Вместе с тем, влияние микросреды на развитие социального интереса подростка не ослабевает. Для юноши, девушки значимыми остаются проблемы семьи и компании друзей, мнение классного руководителя и тренера и т. д.

Компания сверстников по месту жительства является одной из микросред, влияющих на социальное развитие личности подростка. Большинство компаний объединены по месту учебы или по месту жительства («дворовая компания») или в городском микрорайоне («уличная компания»). Компания - это группа лиц, проводящих вместе время. В дворовых компаниях по месту жительства основанием для объединения подростков является территориальная принадлежность. Своя территория всегда является положительным фактором для развития любой группы людей, так как компания более устойчива как к внешним, так и к внутренним негативным воздействиям, в том числе к постоянному изменению состава.

По определению исследователей дворовая компания - это малая группа, где подростки находят для себя «авторитеты», которых не смогли дать ни семья, ни школа [1]. В такой компании проходит формирование ценностей, складывается стиль поведения ребенка в соответствии с царящими в ней нормами, приобретается опыт, который и определяет последующий образ жизни подростка. В ней подростки удовлетворяют свои информационные, эмоциональные и социальные потребности: получают возможность узнать то, о чем нельзя поговорить с взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Открывается возможность практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности, которая реализуется через активную позицию внутри группы, что не зависит от успеваемости, статуса, социального положения и многих других компонентов в отличие от организованных коллективов.

В исследованиях отечественных ученых выявлена закономерность: влияние микросреды формализованных коллективов (школы, класса, отряда и т.д.) и неформальных сообществ на подростка, к которым причисляют дворовую компанию, разное. Так Мар-дахаев Л.В., Мудрик А.В., Ясницкая В.Р отмечают, что в дворовой компании подросток проявляет себя совершенно не так, как в классе или дома. Дворовая компания может влиять на развитие потенциала, задатков, способностей, навыков, умений и знаний точно так же, как способствовать формированию девиантного поведения подростка в разных его формах [2], [3].

Ценности и интересы подростков в дворовой

компании ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Она формирует по преимуществу развлекательно-рекреативный и потребительский характер досуга, а не познавательный, созидательный и творческий. Но как бы там ни было, дворовая компания - это объективно действующая микросреда, которая оказывает на социальное развитие подростка значимое, а иногда -определяющее влияние.

Предметом нашего эмпирического исследования стало выявление условий формирования социального интереса подростка в компании сверстников по месту жительства. В своем исследовании мы исходим из ряда теоретических положений, данных в работах по проблемам социального развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Ш. Бюлер, Л. С. Выгодский, А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, Е.Л. Кононко, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Л. В. Мардахаев, Н.И. Монахов, К.К. Платонов, Л.М. Фридман и др.).

Социальный интерес - одна из важнейших движущих сил поведения и деятельности любого социального субъекта, в том числе и конкретной личности. Он объективно обусловлен реальными возможностями социальной среды. Однако реализуется интерес лишь вследствие осознания личностью своих потребностей и возможных путей их удовлетворения в соответствии с ее положением в обществе. Следовательно, социальные интересы - это осознанные потребности, реальные причины действий, событий, свершений, стоящие за непосредственными внутренними побуждениями участвующих в этих действиях индивидов (К.А. Абульханова, А. Адлер, Ф.Д. Келли, Г. Олпорт, Г. Спенсер, Э. Фромм и др.). Наличие и развитость социального интерса можно проследить в разных его формах.

Во-первых, готовность человека к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах. Такую форму еще называют способностью социального проектирования. Социальные интересы отдельной личности выражают взаимную зависимость ее и других людей, т. е. выражают определенную грань социальной взаимозависимости личности с той группой или общностью, с которой ее объединяют общие условия жизнедеятельности. Во-вторых, склонность человека давать другим больше, чем требовать. Каплан Х.Б. (Kaplan Н.В.) выражает эту склонность через совокупность чувств, мыслей и характеристик поведения

- вера в других, уважение (готовность признавать чужие права, знания и опыт), компромисс или гибкость (готовность идти на уступки для достижения взаимно приемлемых решений проблем и конфликтов), оптимизм (ощущение, что мир можно улучшить, преобразование (улучшение социальных условий для общей пользы) [4]. В-третьих, способность одного человека к эмпатическому пониманию мыслей, чувств и опыта другого (А. Адлер).

Таким образом, социальный интерес предполагает проявление доверия, заботы, сострадания по отношению к другим людям; готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству,

включенности ребенка в проблемы социума; действовать на общее благо. Нарушение доверия, отсутствие проявления заботы, неспособность к аффилиации, толерантности и терпимости к себе подобному, неспособность делать осознанный выбор, отсутствие условий включения ребенка в активную социально одобряемую деятельность, культивирование эгоизма и эгоцентризма в подрастающем человеке выступают субъективными и объективными угрозами развития социального интереса.

Базовыми условиями развития социального интереса как компонента социального развития личности определяются субъективное осознание потребностей и возможных путей их удовлетворения в соответствии с ее положением в обществе; безопасность окружающей микросреды и включение ребенка в активную социально одобряемую деятельность.

Выборка исследования составила 73 подростка (12 - 16 лет), членов семи дворовых компаний в микрорайонах общеобразовательных школ города Череповца (МБОУ СОШ № 5, 9, 12, 10, 24). В ходе исследования были использованы следующие методы и методики изучения: наблюдение, паспортизация, анкетирование, интервью; методики «Конфликтны ли Вы?», «Личностный опросник Кеттела», «Ценностные ориентации М. Рокича», «Незаконченные предложения», «Шкала симпатической дистанции Д. Фелдса», методика «Склонность к аддиктив-ному поведению», «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири», «Тестовая карта коммуникативной деятельности», социометрия; методика «Мои привычные эмоции».

Обследование микрорайонов, в которых проживают подростки, показало, что районы, по преимуществу, благополучные: преобладают полные семьи; трудоспособное взрослое население в большинстве своем - работающие люди, занятые на промышленных предприятиях («Северсталь», «Фосагро», литейно-механический завод и др.); в бизнесе; в сфере обслуживания. Средний возраст взрослого населения -41 год.

Инфраструктуру микрорайонов можно считать достаточно развитой. В каждом из них в разных пропорциях есть образовательные учреждения -школа, дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования; учреждения социально-педагогической сферы - центры помощи семье и детям, комплексный центр реабилитации подростков; предприятия сферы обслуживания; библиотеки - Центральная библиотека им. В. В. Верещагина и ее филиалы; учреждения культуры (Дворец металлургов, Дворец строителей, Дворец химиков) с развитой системой творческих студий, кружков и объединений для детей и юношества. Проблемы с семейным воспитанием, продуктивной занятостью детей во внеурочное время существуют, но не имеют системного характера и, при своевременном вмешательстве педагогов школ, успешно решаются.

Однако выделяется и явно социально неблагополучный микрорайон МБОУ СОШ № 12: 60 % - неблагополучных семей, 15 человек взрослого населе-

ния вышли из мест длительного (от 5 до 10 лет) лишения свободы (3 из них проживают в доме, во дворе которого обычно проводят время ребята). В ходе интервью с участковым оперуполномоченным было выявлено, что ежемесячно органы правопорядка стабильно фиксируют в этом микрорайоне до ста и более семейно-бытовых преступлений, из них около 40 связаны с токсикоманией. Есть семьи с семейной наркотической зависимостью. В семьях фиксируются случаи насилия, а также случаи домашнего воровства. Для решения проблем неблагополучных семей со стороны педагогов, родительского комитета, специалистов, социального педагога и психолога школы ведется системная профилактическая работа. В беседе с социальным педагогом школы № 12 было отмечено, что в отдельных случаях такой подход к работе с семьей дает положительный эффект, но не всегда удается предотвратить проблемы воспитания детей в семье. Это является одной из причин уходов детей не только из школы, но и из семей.

В качестве конкретизации результатов исследования приведем пример исследования двух групп сверстников - дворовых компаний двух микрорайонов школ - МБОУ СОШ № 10 и МБОУ СОШ № 12. Это два разных микрорайона города - МБОУ СОШ № 12 расположена в центральной части города, а МБОУ СОШ № 10 - в Зареченской части города.

Дворовая компания сверстников в микрорайоне школы № 10 имеет постоянный состав из 9 человек -все мальчики, учащиеся данной школы. Ребята учатся в 7 - 9 (один семиклассник, 1 восьмиклассник и 7 девятиклассников) классах, проживают в соседних домах. Сами ребята называют себя исключительно друзьями: «Мы - друзья». Результаты исследования способности к аффилиации показывают, что в данной дворовой компании отмечается высокий уровень способности к аффилиации. Более того, интервью с родителями, классными руководителями подростков подтверждают недекларативность такого заявления детей. Родители (особенно мамы) отмечают, что все ребята очень сплоченные; очень «трепетно» относятся друг к другу. Не позволяют ни взрослым, ни другим сверстникам говорить «плохое» о своих друзьях. В ходе анкетирования подростков также выяснилось, что среди членов группы практически не бывает конфликтов, и родители, по словам ребят, относятся к друзьям «хорошо» или «отлично». В тоже время подростки готовы в любую минуту прийти на помощь друг другу: кто-то заболел, тут же позвонят, если разрешают родители, то обязательно навещают; перешлют по Интернету задания к пропущенным урокам. Классные руководители отмечают социальную активность этих ребят - если дается поручение, оно выполняется. Часто совместно со своими друзьями, а не с одноклассниками. Педагоги поощряют такое поведение и с пониманием относятся к дружбе подростков.

Компания сформировалась на основе пространственной близости и совпадения индивидуальных интересов. Существует уже три года. В компании явно выделяется лидер, который признается всеми членами дворовой компании. Собираясь вместе, ребята обычно гуляют, разговаривают на какую-либо тему,

играют в спортивные игры, иногда поют песни, играют в компьютерные игры на ноутбуках. В ходе анкетирования удалось выяснить, что любимой темой бесед является обсуждение отношений с девушками - стоит на первом месте у 6 человек в шкале ранжирования, у 1 - на 2 месте и у 1 - на 4 месте. Далее по убывающей значимости: обсуждение конфликтов с учителями, обсуждение совместных действий, обсуждение кино и телефильмов, обсуждение собственных жизненных планов, обсуждение политических событий в стране и в мире. При этом никто из ребят не отметил в предложенной анкете обсуждение прочитанного, разговор о людях и человеке вообще, обсуждение конфликтов со взрослыми (исключение составляют учителя), со сверстниками (хотя в беседе с учителями и участковым, а также далее в анкете ребята сами указали, что конфликты бывают и решаются они в драках или потасовках). Таким образом, все разговоры ребят направлены в основном на обсуждение себя и событий, связанных с непосредственной собственной жизнью и, в меньшей степени, - с деятельностью других людей. Но показателен факт, что в круг интересов уже включаются (пока очень фрагментарно) интересы к глобальным событиям в стране и за рубежом. Этот интерес еще поверхностный, примитивный, но он уже пробуждается, что говорит о расширении объема социального интереса. Подростки начинают интересоваться судьбами человечества, что позволит им в ближайшем будущем соотносить свою личную судьбу с изменениями, которые происходят в не только в их ближайшем социуме, но и в макросоциуме.

Наиболее частыми местами для встреч являются квартиры или дворы одного из домов проживания. На вопрос: «Какими бы Вы хотели видеть места своих встреч?», ребята отвечали: «нормальными», «скамеек побольше», «футбольное поле». Семь подростков из группы занимаются спортом: трое - легкой атлетикой, один - самбо и три человека - футболом. Подростки очень уважительно относятся к тренерам, высоко оценивают их педагогический талант («тренировки проходят классно»), ценят профессиональные качества тренеров и их спортивные достижения.

Пять человек (девятиклассники) посещают подготовительные курсы для поступления в техникумы и уже определились с дальнейшим образовательным маршрутом - поступить в вуз, причем только в Санкт-Петербург и Москву. Изучая психологические особенности членов дворовой компании с помощью «16 факторного опросника Кетелла», мы смогли сделать вывод, что у всех подростков высокий уровень интеллекта. Отметим, что у всех ребят стабильная хорошая успеваемость в школе на протяжении всех лет обучения: оценки «удовлетворительно», «неудовлетворительно» ситуативны и крайне редки. В основном «4» и «5». Вслед за старшими и учащийся восьмого класса говорит о полноценном обучении

- закончить 11 классов и учиться дальше.

Субъективно подростки определяют свою компанию как комфортную среду, в которой они чувствуют себя уверенными, защищенными и свободными. Средовая диагностика компании показала, что в ней отсутствуют опасные зоны, провоцирующие те или иные угрозы социального развития. В компании здо-

ровый морально-психологический климат. У всех членов компании из термальных ценностей преобладают: семья, друзья, уверенность в себе и общественное признание; из инструментальных: ответственность, независимость, смелость в отстаивании своего мнения и исполнительность. Методика «Мои привычные эмоции» показала, что у всех ребят (100 %) преобладают положительные эмоциональные реакции, они отличаются эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе и своих силах, оптимистичным жизненным настроем. Сомнения посещают подростков (так и должно быть), но устойчивого состояния тревожности они не переживают или оно не длительно.

Досуговая деятельность имеет выраженный развлекательный характер. В ней нет созидательности и мала доля творчества, но она носит просоциальный характер, имеет неразрушающие личность формы. В то же время подростки демонстрируют осознанные потребности в изменении, о чем свидетельствует четкая установка на продолжение образования как пути самореализации и самоутверждения в жизни.

Т аким образом, данная компания сверстников является безопасной микросредой развития подростка, стимулирующей развитие социального интереса личности.

Исследование дворовой компании МБОУ СОШ № 12 и выявление условий развития социального интереса ее членов дали результаты, прямо противоположные первому примеру. Вообще на территории микрорайона этой школы есть три достаточно стабильные дворовые компании. Если две из них по многим параметрам схожи с дворовой компанией ребят школы № 10, то третья очень сильно отличается.

Все члены компании проживают в одном доме. Численность ее составляет 12 человек в возрасте от 11 - 15 лет. По половому составу она включает 4 девочек (11, 12 и 13 лет) и 8 мальчиков (13 - 15 лет). Время подростки проводят только на улице во дворе. Родители не разрешают им находится у кого-нибудь в квартире. В поведении подростков явно наблюдаемым явлением является курение и употребление «слабых» алкогольных напитков. Очень приветствуются, по выражению самих ребят, «энергетические баночки». Основными способами добычи денег на «баночки» и сигареты являются: просьба у родителей, мытье машин, попрошайничество, кража из семейных денег. Зачастую за совершение грабежей в своем доме подростки бывают избиты старшими братьями или родителями.

Беседа с социальным педагогом школы, классными руководителями, инспектором по делам несовершеннолетних и личные визиты в семьи ребят позволили установить, что пятеро подростков из неблагополучных семей. У одного мальчика отец находится в местах лишения свободы, у четырех подростков (девочек) родители разведены; подростки воспитываются в материнской семье. Проведение серии глубинных интервью с одинокими матерями показало, что родители не справляются с воспитанием детей. Отчасти матери сами признаются в своем бессилии («Не представляю, что с ней делать»; «Пробовала

пороть, а она в ответ на меня наскакивает»; «Ничего не слушает. Даже бабушка для него уже не авторитет, а ведь как ее всегда любил»).

У подростков есть проблемы с обучением: частое отсутствие на уроках без уважительной причины; низкая успеваемость, отставание по ряду базовых школьных предметов - математике, физике, русскому языку, истории, литературе. Учителя характеризуют их как «слабых обучаемых, которые плохо говорят, незнакомый текст читают по слогам». Согласно методике «16 факторный опросник Кетелла» у всех подростков фиксируется низкий уровень интеллекта, данные которого подтверждаются и исследованиями школьного психолога. По определению самих ребят, учеба для них - пустая трата времени. Они не считают нужным получать образование. По их мнению, «заработать деньги можно и без образования, было бы желание».

Длительный период времени работы с данной дворовой компанией вскрыл еще один тревожный факт - подростки употребляют токсические вещества. В основном - это самый доступный клей «Момент».

С помощью метода социометрии в изучаемой нами дворовой компании был выявлен формальный лидер: он самый физически сильный из ребят и не раз был замечен в компаниях более взрослых людей микрорайона школы. Но есть и неформальный лидер, привлекающий своей целеустремленностью, настойчивостью и решительностью. Методика оценки коммуникативной деятельности показала, что подросток характеризуется как личность, вполне удовлетворительно овладевшая приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с аудиторией, но не все оказываются в поле его внимания. В сложных ситуациях он опирается на наиболее активную часть компании, остальные же большей частью выступают в роли наблюдателей или исполнителей. Все встречи подростков проходят оживленно. Их содержание в основном непроизвольно приносится в жертву общению. Но это не мешает неформальному лидеру овладевать мнением других членов компании и успешно манипулировать ими, независимо от влияния формального лидера. При этом у остальных членов коммуникативные способности слабо развиты. Войти в контакт с ними малознакомым им людям практические не удается, так как ребята предпочитают избегать каких-либо посторонних людей, которые могут вызвать ненужные для них изменения в обычном сложившемся укладе времяпрепровождения.

Именно неформальный лидер является инициатором употребления токсических веществ, и ребята идут у него на поводу. Методика «Склонность к ад-диктивному поведению» показала, что у двух ребят уже ярко выраженная склонность, пятеро подростков имеют средний уровень и у остальных она низко выражена. При этом мы установили, что все подростки из дворовой компании обладают завышенной самооценкой и бурно реагируют на замечания в свой адрес. Преобладает явное потребительское и утилитарное отношение к окружающим их людям, включая и

родственников. Это подтверждается и данными изучения ценностных приоритетов подростков. У всех членов компании из термальных ценностей преобладают материальное обеспечение и уверенность в себе; из инструментальных - смелость и независимость, смелость в отстаивании своего мнения. Все их ответы очень похожи между собой, несмотря на то, что диагностика проводилась не в группе, а индивидуально. Обосновывая выбранную ими иерархию ценностей, подростки говорят, что среди них важно думать о себе, о своем благополучии, независимо от способов и методов. На чужие неприятности ребята совсем не реагируют. Их не трогают и не беспокоят даже неприятности у членов компании. Одновременно они могут сильно переживать неодобрение со стороны близких, но это не является поводом для рефлексии и самоизменения.

В компании проявляется ситуативная агрессия по отношению друг к другу. Ситуации связаны с токсическим опьянением. Так как у всех ребят наблюдается практически одинаковая реакция на токсические вещества, то драки, скандалы, побои в компании систематически повторяются. Особенно часто выплеск негативных эмоций происходит на самую младшую девочку, так как она меньше всех может оказать сопротивление.

С помощью методики «Мои привычные эмоции» мы выявили, что у 40 % ребят преобладают положительные эмоциональные реакции, они отличаются эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе и своих силах, оптимистичным жизненным настроем, а у 60 % преобладают отрицательные эмоциональные реакции, им свойственна тревожность, беспокойство, мнительность, неуверенность в себе, пессимистичность.

Социально подростки этой дворовой компании пассивны. В младшем школьном возрасте все мальчики посещали спортивные секции, но в связи с трудным материальным положением семьи прекратили оплачивать их посещение. На момент исследования у них отсутствует опыт участия в творческих кружках, секциях, каких-либо системных воспитательных мероприятиях в школе или учреждениях дополнительного образования. Их социальная компетентность не развита и, следовательно, не развивается социальный интерес.

В данной дворовой компании есть, конечно, общие интересы в спорте, музыке, моде. Из спортивных увлечений самым любимым и наиболее интересным стал паркур (уличная гимнастика). Ребята увлекаются им уже 1,5 года и пока не собираются останавливаться на своих достижениях. Из музыки предпочитают рок, панк-рок и рэп.

С нашей точки зрения, увлечение ребят парку-ром надо использовать во благо - привлечь тренера к занятиям с ребятами. Это создаст педагогически управляемую среду взаимодействия подростков во внеурочное время, позволит развивать другие позитивные интересы и может окончательно вытеснить увлечение токсическим веществами и энергетическими напитками. Но это ближайшая перспектива работы с дворовой компанией, а на момент исследования компания сверстников способствовала формированию у подростков социально неприемлемых и разрушающих личность ребенка свойства и качества:

- асоциальное поведение стало ведущим видом поведения подростков;

- частичное или полное дистанцирование от своих близких, неуважение старших и сверстников;

- закрепление стереотипов межличностного общения, характерных для криминальных компаний (строгая иерархия, самый младший выполняет роль «шестерки»);

- преобладание пессимистического жизненного настроя;

- отсутствие направленности на обучение в актуальном настоящем и будущем;

- отсутствие интереса подростка к окружающему миру и изменениям в нем и сосредоточенность на себе.

Литература

1. Заика, Е.В. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением / Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Якина // Вопросы психологии. -№ 4. - 1990. - С. 83 - 90.

2. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе / М.В. Шакурова. - М., 2004.

3. Ясницкая, В.Р. Социология в классе: Теория и методика / под ред. А.В. Мудрика / В.Р. Ясницкая. - М., 2004.

4. Kaplan, Н.В. A Guide to Explain, Social, Interest to Laypersons / Н.В. Kaplan // Individual Psychology. - 1991. -V. 47. - № 1. - P. 82 - 85.

УДК 37

О.А. Гришина

ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК ЗА РУБЕЖОМ

Работа выполнена в рамках Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева, поддерживаемой Министерством образования и науки РФ: проект № 08/12 «Развитие профессионально-личностных компетенций студентов в инновационной среде педагогической практики педагогического университета»

В статье приводится опыт проведения педагогических практик по русскому языку как иностранному, проводимых за рубежом (Франция, Республика Корея, Польша); обосновывается актуальность и целесообразность проведения подобных практик для студентов-филологов. Практика является одним из путей социокультурной адаптации иностранных студентов, планирующих в дальнейшем проходить обучение в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.