Научная статья на тему 'Становление и развитие института социальных педагогов в сельской местности России'

Становление и развитие института социальных педагогов в сельской местности России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
862
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL PEDAGOGUES' INSTITUTION / ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / RURAL LAND / SOCIAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гурьянова Марина Петровна

Представлено научное осмысление процесса профессионального становления и развития института социальных педагогов в сельской местности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social pedagogues' institution formation and development in Russian rural land

Social pedagogues' institution formation and development in Russian rural land scientific comprehension is presented.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие института социальных педагогов в сельской местности России»

УДК 378

Гурьянова Марина Петровна

доктор педагогических наук, профессор Институт социальной педагогики РАО, г. Москва

isprao@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ РОССИИ

Представлено научное осмысление процесса профессионального становления и развития института социальных педагогов в сельской местности России.

Ключевые слова: институт социальных педагогов, сельская местность, социальная педагогика.

Профессиональное становление и развитие института социальных педаго-. гов началось в СССР в конце ХХ века и было обусловлено потребностями общества, развитие которого, с одной стороны, требовало активного использования потенциала социальной среды в воспитании и образовании школьников, с другой - появившимся интересом отечественного образования к зарубежному опыту социального воспитания, который стал доступен пе-дагогам-практикам нашей страны. Отечественная педагогика в те годы встала перед необходимостью развиваться в русле мировых тенденций в воспитании и образовании молодёжи.

Становление института социальных педагогов в сельской местности России пришлось на конец 80-х годов ХХ века. Инициатором этого процесса в России стала научно-исследовательская деятельность ВНИКа (временного научно-исследовательского коллектива) «Школа-микрорайон» Гособра-зования и АПН СССР (руководитель - В.Г. Бочарова), который организовал на базе разнотипных городских и сельских микрорайонов широкомасштабный социально-педагогический эксперимент по взаимодействию школы и среды. Одним из перспективных направлений исследовательского поиска этого научно-практического коллектива стала апробация института социальных педагогов, в том числе и в сельской местности России.

В комплексном социально-педагогическом исследовании, осуществлённом ВНИКом «Школа-микрорайон», участвовали 30 региональных научно-практических групп непосредственно из сельской местности разных регионов России, Белоруссии, Литвы, Украины, Азербайджана, Молдавии. Эти группы работали на местах, на экспериментальных площадках и представляли различные регионы России, а также союзные республики тогда ещё действующего СССР. Все исследователи из сельских регионов были объединены

во ВНИКе в одну исследовательскую группу под руководством М.П. Гурьяновой.

Сегодня, по прошествии более 20-ти лет со дня появления новой профессии в России, возникла необходимость в научном осмыслении процесса профессионального становления и развития института социальных педагогов в сельской местности России.

На первом, оптимистическом этапе (1989— 1991) становления и развития института сельских социальных педагогов в России была осуществлена научная разработка теоретической модели профессиональной практической деятельности социального педагога и её широкая экспериментальная апробация на практике.

Социальная и образовательная ситуация того времени (конец 80-х гг. - первые годы 90-х гг. ХХ века) характеризовалась высокой активностью инновационных процессов, гуманитарной социальной атмосферой в обществе. Педагогическая мысль, озарённая новыми социально-педагогическими идеями, и идеальная возможность для их воплощения в жизнь: гласность, свобода слова, предпринимательства, творчества, востребованность идей народной педагогики, истории социальной, хозяйственной жизни России, возвращение из небытия имен, фактов, культурного наследия предшествующих поколений, демократизация общественной и школьной жизни - таковы были социально-экономические условия того времени, довольно благоприятные для масштабного социально-педагогического эксперимента.

Первыми к выполнению функций социальных педагогов приступили воспитатели РВО (разновозрастные отряды) сельских школ - Пирочинс-кой, Коломенской, Песковской, Сосново-Борской, Пановской Коломенского района Московской области, работа которых в социуме, по месту жительства, с семьёй была наиболее приближена к социально-педагогической деятельности.

На втором году деятельности ВНИКа в режиме эксперимента стали работать социальные педагоги Пажгинской и Шерлягской школ Республики Коми; Курносовской, Шипицинской, Могиль-но-Посельской школ, школы N° 2 р.п. Большере-чье Большереченского района Омской области; Академийской школы Литвы, сельских школ Мордовского района Тамбовской области; Турумбе-товской школы Башкортостана; Заволжской школы Тверской области; Неверовской школы Нерех-тского района Костромской области; Владыкинской и Соболевской школ Каменского района Пензенской области; Новоторьяльской и Староторь-яльской школ Марий-Эл; Зюкайской школы Пермской области; Верхневилюйской школы Якутии, Дулебской школы Республики Беларусь, Скатин-ской школы Камышловского района Свердловской области. Позднее к экспериментальной деятельности сельских педагогов активно подключились педагоги Межегейской школы Тувы; Олонецкого района Карелии; Майской школы Пермской области. Педагогов вышеназванных школ можно по праву отнести к числу первопроходцев профессии «социальный педагог» в сельской местности России.

В процессе опытно-экспериментальной работы была проанализирована практическая опытно-поисковая деятельность социальных педагогов, обобщён их опыт, определены основные направления работы социальных педагогов с учётом их специализации и типа микросоциума: разработаны функции, содержание, формы и методы деятельности социальных педагогов, также квалификационные требования, предъявляемые к ним; выявлены общие и специфические особенности их деятельности, обоснованы этические и профессиональные стандарты профессии «социальный педагог».

Становление и развитие института социальных педагогов в сельской местности России происходило через систему образования. Первые социальные педагоги на селе появились в штатах общеобразовательных школ, при том, что их деятельность осуществлялась в открытой среде. Как правило, они совмещали основную работу учителя с работой (0,5 ставки) социального педагога. Наиболее характерная черта социального педагога в сельской местности на начальном этапе функционирования данного института - значительный вес социальных педагогов, работающих на общественных началах. В этот период основ-

ной социальный педагог, работающий на селе, -учитель с высшим образованием и педагогическим стажем, чаще всего имеющий гуманитарное образование.

В те годы в работе социальных педагогов разного профиля акцент был сделан на решение воспитательных задач, на воспитание «всем миром», на включение сельского сообщества в процесс воспитания, на педагогическое оздоровление сельской социальной среды. Практически все социальные педагоги в той или иной степени работали с детьми и подростками, а также с семьями, живущими в зоне обслуживания социального педагога.

Этот период отмечен возникновением новых типов открытых сельских школ, интегрированных в среду, объединяющих воспитательный и культурный потенциал среды. Социальный педагог выступал в роли посредника между семьёй и школой в воспитании подрастающего поколения. В эти годы были заложены предпосылки для перехода от эпизодической работы школы по реализации социально-педагогической функции к целенаправленной работе, к системной организации педагогической деятельности в открытой среде, в социуме, по месту жительства учащихся. Эта миссия сельской школы становится возможной благодаря деятельности социальных педагогов.

Социальные педагоги верили, что их работа будет способствовать гуманизации сельской социальной среды, установлению отношений сотрудничества между школой и семьёй в интересах ребёнка, социальному воспитанию детей и молодёжи.

В 1990 году сельские школы ВНИКа «Школа-микрорайон» приняли участие в выставке, организованной на ВДНХ СССР, под названием «Сельская школа: сегодня и завтра». За организацию инновационной социально-педагогической деятельности ВНИК «Школа-микрорайон» был награжден дипломом 1-ой степени ВДНХ СССР.

В 1990 году получила своё организационное и юридическое оформление Всесоюзная ассоциация социальных педагогов и социальных работников (президент - В.Г. Бочарова) с соответствующими республиканскими и региональными отделениями, которая в 1992 году, в связи с распадом СССР, была преобразована в Ассоциацию социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации (АССОПиР РФ) и само-

стоятельные ассоциации Республики Беларусь, Украины, Молдовы, а также Литвы и Латвии). Состоялось официальное закрепление членства АСОПиР РФ в Международной Федерации социальных работников.

В 1990 году выходит в свет профессиональный журнал «Социальная работа». В том же году в СССР была официально признана профессия «социальный педагог». Основанием для официального признания стало решение коллегии Госкомитета СССР по народному образованию от 13.07.90 г. № 14/4 «О введении института социальных педагогов». Профессия «социальный педагог» была внесена в список должностей рабочих и служащих. Документы, принятые коллегией, основывались на результатах широкомасштабного эксперимента, проведенного в 19891991 гг. по заказу Гособразования и Академии педагогических наук СССР ВНИКом «Школа-микрорайон». Решение коллегии явилось правовой основой деятельности социального педагога, были определёны его социальный статус, должностные обязанности, права.

В 1990 году приказом Государственного комитета СССР по народному образованию (приказ N° 582 от 21.08.90 г.) вводится новая специальность 03.11.00 «Социальная педагогика». Профессиональная подготовка специалистов стала осуществляться на дневной, вечерней и заочной формах обучения.

Закрепление правового статуса социальных педагогов послужило началом развития института социальных педагогов в сельской местности во многих регионах.

В этот период функционирования института социальных педагогов в сельской местности происходит обогащение образовательной практики села инновационными социально-педагогическими идеями.

Социальный педагог, позитивно встреченный сельской общественностью, ещё не имеет широкого общественного признания ни в профессиональной образовательной среде, ни в широкой общественной среде.

Второй, созависимый этап (1992-1999) становления и развития института социальных педагогов в сельской местности России характеризуется поиском содержания и форм профессиональной деятельности социальных педагогов, адекватных новой социально-экономической ситуации в обществе, появившимся социальным

проблемам, изменившимся потребностям, интересам и запросам сельских жителей.

С начала 90-х гг. ХХ века, когда Россия стала независимым суверенным государством, начался процесс ухудшения социально-экономической ситуации в стране, особенно в сельской местности. Сельская семья, у которой возникло немало трудностей в связи с распадом колхозов и совхозов, являвшихся основными работодателями в деревне, стала мало кого интересовать, кроме школы в лице, прежде всего, социальных педагогов. Среди приоритетных направлений их деятельности становится социально-педагогическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В эти годы социальные педагоги вынуждены включаться в решение социальных проблем людей, живущих в микрорайоне их деятельности. Они всё чаще совмещают выполнение собственных функций и функций специалистов социальной работы, социальных работников, так как в отдалённых сельских населённых пунктах просто нет специалистов других социальных служб.

В этих непростых социально-экономических условиях жизни села многие сельские экспериментальные школы в силу необходимости берут на себя роль центров социально-педагогической работы с населением, оказывая помощь детям из малообеспеченных семей, семей с асоциальным поведением родителей, малоимущим семьям, помогая пенсионерам, организуя досуг молодёжи.

В 1993 году на базе 19-ти сельских экспериментальных площадок формируется первый опыт создания социально-педагогической службы села, где социальные педагоги в сотрудничестве со школьными учителями, медицинскими работниками, работниками культуры, физкультуры и спорта, педагогами-психологами представляют её кадровую инфраструктуру.

В данный период социальный педагог как представитель одной из педагогических профессий начинает занимать свою нишу в профессиональной образовательной среде. В экспериментальных регионах он получает общественное признание и авторитет в сельском сообществе.

В некоторых регионах ставки социальных педагогов появляются не только в школах, но и, как например, в Костромской области, в сельских администрациях.

Однако в широкой общественной среде профессия «социальный педагог» ещё не имеет должного признания и авторитета.

Третий, эволюционный этап (2000-2008) становления и развития института социальных педагогов в сельской местности России совпадает с обретением страной относительной социальноэкономической стабильности.

Социальная ситуация в сельском социуме остаётся довольно сложной. Бедность, безработица, бытовое пьянство, асоциальный образ жизни определённой части родителей, беспризорность и безнадзорность детей, девиантное поведение подростков - таков круг проблем, с которыми повседневно приходится сталкиваться сельскому социальному педагогу.

Развитие института социальных педагогов в сельской местности в этот период не отличается особым динамизмом преобразований, но ему присущи определённые позитивные изменения в развитии.

Для этого периода характерно расширение поля профессиональной деятельности сельских социальных педагогов. Оно начинает охватывать практически все учреждения социальной сферы. Социальные педагоги начинают работать в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, учреждениях дополнительного, начального и среднего профессионального образования, коррекционных образовательных учреждениях, центрах психолого-медико-социального сопровождения. Они работают в социальных учреждениях - центрах социальной помощи семье и детям, социально- реабилитационных центрах для несовершеннолетних, реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, в комплексных центрах социального обслуживания, домах-интернатах для лиц с умственной отсталостью и пр. Достаточно редко, но на практике встречаются примеры работы социальных педагогов в подростково-молодёжных клубах, в учреждениях здравоохранения, культуры, правопорядка, МЧС. Бесспорно, профессиональная деятельность социальных педагогов в различных учреждениях имеет свою специфику.

Расширяются, укрепляются профессиональные контакты социального педагога со специалистами социальных служб. В зону его ближайшего взаимодействия входят школьные педагоги, педагоги других образовательных учреждений, социальные работники, педагоги-психологи, специалисты в области физкультуры и спорта, ра-

ботники культуры, медицинские работники, специалисты сельского хозяйства. Свои формы взаимодействия сельские социальные педагоги находят с работниками служб занятости населения, правоохранительных органов, наркологами.

Совершенствуется деятельность социальных педагогов по включению общественности в работу по оказанию помощи людям, находящимся в трудной жизненной и социально опасной ситуации. Сельские социальные педагоги всё чаще выступают в роли организаторов работы помощников социальных педагогов и социальных работников, волонтёров социальной работы, наставников молодёжи, руководителей трудовых объединений школьников, консультантов различных общественных объединений. Зачастую они возглавляют то или иное объединение социально-педагогической направленности: разновозрастные отряды по месту жительства учащихся, детско-родительские объединения, семейные клубы, детские и молодёжные объединения.

Особое место в работе сельского социального педагога продолжает занимать работа по укреплению взаимодействия семьи и школы. Социальные педагоги внедряют в социальную практику различные модели социального партнёрства семьи и школы, содействуют развитию совместных форм работы семьи и школы, организуют различные направления семейного, молодёжного досуга.

Развивается и совершенствуется деятельность социального педагога по проведению диагностических обследований личности и среды её ближайшего окружения. Нарабатываются технологии социально-педагогической помощи детям в их личностном развитии, в профессиональном самоопределении, в учебной деятельности; технологии поддержки подростков и молодёжи в их воспитании, образовании; а также помощи семьям, пожилым одиноким людям, инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

После завершения работы ВНИКа, начиная с 1991 года по настоящее время, в Российской Академии образования активно и последовательно ведутся исследования в области социальной педагогики как науки, образовательной области и практики. В 2008 году в структуре РАО появляется научно-исследовательский институт - Институт социальной педагогики (директор - В.Г. Бочарова). Так стало называться после всех переименований научное учреждение, коллектив ко-

торого со времени ВНИКа «Школа-микрорайон» занимается научной разработкой социально-педагогических проблем.

В 2001 году выходит в свет профессиональный журнал «Социальная педагогика» (главный редактор - Л.Я. Олиференко); в 2008 в России начинает издаваться другой профессиональный журнал - «Социальная педагогика в России» (главный редактор - В.Г. Бочарова).

Введенные в 2010 году новые образовательные стандарты профессионального образования по социальной педагогике предусматривают пси-холого-педагогическую подготовленность и компетентность специалиста с ориентацией его на многоплановую социальную практику, овладение педагогикой отношений в социуме, в семье, в условиях открытой микросреды личности, в образовательных, социальных учреждениях, учреждениях здравоохранения, правопорядка. Профессиональное образование в области социальной педагогики начинает осуществляться на уровнях бакалавриата и магистратуры.

В этот период происходят качественные и количественные изменения в деятельности института социальных педагогов. Социальный педагог уже имеет широкое общественное признание в профессиональной образовательной среде. Начался процесс его признания и в широком пространстве общественной жизни страны.

Четвертый, кризисный этап (2008 г. - по настоящее время) становления и развития института социальных педагогов в сельской местности России связан с экономической политикой государства, направленной на экономию средств в социальной сфере, с курсом федеральной власти на сокращение «неэффективных расходов в социальной сфере» регионов, проведением реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

Этот период характеризуется «замораживанием» процесса развития института социальных педагогов в сельской местности России, сокращением ставок социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования в сельских образовательных учреждениях.

В некоторых регионах (Республики Карелия, Саха (Якутия), Марий-Эл, Нижегородская область и др.) местным властям удаётся сохранить ставки социальных педагогов в общеобразовательных учреждениях, поддерживать развитие института социальных педагогов, который не только поло-

жительно зарекомендовал себя на практике, но стал жизненно необходим в сельском социуме, чтобы педагогически обеспечивать процесс социальной безопасности семьи и детства, развитие социокультурной работы на селе, предотвратить усугубление депрессивных настроений людей в сельском социуме.

Отсутствие достаточного бюджетного финансирования образовательных учреждений и очень слабое муниципальное финансирование не позволяют широко развивать институт социальных педагогов в сельской местности регионов.

Региональные системы общего образования в силу минимального финансового обеспечения, по сути, «выталкивают» дипломированных социальных педагогов, перекладывая содержание социально-педагогической деятельности на других школьных специалистов - психологов, учителей, которые подрабатывают на этой ставке.

Возникают проблемы преодоления межведомственных барьеров в решении вопросов детского и семейного неблагополучия, требует совершенствования сложившаяся система межведомственного взаимодействия специалистов социальной сферы села.

Участники международного конгресса специалистов социальной сферы «Социальная педагогика: вызовы XXI века», проходившего в Тамбове в сентябре 2011 года, в принятой резолюции отметили, что повседневная деятельность социальных педагогов по оказанию социальной, социально-педагогической, психолого-педагогичес-кой поддержки и помощи семьям и детям, другим категориям населения, способствует сохранению социального и психологического здоровья человека и общества; поддержанию семейного и детского благополучия; помощи социально уязвимым категориям населения; воспитанию и образованию личности, ориентированной на созидательную работу и активное взаимодействие в социальной сфере. Была отмечена работа социальных педагогов по профилактике негативных явлений, в том числе и в сельской среде.

Вместе с тем участники конгресса выразили свою обеспокоенность процессом активного сокращения ставок социальных педагогов в образовательных учреждениях; сложностью трудоустройства значительного числа подготовленных вузами дипломированных социальных педагогов по полученной специальности из-за отсутствия рабочих мест; отсутствием мотивации и желания

у определенной части молодых дипломированных специалистов работать по полученной профессии из-за крайне низкого уровня заработной платы, невысокого престижа профессии в обществе, занятости ставок социальных педагогов неспециалистами; недооценкой значимости организации допрофессиональной подготовки социальных педагогов в системе профильного обучения школьников.

В рекомендациях конгресса отмечено: сегодня органам законодательной и исполнительной власти различных уровней, общественным палатам регионов необходимо способствовать поднятию статуса профессии «социальный педагог», содействовать «укоренению» этого института в обществе; активизировать усилия государственных и бизнес-структур в создании рабочих мест для представителей профессии «социальный педагог»; способствовать усилению роли СМИ в формировании привлекательного образа представителя профессий «социальный педагог»; созданию условий для развития социально-педагогического образования и социально-педагогической практики в регионах России.

Совершенно очевидно, что в сельской местности России с целью обеспечения социальной безопасности сельской семьи и детства, воспитания нового поколения граждан страны необходимо повысить роль социокультурных центров как государственно-общественных структур, действующих при администрациях сельских поселений и являющихся связующим звеном между социальными институтами села и сельскими жителями, а также работающих в них специалистов -работников образования, культуры, физкультуры и спорта. Особая роль должна принадлежать таким специалистам социальной сферы, как социальные педагоги, специалисты социальной работы, социальные работники. И те и другие решают свои специфические, но и во многом схожие задачи:

- поддерживают и стимулируют людей на развитие их собственных сил, их конструктивную деятельность, использование имеющихся у них резервов;

- предлагают социально-педагогическую помощь семьям, детям, организуют её, устанавливая различные необходимые для этого связи и контакты;

- организуют социально-педагогическую деятельность в открытой среде, направленную на гуманизацию социальной среды, отношений в социуме;

- сопровождают людей на протяжении определенного жизненного периода, выказывают им личное участие, организуют контроль за ситуацией в целях защиты клиента;

- представляют интересы нуждающихся в получении помощи, если последние не в состоянии этого сделать;

- обращают внимание на последствия беды и вносят предложения по их предупреждению, смягчению или ликвидации;

- вызывают сочувствие и активизируют людей на оказание помощи нуждающимся; оказывают воздействие на органы власти и управления с целью повышения качества социального обслуживания и социальной защиты;

- информируют инстанции на всех уровнях о факторах, которые негативно сказываются на условиях жизни определенных групп населения.

Социальные педагоги, организуя социальнопедагогическую поддержку семей в сельских поселениях, стремятся опираться на позитивные факторы сельской среды, такие как опыт жизнеустройства крепких семей, семейные традиции, исконные традиции взаимопомощи, взаимовыручки, соседской кооперации, характерные для села, тем самым предупреждая появление негативных явлений в жизни людей.

Практика показывает: в тех сельских поселениях, где, благодаря усилиям социальных педагогов, действуют эффективные социально-педагогические модели поддержки семьи и детства, заметно ниже уровень семейного и детского неблагополучия, снижена социальная напряжённость в сельских сообществах, наблюдается позитивный процесс самоорганизации людей с целью создания нормальных человеческих условий жизнедеятельности.

Все эти факты убедительно свидетельствуют о том, что институт социальных педагогов востребован российским обществом. В России он прочно завоевал права гражданства. Вместе с тем сегодня требуется серьёзная государственно-общественная, частно-государственная работа по его поддержке и развитию, чтобы институт социальных педагогов стал действенным ресурсом инновационного социального развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.