Научная статья на тему 'Факторы и инструменты активизации инвестиционной деятельности в регионе'

Факторы и инструменты активизации инвестиционной деятельности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1953
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорова О. В.

Проанализировано воздействие иностранных инвестиций на социально-экономическое развитие региона, рассмотрены особенности инвестиционного процесса и наиболее действенные инструменты активизации инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors and instruments of attracting investment to the Kaliningrad region

The article considers the influence of foreign investments on the social and economic development of the region. It also focuses on the characteristics of the investment process and describes the most efficient tools of attracting investment.

Текст научной работы на тему «Факторы и инструменты активизации инвестиционной деятельности в регионе»

102

В заключение необходимо отметить, что решить продовольственную проблему в кратчайшие сроки невозможно. Проблема обеспечения продовольственной безопасности Калининградской области требует комплексного подхода, так как область является стратегически важным регионом России на Балтике. Кроме того, анклавное положение внутри единого экономического пространства Европы крайне отрицательно сказалось на развитии отраслей жизнеобеспечения и, как следствие, обострило проблему продовольственного обеспечения региона.

Таким образом, продовольственную проблему области как эксклав-ной территории необходимо рассматривать в единстве следующих аспектов: создание условий для минимизации риска возникновения продовольственной необеспеченности, прежде всего в связи с усилением импортной экспансии; развитие сельского хозяйства как стратегической отрасли Калининградской области; производство основных продуктов питания в соответствии с вышеобозначенными индикаторами и их пороговыми значениями в целях обеспечения конкурентоспособности региона среди остальных субъектов РФ и его выживания в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Список литературы

1. Калининградская область: Оперативная информация. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2006.

2. Калининградская область в цифрах: Статистический сборник. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2005.

3. Маценович И.Л., Ходачек А.М. Продовольственная безопасность и продовольственная политика: Курс лекций для студентов экономических специальностей. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2004.

4. Оболенцев И., Корнилов М., Синюков М. Продовольственная безопасность России: еще один взгляд на проблему. М.: Изд-во РАГС, 2006.

5. шшш. /ао. org — официальный сайт ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН).

Об авторе

И.В. Никифорова — асп., ассист., РГУ им. И. Канта.

УДК 330.322

О.В. Прохорова

ФАКТОРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РЕГИОНЕ

Проанализировано воздействие иностранных инвестиций на социально-экономическое развитие региона, рассмотрены особенности инвестиционного процесса и наиболее действенные инструменты активизации инвестиционной деятельности.

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 5. Экономика. С. 102 —108.

The article considers the influence of foreign investments on the social and economic development of the region. It also focuses on the characteristics of the investment process and describes the most efficient tools of attracting investment.

Стимулирование инвестиционной деятельности и обеспечение инвестиционной активности является одним из важных направлений развития региональной экономики. Эксклавность, приграничное положение области со странами ЕС, наличие единых инфраструктурных каналов, сотрудничество в решении единых проблем (экологических, транспортных, социально-экономических, культурных и др.), особое правовое положение области определяют специфику региона и особенности развития инвестиционной деятельности. Потребность в активизации инвестиционной деятельности Калининградской области с учетом совокупных инвестиционных интересов всех региональных субъектов и стратегических целей является основой социально-экономического развития, поэтому целесообразно выделить и рассмотреть наиболее действенные инструменты активизации инвестиционной деятельности в регионе.

Одним из показателей инвестиционной активности региона являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые отражают открытость инвестиционного рынка и привлекательность инвестиционного климата региона.

В 2006 году иностранные инвестиции (ИИ) составили 80,8 млн дол., из них ПИИ — 21,2 млн дол., а темпы роста — 7 и 11 % соответственно.

Ниже представлены данные о притоке ИИ в Калининградскую область (табл. 1), в том числе в сравнении с объемами ИИ и ПИИ на душу населения в Прибалтийских странах (табл. 2).

Таблица 1

Приток иностранных инвестиций в Калининградскую область

Показатель Год

2004 2005 2006

ИИ, млн дол. 61,9 75,3 80,8

ИИ на душу населения, дол. 65,2 79,7 82,4

ПИИ, млн дол. 22,4 18,8 21,2

ПИИ на душу населения, дол. 23,6 19,9 21,6

Все накопленные ИИ, млн дол. 150,1 163,5 221,8

Накопленные ПИИ, млн дол. 90,4 86,8 124,3

Накопленные ПИИ на душу населения, дол. 95,2 91,9 126,8

10S

Таблица 2

Накопленные ПИИ на душу населения, дол. в Прибалтийских странах

Страна Год

2004 2005 2006

Литва 1559 1608 Нет данных

Эстония 5515 5800

Латвия 1646 1593

104

Анализируя данные об объемах ИИ и ПИИ, можно заметить положительную динамику поступления ИИ, при этом темпы роста ИИ и ПИИ составляют в 2004 году 10 %, в 2005 — 21,6 %, в 2006 — 11 %. Что свидетельствует об устойчивом и постоянном интересе иностранных инвесторов, однако отраслевая структура ИИ является узконаправленной: наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются промышленность (40 %, из которых до 95 % — топливная), материальнотехническое снабжение (33 %), торговля и общественное питание (11,5 %). ИИ практически не участвуют в создании в области современных высокотехнологических производств и услуг и не стали пока еще фактором, способствующим устойчивому росту региональной экономики и повышению ее конкурентоспособности. Подобная отраслевая структура ИИ связана с расхождением отраслевых уровней рентабельности области и всей РФ. К тому же она привлекает ежегодно только по 21 доллару на душу населения Калининградской области, что в сравнении с Прибалтийскими странами недопустимо мало для российского «окна» в Европу. Помимо причин объективного характера, связанных со сложившейся структурой экономики области, существенными ограничениями являются неразвитость системы страхования рисков, в целом слабая маркетинговая стратегия привлечения иностранного капитала, а также отсутствие действенной управленческой схемы приема и сопровождения инвестиционных потоков. Это свидетельствует о необходимости разработки комплексной концепции государственной политики в сфере привлечения ПИИ с учетом всех возможных приемлемых инструментов активизации инвестиционной деятельности в регионе.

ПИИ оказывают значительное воздействие на социально-экономическое развитие и повышение конкурентоспособности экономики региона. Влияние фирм с участием иностранного капитала на развитие экономики (например, автосборочное производство автомобилей концерна ВМЖ, два крупных мясоперерабатывающих завода, завод по производству холодильников «Снайге», комплекс по производству и переработке соевых бобов «Содружество "Соя"») в первую очередь связано с конкурентными преимуществами этих предприятий по сравнению с национальными.

В числе основных конкурентных преимуществ предприятий с иностранным капиталом эксперты отмечают наличие активных конкурентных стратегий, в том числе в сфере маркетинга; доступность для этих предприятий внешних источников финансирования, национальных и иностранных кредитных ресурсов; высокую инвестиционную активность и способность к накоплению, учитывая инвестиции в человеческий капитал и инновационные технологии; широкую доступность новых техноло-

гий и ноу-хау, а также НИОКР головных предприятий ТНК; современный уровень управления, включая управление кадрами. Эти предприятия отличаются также более высокими по сравнению с национальными хозяйствующими субъектами показателями эффективности использования факторов производства, они более активны во внешнеэкономической сфере и стимулируют расширение участия в международном разделении труда.

Однако воздействие ПИИ на социально-экономическую среду в регионе и стране значительно шире. Отличаясь более высоким качеством и культурой производства и обслуживания клиентов, современной системой управления и организации производства предприятия с иностранным капиталом устанавливают более высокие стандарты для остальных предприятий. Так, с иностранными инвесторами связаны радикальные изменения в сфере управления трудовыми ресурсами, что заметно повышает эффективность их использования. Предприятия с иностранным капиталом уже сегодня заметно воздействуют на калининградский рынок труда, с одной стороны, создавая новые возможности получения знаний, особенно для молодых и способных людей, с другой — демонстрируя необходимость высокого уровня образования и квалификации и постоянного его повышения, в том числе и для руководящих кадров предприятий, например, через систему тренингов и научно-практических семинаров.

Важную роль играют предприятия с иностранным капиталом в формировании рыночных традиций и правил функционирования российского предпринимательства. Речь идет о создании и закреплении таких норм взаимных отношений, как честность и порядочность в ведении дел, соблюдение договорных условий, забота об имидже фирмы, создание репутации надежного партнера, а также формирование нового характера отношений хозяйствующих субъектов с государством.

Однако следует отметить, что динамичный приток ПИИ автоматически не приводит к росту занятости и не решает проблемы безработицы, зачастую эффект оказывается обратным, так как предприятия с ИИ значительно экономнее и эффективнее используют ресурсы рабочей силы. ИИ, как правило, связаны с модернизацией производства, и лишь около 10 % фирм вкладывают средства в новые рабочие места. Снижение занятости также компенсируется повышением квалификации занятых и их производительности труда.

Само по себе присутствие иностранного капитала на предприятии не означает автоматического и быстрого улучшения финансово-экономических показателей его деятельности. Между поступлением ИИ и получением эффекта от него проходит определенный промежуток времени. Отдача от вложенного иностранного капитала осуществляется за счет таких факторов, как использование более совершенной технологии и организации труда, большая доступность финансовых ресурсов и рынков сбыта, в том числе и в рамках внутрикорпоративных снабженческих сетей, что и определяет более высокую конкурентоспособность предприятий с участием иностранного капитала.

Использование иностранного капитала значительно попытает инвестиционную активность фирм, возрастают объемы производственного реинвестирования прибыпли этих предприятий. Динамично увеличивается и привлечение иностранного капитала в виде инвестиционных кредитов.

105

106

Одной из наиболее важных характеристик предприятий с иностранным капиталом является присущая им высокая активность в сфере экспортно-импортных операций. Предприятия с ИИ характеризуются более высокой динамикой экспорта. В 2000—2005 годах объем экспорта фирм с иностранным капиталом возрос в 5,3 раза, тогда как весь экспорт Калининградской области за этот период увеличился лишь в 3,9 раза.

Высокая экспортная ориентация фирм с иностранным капиталом обусловлена более высоким качеством и уровнем конкурентоспособности продукции этих предприятий, применением ими современных методов маркетинга, а также использованием сложившихся рынков сбыта материнских компаний. Структура экспорта предприятий с иностранным капиталом значительно эффективнее структуры экспорта в целом: отмечен рост доли высокотехнологичной продукции, автомобилей и запчастей к ним, электротехнического оборудования, продуктов деревообработки, бумаги, телевизионного оборудования, измерительной и контрольной аппаратуры, а также продуктов питания. Во многом это объясняется статусом Калининградской области как особой экономической зоны, что позволяет рассматривать область как крупный центр экспортно-импортных операций и перевалочную базу. Действие закона «Об Особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области» сформировало круг предприятий, стабильно выпускающих продукцию, ориентированную именно на внешний рынок.

Таким образом, ИИ являются одним из условий развития области в условиях международного разделения труда и расширения ЕС, так как их привлечение и эффективное использование определяют динамику фундаментальных экономических процессов воспроизводства области.

Одним из эффективных инструментов и способов регулирования и привлечения ПИИ в экономику региона является создание ОЭЗ в Калининградской области. Действие ОЭЗ в области напрямую связано с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности при наличии специального льготного режима хозяйственной и предпринимательской деятельности. Вступление в силу федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», который сохраняет для юридических лиц действие основных положений федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» на 10-летний переходный период и предоставляет возможность получения налоговых преференций для новых участников ОЭЗ, институционально позволяет обеспечить достаточно высокий уровень инвестиционной активности в регионе.

Среди определяющих институциональных и финансовых условий инвестиционной активности региона можно выделить следующие:

1) высокий уровень развития науки, степень ее технологического применения и единство стратегии развития фундаментальных и прикладных исследований, долю расходов на эти исследования в расходах бюджета (4—5 % и не менее 1,5 % в объеме ВВП);

2) поддерживаемую государством институциональную систему, взаимодействующую с исполнительной и законодательной властью,

что обеспечивает разработку инновационных проектов национальной значимости, конкурентоспособных на мировых рынках;

3) постоянное совершенствование законодательной базы;

4) формирование и использование социально и экономически значимых федеральных и региональных фондов как финансовой базы стратегических инвестиций.

Огромную роль в активизации инвестиционной деятельности в субъектах РФ играет государство, выгполняя две ключевых функции: институциональную и хозяйственную, в рамках которых формируются методы, формы и инструменты воздействия государства на региональную инвестиционную деятельность.

Важным инструментом активизации инвестиционной деятельности в области является создание системы страхования рисков ИИ, предоставления гарантий иностранным и отечественным инвесторам в соответствии с федеральным законом «Об ИИ в РФ». С этой целью, а также для снижения административных барьеров необходимо создание ряда институтов, формирующих благоприятный инвестиционный климат, например центра сопровождения инвестиционного процесса, или инвестиционного агентства, наблюдательного совета, которыпй бы играл роль маркетингового агентства, ответственного за привлечение инвестиций и перспективных проектов, продвижение инвестиционных возможностей региона, распространение информации об инвестиционных предложениях, первичное информирование потенциальных инвесторов, проведение целенаправленных кампаний и защиту интересов инвесторов.

Одним из основных инструментов активизации и регулирования инвестиционной деятельности — инвестиционные программы и проекты, ориентированные на приоритетные направления развития экономики региона в целом, поэтому так важно совершенствовать механизм их формирования, реализации и управления.

Разработка инвестиционной стратегии и действенного механизма ее реализации является важным инструментом активизации инвестиционной деятельности Калининградской области.

В Калининградской области в период с 1992 по 2006 год предпринимались активные усилия по активизации инвестиционной деятельности и экономики региона в целом через разработку программ федерального, регионального и местного уровня; комплексных целевых программ социально-экономического развития (с участием федеральных инвестиций); федеральных программ развития ОЭЗ в Калининградской области; программ внешнеэкономического сотрудничества с регионами Литвы, Польши, региональных научно-технических программ.

В настоящее время в России реализуется серия крупных национальных проектов, инициированных государством, а также бизнесом, с учетом основных приоритетов развития страны и социально-экономических проблем в данных сферах. Осуществление национальных проектов активизирует инвестиционную деятельность страны и регионов, так как способствует модернизации социально-экономических процессов, аккумулированию и эффективному распределению ресурсов, в том числе и иностранного капитала, мотивирует деятельность хозяйствующих субъектов, тем самым влияя на достижение экономического и социального эффекта.

107

108

Из всех программ развития, реализуемых в настоящий момент в регионе, самое большое значение имеет Федеральная целевая программа (ФЦП) развития Калининградской области до 2010 года, на нее приходится 19 % федеральных инвестиций, 5 % средств областного бюджета, 19 % — участников программы, 21 % — иностранных кредитов и отечественных банков. В рамках самой ФЦП реализуется еще 18 федеральных целевых программ, 60 инвестиционных проектов и 89 некоммерческих мероприятий. Особый акцент в ФЦП уделяется обеспечению благоприятных условий для привлечения ИИ, преимущественно прямых, технологий, а также использованию управленческого опыта для интеграционного сближения России и ЕС. К сожалению, результаты реализации программы нельзя полностью назвать позитивными — финансирование первых лет реализации выполнено только на 21,5 % от плана, произошел отказ от большого количества проектов уже на первых годах реализации ФЦП, многие эксперты раскритиковали неэффективный механизм планирования и распределения ресурсов, управления всей программой в целом.

В настоящее время разработаны крупные проекты один из них — развитие и модернизация города Калининграда. Проект был представлен в марте 2007 года в Каннах, он предусматривает восстановление историко-культурного центра города и разрушенного в 60-е годы Королевского замка, а также строительство делового центра «Калинин-град-Сити». Данный проект способствует привлечению потенциальных инвесторов, включая иностранных, и тем самым стимулирует инвестиционную деятельность в регионе.

Другой проект — размещение на территории области (поселок Янтарный) современного «Лас-Вегаса» и развитие игорного бизнеса в Калининградской области, что также будет привлекать иностранный капитал, развивать туристический, инфраструктурный и производственный потенциал области.

Таким образом, использование данных инструментов позволяет создать благоприятные условия для деятельности иностранных и отечественных инвесторов, повышения общего состояния экономики, дальнейшего формирования инвестиционного рынка и активизации инвестиционных процессов, что в целом положительно должно отразиться на динамике развития региона.

Список литературы

1. Инвестиционная деятельность в Калининградской области: Статистический сборник // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2006.

2. Синицина И., Чудакова Н. Опыт привлечения иностранных инвестиций в Польше // Общество и экономика. 2006. № 2.

3. Селезнев А. Условия активизации инвестиционного процесса // Экономист. 2006. № 4.

Об авторе

О.В. Прохорова — асп., ассист., РГУ им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.