_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 338.242.2
Болычев Олег Николаевич
кандидат экономических наук, директор Центра региональных исследований (Калининград)
E-mail: о[email protected]
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ - ГЛАВНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
ЭКСКЛАВНОГО РЕГИОНА РОССИИ
Аннотация
Сравнительный анализ общих показателей инвестиционной деятельности в Калининградской области, Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) и Российской Федерации показывает, что в условиях экономического роста инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения в Калининградской области увеличиваются быстрее, чем в среднем по РФ и СЗФО, а в кризисные годы инвестиционный спад региона глубже. Это объясняется влиянием режима Особой экономической зоны на специфику экономики эксклавного региона России, высокой ролью доработки импортного сырья и полуфабрикатов с поставкой готовой продукции на основную территорию страны. Начавшийся в 2014 г. финансово-экономический кризис в условиях окончания в 2016 г. действия таможенных льгот и ухудшения отношений РФ с окружающими область странами ЕС ведет к быстрому падению инвестиций в регионе. Особенно большой спад угрожает частным инвестициям, а также использованию в инвестиционной деятельности кредитов. В статье предлагаются меры стимулирования инвестиций в основной капитал, направленные на поддержку предпринимательства в регионе.
Ключевые слова.
Инвестиции, экономический кризис, стимулирование инвестиций, Калининградская область, эксклавность
Исследователи отмечают, что в условиях динамичного развития российской экономики Калининградская область развивается быстрее большинства субъектов РФ, а в условиях кризиса падение производства в регионе, наоборот, гораздо глубже [3, 5, 6, 18]. Это объясняется влиянием режима Особой экономической зоны на специфику экономики эксклавного региона России, а также большей степенью потребительской зависимости и интегрированности экономики региона от европейского рынка. В обрабатывающих производствах большую роль играет доработка беспошлинно ввозимого импортного сырья и полуфабрикатов с беспошлинной же поставкой готовой продукции на основную территорию страны.
Анализ данных, представленных на рисунке 1 по материалам инвестиционной деятельности, подтверждает факт более быстрого роста инвестиций в регион в период их быстрого роста в РФ и более глубокий спад в годы снижения вложений в основной капитал в целом по стране.
I а Российская Фелерашгя ■ СЗФО □ Калининградская область
2005 2010 2011 2012 2013 2014
Рисунок 1 - Динамика инвестиций в основной капитал, в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году Составлено автором на основе данных: [4, 13 ].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Ведущий фактор, определяющий темпы развития региональной экономики, по мнению многих экспертов [2, 9, 10, 16], - эксклавность, географическая оторванность области от основной территории страны и наличие 6 таможенных пунктов пропуска товара. При совсем небольших размерах области и невысокой численности населения (около 1 млн. жителей) этот фактор значительно затрудняет развитие вписанной в народнохозяйственный комплекс страны диверсифицированной экономики, формирование крупных межотраслевых кластеров и других сетевых структур, наличие которых всегда повышает эффективность экономики.
В результате начавшегося в 2014 г. в России финансово-экономического кризиса, условия развития экономики экскланого региона ухудшаются в большей мере, чем в других регионах РФ. Ухудшение же политико-экономических отношений с ЕС усложняет использование главного специфического позитивного фактора регионального развития - возможности экономического сотрудничества с соседними странами. К тому же в 2016 г. перестают действовать таможенные льготы Закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», определяющие деятельность сотен импортозамещающих предприятий -резидентов ОЭЗ 1996 года. В сложившихся условиях хозяйствующие субъекты Калининградской области оказываются в сложном положении, особенно в осуществлении инвестиционной деятельности, ключевого показателя предпринимательской активности. Если же добавить к этому отсутствие банковского кредитования на экономически обоснованных условиях, то ситуация становится совсем плачевной.
В условиях экономического роста инвестиционная деятельность в Калининградской области может даже превышать средние показатели по РФ и Северо-Западному федеральному округу (СЗФО) (рис. 2). Но с нарастанием кризисных явлений она ведется все менее активно по сравнению с большинством российских регионов.
В результате начавшегося в 2014 года финансового кризиса, переросшего в 2015 году в кризис финансово-экономический, условия инвестирования значительно ухудшились в целом по стране, а в Калининградской области - в значительно большей степени, чем в большинстве регионов страны. Размеры инвестиций в основной капитал в 2014 году снизились на 18,2% (против 2,7% по РФ в целом) и составили в расчете на душу населения 60,4 тыс. руб., в полтора раза ниже среднего по стране (92,5 тыс. руб.). В особенно сложном положении оказался более развитый в Калининградской области по сравнению с большинством российских регионов сектор малого предпринимательства.
2005 2010 2011 2012 2013 2014
Рисунок 2 - Инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения, тыс. руб. (в ценах соответствующих лет) Составлено автором на основе данных: [4, 13 ].
Структура инвестиций в основной капитал в Калининградской области существенно отличается от средних по РФ и СЗФО показателей повышенной долей использования бюджетных, особенно федеральных, средств (рис. 3). В регионе в 2013 г. В структуре капиталовложений 33% составляли собственные средства,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№6/2015
ISSN 2410-700Х
67% - привлеченные, тогда как в РФ соответственно 45,3% и 54,7%. На бюджетные средства в области приходится 38,1% инвестиций в основной капитал, в том числе 24,9% - федеральный бюджет, в РФ - 19% (10% -федеральный бюджет).
Рисунок 3 - Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, 2013 г., %
Составлено автором на основе данных: [13].
Кредитные средства составили 12,4%, что несколько выше, чем в среднем по стране (10%) и СЗФО (10,2%). Но крайне сложно использовать кредиты для финансирования инвестиционных проектов в условиях высоких процентных ставок (19-25% годовых), которые росли вследствие повышения ключевой ставки Центробанка. Она, как известно, с 13 сентября 2013 г. по 11 декабря 2014 г. постепенно повышалась с 5,5% до 10,5%, а с 16 декабря 2014 г. была повышена сразу на 6,5 пунктов - до 17% годовых [19]. Планирование за счет заемных средств инвестиционных проектов стало откладываться на неопределенное время (часть проектов были закрыты вовсе). Процентные ставки банковских кредитов для юридических лиц достигли 1825%, для физических лиц - до 30%. При снижении же в настоящее время ключевой ставки ЦБ до 12,5% снижения процентных ставок от банков не последовало.
Высокая процентная ставка, установленная Центробанком РФ в качестве меры по борьбе с инфляцией и девальвацией рубля, 2 усилившейся в результате ухудшения курса рубля по отношению к ведущим валютам, стала главным препятствием роста инвестиций. Но инфляция не была остановлена (более того, мы убеждены, что именно высокие размеры процентных ставок и являются главным фактором роста инфляции), а активная инвестиционная деятельность в России стала практически невозможной. Даже для крупного бизнеса возросший размер ключевой ставки создал серьезные ограничения не только в развитии программ импортозамещения, но и вообще в ведении хозяйственной деятельности. Ряд предприятий перестало иметь средства даже для обеспечения текущей деятельности. Еще более усложнились условия функционирования среднего и, особенно, малого предпринимательства.
В феврале 2015 г. условия кредитования несколько улучшились. С 2 февраля 2015 г ключевая ставка была снижена до 15%, с 16 марта 2015 г. - до 14%, а с 5 мая 2015 - до 12,5%. Поскольку, по прогнозам Минэкономразвития, с которым соглашается Центробанк РФ, уровень годовой инфляции в 2015 г. может составить 12,2% [8], с учетом целевых установок Центробанка, дальнейшее снижение ключевой ставки в 2015 г. вряд ли произойдет, хотя правильным, на наш взгляд, было бы скорейшее ее установление на уровне
2
Декларированная Центробанком цель - необходимость «ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски» [ 19 ]. Отметим, что Росстат оценил уровень инфляции в 2014 г. в размере 11,4%, тогда как Центробанк РФ планировал удержать уровень 5% [ 14 ].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
6-8%. Условия инвестирования за счет кредитов будут намного хуже, чем во все предыдущие годы. Особенно скажется это на Калининградской области, где с недавнего времени вообще отсутствуют региональные банки, и имеются только филиалы банков, расположенных за пределами региона. При этом, в Европе предприятия свободно кредитуются под 1-3% годовых.
По нашему мнению, не высокая ключевая ставка Центробанка, а лишь инвестиционная активность, обеспечивающая расширение действующих и создание новых производств, ведет к снижению цен благодаря росту конкуренции. Поэтому представляется полезным и необходимым дальнейшее снижение ключевой ставки, способствующее уменьшению процентной ставки по кредитам, предоставляемым банками хозяйствующим субъектам.
Неоправданно ожидания и иностранных инвестиций в экономику региона. Несмотря на географическую близость Калининградской области к экономически развитым странам Европы, иностранные инвестиции в основной капитал здесь невелики. В расчете на душу населения они обычно существенно уступают показателям РФ и СЗФО. Только в 2010-2011 гг. этот показатель в Калининградской области был выше, чем в РФ в целом (но существенно ниже, чем в СЗФО) (рис. 4).
U Российская Федерация Ш СЗФО □ Калининградская область 25,0 т-,
2005 2010 2011 2012 2013
Рисунок 4 - Иностранные инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения, тыс. руб.
Составлено автором на основе данных: [13].
При этом нужно отметить, что многие инвесторы интересуются Калининградской областью как местом возможного вложения капитала. Так, на Бирже инвестиционных проектов [7] Калининградская область среди субъектов Северо-Западного федерального округа представлена сравнительно неплохо. 13 проектов, третье место после Санкт-Петербурга (26) и Ленинградской области (24). Причем все остальные субъектов (8) представлены только 21 проектом. Более того, по числу просмотров на портале инвестиционных проектов региона Калининградская область уступает только Ленинградской области. Однако, хотя областным Правительством и создана Корпорация развития Калининградской области, призванная продвигать инвестиционные проекты, имеющийся у потенциальных инвесторов интерес к региону не находит надлежащего отражения в притоке инвестиций.
Теоретически уже сейчас институциональные условия инвестирования в Калининградской области намного благоприятнее, чем в других регионах страны, федеральный бюджет оказывает существенную финансовую поддержку региону. В качестве институциональных мер, направленных на преодоление недостатков эксклавности региона, федеральные власти используют, прежде всего, столь мощные инструменты, как Закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Закон 2006 года прямо направлен на стимулирование крупных инвестиций (более 150 млн руб. в течение трех лет) -резиденты ОЭЗ освобождаются на 6 лет от уплаты налогов на прибыль и имущество полностью и после еще на 5 лет - наполовину[12]. До 2016 г. действуют таможенные правила закона об ОЭЗ 1996 года [11],
102
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
позволяющие вывозить произведенную в Калининградской области из иностранного сырья продукцию в другие регионы страны. Значительная финансовая поддержка оказывается через Федеральную целевую программу развития Калининградской области до 2020 года [17]. Но эти меры не полностью компенсируют недостатки эксклавного положения региона: объемы инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения уступают средним по РФ и СЗФО показателям.
Специфика эксклавной Калининградской области в сравнении с другими российскими регионами в значительной мере определяется тем, что развитие ее экономики происходит в условиях соседства и конкуренции со странами - членами ЕС. Так, экономика Польши - соседа Калининградской области -работает вполне конкурентоспособна. Среди 500 крупнейших компаний Центральной и Восточной Европы доминирующую позицию занимают польские предприятия. По итогам 2013 года, 171 польская фирма попала в этот список. Польша вышла на первое место в мире по экспорту яблок, опередив Китай, продав за границу 1,2 млн. тонн яблок, из которых большая часть (750 тысяч тонн) импортировалась в Россию. Никто из конкурентов не был в состоянии даже приблизиться к Польше - мировому лидеру по производству черной смородины: в 2014 году польские садоводы поставили на рынок 95 тысяч тонн этих ягод, в то время как вся мировая продукция составила 192 тысячи тонн.
На рынке Евросоюза в 2013 году Польша стала лидером по производству шампиньонов, переместив на второе место Голландию. Сейчас 25% этих грибов выходит от польских производителей. Их главным импортером опять же была Россия, также большие поставки направляются в Германию, Францию и Великобританию. Польша является крупнейшим европейским производителем малины. В течение последних 10 лет урожай этих ягод возрастал ежегодно на 10%. Голубика высокорослая - это очередной хит польского сельского хозяйства; польские плантации - крупнейший поставщик в Европе и третий в мире (после США и Канады). 80% продукции идет на экспорт: в Великобританию, Скандинавию, Австрию. С 2000 года экспорт польского агропромышленного комплекса на европейских рынках возрос десятикратно.
Успехи польских компаний не ограничиваются сельским хозяйством. Уже много лет прочное второе место в мире по производству мансардных окон занимает фирма «Fakro» (ее доля в мировой продукции составляет 15%). Она была основана как частная семейная компания в 1991 году, из маленького бизнеса превратилась в международную корпорацию, которая поставляет свою продукцию в 47 стран мира. В России ее дилерская сеть насчитывает более сотни городов, в Вологде открыт ее деревообрабатывающий комбинат.
Национальная валюта Польши - злотый оказался в пятерке среди 32 ведущих валют мира. За 3 года злотый укрепился в сравнении с долларом на 15%. Выход в плюс сальдо польского счета текущих оборотов, а также стабилизация ситуации в зоне евро стали причиной подъема польской валюты по отношению к доллару до наивысшего уровня за последние три года. В самом низу таблицы оказались валюты стран с сырьевой экономикой, а также развивающихся рынков.
Соседство стран ЕС определяет также значительно большую, чем в остальной России, экономическую зависимость как хозяйствующих субъектов, так и домохозяйств от курса рубля к евро. Допускается появление неожиданного события, так называемого, «черного лебедя». Им может стать падение среднегодовой цены нефти с $65/барр. до $45-50/барр. В таком случае курс доллара подскочит на 10 руб. — до 65 руб. (в «умеренно позитивном» сценарии — 53 руб.). В этих условиях чистый отток капитала частного сектора в стране на фоне резкого снижения цен на нефть может достичь $125 млрд и сопровождаться девальвацией рубля, пускай и менее масштабной, чем в 2014 году». При таком сценарии к 2018 году может сильно вырасти дефицит федерального бюджета — с 0,8% до 5,1% ВВП. Для его полного финансирования не хватит ни оставшихся средств Резервного фонда, ни свободных средств ФНБ. И население калининградского региона наиболее остро ощутит на себе все последствия такого развития событий. И все более и большее число калининградских бизнесменов отказываются от инвестиций на родине в пользу инвестиций в Польше, Чехии, Германии, Португалии и т.д.
Основными региональными факторами, которые могут содействовать росту инвестиционной привлекательности непосредственно Калининградской области, на наш взгляд, являются:
- Повышение компетентности и эффективности областных органов власти, упрощение бюрократических процедур и активизация на всех уровнях борьбы с коррупцией.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Речь идет о нередком отсутствии достаточных научно-экономических обоснований при принятии управленческих решений органами власти, о большой продолжительности процедур выдачи разрешений на строительство, распространенности случаев коррупции, фактах отмены разрешений по результатам судебных разбирательств на основании субъективных мнений судьи и др.
Следует исключить из практики любые случаи необоснованного вмешательства органов власти в деятельность частного предпринимательства, не нарушающего законодательство. Ведь именно бюрократические барьеры часто становятся препятствием для планирования бизнесом новых инвестиционных проектов.
Необходимо создать постоянно действующую рабочую группу по минимизации финансово-экономического кризиса и борьбе с коррупцией с участием авторитетных представителей калининградского бизнеса. Предлагается также запретить любые проверки бизнеса в течение трех лет.
- Усиление взаимодействия между властью и бизнесом, между самими хозяйствующими субъектами.
В области действует ряд структур, объединяющих предпринимателей: Региональное отделение
Российского союза промышленников и предпринимателей, Калининградская торгово-промышленная палата, Балтийский деловой клуб, отраслевые союзы и ассоциации. Существует Ассоциация иностранных инвесторов. Среди 87 (!) созданных при Губернаторе Советов имеются Совет по стратегическому планированию, экономической политике и предпринимательству при Губернаторе, Совет по размещению инвестиций на территории Калининградской области с участием, в том числе, и представителей бизнеса [15]. Отдельные их проблемы обсуждаются на заседаниях Общественной палаты, комитетов Областной Думы, работает бизнес-омбудсмен. Однако реальные результаты взаимодействия власти и бизнеса пока незначительны. Органы власти должны в гораздо большей мере прислушиваться к проблемам развития предпринимательства, в том числе инвестирования, в регионе.
- Срочно рассмотрение всех случаев повышения банками процентных ставок по действующим кредитам компаниям всех форм собственности и размеров.
Такие действия банков могут привести к многочисленным разорениям компаний. Предлагаем провести совместное мероприятие представителей бизнес-сообщества и банкиров при активном участии Правительства Калининградской области с целью недопущения повышения процентных ставок по уже действующим кредитным договорам.
- Формирование отдельной областной программы по инвестициям.
В кратчайшие сроки следует рассмотреть все заявки на инвестиционные проекты, которые подавались в течение последних 5 лет. Снять все излишние ограничения, чтобы запустить все производственные и непроизводственные стройки. Областное правительство должно точечно рассмотреть все запросы по каждой компании и помочь в организации кредитования их проектов на приемлемых условиях.
- Внесение изменений в Закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» (2006 г.) об отмене квоты объема инвестиций в размере 150 млн руб. для регистрации хозяйствующего субъекта в качестве резидента ОЭЗ.
Действующий закон ставит в невыгодное положение средний и малый бизнес, не располагающий средствами для столь крупных инвестиций. В стадии обсуждения вопрос о снижении необходимого объема до 50 млн руб., однако он вновь дискриминирует малое предпринимательство. Заметим, что закон об ОЭЗ 1996 г. не имел подобных ограничений, резидентами ОЭЗ с получением соответствующих таможенных льгот могли стать предприятия любых размеров.
- Развертывание рекламы успешных примеров реализации инвестиционных проектов, деятельности предприятий, высокого качества местной продукции.
В печати часто восхваляется польская и литовская продукция, а местное производство принижается. Между тем качество местной продукции в большинстве случаев превосходит качество импортных, прежде всего, продовольственных, товаров. Во многих случаях соотношение цена/качество складывается в пользу товаров калининградского и вообще российского производства. Власти и предприниматели должны обеспечить соответствующую рекламу продукции отечественных производителей.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
- Необходимо в кратчайшие сроки скорректировать расходные обязательства бюджета Калининградской области.
Следует увеличить расходы на субсидирование предпринимательства (особенно импортозамещение в агропродовольственном секторе, ипотечное кредитование) и сократить расходы, непосредственно не связанных с поддержанием социальной инфраструктуры и созданием новых рабочих мест. Нужно кардинально (на 30-50%) сократить численность управленцев на областном и муниципальном уровнях, уменьшить количество федеральных чиновников в регионе.
- Требуется качественно улучшить работу таможенных органов.
Таможенные органы выступают реальным барьером для товарооборота как с другими российскими регионами, так и с зарубежными странами, поскольку сложен документооборот и велики сроки оформления таможенных документов. Автомашины с грузами, в том числе со скоропортящимся продовольствием, могут простаивать на границе несколько суток. К тому же практически невозможен возврат товара (например, брака) поставщику из России. В процессы оформления документов зачастую вмешиваются коррупционные схемы. В результате в конечном счете, ввозимые в область и вывозимые из нее товары удорожаются, кооперационные связи с партнерами за пределами области затрудняются, и бизнес неохотно инвестирует средства в развитие в регионе производства. Список использованной литературы:
1.Болычев О.Н. Экономический катарсис // Русский запад, 27.01. 2015 URL: http://ruwest.ru/interwview/32762/ (Дата обращения 6.05.2015).
2. Волошенко К.Ю., Кузнецова А.Л. Балансовая модель управления региональным развитием: проблемы и новые возможности для специфических территориальных условий // Региональные исследования. № 3, 2014. С. 126—135.
3. Гареев Т. Р., Жданов В.П., Федоров Г.М. Новая экономика Калининградской области // Вопросы экономики. 2004. № 2. С.23—39.
4. Где в России лучше жить. Основные показатели социально-экономического положения Российской Федерации в 2014 году. Российская газета, 10 марта 2015 г.
5. Гимбицкий К.К., Кузнецова А.Л., Федоров Г.М. Развитие экономики Калининградской области: этапы реструктуризации // Балтийский регион. №1, 2014. С.56-71.
6. Зверев Ю.М. Калининградская область: особенности экономического кризиса (2008-2009 гг.) и возможные меры по выходу из него. Балтийский регион. №2, 2010.
7. Инвестиционный портал по обмену инвестиционными проектами и предложениями инвесторов URL: www.inproex.ru (Дата обращения 5.05.2014).
8.Инфляция 2015 в России, прогноз. 24 марта 2015. URL: www.chto-proishodit.ru/news/2015/03/24/1040016269 (Дата обращения 04.05.2015).
9. Клемешев А.П. Российский эксклав на Балтике: эволюция эксклавности и поиск путей ее преодоления // Балтийский регион, №2, 2009. С. 102-115.
10. Моделирование региональной системы долгосрочной устойчивости Калининградской области. Под ред. К.Ю. Волошенко, К.К. Гимбицкого, А.Л. Кузнецовой, Г.М. Федорова. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2014.
11. Об Особой экономической зоне в Калининградской области: Федеральный закон от 22 января 1996 г. №13-ФЗ // Российская газета. 1996. 30 янв.
12. Об Особой экономической зоне в Калининградской области: Федеральный закон от 10 января 2006 г. №16-ФЗ // Российская газета. 2006. 19 янв.
13. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Росстат, 2014. 900 с.
14. Росстат подтвердил оценку инфляции за 2014 год URL: www.interfax.ru/business/417382 (Дата обращения 04.05.2015)
15. Список постоянно действующих координационных и совещательных органов по состоянию на 30.04.2015 г. URL: www.gov39/ru/zip/koord_spisok_vseh.pdf (Дата обращения 04.05.2015).
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
16. Стратегии развития Калининградской области. Под ред. А.П. Клемешева, В.А. Мау. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. 472 с.
17. Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. .№866 (с изменениями и дополнениями)// Гарант URL: http://base.garant.ru/1587100/ (Дата обращения 04.01.2015).
18. Федоров Г.М. Калининградская дилемма: «коридор развития» или «двойная периферия»? Геополитический фактор развития российского эксклава на Балтике // Балтийский регион, №2, 2010. С.5-15.
19. ЦБ РФ, Пресс-служба URL: www.cbr.ru (Дата обращения 04.05.2015).
© О.Н.Болычев, 2015
УДК 33
Габдрахманов Олег Фаритович
кандидат экономических наук, заместитель директора по учебно-методической и научной работе Орехово-Зуевского филиала НОУ ВПО «Академия МНЭПУ» г.Орехово-Зуево, Российская Федерация E-mail: [email protected] Иванова-Якушко Елена Юрьевна Директор Орехово-Зуевского филиала НОУ ВПО «Академия МНЭПУ»
г.Орехово-Зуево, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ПРИ РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Аннотация
Решения проблем сферы ЖКХ невозможно без внедрения новых методов, механизмов и подходов к финансированию капитальных вложений. Превалирующим методом и способом должен стать лизинг, естественно с учетом отраслевых особенностей и влияния специфических факторов.
Целью исследования является обоснование методов развития лизинговых операций в сфере ЖКХ.
Методологическая база статьи основана на системном и ресурсно-потенциальном подходах к исследуемому объекту и предмету.
Реализация предлагаемых инвестиционных решений будет способствовать увеличению эффективности деятельности предприятий ЖКХ.
Ключевые слова
Лизинг, сфера жилищно-коммунального хозяйства, жилищно-коммунальные услуги, инновации,
инвестиции, финансирование.
Практика показывает, что инновационные предприятия (в том числе и жилищно-коммунальной направленности) весьма эффективны, количество нововведений на единицу затрат, как правило, в них больше, чем на иных сопоставимых предприятиях.
Финансовые возможности лизинга как высокоэффективного и чрезвычайно гибкого инвестиционного инструмента широки, что позволяет оперативно использовать в производстве достижения научно-технического прогресса, а также на конкретных примерах разбирать экономические механизмы реализации лизингового бизнеса в условиях действующей в стране нормативной базы.