ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ
УДК 330
В. С. Бильчак, Н.В. Шарошина
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ
Процессы становления рыночных отношений в России существенно изменили характер и условия инвестиционной деятельности. Необходимы кардинальные преобразования в методологии и методике анализа управления и регулирования инвестиционной деятельности. Авторы предлагают научнопрактические рекомендации по усовершенствованию регулирования государственной поддержки инвестиционной деятельности в эксклавном регионе.
Processes market economy formation in Russia have essentially changed type and conditions of investment activity. Cardinal transformations in methodology and presents technique of the analysis become essential in management and regulation of investment activity. The Authors presents recommendations on improvement of regulation of the state support of investment activity in exclave region.
Одним из главных рычагов развития экономики регионов России выступает инвестиционная деятельность. Будучи исключительно сложным и многогранным процессом, инвестиционная деятельность формируется в различных регионах страны с учетом специфики их развития. Ситуация в хозяйственном комплексе Калининградской области, являющейся российским эксклавом, окруженным государствами Европейского союза, потребовала от федеральных и региональных органов власти разработки новых подходов к развитию инвестиционной деятельности в регионе. Один из приоритетных подходов — создание эффективно работающего механизма экономических отношений, учитывающего особенности области и позволяющего обеспечить ее ускоренное развитие.
Ведущая роль в достижении стратегических целей социальноэкономического развития эксклавного региона в новых геополитических условиях отводится трансформации особой экономической зоны из преимущественно торговой в производственную, где активно развиваются инвестиционные процессы и создаются конкурентоспособные производства, ориентированные на экспорт и им-портозамещение.
Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 63 — 71.
64
Однако существует ряд объективных ограничений притока и освоения крупных инвестиций в Калининградской области, обусловленных как процессами, протекающими вокруг региона, так и состоянием инвестиционного климата внутри него. Во внешней среде обостряется конкурентная борьба за привлечение инвестиций. Чтобы занять в ней достойное место, необходимо использовать те же инструменты поддержки инвестиционной деятельности, которые приняты в развитых странах.
Состояние внутренней среды и инвестиционного климата также нуждается в активных действиях, направленных на их улучшение, органов власти. В регионе имеется немало проблем, сдерживающих приток инвестиций: правовые, административные, инфраструктурные, кадровые, методические и ряд других.
Привлечение инвестиций — это сложный и систематический процесс, который основывается, прежде всего, на понимании потребностей и мотивов инвесторов, на улучшении инвестиционного климата и качества жизни населения области. Новые геополитические условия выдвигают задачи, связанные с обеспечением рационального процесса государственной поддержки инвестиционной деятельности в эксклавном регионе. Основными системообразующими элементами этого процесса выступают долгосрочная стратегия развития региона, федеральное, региональное и местное инвестиционное законодательство, а также инвестиционный потенциал региона (рис. 1).
Законодательство, регулирующее инвестиционную,,
Долгосрочная стратегия развития региона
Инвестиционный4 потенциал региона
Система региональных интересов
Система
интересов
инвестора
Инвести-
рование
\
/
Перспективные области экономического роста (привлекательные инвестиционные проекты и объекты)
Рис. 1. Теоретическое представление процесса государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионе
Инвестиционное развитие Калининградской области в 2000 — 2004 годы характеризовалось ростом таких основных социально-экономических показателей, как валовой региональный продукт (ВРП) и объем промышленного производства. Объективность этих показателей в оценке инвестиционной деятельности связана с тем, что их рост немыслим без вложения и эффективного использования инвестиций (рис. 2).
200
180
160
140
120
100
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
□ Индекс валового регионального продукта
Н Индекс физического объема промышленной продукции I Динамика инвестиций в основной капитал
□ Динамика иностранных инвестиций
65
Рис. 2. Основные параметры инвестиционного развития Калининградской области в 2000 — 2004 гг. (в процентах к предыдущему году)
Исследование динамики основных показателей экономики Калининградской области за последние 5 лет показали, что темпы роста ВРП и объемов промышленного производства с 2001 года плавно увеличивались, составив в 2004 году 108 и 126 % соответственно. Что касается темпов роста самих инвестиций, то здесь не наблюдалось последовательной динамики. Отмечались пики роста иностранных инвестиций в 2002 году (почти в 2 раза) и инвестиций в основной капитал в 2000 и 2003 годах (более чем в 1,5 раза). Такую тенденцию можно объяснить тем, что в масштабах Калининградской области ввод даже одного крупного инвестиционного проекта, особенно иностранного, существенно сказывается на общем объеме инвестиций.
Анализ структуры инвестиций по различным направлениям (по источникам финансирования и формам собственности, по отраслям экономики) позволил выявить основные тенденции развития инвестиционной деятельности в Калининградской области (табл.1).
Таблица 1
Структура формирования инвестиций в экономику области
Показатель 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Финансовые вложения предприятий и организаций (млн руб.) 531,7 963,6 2530,2 2178,1 3777,6 3424,8 13211,4
В том числе: Долгосрочные 164,5 323,8 508,3 306,3 311,7 743,5 602,8
Краткосрочные 367,2 639,8 2021,9 1871,8 3465,9 2609,5 12608,6
66
Окончание табл. 1
Показатель 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Инвестиции в нефинансовые активы (млн руб.) 923,0 2021,1 4175,7 5580,1 6114,7 11515,1 15479,9
Из них: Инвестиции в основной капитал 769,8 1753,5 3642,4 5362,3 5560,2 10980,8 14493,8
Иностранные инвестиции (млн дол. США) 39,4 18,3 19,1 24,6 47,7 56,2 61,9
Из них: Прямые 9,2 4,1 6,6 3,3 5,9 13,9 22,4
Портфельные 0,1 — — — — — 4,9
Прочие (торговые и прочие кредиты) 30,1 14,2 12,5 21,3 41,8 42,3 34,6
Источник: Инвестиционная деятельность в Калининградской области: Стат. сб.; Калининградская область, 2005: Краткий стат. сб.; Территориальный орган федеральной службы госстатистики по Калининградской области, 2004, 2005 гг.
Инвестиции в экономику региона в основном формируются за счет внутренних и российских инвестиций. Объем иностранных инвестиций, несмотря на значительный рост за последние три года, остается небольшим. Так, в 2004 году суммарный объем финансовых вложений предприятий и организаций области и их инвестиции в нефинансовые активы составил 288691,3 млн руб., или около 1025 млн дол. США, а иностранных инвестиций — только 62 млн дол. США. Кроме того, более 50 % накопленных иностранных инвестиций представляют собой ранее вывезенный российский капитал, возвращающийся через оффшорные механизмы назад в отечественную экономику (рис. 3).
40,0%
Германия Литва Польша Велико- Виргинские Швейцария Кипр Другие
британия острова страны
(США)
Рис. 3. Структура накопленных иностранных инвестиций в экономике области по странам (на начало 2005 года)
В структуре отечественных инвестиций преобладают инвестиции в основной капитал, а иностранные инвестиции представлены главным образом краткосрочными инвестициями в форме торговых и прочих кредитов, которые не могут использоваться для создания основных фондов.
В анализируемом периоде до 70 % инвестиций предприятий и организаций области в основной капитал приходились на отрасли, производящие товары, в основном на промышленность (рис.4).
1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
□ отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги 0 отрасли, производящие товары
Рис. 4. Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики
В промышленности инвестиции — как отечественные, так и иностранные — направлялись в электроэнергетику, топливную, машиностроительную и пищевую отрасли. Таким образом, наблюдается диспропорция в распределении инвестиционных ресурсов между отраслями промышленности, в основном экспортно-ориентированными сырьевыми, и остальными секторами экономики.
Что касается иностранных инвестиций, то ввиду их краткосрочного характера они преимущественно направлялись в такие сферы, как материально-техническое снабжение и сбыт, торговля и общественное питание. Однако имеется и ряд крупных промышленных предприятий с иностранным капиталом.
Зафиксированная в последние пять лет положительная динамика инвестиционного развития Калининградской области обусловлена рядом объективных причин. С одной стороны, внутренние инвесторы стремятся легализовать капитал, закрепить в экономике региона ранее вывезенные капиталы, а также приумножить капитал, созданный в сфере торговли (особенно приграничной), вложив его в производство, создание основных средств, объектов недвижимости. С другой стороны, растет интерес к Калининградской области, обладающей преимуществами Особой экономической зоны, инвесторов из других регионов России, в основном Москвы.
68
Несмотря на интерес иностранных инвесторов, особенно соседних стран, к Калининградской области с точки зрения возможностей ее выхода на емкие российские рынки, их приход в регион сдерживается нестабильностью правовой и экономической среды и неготовностью хозяйственного комплекса области (особенно объектов инфраструктуры) к принятию иностранных инвестиций.
Инвестиционный потенциал региона — это его объективные возможности, складывающиеся из природно-ресурсного, производственного, потребительского, инфраструктурного, интеллектуального, институционального и инновационного потенциалов. Однако в зависимости от своего состояния данные факторы могут как способствовать, так и накладывать определенные ограничения на осуществление инвестиционной деятельности в регионе. Поэтому, давая оценку инвестиционному потенциалу региона, целесообразно выявлять совокупности экономических, социальных и организационно-правовых факторов, которые позитивно и негативно влияют на привлекательность данного региона для инвестиций.
Применительно к Калининградской области позитивными факторами являются: выгодное геополитическое положение, природно-ресурсный потенциал, многоотраслевая структура экономики, статус Особой экономической зоны (ОЭЗ) и ряд других. Однако данные привлекательные стороны в настоящее время скорее потенциальны, чем реальны. Что касается слабых сторон, то к ним относятся дополнительные транспортные и организационные издержки эксклавного положения, значительная зависимость от поставок энергии и сырья извне, недостатки производственной инфраструктуры, отсутствие надлежащего институционального обеспечения инвестиционной деятельности и другие многочисленные проблемы хозяйственного комплекса области.
Хотя в последнее время в Калининградской области много делается для формирования благоприятного инвестиционного климата, однако отсутствует стройная система мер по государственной поддержке инвестиционной деятельности.
Анализ институциональных условий развития инвестиционной деятельности в Калининградской области позволил определить ключевые меры государственного регулирования инвестиционной сферы, основанные на объективных и закономерных условиях регионального развития в современных условиях эксклавного региона. Они закреплены в ряде нормативно-правовых документов, в числе которых федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» и закон Калининградской области «О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области».
Основным работающим механизмом поддержки инвестиционной деятельности на территории Калининградской области является таможенный режим ОЭЗ, а также предоставление льгот по налогам, право льготирования по которым принадлежит субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Предоставление инвестиционных налоговых льгот, особенно по налогам на прибыль и имущество, является важным фактором повышения инвестиционной привлекательности региона. Так, в 2003 году 24 предприятия, реализующие инвестиционные проекты, воспользовались льготами по налогам и сборам, зачисляемым в бюджеты Калининградской области и города Калининграда. Общая сумма фактически предоставленных налоговых льгот составила 137,4 млн руб. За этот же период данными предприятиями уплачено налогов во все уровни бюджетов в размере 1269 млн руб., то есть на 1 рубль льгот приходится около 10 рублей налоговых платежей.
Важным инструментом регулирования региональной инвестиционной деятельности является формирование и реализация инвестиционных программ. Для Калининградской области, оторванной от остальной территории России, ключевое значение имеет реализация Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года (ФЦП). Однако эта программа содержит ряд недостатков, относящихся как к механизмам управления, так и к методам ее реализации. Анализ реализации ФЦП показал, что фактическое исполнение бюджета программы существенно недофинансируется, главным образом из-за отсутствия инвестиций из внебюджетных источников, на которые приходится свыше 80 % суммарного объема финансирования ФЦП. Кроме того, проекты ФЦП в большей мере ориентированы на развитие инфраструктуры, связанной с решением социальных задач. Между тем главный акцент следует делать на развитии деловой инфраструктуры (инженерно подготовленных территорий, энергоресурсов, дорожной инфраструктуры), напрямую влияющей на экономический климат.
Важным аспектом институциональных условий развития инвестиционной деятельности является уровень соответствия присутствующих в регионе институтов рыночной инфраструктуры той роли, которую они призваны играть в региональной экономической жизни. Необходимо отметить, что, несмотря на довольно активное развитие в последние годы, система коммерческих банков, институты страхового и фондового рынков не выполняют в должной мере функцию перераспределения ограниченных ресурсов в пользу наиболее перспективных секторов экономики. Банки в основном предлагают потребительские кредиты и практически не реализуют доступных широкому кругу предприятий и домохозяйств долгосрочных программ инвестиционного и ипотечного кредитования. Кроме того, несущественной в региональной инвестиционной деятельности остается роль лизинговых компаний, а такие институты, как венчурные фонды и технопарки вообще не представлены.
В целом можно сделать вывод, что сформировавшийся в условиях Особой экономической зоны инвестиционный механизм не отвечает стратегическим целям развития региона и требует совершенствования. Нестабильность правовых условий инвестиционной деятельности в регионе, отсутствие системы страхования инвестиционных рисков, административные барьеры, низкий уровень развития инфраструктуры,
70
дефицит квалифицированной рабочей силы являются факторами, сдерживающими приток инвестиций в экономику Калининградской области.
Можно выделить следующие основные направления совершенствования инвестиционного механизма эксклавного региона в новых геополитических условиях:
— поддержка быстроокупаемых и создающих мультипликативный эффект развития в смежных производствах инвестиционных проектов из бюджетных и внебюджетных источников на возвратной основе;
— расширение базы инвестирования за счет ипотечного кредитования;
— обеспечение конкурсности и открытости инвестиционных проектов и инвесторов с обеспечением равных для всех участников условий;
— создание системы страховых инвестиционных рынков;
— обеспечение открытости информационной политики о субъектах строительной и инвестиционной деятельности, а также прозрачности деятельности заемщиков в использовании инвестиционных ресурсов;
— использование реформирования и санации предприятий как условия привлечения инвестиций.
Основные направления государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионе включают:
1. Усиление роли государственного регулирования и стимулирования в инвестиционной деятельности. В первую очередь это развитие системы государственной поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов и повышение эффективности использования бюджетных средств, предусмотренных на эти цели; государственное регулирование процесса финансового оздоровления предприятий на основе их реформирования; совершенствования системы конкурсного отбора инвестиционных проектов; совершенствования системы гарантий.
2. Создание условий для использования внутренних накоплений региона в инвестиционных целях. Здесь необходимо разработать конкретные меры для стимулирования развития малого и среднего предпринимательства на основе развития государственной поддержки, обеспечения безопасности их деятельности, совершенствования системы налогообложения в части средств, зачисляемых в региональный бюджет; привлечения накоплений населения в жилищную сферу, в том числе за счет предоставления жилищных субсидий, долгосрочных жилищных кредитов, развития системы ипотечного кредитования жилья, в том числе на основе создания единого залогового реестра.
3. Создание условий для накопления предприятиями собственного инвестиционного потенциала. Это проведение гибкой амортизационной политики, расширение практики консервации неиспользуемого оборудования, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, реструктуризации задолженности в бюджеты и льготное налогообложение реинвестируемой прибыли в части платежей, зачисляемых в региональный бюджет.
4. Создание условий для соблюдения законных прав и интересов инвесторов и защиты инвестиций, в том числе за счет создания системы страхования инвестиционных рисков.
5. Развитие инвестиционной инфраструктуры. Здесь представляется необходимым расширение практики привлечения средств международных инвестиционных фондов в виде грантов; развитие рынка ценных бумаг и стимулирование использования его инструментов для привлечения инвестиций и стимулирование, и упорядочение инвестиционной деятельности страховых лизинговых компаний, пенсионных и паевых фондов.
6. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в области инвестиций, расширение практики сотрудничества в инвестиционной сфере с территориальными образованиями иностранных государств и крупнейшими корпорациями.
7. Формирование инвестиционного имиджа Калининградской области через активизацию планомерной рекламы и пропаганды инвестиционной привлекательности Калининградской области.
8. Поддержка процесса формирования высококвалифицированного кадрового потенциала в сфере инвестиционной деятельности.
Комплексная реализация данных направлений будет способствовать повышению эффективности системы управления инвестиционной деятельностью в Калининградской области, формированию благоприятного инвестиционного климата региона и созданию условий для привлечения российских и иностранных инвесторов. В целом это должно положительно отразиться на объеме привлекаемых инвестиций в экономику региона, эффективности реализации инвестиционных проектов и динамике развития региона.
Об авторах
В.С. Бильчак — д-р экон. наук, проф., РГУ им. И. Канта.
Н.В. Шарошина — специалист комитета экономического развития мэрии г. Калининграда.
УДК 372(072)
С.Э. Солдатова
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ В ТРАДИЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Анализируются технологические и социально-экономические предпосылки становления компетентностного подхода к образованию в сфере высшей профессиональной подготовки специалистов по управлению. Рассмотрены концептуальные основы ком-петентностного подхода на основе сравнения классической и не-
Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 71-80.