30
УДК 339.56
В.С. Бильчак, Н.Ю. Бородавкина, З. Майкут
НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Обоснованы направления инвестиционной политики Калининградской области с учетом принятия и ввода в действие нового федерального законодательства, которое существенным образом меняет базовые условия развития инвестиционной деятельности.
The article reveals major trends of investment policy of the Kaliningrad region taking into account new federal legislation which cardinally changes basic features of investment activity.
В настоящее время направления инвестиционной политики Калининградской области ориентированы на создание условий возобновления роста производства на основе привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности. В этом направлении сформирована и адаптирована нормативная база поддержки инвестиционной деятельности, включая новую редакцию Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» № 16-ФЗ от 10.01.06, которая вступает в силу с 1 апреля 2006 года [1].
Расчеты показывают, что для устойчивого инвестиционного роста необходимо поднять долю инвестиций в ВРП с 16 — 17 до 25 % (порогового уровня). Для этого следует усилить прямое государственное воздействие на инвестиционные процессы, вовлечь в оборот инвестиционной сферы капиталы отечественных и зарубежных инвесторов на основе внедрения эффективных механизмов защиты и гарантии инвесторов и в целом совершенствования политики, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат в Калининградской области.
Исследуя инвестиционную проблематику, удалось доказать, что именно комплексная подготовка инвестиционных проектов между соседними территориями позволит качественно изменить состояние внешнеторгового и инвестиционного балансов Калининградского региона. Существующие структурные диспропорции при сырьевом экспорте и потребительском импорте следует учитывать при разработке отдельных локальных проектов в рамках проектов приграничного сотрудничества.
В целях создания на территории Калининградской области благоприятного инвестиционного климата для качественного нового уровня
Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 30 — 34.
Направления инвестиционной политики Калининградской области
внешнеэкономической деятельности при интеграционном сближении России и Европейского союза в законодательных актах федерального и регионального уровней должны стать ключевыми следующие моменты. Во-первых, в настоящее время увеличивается число консульских учреждений стран ЕС, так с марта 2006 года официально начало свою работу Генеральное консульство Швеции, что обеспечивает долгожданную инфраструктурную составляющую сотрудничества по оформлению шенгенских виз в г. Калининграде. Во-вторых, важно обеспечить введение упрощенного порядка регистрации предприятий с иностранными инвестициями, сократить перечень лицензируемых видов деятельности, что традиционно провозглашается в числе стратегических приоритетов по обеспечению развития предпринимательства.
Кроме того, повышению инвестиционной привлекательности региона может также способствовать заключение договора между Россией и Европейским союзом о развитии Калининградской области как региона сотрудничества. Этим Договором могли бы быть введены гарантии стабильности законодательства режима ОЭЗ в Калининградской области; применение на территории ОЭЗ стандартов ЕС для определенных видов деятельности и определенных видов товаров.
В рамках исследования были выявлены причины, сдерживающие развитие взаимовыгодного приграничного сотрудничества. Неурегулированность взаимоотношений Польши и России, несовершенство законодательства приводят к значительной нестабильности в регионе, что не позволяет предпринимателям по обе стороны границы налаживать долгосрочные контакты. Различная степень автономии региональных органов власти не позволяет на месте решать актуальные проблемы межрегионального развития. Низкая пропускная способность и малое число пограничных переходов для всех видов транспорта на российско-польской границе приводит к замедлению развития приграничного сотрудничества, к росту напряженности в экономических и политических взаимоотношениях.
На основе анализа новых геополитических изменений, влияющих на экономическое развитие экономики эксклавного региона России (расширение ЕС, нормативные законодательные акты сопредельных государств, затрагивающие изменения в области приграничного сотрудничества, усиление продовольственной и энергетической зависимости), а также состояния процессов приграничного сотрудничества, происходящих в Калининградской области, был сделан ряд обобщений и выводов.
Во-первых, федеральный центр и органы управления внешнеэкономической и инвестиционной деятельностью с огромным опозданием решают вопросы, затрагивающие интересы российских регионов в приграничном сотрудничестве. Как показал анализ ситуации, это касается
32
не только Калининградской области, но и Ленинградской, Псковской областей, Республики Карелии и других приграничных территорий России.
Во-вторых, экономика Калининградской области в силу ее особого геополитического положения в большой степени зависит от взаимоотношений с сопредельными государствами. Более того, регион превратился в анклав на территории единого европейского пространства в рамках Европейского союза. Таким образом, приграничное сотрудничество с сопредельными странами стало для области более важным, чем экономические связи с северо-западными регионами Российской Федерации.
В-третьих, Калининградская область занимает по профилю специализации место связующего звена во взаимоотношениях России со странами Европейского союза.
Наконец увеличивающийся разрыв в социально-экономическом развитии между северо-западными регионами России и сопредельными странами требует от региональных и федеральной администраций совершенствования институционально-правовой базы двусторонних взаимоотношений в целях углубления взаимовыгодного приграничного сотрудничества.
Номинально институциональные условия развития инвестиционного рынка в Калининградской области можно признать достаточно благоприятными. Однако в настоящее время они зачастую закреплены лишь законодательно, но единой системы реализации данных условий в регионе до сих пор не сформировано.
В рамках данного исследования отдельное внимание уделено диагностике основных препятствий, снижающих инвестиционную активность в Калининградской области. Среди них следует выделить недостаток в регионе эффективных механизмов и условий привлечения и аккумулирования внебюджетных российских и иностранных инвестиций. Неэффективная система привлечения инвесторов, отсутствие информационной и финансовой инфраструктуры инвестиционного рынка, а также его общая неразвитость, недостаток комплексной деятельности по поиску, учету интересов и созданию условий для инвесторов не позволяет привлечь достаточные ресурсы для финансирования социально важных объектов.
В регионе наблюдается также недостаточно эффективная структура планирования и управления инвестиционной деятельностью. Слабо задействованы механизмы исследования инвестиционного рынка, разработки стратегии активизации инвестиционных процессов, необходимых инвестиционных мероприятий.
Таким образом, с учетом основных тенденций развития инвестиционной деятельности в регионе базовыми принципами региональной инвестиционной политики следует считать:
— поддержка быстроокупаемых и создающих мультипликативный эффект развития в смежных производствах инвестиционных проектов из бюджетных и внебюджетных источников на возвратной основе или под гарантии правительства Калининградской области;
Направления инвестиционной политики Калининградской области
— расширение базы инвестирования за счет ипотечного кредитования;
— обеспечение конкурсности и открытости инвестиционных проектов и инвесторов с обеспечением равных для всех участников условий;
— создание системы страховых инвестиционных рынков;
— обеспечение открытости информационной политики о субъектах строительной и инвестиционной деятельности, а также прозрачности деятельности заемщиков в использовании инвестиционных ресурсов;
— реформирование и санация предприятий как условие: привлечения инвестиций.
Среди основных направлений региональной инвестиционной политики можно выделить следующие:
1. Усиление роли государственного регулирования и стимулирования в инвестиционной деятельности и создание условий для привлечения в экономику Калининградской области корпоративного национального капитала. Безусловно, развитие системы государственной поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов возможно только при условии повышения эффективности использования бюджетных средств за счет совершенствования системы конкурсного отбора инвестиционных проектов и системы гарантий.
2. Создание условий для использования внутренних накоплений региона в инвестиционных целях посредством стимулирования развития малого и среднего предпринимательства на основе развития государственной поддержки, обеспечения безопасности их деятельности, совершенствования системы налогообложения в части средств, зачисляемых в региональный бюджет. Кроме того, необходимо осуществлять стимулирование привлечения накоплений населения в жилищную сферу, в том числе за счет предоставления жилищных субсидий, развития системы ипотечного кредитования жилья на основе создания единого залогового реестра.
3. Стимулирование и упорядочение инвестиционной деятельности страховых лизинговых компаний, пенсионных и паевых фондов. Параллельно в качестве направления развития требуется развивать рышок ценных бумаг и стимулировать использование его инструментов для привлечения инвестиций. Как известно, в процессе пенсионной реформы население Калининградской области не стало исключением при определении управляющих компаний в рамках накопительной части пенсионных отчислений, до 95 % средств остается в управлении Государственной управляющей компании. Следовательно, имеется значительный резерв средств для размещения в ценных бумагах негосударственных компаний. В соседних регионах Польши, напротив, система накопления пенсионных средств в большей степени сосредоточена в частных управляющих компаниях, значит, можно использовать опыт информационных кампаний по процедуре выбора наилучшего варианта инвестирования.
4. Создание условий для накопления предприятиями собственного инвестиционного потенциала, в том числе за счет гибкой амортизаци-
34
онной политики; расширения практики консервации неиспользуемого оборудования; предоставления инвестиционных налоговых кредитов; реструктуризации задолженности в бюджеты и льготного налогообложения реинвестируемой прибыли в части платежей, зачисляемых в региональный бюджет.
5. Развитие инвестиционной инфраструктуры. Расширение практики привлечения средств международных инвестиционных фондов в виде грантов для формирования инфраструктуры привлечения инвестиций. Привлечение консалтинговых, страховых, лизинговых и других финансовых институтов на условиях их аккредитации в процессе реализации государственной инвестиционной политики.
6. Поддержка процесса формирования высококвалифицированного кадрового потенциала в сфере инвестиционной деятельности.
7. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в области инвестиций, расширение практики сотрудничества в инвестиционной сфере с территориальными образованиями иностранных государств и крупнейшими корпорациями, включая предприятия Вар-мийско-Мазурского воеводства Польши и приграничных уездов Литовской Республики. Особенно актуальным это направление становится с учетом равного отношения к иностранным и отечественным инвесторам в рамках новой редакции базового федерального закона «Об Особой экономической зоне».
Список литературы
1. Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» № 16-ФЗ от 10.01.06 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Об авторах
В.С. Бильчак — д-р экон. наук, проф., РГУ им. И. Канта.
Н.Ю. Бородавкина — канд. экон. наук, доц., РГУ им. И. Канта.
З. Майкут — канд. экон. наук, ст. преп., Вармийско-Мазурский университет (Польша).