Научная статья на тему 'Основные подходы к формированию активного хозяйственного механизма устойчивого развития приморских территорий на примере Калининградской области'

Основные подходы к формированию активного хозяйственного механизма устойчивого развития приморских территорий на примере Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майкут З., Шабалина Е. И.

Рассматриваются проблемы территориального развития. Предложены система управления экономическим поведением территорий и механизм устойчивого развития приморской территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major approaches to formation of the active economic mechanism for sustainable development of the coastal territories namely in Kaliningrad region

The article is concentrated on problems of territories' development. The management system of economic behavior of territories is suggested as well as mechanism of sustainable development of a sea-chore territory.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к формированию активного хозяйственного механизма устойчивого развития приморских территорий на примере Калининградской области»

Хозяйственный механизм развития приморских территорий УДК 332.1

З. Майкут, Е. И. Шабалина

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматриваются проблемы территориального развития. Предложены система управления экономическим поведением территорий и механизм устойчивого развития приморской территории.

The article is concentrated on problems of territories' development. The management system of economic behavior of territories is suggested as well as mechanism of sustainable development of a sea-chore territory.

Развитие в условиях постиндустриального общества характеризуется все нарастающим уровнем нестабильности. Менеджмент все более усложняется. Глобализация в мировом масштабе и переходные процессы в российской экономике обусловили необходимость поиска методов стабилизации экономического развития, а также других общественных процессов.

По мере становления местного самоуправления и рыночных реформ в регионах и муниципальных образованиях начала складываться новая система взглядов на процесс управления, отличающаяся от традиционного административного комплексного и долгосрочного планирования. Процесс перестройки межбюджетных отношений, экономический и финансовый кризисы усилили потребность местных властей в управлении процессом территориального развития с опорой на более эффективное использование имеющегося внутреннего потенциала и адаптацию к изменениям внешней среды.

В отечественной и зарубежной научной литературе последнего времени уделяется достаточно много внимания проблеме территориального развития. При этом ученые справедливо пытаются найти баланс в разграничении управленческих функций по регулированию и оптимальному уровню вмешательства государства в экономику в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Однако противоречий по данному вопросу остается много.

Одной из основных проблем является недостаточность теоретических разработок и практики применения гибких механизмов регулирования и саморегулирования социально-экономических систем в условиях быстроменяющихся параметров внешней среды. Следует отметить, что из 89 субъектов РФ к окраинным относятся 44, в том числе 19 приморских территорий, для которых характерно наличие существенных проблем экономического развития, что в первую очередь связано с наличием факторов нестабильности.

43

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 3. Экономические и юридические науки. С. 43 — 50.

44

При этом существующие методы управления развитием систем основаны на отслеживании ситуации путем мониторинга и анализа основных показателей, а также на технологиях принятия управленческих решений на базе изучения и учета закономерностей развития, включая учет закономерностей нестабильного развития. Однако в условиях постиндустриального периода такой подход перестает быть актуальным и не позволяет системе своевременно и адекватно на них реагировать. Такое положение неизбежно формирует ситуацию, характеризуюшую-ся как затяжной кризис системы с невозможностью дальнейшего ее выхода из сложившегося состояния без разрушительных последствий. Феномен такого разрушения с последующим самовосстановлением системы на более высоком уровне развития называется в научных кругах созидательным разрушением. Появление фактора осознанности в современных условиях развития общества требует новых подходов активного вмешательства человека в процесс регулирования в целях обеспечения процесса устойчивого, бескризисного развития.

Такой подход предполагает создание соответствующего механизма управления, позволяющего не только и не столько адаптировать систему к изменению параметров среды, а формировать указанные параметры, создавая тем самым движение системы в процессе развития к заданным целям. Указанный механизм является активным, поскольку он образует систему и направление ее развития в отличие от пассивного механизма, позволяющего в той или иной степени приспосабливаться и адаптироваться к воздействию внешних и внутренних факторов.

В условиях затяжного кризиса территориального развития окраинных и приморских территорий назрела настоятельная потребность разработки и применения активного механизма устойчивого развития социально-экономических систем.

Рассмотрим основные подходы к формированию такого механизма на примере Калининградской области как особой приморской территории России, имеющей отличительные исторические и экономические особенности своего развития, а также геополитические условия.

Согласно терминологии теории систем любое резкое качественное изменение состояние системы определяется как точка бифуркации, в которой система выбирает путь своего дальнейшего развития или, другими словами, траекторию движения. Момент распада СССР был своего рода такой точкой бифуркации для России как социально-экономической системы. При этом в результате изменения пространственной структуры Калининградская область — часть российского государства — сформировалась как совершенно особая эксклавная территория со своими специфическими признаками социально-экономической системы.

Особенности Калининградской области как социально-экономической системы заключаются в следующем: во-первых, область имеет совершенно уникальное территориальное расположение, поскольку является одновременно эксклавом России и его самой западной точкой, анклавом стран Евросоюза, приморской и приграничной территорией со всеми присущими особенностями развития вышеуказанных территориальных систем; во-вторых, на территории Калининградской об-

ласти действует механизм Особой экономической зоны (ОЭЗ), отличающийся от установленных «правил игры» в рыночной системе остальной российской территории.

Указанные особенности сформировали специфическую систему организации развития Калининградской области, а также определили особенности воздействия факторов внешней и внутренней среды, а именно:

— территориальная отдаленность области от остальной территории России, а также изолированность из-за государственных границ определяют положение области «вне системы», что предполагает наличие особых параметров развития такой системы;

— анклавное положение внутри стран Евросоюза, то есть «внутри внешней государственной системы», определяет повышенный уровень нестабильности в связи с влиянием неконтролируемых внешних факторов (правила экономического регулирования внутри стран Евросоюза, военно-политический противовес блока НАТО, порядок транзита через Литву и др.);

— характер приморской территории обусловливает специфику передвижения ресурсов системы (неконтролируемость передвижения рыбного сырья, фондов, а также теневой характер движения финансовых средств и др.);

— эксклавность определяет наличие таможенных процедур при перемещении сырья и товаров из России в Калининградскую область и обратно;

— приграничное положение способствовало развитию челночного бизнеса и его влиянию на социально-экономические процессы в области;

— механизм ОЭЗ в Калининградской области, сформированный эмпирическим путем как результат стремления системы к саморегулированию, в связи с отсутствием теоретической базы характеризуется нестабильностью законодательных норм механизма ОЭЗ. Например, дополнялись и расширялись понятия адвалорной доли и достаточности технологической обработки товаров в целях признания происхождения с территории ОЭЗ, корректировались формальные процедуры таможенного оформления товаров. При этом сами нормативные документы не включали в себя весь комплекс экономических рычагов, кроме того, предоставленные законом возможности реализовывались не в полной мере.

Однако с созданием ОЭЗ в Калининградской области удалось более чем в 2,5 раза сократить темпы спада производства. Но ожидаемого взлета экономики и привлечения инвестиций в регион не произошло. Это связано прежде всего с отсутствием последовательной практики принимаемых решений. Главными отраслями промышленности стали машиностроение и металлообработка, пищевая, включая рыбную, топливно-энергетический комплекс. Удельный вес обрабатывающего сектора промышленности превышает 70 %. В регионе выпускаются более трети отечественных телевизоров, пылесосов, рыбных консервов, 18 % мясных консервов, 13,1 % рыбной продукции. Калининградская мебель,

45

46

несмотря на наличие практически в каждом регионе собственных мебельных производств, занимает примерно 6 % российского рынка. В области также производятся и многие другие виды потребительских товаров. За последние четыре года рост ВРП Калининградской области составил 41,4 %, объем промышленного производства вырос в 1,8 раза, в 2,3 раза увеличились инвестиции в основной капитал.

Предпринятые шаги в основном внесли позитивный вклад в развитие Калининградской области, и за период действия закона об ОЭЗ наметились положительные тенденции развития ряда отраслей.

Вместе с тем изменение факторов внешней среды, вступление в Евросоюз Литвы и Польши, предстоящее вступление РФ в ВТО, а также изменения, произошедшие в законодательстве Российской Федерации, потребовали внесения изменений и дополнений в федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Это связано прежде всего с тем, что в условиях отмены ввозных пошлин перестает действовать механизм ОЭЗ, определивший развитие импортозамещающих отраслей, что ставит под угрозу процесс дальнейшего развития. В то же время все ранее принятые и разрабатываемые стратегические документы по развитию Калининградской области ориентировались на действие указанного механизма. За период существования ОЭЗ был разработан ряд комплексных целевых программ, имеющих стратегический характер. Это федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие Калининградской области на период до 2010 года» (2001 г.), Внешнеэкономическая калининградско-литовская программа (1995 г.), ФЦП развития ОЭЗ (1997 г.), «Пилотный регион» (2001 г.), «Калининградская область — регион сотрудничества» (2003 г.). Разработанная ФЦП развития области на период до 2010 года объединила все вышеуказанные документы. В программе достаточно четко сформулировано желаемое будущее Калининградской области как региона сотрудничества со странами ЕС. Однако все разработанные стратегические документы имеют один очень существенный недостаток, связанный с тем, что предусмотренный в них механизм корректировки не обеспечивает своевременного реагирования системы на изменения факторов внешней и внутренней среды.

Современный стратегический механизм хозяйственного управления области должен позволить перейти от пассивных методов стратегического управления системой к активным методам, позволяющим формировать параметры социально-экономической системы и траекторию ее движения.

Решение задач эффективного управления устойчивым развитием для Калининградской области является сегодня необходимым условием выживания этой территории. Области необходимо не только определиться со своим будущим образом, но и, главное, обеспечить себе пути его достижения. В таком контексте требования к механизму эффективного управления территориальным стратегическим развитием заключаются в следующем:

— учет особенностей конкретной территории, что предполагает обоснование параметров оценки состояния социально-экономической

системы в рамках данной территории и выбор отличительных параметров территориального развития;

— разработка гибкого методического подхода к расчету вышеуказанных оценочных показателей, что позволит определять развитие системы по уровню ее параметров, а также расчету необходимых (заданного или оптимального) критериев системы в условиях частых изменений среды, что является обеспечением количественной оценки достигнутого состояния и желаемой картины будущего территориальной системы;

— формирование алгоритма движения системы к заданному уровню параметров, отталкиваясь от сегодняшнего реального состояния;

— разработка технологической схемы организации процесса управления движением системы;

— разработка механизма управления «поведением» системы за счет формирования процесса соответствия развития внутреннего потенциала управленцев развитию системы, что позволит сформировать активный и осознанный инструмент саморазвития системы.

Согласно «предельной теории универсума» Ст. Хоккинга и взглядов его последователей была сформулирована позиция о бесконечном процессе приближения к истине с помощью теории. Развивая основной постулат указанной теории, можно объяснить бесконечность любого процесса, в том числе процесса управления развитием системы. Решение этой проблемы становится особенно актуальным в условиях частой смены параметров системного состояния, что, как уже было отмечено, является характерным признаком российской экономики переходного периода, особенно на такой специфической территории, как Калининградская область, отличающаяся высоким удельным весом неконтролируемых параметров как внешней, так и внутренней среды на всех уровнях управления. Кроме того, набор параметров, определяющих состояние социально-экономической системы Калининградской области, шире общесистемных параметров, характерных для России в целом, так как включает в себя специфические параметры эксклавной территории.

В связи с этим появляется задача создания принципиально нового концептуального подхода к организации процесса управления хозяйственной деятельностью в рамках такой системы, позволяющего учесть широкий спектр варьирующих параметров и увязку принимаемых решений на различных уровнях взаимодействия территориальной системы с учетом интересов хозяйствующих субъектов и различных социальных групп. В то же время именно на стыке уровней управления системы мы чаще всего наблюдаем рассогласование интересов, которые проявляются как дестабилизирующие факторы и могут приводить к разрушающим кризисным явлениям. Так, например, новая редакция закона об Особой экономической зоне в Калининградской области была инициирована в момент сформировавшейся критической массы противоречивых интересов производителей Калининградской области в рамках импортозамещения и импортеров аналогичных товаров, находящихся на остальной территории России. Условие объема инвестиционных вложений для резидентов ОЭЗ не ниже 150 млн рублей предполагало привлечение в Калининградскую область крупных инвесто-

47

48

ров, в том числе из регионов столичного типа. При этом основной задачей нового закона было создание механизма экономического развития области в условиях вступления России в ВТО. Однако новый закон об ОЭЗ не разрешил все противоречия. Перечень товаров, определенных постановлением Правительства, для которых запрещен ввоз на территорию области в льготном режиме, ограничил деятельность ряда производителей Калининградской области, работающих по схеме им-портозамещения. При этом законом не предусмотрено каких-либо компенсирующих мер. Кроме того, в рамках требований последних нормативных документов, регулирующих деятельность в условиях Особой экономической зоны, сформировались проблемы развития для предприятий Калининградской области, осуществляющих автомобильные перевозки грузов, и ряда других.

С учетом сказанного предложенная концепция формирования активного механизма устойчивого развития Калининградской области как эксклавной приморской и приграничной территории России включает стремление территориальной социально-экономической системы к достижению оптимальных параметров ее развития. Концептуально модель формирования хозяйственного механизма включает:

— структуру системной организации и взаимодействия уровней управления экономическим поведением хозяйствующих субъектов приморских территорий;

— цели и задачи системы управления экономическим поведением хозяйствующих субъектов;

— алгоритм определения набора оптимизационных параметров системы;

— модель оценки состояния системы путем расчета достигнутого уровня ее параметров и их оптимизации на основе расчета оптимального уровня параметров;

— алгоритм движения системы к достижению оптимальных параметров;

— технологическую схему организации процесса управления системой;

— соответствие внутреннего потенциала руководителей изменениям среды.

Процесс системной организации уровней управления экономическим поведением хозяйствующих субъектов в рамках территориальных систем включает согласование целей (интересов), а также разработку средств и способов достижения указанных целей соответствующих уровней управления.

Принципиальным моментом для достижения совпадения интересов субъектов системы является реализация дуализма целей на каждом уровне управления, объединяющего интересы предприятий (повышение эффективности их деятельности) и приморских территорий в целом (обеспечение устойчивого экономического роста). При этом осознание возможности достижения требуемого уровня параметров системы за счет участия в работе коллегиальных органов управления является фактором усиления мотивации хозяйствующих субъектов.

Оценку состояния параметров системы, а также оптимизацию ее параметров предлагается производить на основе применения ситуационной логико-математической модели. Общая форма данной модели включает целевую функцию, определяющую уровни достижения поставленных целей в условиях реальных ограничений по ресурсам всех видов (природных, трудовых, финансовых), а также с учетом уровня налогообложения, ограничений по внешнеэкономической деятельности, социальных и экологических требований. При этом предусмотрена оценка специфики меняющихся условий механизма ОЭЗ и любых других условий, возникновение влияния которых возможно в будущем. Применение ситуационной модели позволяет на основе оценки текущей ситуации формировать стратегические решения относительно будущего развития, обеспечивая реализацию стратегии как гибкого механизма управления развитием системы.

Ситуационное моделирование в системе стратегического управления является нестандартным способом организации управления территориальным развитием, что позволяет обеспечить постоянный контроль текущего состояния системы и формирование ее будущего образа. Реализация регулирующих воздействий для конкретных видов деятельности в интересах хозяйствующих субъектов создает мотивирующую среду в системе управления экономическим поведением хозяйствующих субъектов.

Следует отметить, что возможности ситуационной модели позволяют обеспечить принятие стратегических решений в условиях динамично изменяющейся среды. При этом важное условие устойчивого развития — заблаговременное, продуманное изменение условий хозяйствования, в первую очередь отраслей, доминирующих в экономическом секторе. При этом следует отметить, что отрасли специализации не являются чем-то раз и навсегда определенным для территориальной системы. Такой подход особо актуален для эксклавной территории, развивающейся в условиях повышенной нестабильности и угрозы изменений факторов внешней и внутренней среды, определяющих условия развития отраслей специализации, что, например, произойдет в Калининградской области с импортозамещением при вступлении России в ВТО.

Таким образом, предложенные подходы к решению проблемы развития Калининградской области как особой территории российского государства позволяют реализовать системное видение факторов, определяющих процесс территориального развития и организацию целенаправленного, осознанного саморегулирования такой системы на основе мотивации и управления экономическим поведением хозяйствующих субъектов, что влияет на осуществление активного управления и обеспечивает устойчивый экономический рост.

Апробация предложенных подходов проведена в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития г. Калининграда на период до 2010 года. При этом Калининград рассмотрен как полюс роста и областной центр, аккумулирующий до 80 % ресурсного потен-

49

50

циала и включающий преимущественные отрасли территориальной специализации.

Дальнейшая реализация предложенных подходов предполагает создание системы обеспечения работы активного механизма устойчивого территориального развития в системе стратегического управления по таким функциям, как информационная, научно-аналитическая, организационная, технологическая и мотивационная.

Об авторах

Е. И. Шабалина — канд. экон. наук, доц., РГУ им. И. Канта.

З. Майкут — канд. экон. наук, ст. преп., Вармийско-Мазурский государственный университет (Польша).

УДК 339.56.055

Н. Ю. Бородавкина

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

Аргументирован подход к оценке результатов внешнеэкономической деятельности региона при выявлении показателей оценки традиционных форм ВЭД (внешней торговли, включая экспорт и импорт) и прогрессивных форм (производственного, научно-технического, инвестиционного и валютно-финансового сотрудничества). Конкретные показатели и индексы систематизированы, каждая группа охарактеризована с точки зрения доступности расчетов и полезности результатов для конкретного исследования.

Estimation of results of foreign economic activity in the region can be divided into two groups: evaluation of indexes for traditional forms like foreign trade indulging exports and imports; and evaluation of indexes for progressive forms of foreign economic activity like industrial, scientific-technical, investment and financial cooperation. Concrete measure instruments are systemized. The author gives arguments for possibilities to apply each group of indexes in concrete researches.

Одна из приоритетных задач определения направлений совершенствования и перспектив развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) региона — адекватная оценка текущего состояния ВЭД и выявление основных тенденций и проблем в этой сфере. В течение длительного советского периода основное внимание уделялось вопросам оценки и анализа эффективности внешнеторгового оборота, экспорта и импорта страны в целом. Если говорить об уровне отдельного регио-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 3. Экономические и юридические науки. С. 50 -56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.