Научная статья на тему 'Государственная инвестиционная политика: региональный аспект'

Государственная инвестиционная политика: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
750
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / КАЛУЖСКАЯ / КАЛИНИНГРАДСКАЯ / САМАРСКАЯ ОБЛАСТИ / FOREIGN INVESTMENT / THE KALUGA REGION / KALININGRAD / SAMARA REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Ю. Ю.

В статье на примере трех регионов (Калужская, Калининградская, Самарская области) анализируется реализация государственной программы по привлечению в регион иностранных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State investment policy: a regional perspective

The article analyzes the implementation of the state program on attracting foreign investment to the region on the example of the three regions (Kaluga, Kaliningrad, Samara region).

Текст научной работы на тему «Государственная инвестиционная политика: региональный аспект»

Государственная инвестиционная политика: региональный аспект

Ю.Ю. Леонова

Государство и бизнес связаны множеством прямых и обратных связей, и это наглядно проявляется в реализации инвестиционной политики, особенно в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Государственная (федеральная и региональная) власть выступает в данном случае как сторона, заинтересованная в иностранных инвестициях (потенциальный рост налоговых поступлений, увеличение занятости, насыщение внутреннего рынка и т. п.) и как ограничитель инициативы зарубежных инвесторов и отечественного бизнеса (федеральное и региональное законодательство, регламентирующее все аспекты иностранных инвестиций). В оптимальном варианте результатом государственной инвестиционной политики на конкретной территории могут стать: 1) создание благоприятной административной среды, под которой понимаются меры по минимизации затрат инвесторов на разного рода согласительные и разрешительные процедуры, по борьбе с коррупцией, по оптимизации контроля за деятельностью предприятий; к этому же направлению следует отнести и повышение прозрачности системы государственных и муниципальных закупок; 2) обеспечение инвесторов земельными участками с необходимой для реализации инвестиционных проектов инфраструктурой; 3) повышение доступности кредитных ресурсов для инвесторов (субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, предоставление государственных гарантий и т. п.), иначе говоря, помощь инвесторам в поиске и в получении средств на реализацию инвестиционных проектов; 4) реализация мер по снижению издержек инвесторов (налоговые льготы, льготные ставки аренды земли и недвижимости, минимизация тарифов на услуги естественных монополий и тому подобные меры); 5) способствование решению важных для инвесторов вопросов социальной сферы: подготовки кадров, жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры, т. е. вопросов обеспечения строящихся предприятий трудовыми ресурсами; 6) проведение информационной политики, в которой в первую очередь важно информирование инвесторов о существующих в регионе инвестиционных возможностях.

Для анализа интересов, факторов и ограничений зарубежного инвестирования мы выбрали три субъекта Федерации, каждый из которых отличается своей спецификой: Калужскую, Калининградскую и Самарскую области.

Калужская область в последнее время получила большую известность как регион, привлекающий значительные объемы иностранных инвестиций, в том числе благодаря эффективной инвестиционной политике областных органов власти; к тому же Калужская область — это близкий к Москве регион, и можно заранее предположить сочетание благоприятных факторов инвестирования.

42

Выпуск 5 2013

Ю.Ю. Леонова

Калининградская область — это приграничный и географически близкий к европейским странам регион, получающий особую федеральную поддержку с начала 1990-х гг. Самарская область — регион с высоким уровнем социальноэкономического развития, диверсифицированной экономикой, что в принципе могло бы способствовать притоку зарубежных инвестиций.

Калужская область: пример учета в государственной политике сочетания благоприятных факторов инвестирования

Калужская область — регион, который за период 2009-2012 гг. занял пятое место среди субъектов Российской Федерации по объемам привлеченных прямых иностранных инвестиций: 4,6% от всего объема ПИИ в страну за эти же годы. При этом в Калужской области проживает немногим более 1 млн человек, это около 0,7% численности населения страны. По суммарному объему ПИИ за 2009-2012 гг. в расчете на душу населения Калужская область заняла 3-е место среди субъектов Федерации, уступив только Ненецкому автономному округу и Сахалинской области с их динамично развивающейся нефтегазодобычей. ПИИ на душу населения в Калужской области (за тот же период) в 6,5 раза превысили среднероссийский показатель и в 2 раза — московский (Москва по рассматриваемому показателю занимала 8-е место). Таким образом, Калужскую область можно считать самым успешным в привлечении ПИИ российским несырьевым регионом.

Начало «бума» притока ПИИ в Калужскую область пришлось на 1998-2000 гг. Тогда область занимала по этому показателю 8-12-е места среди субъектов Российской Федерации, а доля области в общероссийским притоке ПИИ колебалась в пределах 1,7-2,2% (в 1995-1997 гг. этот показатель составлял всего 0,01-0,04%, а область занимала 51-58-е места среди регионов России). Максимального значения доля Калужской области в общероссийском притоке ПИИ достигла в 2010 г. — 7,6%. Это третье место среди российских регионов по абсолютному притоку ПИИ.

Отраслевая принадлежность инвестиционных проектов с участием прямых зарубежных инвесторов тоже разная, но имеющая важную позитивную черту: в Калужской области в последние годы доминируют инвестиции в сложные отрасли промышленности, тогда как проектов в более простой пищевой промышленности всего 3 из 41 (это производство кормов для животных, кондитерская и табачная фабрики). Калужская область — это еще один, наряду с Санкт-Петербургом, формирующийся с нуля крупный центр автомобилестроения. Здесь уже запущены заводы германской компании «Фольксваген» и шведской «Вольво» (производящей в Калуге грузовики), реализуется совместный франко-японский проект по выпуску автомобилей трех марок («Пежо», «Ситроен» и «Митсубиси»). Сборочные предприятия притягивают к себе производство автокомпонентов, поэтому вполне можно уже говорить о формировании целого автомобильного кластера. Еще примечательнее развитие в Калужской области фармацевтической промышленности, с которой дело в России обстоит, пожалуй, сложнее, чем с автопромом. Особо стоит отметить также производство телевизоров, парфюмерии и косметики. На средства финского инвестора стро-

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

43

Тема номера: «Государство как субъект предпринимательской деятельности»

ится частный индустриальный парк. Изначально Калужская область была, как и многие другие регионы, интересна прежде всего для предприятий пищевой промышленности, и в конце 1990-х в область пришла пивоваренная компания «САБМиллер».

Положительная сторона идущего в Калужской области инвестиционного процесса — это отсутствие концентрации ПИИ исключительно в Калуге и ее окрестностях, хотя роль региональной столицы все же решающая. Немало предприятий построено или строится в Обнинске и Боровском районе, в Детчино (Малоярославецкий район). Так, например, по данным Калугастата, из общего объема притока ПИИ в область в 2012 г. на Калугу пришлось 60,8% ПИИ, на Обнинск — 26,4%, на Боровский район — 6,8%, на Малоярославецкий район — 2,0%. С одной стороны, это объективное следствие экономико-географического положения Калужской области и ее городов и районов: Обнинск и названные районы ближе к Москве, нежели Калуга. С другой стороны, это результат целенаправленной политики органов власти Калужской области по рассредоточению производства в регионе, поскольку все рассматриваемые инвестиционные проекты с участием иностранного капитала связаны с индустриальными парками (подробнее рассматриваемыми ниже). Более того, руководство области продолжило курс на рассредоточение производства, обосновав федеральное решение о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Людиново и Людиновском районе области, который является одним из самых удаленных от Москвы.

Мотивами для ПИИ являются емкость рынков сбыта, возможность экономии на издержках производства и наличие ресурсов (прежде всего природных). Полезные ископаемые в Калужской области ограничиваются в основном бурым углем и сырьем для промышленности строительных материалов (глины, стекольные пески).

Из возможных мотивов зарубежного инвестирования остаются емкость рынка сбыта предприятий и возможность экономии на издержках производства. На наш взгляд, емкость рынка сбыта Калужской области надо оценивать как один из максимально высоких в стране. Калуга находится всего в 188 км от Москвы в старых ее границах, а 100-тысячник Обнинск — примерно в 120 км. Это то расстояние, на которое в Москву может привозиться даже скоропортящаяся продукция. В самой Калужской области подсчитали, что в радиусе 400 км от Калуги проживает 22 млн жителей.

Возможность экономии на издержках производства в Калужской области можно и нужно оценивать в сравнении с Москвой, Московской областью и похожими по экономико-географическому положению регионами. По данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Калужской области примерно в 2 раза ниже, чем в Москве, и в 1,5 раза ниже, чем в Московской области, то есть возможности экономии на издержках в Калужской области не столь уж впечатляющи.

Проблемой инвестиционной привлекательности Калужской области сами региональные власти (наряду с проблемами энергетической инфраструктуры) называют нехватку трудовых ресурсов, их отток в Москву, где уровень заработной платы выше. По всей видимости, эта проблема действительно существует,

44

Выпуск 5 2013

Ю.Ю. Леонова

однако при определенных усилиях властей она может быть решена путем привлечения трудовых ресурсов из других регионов, заведомо не обладающих, в отличие от Калужской области, высокой привлекательностью для инвесторов (в силу северности, удаленности и т. п.). Но для этого нужна нормализация ситуации на рынке жилья, что, впрочем, характерно и для многих других регионов.

Из действий по созданию благоприятной административной среды можно отметить создание в регионе институтов развития. Таковыми, в частности, являются: 1) Государственное автономное учреждение Калужской области «Агентство регионального развития Калужской области» (http://www.arrko.ru) — государственный оператор по консультированию и индивидуальному сопровождению инвесторов при реализации инвестиционных проектов. Функциями Агентства являются также привлечение инвестиций и маркетинг территории Калужской области; 2) ОАО «Корпорация развития Калужской области» — государственный оператор по созданию и развитию имеющейся инфраструктуры индустриальных парков, строительству и эксплуатации инженерной инфраструктуры; 3) ООО «Индустриальная логистика» — государственный оператор по предоставлению недискриминационного доступа к логистической и железнодорожной инфраструктуре (это основной инструмент реализации логистических проектов на территории области); 4) ОАО «Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области» — государственный оператор по развитию инновационного и высокотехнологичного сектора экономики. Упоминавшиеся индустриальные парки — это решение вопроса о предоставлении инвесторам земельных участков с необходимой им инфраструктурой. Корпорация развития Калужской области, занимающаяся индустриальными парками, заключает договоры о развитии инфраструктуры парков (о технологическом подключении, инвестиционные соглашения). Затем Корпорация может передать права на часть присоединяемых мощностей инвестору. В Инвестиционной стратегии Калужской области до 2020 г. (такой документ разработан в регионе) говорится о существовании в области девяти индустриальных парков: «Грабцево», «Калуга-Юг», «Росва» (все три — в Калуге), «Ворсино» (Боровский район), «Маклаки» (Думиничский район), «Сосенс-кий» (Козельский район), «Коллонтай» (Малоярославецкий район), «Обнинск» (г. Обнинск), частный индустриальный парк «И-Парк Лемминкяйнен» (Ба-бынинский район), а также одной промзоны «Детчино» (Малоярославецкий район). Еще раз обратим внимание на расположение индустриальных парков в разных районах области.

Возможные направления финансовой поддержки инвесторов регламентируются прежде всего законом Калужской области от 16 декабря 1998 г. № 31-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области»1.

Так, по налогу на имущество организаций действует пониженная ставка налога в 1,1% (при стандартной в 2,2%) для вновь созданного или приобретенного имущества, модернизированные или реконструированные основные средства в части суммы увеличения их первоначальной стоимости в связи с проведением

1 www.admoblkaluga.ru/sub/econom/invest/gospod

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

45

Тема номера: «Государство как субъект предпринимательской деятельности»

модернизации или реконструкции в течение одного налогового периода. Пониженная ставка налога на прибыль устанавливается для инвесторов, заключивших соглашение с правительством Калужской области о сотрудничестве (инвестиционное соглашение), т. е. налоговые льготы не являются автоматичес-кими2. Для получения налоговой льготы надо пройти процесс согласования инвестиционного проекта с представителями области. Еще одно требование для получения льготы по налогу на прибыль — размер среднемесячной заработной платы в организации-налогоплательщике должен быть не ниже установленной правительством области пятикратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Калужской области.

Как видим, Калужская область — это пример сочетания сразу нескольких благоприятных факторов инвестиционной привлекательности, главные из которых — емкий рынок сбыта, инфраструктура и усилия региональных властей. Скорее всего, при отсутствии хотя бы одной из этих составляющих нынешнего успеха в привлечении ПИИ у Калужской области не было бы.

Калининградская область: иностранные инвестиции в условиях особого географического положения и специальной федеральной поддержки

Калининградская область была выбрана для анализа как регион, являющийся российским анклавом в Европейском союзе и в силу этого потенциально привлекательный для иностранных инвестиций. По суше Калининградская область граничит с Литвой и Польшей, причем от Калининграда до польской границы всего 35 км, до литовской — 70 км. Невелики и расстояния от Калининграда до столиц ряда европейских стран, причем не только близлежащих прибалтийских (до Вильнюса — 350 км, до Риги — 390 км, до Таллина — 580 км, до Варшавы — 400 км), но и некоторых экономически высокоразвитых (до Берлина — 600 км, до Стокгольма — 650 км, до Копенгагена — 680 км, что даже меньше расстояния между Москвой и Санкт-Петербургом).

Правда, связи Калининградской области с другими российскими регионами затруднены, поскольку, во-первых, область отделена от них не только территориями других государств, но и международными водами. Во-вторых, область удалена от ключевых городов европейской части России (которые являются основными рынками сбыта продукции). Ближайший областной центр России — Псков — отстоит от Калининграда на 800 км, Москва — на 1289 км, Санкт-Петербург — на 940 км3.

Анализ статистических данных Росстата по притоку ПИИ в российские регионы показывает весьма скромные позиции Калининградской области по этому показателю. Максимальной доля области в притоке ПИИ была в 1996 и 2011 гг. — по 0,88%, в другие годы она варьировала от 0,08 до 0,63% (что ниже

2 Инвестиционные возможности в России: инструменты федерального и регионального уровня / АНО «Институт региональной политики», Аналитический центр «Эксперт». М., 2006.

3 Все расстояния от Калининграда до границ и других городов взяты с интернет-сайта правительства Калининградской области (http://gov39.ru).

46

Выпуск 5 2013

Ю.Ю. Леонова

доли области в населении страны). Соответственно и места Калининградской области среди других российских регионов по абсолютному притоку ПИИ были весьма скромными — от лучшего 12-го места в 2007 г. до 46-го — в 2001 г. Суммарно за 1995-2012 гг. доля Калининградской области в притоке ПИИ составила 0,44%, и это 30-е место, за 2009-2012 гг. — 0,59% и это 31-е место.

Информацию о работающих на территории Калининградской области организациях с участием иностранного капитала можно почерпнуть на сайте Ассоциации иностранных инвесторов в Калининградской области4, членами которой на сегодняшний день являются 40 компаний из 20 стран мира. Важно отметить, что из 36 известных членов Ассоциации иностранных инвесторов только 17 связаны с промышленным или сельскохозяйственным производством, что тоже скорее может расцениваться как фактор, негативно влияющий на инвестиционную привлекательность области (торговля, страхование, консалтинг — это, безусловно, важные отрасли экономики, но они не связаны с масштабными инвестициями). Аналогичные данные приводятся и в Стратегии развития Калининградской области: «Лидирующее положение среди компаний с иностранным капиталом по видам экономической деятельности занимает оптовая торговля, организация перевозок грузов, торговля автотранспортными средствами, производство строительных работ».

Следует учитывать, что к моменту распада СССР Калининградская область (как и Калужская) специализировалась прежде всего на машиностроении и пищевой промышленности, которые в условиях рыночной экономики 1990-х гг. оказались в довольно тяжелом положении. Поэтому пришедшие в Калининградскую область зарубежные капиталовложения мало связаны с прежней специализацией региона. Очевидным исключением можно считать инвестиции в рыбную промышленность, которая является традиционной для области отраслью (выделяется литовская компания «Вичюнай Русь»).

Анализ факторов инвестиционной привлекательности Калининградской области целесообразно начать с рассмотрения режима особой экономической зоны (ОЭЗ), созданной по решению федеральных властей на всей территории области. Сначала свободной, а потом особой экономической зоной Калининградская область была с самого начала 1990-х гг., но режим зоны за 20 с лишним лет ее существования трансформировался.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) в Калининградской области была создана Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г. № 497 «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области СЭЗ “Янтарь”». Затем был принят Федеральный закон от 11 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», который утратил силу в связи с принятием нового документа — Федерального закона от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». С момента своего создания и до 1 апреля 2006 г., когда вступил в силу последний закон об ОЭЗ в Калининградской области, свободная, а затем особая экономическая зона в регионе по своему типу была фактически свобод-

4 http://fias-kaliningrad.com

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

47

Тема номера: «Государство как субъект предпринимательской деятельности»

ной таможенной зоной. На территорию Калининградской области разрешался ввоз импортных товаров без уплаты таможенных платежей (т. е. без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на импортируемые товары), за исключением таможенных сборов. При потреблении товаров на территории Калининградской области или их экспорте таможенные платежи не уплачивались, при вывозе товаров из Калининградской области в другие российские регионы уплата таможенных платежей зависела от степени переработки товара на территории Калининградской области. При достаточной степени переработки, когда товары признавались произведенными в ОЭЗ, таможенные платежи не уплачивались, при недостаточной — уплачивались. Товар считался произведенными в ОЭЗ, если величина добавленной стоимости его обработки или переработки составляла не менее 30%, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, — не менее 15%, и его обработка влекла за собой изменение кода товара по таможенной классификации.

По мнению экспертов, результаты функционирования режима свободной таможенной зоны были принципиально разными до и после кризиса 1998 г. До кризиса, в начале 1990-х гг., режим свободной таможенной зоны позволил сдерживать рост цен на импортные товары, что было принципиально важно для Калининградской области, особенно пострадавшей от разрыва экономических связей в результате распада СССР (в силу изолированности области от других регионов страны). Вместе с тем режим свободной таможенной зоны усугубил спад производства (промышленного и сельскохозяйственного) в области, поскольку местным товарам было сложнее (по сравнению с продукцией других субъектов РФ) конкурировать с импортными товарами в силу их более низких цен. После кризиса 1998 г., напротив, режим свободной таможенной зоны способствовал бурному росту промышленного производства в Калининградской области на фоне других субъектов Федерации, т. к. в создавшихся в стране условиях развития импортозамещения строительство сборочных предприятий, использующих освобожденные от таможенных платежей комплектующие, было очень выгодно. Получилось, что режим свободной таможенной зоны компенсировал оторванность Калининградской области от остальной территории России (экономия на таможенных платежах превышала дополнительные затраты на транспортировку калининградской продукции в другие российские регионы). Вместе с тем создававшиеся предприятия были зачастую «отверточной» сборкой, да и перспективы сохранения режима свободной таможенной зоны в связи с вступлением России в ВТО были под вопросом. Как говорится на сайте Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, «произошедшие в Калининградской области, России и мире изменения диктовали необходимость приведения существовавшего режима особой экономической зоны в соответствии с реалиями»5. Поэтому режим ОЭЗ в Калининградской области было решено трансформировать.

В соответствии с законом об ОЭЗ в Калининградской области 2006 г., режим свободной таможенной зоны сохранен на 10-летний переходный период только для тех юридических лиц, которые были зарегистрированы на 1 апреля

5 http://minprom.gov39.ru/oez/history.php

48

Выпуск 5 2013

Ю.Ю. Леонова

2006 г., т. е. на дату вступления в силу нового закона и дату отсчета переходного периода. Для новых резидентов ОЭЗ в Калининградской области предусматриваются налоговые льготы.

Более того, до 2017 г. действует Соглашение в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана: «Резиденты ОЭЗ, ввозя на территорию Калининградской области импортные товары и помещая их под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на основании статьи 9 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. освобождаются от уплаты импортных пошлин и НДС, уплачиваемого при ввозе импортных товаров. Кроме того, на такие товары не распространяются меры нетарифного регулирования»6.

По крайней мере вплоть до недавнего времени налоговые льготы для резидентов ОЭЗ в Калининградской области были беспрецедентными для России, однако они не привели к инвестиционному буму в регионе (соответствующие данные мы приводили в начале параграфа). На май 2013 г. в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области (начиная с 2006 г.) было включено 124 предприятия, из них действующими резидентами ОЭЗ являются только 947. Таким образом, 30 компаний отказались от своих планов по реализации на территории Калининградской области проектов. Это почти 25% от зарегистрированных резидентов ОЭЗ. Соотношение 1:3 в отказавшихся от своих планов и действующих резидентов ОЭЗ со всей очевидностью свидетельствует о существующих в области проблемах с предпринимательским климатом.

Отметим также, что в области провалился проект создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2007 года № 73 и досрочно ликвидированной Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. № 1330. Причиной ликвидации ОЭЗ стало отсутствие за пять с лишним лет хотя бы одного инвестора, выразившего готовность стать резидентом ОЭЗ (хотя туристический потенциал Калининградской области считается довольно высоким).

Анализ ситуации в Калининградской области позволил сделать вывод о том, что это регион, непривлекательный для прямых иностранных инвесторов в силу узости рынка сбыта, связанного, в свою очередь, с изолированностью и удаленностью Калининградской области от других российских регионов. Правда, эту изолированность и удаленность федеральным органам власти удавалось компенсировать за счет масштабных таможенных льгот. В настоящее время таможенные льготы сохранены только для юридических лиц, зарегистрированных до 1 апреля 2006 г., для новых инвесторов предусматриваются масштабные налоговые льготы. При этом Калининградская область является наглядной иллюстрацией того, что только налоговых льгот инвесторам недостаточно, нужно решать и другие проблемы, в том числе административных барьеров.

6 http://minprom.gov39.ru/oez/preferencii.php

7 http://minprom.gov39.ru/oez/index.php. В этот реестр резидентов ОЭЗ не попадают те компании, которые начали свою деятельность благодаря режиму свободной таможенной зоны, в т. ч. «Автотор Холдинг».

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

49

Тема номера: «Государство как субъект предпринимательской деятельности»

Самарская область: иностранные инвестиции в регионе с высоким уровнем экономического развития

Самарскую область можно назвать «середняком» в привлечении прямых иностранных инвестиций. В Приволжском федеральном округе в последние годы она уступает Нижегородской области и Татарстану, однако эти два региона, на наш взгляд, не могут быть удачными примерами для настоящего исследования. Нижегородская область расположена довольно близко от Москвы (расстояние от Нижнего Новгорода до столицы всего 400 км), а эффект позитивного влияния крупнейшей российской агломерации мы уже рассмотрели на примере Калужской области. Татарстан — так называемый национальный регион, что может влиять на специфику привлечения в него иностранных инвестиций. Например, могут устанавливаться особые экономические связи с мусульманскими странами8. Самарская область — русскоязычный регион — больше подходит для сравнения с Калужской и Калининградской областями.

Прежде всего необходимо сказать о том, что область резко потеряла в своей инвестиционной привлекательности начиная с 2005 г., когда она стала 22-й среди субъектов РФ по объему притока ПИИ. В последующие годы места Самарской области среди других российских регионов варьировали от 17-го в 2006 и 2012 г. до 35-го в 2009 г., а доли в общероссийском притоке ПИИ — от 29% в 2005 г. до 1,28% в 2013 г. При этом доля Самарской области в населении страны, по данным последней переписи, — 2,25%, по этому показателю область занимает 11-е место среди российских регионов (расчеты автора по данным Росстата). В период 1995-2004 гг. Самарская область по объемам притока ПИИ занимала места в первой или начале второй десятки регионов. Наилучшие позиции у области были в 1998 г., когда она заняла 4-е место среди субъектов РФ по притоку ПИИ, а доля области в общем объеме ПИИ составила 5,53%. В остальные годы Самарская область занимала места с 6-го по 12-е, а ее доля в притоке ПИИ в страну варьировала от 1,06% до 2,96%.

Иностранные инвестиции в Самарской области отличаются высокой территориальной концентрацией, однако у региона есть своя специфика: по привлечению иностранных инвестиций лидирует не региональная столица, а второй по численности город — Тольятти, расположенный, правда, всего в нескольких десятках километров от Самары.

Из трех рассматриваемых нами регионов Самарская область — единственный субъект Федерации, который привлекает иностранные инвестиции в традиционные для себя отрасли специализации (хотя вложения все равно связаны с производством продукции для внутрироссийского рынка). Для Самарской области характерна высокая диверсификация структуры экономики. Власти региона выделяют восемь кластеров: автопромышленный, агропромышленный, аэрокосмический, нефтехимический, инновации, ИТ-кластер, химический кластер, биотехнологии (о последнем, правда, нет информации). При этом

8 Сложились особые отношения, в частности, между Татарстаном и Турцией: в особой экономической зоне промышленно-производственного типа «Алабуга» сразу несколько предприятий с турецкими инвестициями.

50

Выпуск 5 2013

Ю.Ю. Леонова

автомобильный кластер производит примерно 22% ВРП области и дает рабочие места 5% занятых в экономике области, нефтехимический кластер — это более трети экономического потенциала региона9.

Проблемой Самарской области является относительная удаленность от тех европейских стран, которые являются важными инвесторами в России. Именно не самым удачным (с позиций иностранных инвесторов) экономико-географическим положением можно объяснить тот факт, что, несмотря на наличие в Самарской области автомобильной промышленности (и, следовательно, соответствующих кадров и системы их подготовки), автосборочные предприятия появлялись в России прежде всего в приморском Санкт-Петербурге и его пригородах, а также вблизи московской агломерации.

Тем не менее федеральным властям, похоже, удалось переломить ситуацию путем создания вблизи Тольятти особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа. В «Тольятти» уже зарегистрированы резиденты, планирующие реализацию инвестиционных проектов в автомобильном кластере. Причем из 11 зарегистрировавшихся в ОЭЗ «Тольятти» резидентов только два являются российскими компаниями, а из девяти иностранных компаний только одна не связана с автопромом.

Промышленно-производственные ОЭЗ обычно успешны с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Привлекательность ОЭЗ определяется вложениями государства в создание инфраструктуры ОЭЗ (по данным правительства Самарской области, развитая промышленная инфраструктура обеспечит экономию капитальных затрат для инвестора до 30%10), а также благоприятным административным режимом, таможенными и налоговыми льготами.

Областными органами власти проводится и собственная инвестиционная политика. С 2008 г. проводит заседания Совет по содействию иностранным инвестициям при правительстве Самарской области, который является «коллегиальным совещательным органом, одна из задач которого — предоставление информационной и консультационной поддержки при организации бизнеса с участием иностранного партнера на территории области, а также при решении проблем оперативной деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории региона»11. В области есть ряд институтов развития, в том числе Корпорация развития Самарской области12. Правда, как и в Калининградской области, реальный вклад Корпорации в привлечение инвесторов неочевиден: на сайте корпорации упоминается только проект развития международного аэропорта Курумоч.

Как и в других субъектах РФ, в Самарской области действует региональный закон о поддержке инвестиций — областной закон от 17 марта 2006 г. № 19-ГД «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области», предусматривающий ряд механизмов государственной поддержки инвесторов. Один из примечательных — назначение кураторов ин-

9 http://www.investinsamara.ru/samara_region

10 http://www.investinsamara.ru/invest/state_support/sez_preferences

11 http://www.investinsamara.ru/invest/council

12 http://www.razvitie63.ru

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

51

Тема номера: «Государство как субъект предпринимательской деятельности»

вестиционных проектов, которые «оказывают содействие в подборе земельных участков, в прохождении всех согласительных и разрешительных процедур как с региональными органами власти, так и с федеральными, включая взаимодействие с налоговыми органами». Правда, кураторы работают только с крупными инвесторами (реализующими проекты от 650 млн руб. и более)13. Стоит также обратить внимание на бюджетные субсидии, связанные с обучением работников. Кроме того, Самарскую область отличает наличие собственной внутриобластной региональной политики14, которая в настоящее время выражается в особых преференциях для инвесторов в монопрофильных городах, которыми являются Тольятти, Чапаевск, Октябрьск и Похвистнево.

Тем не менее, хотя в области проводится разумная инвестиционная политика, можно утверждать, что при высокой емкости потребительского рынка и диверсифицированной высокоразвитой экономике регион, с позиций иностранных инвесторов, обладает не самым благоприятным экономико-географическим положением, которое в настоящее время власти фактически начинают компенсировать принятием обоснованных нормативных правовых решений.

Таким образом, примеры всех трех проанализированных нами субъектов Федерации показывают значимость государственной инвестиционной политики, которая может усиливать позитивные объективные факторы инвестиционной привлекательности регионов (деятельность региональных властей в Калужской области) или компенсировать ограничения инвестирования (таможенные льготы в Калининградской области и создание особой экономической зоны в Самарской области).

13 http://www.samregion.ru/economy/macro/investment

14 Аспекты регионального развития: взгляд из Самарской области - региона-лидера / Московский общественный научный фонд. М., 2005; Самарская область: от индустриальной к постиндустриальной экономике / под науч. ред. А.В. Полетаева. М.: ТЕИС, 2006.

52

Выпуск 5 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.