Научная статья на тему 'Факторы формирования юридической компетентности субъекта правовых отношений'

Факторы формирования юридической компетентности субъекта правовых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФАКТОРЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СУБЪЕКТ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / COMPETENCE / LEGAL COMPETENCE / THE FACTORS OF COMPETENCE / THE SUBJECT OF LEGAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жигулин А. А., Плаксина Н. И., Рябышева Е. Н.

Татья посвящена исследованию и анализу факторов формирования юридической компетентности субъекта правовых отношений, сущностным характеристикам юридической компетентности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жигулин А. А., Плаксина Н. И., Рябышева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to research and analysis of the factors forming the legal competence of the subject of legal relations, the essential characteristics of the legal competence of the expert.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования юридической компетентности субъекта правовых отношений»

Территория науки. 2015. № 1

(криминологические проблемы): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Ветров Дмитрий Николаевич. - М., 1998. - 185 с.

3. Пономарев П.Г. Прогноз тенденций развития криминальной ситуации в России // Преступность и законодательство. Преступность и правовое регулирование борьбы с ней. - М.: Криминолог. Ассоц., 1997. - С. 35 - 36.

4. Джафарли В.Ф.-оглы. Уголовная ответственность за совершение хищений в банковской сфере, связанных с использованием электронных платежных средств: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003. - 168 с.

5. Пластиковые карты / А.А. Андреев [и др.]. - М.: Издательская группа БДЦ-Пресс, 2002. - 576 с.

Жигулин А.А., Плаксина Н.И., Рябышева Е.Н.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТА ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Воронежский экономико-правовой институт. г. Воронеж, Россия

Ключевые слова: компетентность, юридическая компетентность, факторы компетентности, субъект правовых отношений.

Keywords: competence, legal competence, the factors of competence, the subject of legal relations.

Аннотация: статья посвящена исследованию и анализу факторов формирования юридической компетентности субъекта правовых отношений, сущностным характеристикам юридической компетентности специалиста.

Abstract: article is devoted to research and analysis of the factors forming the legal competence of the subject of legal relations, the essential characteristics of the legal competence of the expert.

Целостное представление о процессе развития юридической компетентности субъекта правовых отношений невозможно без выявления детерминант ее развития - психолого-акмеологических факторов. Психолого-акмеологические факторы рассматриваются нами как основополагающие причины развития правовой компетентности современного специалиста, которые являются источником для начала всего процесса правового развития субъекта учебно-профессиональной деятельности, обусловившие его результат. Рассматриваемые факторы являются теми обстоятельствами развития правовой компетентности современного специалиста, которые

122

Территория науки. 2015. № 1

отражают всю сложность и многоаспектность детерминантного поля правовой подготовки в учебном заведении высшего профессионального образования.

Рассматривая современного специалиста как субъекта правовых отношений, правовое развитие личности является составляющей ее общего развития, внутренним фактором, движущей силой такого развития, которое в ряде случаев может быть решающим в профессиональном становлении субъекта деятельности и взаимоотношений. В этом случае правовая компетентность выступит как субъектная характеристика, т.е. станет способностью самого субъекта и тогда появится возможность перенесения этой способности в новые условия деятельности. Личностное и субъектнодеятельностное самосовершенствование, являясь системообразующим фактором жизнедеятельности и профессиональной подготовки, обеспечивает формирование правовой компетентности в структуре акмеологической культуры личности.

В качестве важнейших факторов, влияющих на правовую компетентность индивида в современном российском обществе, выделила следующие: качественное образование; накопленный опыт; умение профессионально применять знания [1, С. 49]. Вместе с тем, необходимо отметить, что правовая компетентность развивается и формируется в процессе правовой социализации, под которой понимается процесс освоения индивидом правовой культуры общества, вхождение в нее. Отношение личности к праву и закону не столько на стадии ознакомления с правовым материалом, сколько в процессе конкретного приложения правовых знаний в общественной практике [2, С. 55]. Исходя из этого, следует, что правовая компетентность сама по себе не является гарантией правомерного поведения личности, основанного на уважении к закону и правовым ценностям. Гарантией в данном случае выступает система правовой безопасности личности, основанная на эффективности социальноправовых преобразованиях в обществе. Нормативно-правовой аспект является составной частью информационно-психологической безопасности личности. А информационно-психологическая безопасность, в свою очередь, образуется совокупностью нормативных правовых актов, других нормативных документов, регулирующих отношения в области выявления угроз безопасности индивидуального и массового сознания граждан и противодействия этим угрозам, обеспечивающего реализацию конституционных прав и свобод, их законных ограничений, охрану психического здоровья граждан, сохранение социального спокойствия в обществе.

123

Территория науки. 2015. № 1

Теоретический анализ научных подходов позволил разработать методику и выявить психолого-акмеологические факторы формирования юридической компетентности субъекта правовой деятельности:

1. «Правовая культура». Процесс усвоения правовой культуры, правовых норм и стандартов правового поведения протекает последовательно, в соответствии с этапами социализации личности. Основой правовой культуры выступает правосознание. Правовая культура ориентирована на развитие правового сознания граждан, воздействуя на человека в нескольких направлениях: во-первых, способствует социализации индивида, формируя у него способность к выполнению определенной социальной роли как субъекта правовых отношений, соответствовать принятым в обществе образцам поведения; во-вторых, правовая культура влияет на установление индивидом определенной системы ценностей; в-третьих, способствует выработке навыков, привычек и стереотипов правового поведения [2, С. 62-63].

2. «Правовая информированность». В Концепции национальной

безопасности Российской Федерации в качестве национальных интересов России определены соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения правовой информации и ее использования, единство правового информационного пространства, становление демократического общества. Важной особенностью психологического аспекта правовой информированности как детерминанты развития правовой компетентности современного специалиста является раскрытие операциональных качеств данного феномена. Правовая информированность включает в себя следующие признаки: правовую осведомленность; избирательность, которая

характеризуется содержанием и направленностью правовой информации; степень активного отношения к правовым институтам, характеризуемая деятельностным применением правовых предписаний, участием в распространении правовой информации; в правовом просвещении и правовой пропаганде; степень определяющего влияния правовой информации на социализацию личности, на ее социальное поведение и правовую культуру, на ее мировоззрение. Хотя правомерное поведение является не только следствием правовой информированности граждан, необходимо отметить, что в образовательной среде правовая информированность в вопросах жизни и профессиональной деятельности выступает важным фактором развития, как правовой компетентности, так и профессионализма в целом.

124

Территория науки. 2015. № 1

3. «Социально-правовая адаптированность». Социально-правовая адаптированность личности студента выступает как фактор развития его правовой компетентности. Адаптированная уравновешенная психическая деятельность обеспечивает состояние профессионального здоровья, адекватную реакцию личности на физические, биологические и психические воздействия, формирует ощущение спокойствия и удовлетворения. Важнейшим пусковым моментом развития дезадаптивных состояний является нехватка адекватного и целенаправленного реагирования [3, С. 84]. Фактор социальноправовой адаптированности выступает доминирующим при анализе личности как носителя моральных норм, и связанной с ними нормативности поведения.

4. «Гражданско-правовая субъектность». Гражданско-правовая субъектность как внутренняя активность в достижении правовой зрелости связана, прежде всего, с ценностно-смысловой стороной профессионального и правового развития личности специалиста как субъекта правовых отношений. Гражданско-правовая субъектность специалиста, выступая фактором развития его правовой компетентности, проявляется в тенденции изменения типа отношений студента к учебно-профессиональной деятельности, социальноправовым явлениям окружающей действительности и к себе как субъекту правовых отношений в сторону повышения правовой самооценки, профессиональной мотивации, целевой перспективы расширения правового пространства личности. Гражданско-правовая субъектность - это качество гармонично развитой, творческой, «суверенной» в известных пределах по отношению к государству личности, знающей свои права, обязанности, ориентирующейся в мире юридических явлений, способной находить законные, гуманные способы разрешения жизненных затруднений, исполнять правовые нормы в силу внутреннего убеждения [3, С. 89-93]. В этом контексте гражданско-правовая субъектность может рассматриваться, как элемент смысловой регуляции учебно-профессиональной деятельности, проявляющаяся в расширении или ограничении совокупности возможностей развития личности.

Таким образом, выявленные психолого-акмеологические факторы формирования юридической компетентности субъекта правовых отношений, раскрывая объективные и субъективные аспекты эффективности данного процесса, позволяют его моделировать с целью оптимизации образовательного процесса по формированию компетентностного специалиста и гражданина в правовом отношении.

125

Территория науки. 2015. № 1

Список литературы

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003, № 5.

2. Махрова М.В., Хузина А.Х. К вопросу об определении критериев правовой компетентности // Вестник ОГУ. - 2008, № 81.

3. Семитко А.П., Русинов Р.К. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права, 2009. - № 3.

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.